Перейти к:
Богословские степени в оптике российского законодательства и конфессиональных норм
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-929-950
Аннотация
Статья посвящена вопросу о том, как богословские степени регламентируются российским законодательством и конфессиональными нормами. Исследование опирается на системный анализ федеральных нормативных и правовых актов, внутренних установлений православных, исламских и протестантских религиозных организаций, локальных нормативных актов образовательных и научных организаций, проводящих богословскую научную аттестацию, а также документов и материалов защит диссертаций в конфессиональных диссертационных советах. Изучение источниковой базы позволило определить специфические особенности систем богословской научной аттестации, а также выявить их сходства с государственной системой, в первую очередь – с работой образовательных и научных организаций, получивших право самостоятельно присуждать государственные ученые степени. Требования, предъявляемые к соискателям богословских степеней, практически идентичны государственным аналогам, а в ряде случаев превышают их. Тем не менее вплоть до настоящего времени сохраняется серьезное неравноправие между обладателями государственных ученых степеней и богословских степеней. Последним из названных предоставляются ограниченные академические и профессиональные права, несмотря на то что правила и практики присуждения богословских степеней по большинству параметров являются аналогичными государственной научной аттестации.
Ключевые слова
Для цитирования:
Егоров С.Ю. Богословские степени в оптике российского законодательства и конфессиональных норм. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):929-950. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-929-950
For citation:
Egorov S.Yu. Theological degrees in the framework of the Russian legislation and confessional norms. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):929-950. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-929-950
Введение
После появления терминов «богословские степени» и «богословские звания» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году начался новый период развития теологического, религиозного и духовно-нравственного образования1. Подготовка кадров высшей квалификации и до этого велась традиционными религиями и конфессиями России, однако впервые в новейшей истории ученые степени, присуждаемые и признаваемые вне государственной системы научной аттестации, были официально упомянуты непосредственно в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и стали учитываться в рамках процедур государственного лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ [1]. Данное нововведение активизировало работу конфессиональных систем научной аттестации и привело к появлению целого ряда различных вариантов их развития [2]. Несмотря на достаточно активную практику в данной сфере, в рамках научных дискуссий вопросы нормативного регулирования богословских степеней остались практически полностью вне обсуждений [3]. При этом и для совершенствования российского законодательства, и для создания норм канонического права российских религиозных объединений требуется всестороннее изучение данного феномена и анализ его основных характеристик [4].
Теоретическая база для подобного исследования сформирована несколькими смежными дискуссиями, содержание которых так или иначе соприкасается с феноменом богословских степеней [5]. В первую очередь следует обратить внимание на работы, посвященные вопросам развития теологии и теологического образования в светском и религиозном пространстве. Подобным трудом занимаются Д.В. Шмонин [6], А.Ю. Егоров [7], К. Пеннер [8] и их коллеги, в своих публикациях анализирующие историю, современное состояние и трансформацию программ подготовки служителей в образовательные программы для более широкой аудитории. Ценные сведения дают исследования и наработки в сфере канонического права. Его рассмотрение осуществляют В.В. Баган [9], Р.В. Тупикин [10], А.М. Величко [11] и другие теоретики и практики в этой области. И, наконец, сравнительную рамку обеспечивают книги и статьи, раскрывающие особенности развития систем присуждения государственных ученых степеней. Данное направление представляют А.В. Бекин [12], Е. Денисова-Шмидт [13], Ж.П.М. Ларсон [14] и иные специалисты, фокусирующие свое внимание на различных аспектах осуществления программ подготовки кадров высшей квалификации и богословской научной аттестации.
Ключевой вопрос настоящего исследования можно сформулировать следующим образом: как богословские степени регламентируются российским законодательством и конфессиональными нормами? Каковы требования для работы конфессиональных диссертационных советов? Какие условия предъявляются к соискателям богословских степеней? На какие светские и конфессиональные права могут претендовать обладатели подобных степеней? Источниковая база, необходимая для поиска ответов на указанные вопросы, включает несколько групп материалов. В первую из них входят нормативные и правовые акты федерального законодательства, а также государственные стандарты подготовки кадров высшей квалификации. Ко второй группе относятся внутренние установления религиозных организаций, создавших свои системы присуждения богословских степеней. На сегодняшний день такие системы наиболее развиты в православных, исламских и протестантских религиозных объединениях. К третьей группе относятся локальные нормативные акты образовательных и научных организаций, на базе которых проводится богословская научная аттестация, а также информационные и новостные материалы, свидетельствующие об их деятельности. В качестве методологической основы будет применен системный подход, позволяющий проследить наиболее значимые взаимосвязи и закономерности в оптике ключевого исследовательского вопроса.
