Концепт «конца света» в трактате Сулеймана Бакыргани «Ахыр заман китабы» («Книга о конце света») в интерпретации Е.А. Малова
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-540-555
Аннотация
Трактат Сулеймана Бакыргани (1091–1186) «Ахыр заман китабы» («Книга о конце света») представляет собой значимый памятник суфийской литературы XII века. Сулейман Бакыргани, также известный как Хаким-Ата, был выдающимся тюркским суфийским шейхом и учеником Ахмада Ясави (1093–1166), основателя тариката Ясавиййа. Его произведения оказали значительное влияние на развитие тюркской религиозной литературы. Идеи Сулеймана Бакыргани нашли отражение в творчестве последующих поколений поэтов и мыслителей, таких как Ш. Заки (1822–1865), А. Каргалы (1782–1833) и М. Кутуш-Кыпсаки (1763–1849). Первое издание книги «Бакырган китабы» вышло в 1846 году. Затем она переиздавалась на чагатайском диалекте языка тюрки в 1860, 1897, 1900, 1901, 1906, 1908 годах. Перевод этого трактата на русский язык был осуществлен протоиереем Евфимием Александровичем Маловым (1835–1918) в 1897 году, что стало важным вкладом в развитие исламоведения. Е.А. Малов – профессиональный миссионер, профессор Казанской духовной академии по кафедре противомусульманских предметов, один из ярких представителей «казанской школы востоковедения», протоиерей Богоявленской церкви г. Казани. Выполненный им перевод трактата «Ахыр