Требования к базовым организациям и конфессиональным диссертационным советам
Основой для работы систем богословской научной аттестации являются конфессиональные диссертационные советы. Федеральное законодательство не содержит норм, напрямую регулирующих деятельность данных структур, что обеспечивает высокий уровень свободы действий для организаторов богословского образования [1]. Тем не менее религиозные организации всех направлений в своих внутренних установлениях регулярно указывают на необходимость ориентироваться на светские нормативные и правовые акты при разработке аналогичных конфессиональных регламентов2. Следствием этого становится схожесть структур и содержания подобных религиозных документов с их государственными аналогами [5]. Так, например, в обоих случаях регламентации подлежат требования к организациям, на базе которых создаются диссоветы, к членам подобных советов, а также к рецензентам и внешним организациям, участвующим в рассмотрении и защите диссертаций3. Стоит отметить, что в ведущих образовательных и научных организациях, которым после университетской реформы 2016 года разрешено самостоятельно присуждать государственные ученые степени, локальные нормативные акты развиваются схожим образом [15]. Все это позволяет получить теоретическую схему для системного анализа организационных условий присуждения богословских степеней.
В рамках государственной системы научной аттестации диссертационные советы могут быть созданы на базе образовательных и научных организаций. Данному требованию соответствуют только образовательные организации высшего и дополнительного профессионального образования всех форм собственности4. В православных, исламских и протестантских религиозных объединениях предусмотрены аналогичные условия для создания и работы диссоветов [2]. Современное российское законодательство позволяет ЦРО по мере необходимости учреждать другие организации различных организационно-правовых форм5. Исключительным правом ЦРО является учреждение духовных образовательных организаций (ДОО), осуществляющих образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций6. Так как ДОО регистрируются в качестве религиозных организаций, большинство конфессиональных диссертационных советов создается на их базе, что позволяет обеспечивать необходимые организационные условия с учетом той или иной религиозной специфики [16]. Помимо ДОО в качестве базовых могут выступать организации других форм, которым подобное право предоставляется на основе внутренних установлений ЦРО соответствующей конфессиональной принадлежности. Кроме того, сами ЦРО способны играть роль непосредственной базы для создания конфессиональных диссоветов.
Требования к членам конфессиональных диссертационных советов в традиционных религиях и конфессиях России в целом совпадают. В православные советы приглашают светских и церковных специалистов, имеющих государственные ученые степени кандидата и доктора наук, а также богословские степени, присужденные в Российской Федерации и в других странах канонической территории Русской православной церкви (РПЦ)7. В исламских диссоветах работают научные и педагогические работники российских и зарубежных университетов из дружественных арабских стран8. Так как в исламском образовании существует всего один уровень богословских степеней, фактически большинство членов советов обладают квалификациями, аналогичными государственной ученой степени кандидата наук9. В протестантские диссертационные советы включают теоретиков и практиков, представляющих светские и конфессиональные академические сообщества. При этом достаточно распространенной практикой является приглашение ученых, являющихся представителями других конфессий и религий, для получения внешней оценки диссертации [5]. Во всех случаях от членов диссоветов требуется наличие публикаций по соответствующим научным специальностям, а нередко и иных подтверждений способности осуществлять квалифицированную научную оценку [2].
Во всех конфессиональных диссертационных советах предусматривается рецензирование диссертаций соискателей богословских степеней [3]. В православном образовании применяется модель, аналогичная государственной системе. Общую оценку производит диссовет, а для рецензирования в зависимости от уровня искомой степени назначаются два или три оппонента, имеющие публикации по соответствующей научной специальности, и внешняя ведущая организация10. Кандидатские диссертации могут оценивать один кандидат наук и один доктор наук. Докторские диссертации должны быть отрецензированы тремя докторами наук11. В исламском образовании для подготовки отзывов на диссертацию также могут быть назначены два оппонента, имеющих кандидатские или докторские степени, и ведущая организация12. В протестантском образовании распространены два подхода к оценке диссертаций. Первый – аналогичный описанному выше, при этом четкое соотношение обладателей кандидатских и докторских степеней в числе оппонентов не устанавливается. Второй – отказ от оппонентов и внешней организации, взамен которых функции рецензирования диссертации передаются каждому члену диссертационного совета13. В качестве дополнительных могут приниматься отзывы от практиков в сфере теологии и служения.
Последовательное изучение государственных и конфессиональных регламентов, содержащих требования к базовым организациям, диссертационным советам и рецензентам, показывает структурное и содержательное сходство условий светской и богословской научной аттестации. Подтверждением этого служат не только положения соответствующих официальных документов, но и материалы, свидетельствующие о непосредственной практике в данной сфере. Так, например, большинство организаций, на базе которых созданы конфессиональные диссоветы, являются образовательными организациями, чаще всего – ДОО. Фактические списки членов диссоветов всех религиозных направлений содержат кандидатов наук и докторов наук, а также обладателей аналогичных богословских степеней. Публичные сведения о защитах позволяют сделать вывод о том, что в роли оппонентов и рецензентов выступают ведущие специалисты, имеющие российские и зарубежные ученые степени по профильным и смежным научным специальностям. Существенным отличием является всесторонний контроль конфессиональных диссоветов со стороны ЦРО, который в государственной системе присутствует только на этапе создания диссертационных советов по группе научных специальностей 5.11. Теология и заключается в необходимости получения от ЦРО рекомендаций для потенциальных членов подобных советов.
Требования к соискателям богословских степеней и диссертациям
Помимо организационных условий государственные и конфессиональные регламенты содержат требования к соискателям и диссертациям. Наиболее значимыми из них можно считать предшествующее образование, способы подготовки диссертаций, а также виды и формы их представления [17]. На протяжении длительного периода в диссертационных советах, контролируемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК), соискатели ученых степеней по юридическим и медицинским научным специальностям могли быть допущены к защите только при условии наличия соответствующего высшего образования, подтвержденного дипломом специалиста или магистра. Впоследствии данное требование было удалено из профильного федерального положения14, однако оно сохранилось в ряде организаций, самостоятельно присуждающих государственные ученые степени15. В государственной системе подготовить кандидатскую диссертацию можно в рамках программы аспирантуры, в форме соискательства, а также по месту работы научного или научно-педагогического работника. Докторскую степень присуждают выпускникам докторантур16. Что касается форм диссертаций, то они доступны в двух вариантах – отдельная научная работа в сопровождении публикаций и научный доклад на основе подборки публикаций соискателя в рецензируемых научных изданиях [17].
Требования к предыдущему образованию несколько отличаются в диссоветах традиционных религий и конфессий России. В православном образовании соискатель должен предоставить документ о высшем образовании в виде диплома специалиста, диплома магистра или диплома об окончании аспирантуры17. Подобный диплом может быть получен как по программам с государственной аккредитацией по любому направлению подготовки, так и по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций18. В исламском образовании для выхода на защиту соискатель должен сначала освоить программу конфессиональной докторантуры. Так как степень «доктор исламских наук» является единственной присуждаемой богословской степенью, подобные программы аналогичны государственной аспирантуре, но реализуются по лицензии для программ подготовки служителей и религиозного персонала19. В протестантском образовании соискатель должен предоставить диплом о высшем образовании. В части организаций допускается только диплом по богословской специальности20, в других принимается диплом специалиста или магистра, полученный по любым направлениям подготовки [17]. Для получения степени уровня доктора наук во всех случаях требуется наличие предшествующей богословской степени.
В православном образовании подготовка кандидатской диссертации возможна в двух вариантах – в рамках программы аспирантуры по богословию или церковной истории, а также в рамках соискательства21. Для подготовки докторской диссертации прикрепление к какой-либо базовой организации не является обязательным условием. Тем не менее в списке документов, предоставляемых вместе с диссертацией, числится заключение организации, где выполнялась диссертация, а также отзыв научного консультанта, утвержденного подобной организацией22. В исламском образовании, как уже было отмечено, подготовка диссертаций осуществляется только во время освоения программ конфессиональной докторантуры. Существование альтернативных вариантов не предусмотрено соответствующими внутренними установлениями23. В протестантском образовании освоение программы аспирантуры и докторантуры, как правило, не является обязательным условием допуска к защите диссертации в диссертационном совете. Подготовка диссертаций может осуществляться при прикреплении к организации, которой ЦРО соответствующей конфессиональной принадлежности предоставлено право осуществлять работу с соискателями богословских степеней24. Кроме того, диссертация может быть подготовлена в ходе освоения любой внешней аспирантуры или докторантуры по смежной специальности [17].
В православном образовании диссертация может быть оформлена в виде отдельной научной работы, основные положения которой отражены в публикациях соискателя. Православная кандидатская диссертация должна составлять не более 450 000 знаков, а для докторской диссертации установлен лимит в 650 000 знаков. Для получения степени кандидата богословия также необходимо предоставить не менее трех, а для докторской степени – не менее пятнадцати статей25, размещенных в изданиях из перечней ВАК и РПЦ26. В исламском образовании диссертация может быть оформлена в качестве рукописи или в виде докторского доклада. Универсальные требования к объему такой работы и к прилагаемым публикациям не устанавливаются27. В протестантском образовании распространены три подхода к оформлению. Первый – рукопись диссертации с приложением к ней не менее трех публикаций в рецензируемых изданиях на кандидатском уровне и от семи до пятнадцати на уровне доктора наук. Второй – отдельная научная работа без дополнительных публикаций28. Третий – подборка, на первом уровне включающая не менее трех, а на втором – от семи публикаций научной, производственно-практической и учебной направленности [17].
Систематическое рассмотрение документальных свидетельств о работе российских конфессиональных систем научной аттестации показывает, что требования к соискателям богословских степеней и их диссертациям в большей степени соответствуют условиям, утвержденным в локальных нормативных актах образовательных и научных организаций, осуществляющих самостоятельное присуждение государственных ученых степеней. Последние вследствие получения особых прав находятся в постоянном поиске новых методов и форм подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. После нескольких лет активных экспериментов в данных организациях сформировалась совокупность устойчивых трендов, которые получают наибольшее распространение в академическом пространстве. В традиционных религиях и конфессиях России наблюдаются аналогичные тенденции – по прошествии десятилетий инновационной и экспериментальной деятельности соответствующие системы постепенно приходят к унификации собственных правил и практик за счет применения универсальных образцов. Стоит отметить, что в теологическом, религиозном и духовно-нравственном образовании широко применяются наработки ведущих российских и мировых университетов. Обратные процессы развиты в значительно меньшей степени, в первую очередь, по причине многократно меньшего количества и разнообразия исследований опыта, накопленного в конфессиональных системах.
Конфессиональные и светские права обладателей богословских степеней
Термин «богословские степени» был введен в российское законодательство без официальной расшифровки. По косвенным признакам можно утверждать его соответствие понятию «ученые степени», что обосновывается целым рядом федеральных и региональных актов [1]. Появление новой правовой категории, нормативно не соотнесенной с существовавшими ранее, привело к тому, что обладатели богословских степеней получили академические и профессиональные права в ограниченном объеме по сравнению с обладателями других ученых степеней [5]. В 2023 году в Государственной думе Российской Федерации в первом чтении был рассмотрен законопроект, нацеленный на государственное признание ранее выданных дипломов о богословских степенях наравне с государственными дипломами о других ученых степенях29. В развернувшихся после этого экспертных дискуссиях высказывались различные мнения о порядке подобного признания. Наиболее распространенными оказались два основных варианта. Первый – разработать процедуру по аналогии с правилами признания ученых степеней, полученных в других государствах30. Второй – признать дипломы по факту их выдачи, по аналогии с тем, как это было сделано, например, с дипломами Сколтеха31.
Академические права обладателей богословских степеней фактически обусловлены местом их трудоустройства. В ДОО и в других частных образовательных организациях, учредителями которых являются религиозные организации, богословские степени учитываются при оценке квалификации педагогических работников в рамках процедур государственного лицензирования и государственной аккредитации. В расчет берутся как богословские степени, присужденные на территории Российской Федерации, так и зарубежные степени, признанные соответствующими российскими ЦРО32. Во ФГОС бакалавриата и магистратуры, а также в ранее действовавших ФГОС аспирантуры по направлению подготовки «Теология» указано, что обладатели богословских степеней могут быть научно-педагогическими работниками33, в том числе руководителями выпускных квалификационных работ обучающихся34. Во ФГОС по другим направлениям подготовки обладатели богословских степеней не упоминаются, однако как научно-педагогические работники образовательных организаций, учрежденных ЦРО, они могут вести учебные предметы, курсы, дисциплины и модули, обеспечивающие религиозный компонент образования35. Подобные возможности и ограничения распространяются на все богословские степени, независимо от того, в рамках какого религиозного направления они были присуждены или признаны [15].
Согласно православным образовательным стандартам, обладатели степени кандидата богословия имеют право подготовить вторую диссертацию и претендовать на получение более высокой богословской степени – доктора богословия, доктора церковной истории, доктора церковного права или доктора церковного искусства36. В профильных регламентах исламского образования прямо указано, что присуждение единственной предусмотренной степени доктора исламских наук в отношении одного человека может производиться только один раз37. В протестантском образовании на уровне кандидата наук введено деление на профессиональные и академические степени, имеющие различные наименования, включая доктора служения, доктора богословия, кандидата наук о богословии и иные варианты38. Наличие любой из них позволяет написать более основательную диссертацию и получить степень доктора наук о богословии или доктора хабилитата по богословию [5]. Во всех религиозных направлениях наличие богословской степени открывает доступ к вхождению в конфессиональные диссертационные советы39. При этом включение в государственные диссоветы остается недоступным всем, за исключением тех, кто получил степень по богословию за рубежом и смог признать ее посредством государственной процедуры.
В традиционных религиях и конфессиях России обладатели богословских степеней не только осуществляют образовательную и научную деятельность, но и занимаются другой работой [18]. Так, например, в профильных структурных подразделениях и учреждениях ЦРО, координирующих развитие теологического, религиозного и духовно-нравственного образования, наличие богословской степени у сотрудников часто является обязательным условием40. Аналогичная ситуация присутствует и в регламентах конфессиональных экспертных советов, где обладание подобной степенью рекомендуется либо требуется в обязательном порядке41. При назначении на руководящие позиции в служении богословские степени и богословские звания играют имиджевую роль и могут давать преимущество при конкурсном отборе42. Стоит отметить, что при государственной квалификационной оценке руководителей образовательных организаций теологической и религиозной направленности богословские степени и богословские звания, включая почетные степени и звания, рассматриваются наравне с другими учеными степенями и учеными званиями43. Обозначенный круг прав и возможностей дополнительно мотивирует к получению богословских степеней тех, чья карьера и служение связаны с религиозными организациями.
Внутренние установления российских религиозных организаций при их систематическом сравнении с нормами федерального законодательства демонстрируют устойчивое сходство в части предоставления прав и возможностей обладателям ученых степеней. Богословские степени, фактически являющиеся разновидностью ученых степеней, обеспечивают близкий к ним перечень академических и профессиональных прав, ограничение которых связано с местами работы их обладателей. В религиозной сфере отличия незначительны, однако за ее пределами начинается существенное сокращение области допустимого. Фактически вне организаций, учрежденных ЦРО, полнота прав обладателей богословских степеней может быть обеспечена лишь в частном порядке в образовательных и научных организациях, наделенных широкой автономией, предполагающей в том числе право разрабатывать собственные образовательные стандарты, а также самостоятельно присуждать и признавать ученые степени. Полномасштабное государственное признание богословских степеней наравне с другим учеными степенями способно устранить существующее неравноправие и стимулировать развитие государственного и частного образования. Пока же расширение прав, предоставляемых по факту получения богословской степени, возможно лишь путем их внесения во внутренние установления религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации.
Заключение
Проведенное исследование позволило получить несколько выводов, важных для развития образовательной, научной и религиозной деятельности. Традиционные религии и конфессии России в своих конфессиональных нормах стремятся утверждать сопоставимые с государственными правила и практики подготовки кадров высшей квалификации и последующей богословской научной аттестации. Так, к примеру, требования, предъявляемые для создания и функционирования конфессиональных диссертационных советов, практически полностью идентичны их аналогам, созданным и утвержденным для обеспечения функционирования государственных диссоветов. Основные отличия заключаются в особых правах, предоставляемых религиозным организациям профильным федеральных законодательством. При сравнении между собой разных систем богословской научной аттестации можно обнаружить множество соответствий, при этом сходства видны и при их сопоставлении с образовательными и научными организациями, имеющими право самостоятельно присуждать государственные ученые степени. Православные, исламские и протестантские религиозные объединения за недавние годы проделали заметную работу по унификации собственных регламентов и по повышению степени их доступности для широкого ознакомления. Благодаря этому стало возможным проведение сравнительных исследований, способствующих гармонизации государственных и конфессиональных образовательных и научных систем.
Требования, предъявляемые к соискателям богословских степеней, практически идентичны государственным аналогам. В зависимости от того, какая ЦРО регулирует работу конфессиональных диссертационных советов, они выставляются на уровне профильного федерального положения или же выше него. При этом речь идет именно об универсальных правилах, поскольку содержательные аспекты практически всегда оцениваются экспертным образом. Стоит отметить, что подобная ситуация существует не только в области теологического и религиозного образования. Два диссовета по любой научной специальности, созданные на базе двух разных организаций, могут формулировать как схожие, так и диаметрально противоположные выводы об одном и том же тексте диссертации. Данное обстоятельство необходимо учитывать при рассмотрении богословских работ, содержание которых может получать радикально отличающиеся оценки не только при переносе из религиозного пространства в светское, но и в своем изначальном контексте. На преодоление организационных проблем, вызванных особенностями такого рода, в том числе была направлена университетская реформа 2016 года, позволившая ведущим университетам самостоятельно присуждать государственные ученые степени без согласования диссертаций с ВАК.
Внесение на рассмотрение упомянутого законопроекта о признании богословских дипломов вновь актуализировало вопрос о равенстве прав обладателей богословских степеней и государственных ученых степеней. С момента появления соответствующего термина в федеральном законодательстве была проделана огромная работа, позволившая прояснить академические и профессиональные права, необходимые для развития теологического, религиозного и духовно-нравственного образования. Тем не менее вплоть до настоящего времени в данном вопросе сохраняется серьезное неравноправие. Для его устранения предпринимались различные попытки, в том числе закрепление участия ЦРО в образовательных программах по «Теологии» с государственной аккредитацией, а также в создании диссертационных советов по группе научных специальностей 5.11. Теология. Несмотря на приложенные усилия, проблема не была полностью преодолена, из-за чего сохраняется затрудненность академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников, получивших богословскую подготовку. Одним из решений указанной проблемной ситуации может стать создание правовых рамок для систем богословской научной аттестации по аналогии с теми, которые были созданы для присуждения государственных ученых степеней в ведущих российских университетах и научно-исследовательских институтах.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2 Положение о кандидатских диссертационных советах в РПЦ. ОЦАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/polozhenie-kand.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 N 842 «О порядке присуждения ученых степеней». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70461216/ (дата обращения: 28.08.2024).
4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2017 N 1093 «Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71825906/ (дата обращения: 28.08.2024).
5 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
6 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7 Положение об Объединенном докторском диссертационном совете. Минская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minda.by/nauka/doktorskij-sovet/polozhenie-ob-doktorskom-sovete/ (дата обращения: 28.08.2024).
8 Комиссия по защите диссертаций. Совет по исламскому образованию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islamobr.ru/komissiya-po-zashhite-dissertacij/ (дата обращения: 28.08.2024).
9 Совет по присуждению богословской степени доктора исламских наук. Болгарская исламская академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bolgar.academy/sovietdisser/ (дата обращения: 28.08.2024).
10 Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви. ОЦАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/pdf/dissovet/regulations_main.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
11 Положение об Объединенном докторском диссертационном совете. Минская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minda.by/nauka/doktorskij-sovet/polozhenie-ob-doktorskom-sovete/ (дата обращения: 28.08.2024).
12 Положение о присуждении богословских ученых степеней. Дагестанский исламский университет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diudag.ru/wp-content/uploads/2021/01/Положение-о-присуждении-ученых-степеней сайт.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
13 Академические стандарты ТЕАЕ. ТЕАЕ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tea-e.org/academic_standards/ (дата обращения: 28.08.2024).
14 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. N АКПИ14-115, оставленное без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N АПЛ14-337. Верховный Суд Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vsrf.ru/files/14862/ (дата обращения: 28.08.2024).
15 Локальные акты Университета о присуждении Ученых степеней. Сеченовский Университет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sechenov.ru/science_and_innovation/nauchnaya-deyatelnost/dissertatsionnye-sovety/lokalnye-akty-dissertatsionnogo-soveta/ (дата обращения: 28.08.2024).
16 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2013 N 842 «О порядке присуждения ученых степеней». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70461216/ (дата обращения: 28.08.2024).
17 Положение о кандидатских диссертационных советах в РПЦ. ОЦАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/polozhenie-kand.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
18 Положение об Объединенном докторском диссертационном совете. Минская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minda.by/nauka/doktorskij-sovet/polozhenie-ob-doktorskom-sovete/ (дата обращения: 28.08.2024).
19 Положение о Совете по защите диссертаций на соискание богословской степени доктора исламских наук. Болгарская исламская академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bolgar.academy/wp-content/uploads/2023/09/polozhenie-o-sovete-po-zashhite-dissertaczij-na-ssssoiskanie-bogoslovskoj-stepeni-doktobogoslovskoj-stp.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
20 Академические стандарты ТЕАЕ. ТЕАЕ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tea-e.org/academic_standards/ (дата обращения: 28.08.2024).
21 Положение о кандидатских диссертационных советах в РПЦ. ОЦАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doctorantura.ru/images/dissovet/polozhenie-kand.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
22 Положение об Общецерковном докторском диссертационном совете Русской Православной Церкви. ОЦАД. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doctorantura.ru/pdf/dissovet/regulations_main.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
23 Положение о присуждении богословских ученых степеней. Дагестанский исламский университет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diudag.ru/wp-content/uploads/2021/01/Положение-о-присуждении-ученых-степеней сайт.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
24 Академические стандарты ТЕАЕ. ТЕАЕ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tea-e.org/academic_standards/ (дата обращения: 28.08.2024).
25 Положение об Объединенном докторском диссертационном совете. Минская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minda.by/nauka/doktorskij-sovet/polozhenie-ob-doktorskom-sovete/ (дата обращения: 28.08.2024).
26 Общецерковный перечень рецензируемых изданий, в которых должны публиковаться результаты исследований соискателей церковных ученых степеней доктора богословия, доктора церковной истории и кандидата богословия. СПбДА. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://api.spbda.ru/uploads/d6ba17526eb3ee19d6ef64481215c66d.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
27 Положение о Совете по защите диссертаций на соискание богословской степени доктора исламских наук. Болгарская исламская академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bolgar.academy/wp-content/uploads/2023/09/polozhenie-o-sovete-po-zashhite-dissertaczij-na-ssssoiskanie-bogoslovskoj-stepeni-doktobogoslovskoj-stp.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
28 Академические стандарты ТЕАЕ. ТЕАЕ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tea-e.org/academic_standards/ (дата обращения: 28.08.2024).
29 Законопроект № 323220-8 «О внесении изменений в статьи 92 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"». Система обеспечения законодательной деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/323220-8 (дата обращения: 28.08.2024).
30 В СПбГУ продолжила свою работу конференция «Традиционные ценности и образы будущего». СПбГУ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://theology.spbu.ru/novosti-i-sobytiya/vse-novosti-i-sobytiya/13-teologiya-v-universitete/149-vtoroj-den-konferentsii-traditsionnye-tsennosti-i-obrazy-budushchego.html (дата обращения: 28.08.2024).
31 Информация о статусе ученых степеней, присужденных Сколтехом до принятия закона № 397-ФЗ от 07.10.2022. Сколтех. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.skoltech.ru/o-nas/legal-info/razyasneniya-pravovye-pozitsii/ (дата обращения: 28.08.2024).
32 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70388492/ (accessed: 28.08.2024).
33 ФГОС ВО (3++) по направлениям магистратуры. Теология. Портал ФГОС ВО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/25/121 (дата обращения: 28.08.2024).
34 ФГОС ВО по направлениям аспирантуры. Теология. Портал ФГОС ВО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/7/184 (дата обращения: 28.08.2024).
35 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
36 Положение об Объединенном докторском диссертационном совете. Минская духовная академия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minda.by/nauka/doktorskij-sovet/polozhenie-ob-doktorskom-sovete/ (дата обращения: 28.08.2024).
37 Комиссия по защите диссертаций. Совет по исламскому образованию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://islamobr.ru/komissiya-po-zashhite-dissertacij/ (дата обращения: 28.08.2024).
38 Академические стандарты ТЕАЕ. ТЕАЕ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tea-e.org/academic_standards/ (дата обращения: 28.08.2024).
39 Состав диссоветов. МДА. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mpda.ru/science/dissertacionnyj-sovet/members-of-dissertation-councils/ (дата обращения: 28.08.2024).
40 Коллегия. Учебный комитет РПЦ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchkom.info/uchebnyy-komitet/kollegiya/ (дата обращения: 28.08.2024).
41 Положение о Совете по протестантской теологии и каноническому праву. РОСХВЕ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1777471 (дата обращения: 28.08.2024).
42 Персоналии. Русская Православная Церковь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/persons/ (дата обращения: 28.08.2024).
43 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"». Гарант. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/55170898/ (дата обращения: 28.08.2024).
Список литературы
1. Егоров С.Ю. Евангельское богословское образование в контексте российского законодательства и конфессиональных норм. Политика и Общество. 2018;10:78–88. DOI: 10.7256/2454-0684.2018.10.27517.
2. Егоров С.Ю. Работа диссертационных советов новой системы научной аттестации. Университетское управление: практика и анализ. 2022;26(1):82–91. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.006.
3. Мелешко О.П., Александрова И.Н. Порядок действий производства в ученые степени в Уставах православных и римско-католической духовных академий. Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2020;3:64–67.
4. Шмонин Д.В. Теология в новой парадигме. Вопросы теологии. 2023;5(3):494–508. DOI: 10.21638/spbu28.2023.309.
5. Egorov S. Legal Regulation for Ensuring the Integrity of the Russian Scientific Certification System. Politics and Society. 2023;4:46–58. DOI: 10.7256/2454-0684.2023.4.43802
6. Прилуцкий А.М., Шмонин Д.В. Институциализация теологии: опыт и перспективы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2022;38(2):254–263. DOI: 10.21638/spbu17.2022.209.
7. Егоров С.Ю., Егоров А.Ю. Инструменты оценки программ богословского образования. М.: Национальный институт управления; 2020. 207 с.
8. Penner K. Best Practice Guidelines for Theological Libraries Serving Doctoral Programs. Carlisle: Langham Publishing; 2021. 98 p.
9. Баган В.В. Теология и каноническое право. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022;23(1):46–64. DOI: 10.25991/VRHGA.2022.23.1.004.
10. Тупикин Р.В. Влияние канонического права на государственное право: ретроспективный взгляд. Право и государство: теория и практика. 2021;3(195):187–190. DOI: 10.47643/1815-1337_2021_3_187.
11. Величко А.М., Гаврилов С.О., Колмогоров С.А. Каноническое право: юридическая природа, доктринальные особенности, проблемы рецепции. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022;1:85–89. DOI: 10.23672/s1122-9788-8432-a.
12. Бекин А.В., Збарацкий Б.А. Проблемы реализации принципов гласности и доступности в системе аттестации научных кадров Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2021;4(125):11–22.
13. Денисова-Шмидт Е. Российское высшее образование: ответы на вызовы времени в области подготовки молодых ученых и удержания персонала. Мир России. 2021;30(3):174–187. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-3-174-187.
14. Ларсон Ж.П.М. Сотрудничество между университетами и предприятиями, глобализация образования в области управления: европейская перспектива. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22–2(114):17–24.
15. Егоров С.Ю. Целостность новой системы научной аттестации (на примере атрибутов ученой степени). Юридические исследования. 2023;4:11–23. DOI: 10.25136/2409-7136.2023.4.38621.
16. Карибуллин А.А. Исламское образование в России. Богословское наследие мусульман России : Сборник научных докладов IV Международного форума, Болгар, 16–21 мая 2022 года. Том II. Болгар: Болгарская исламская академия; 2022. C. 126–149.
17. Егоров С.Ю. Проблема целостности новой российской системы научной аттестации (на примере требований к диссертации). Современное образование. 2022;1:9–21. DOI: 10.25136/2409-8736.2022.1.37622.
18. Егоров С.Ю. Практика и проблемы применения стандартов в системах евангельского богословского образования в России. Современное образование. 2019;3:9–20. DOI: 10.25136/2409-8736.2019.3.27586.
Об авторе
С. Ю. ЕгоровРоссия
Сергей Юрьевич Егоров, доктор права, доктор наук о богословии, профессор, и. о. ректора
Москва
Рецензия
Для цитирования:
Егоров С.Ю. Богословские степени в оптике российского законодательства и конфессиональных норм. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):929-950. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-929-950
For citation:
Egorov S.Yu. Theological degrees in the framework of the Russian legislation and confessional norms. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(4):929-950. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2024-17-4-929-950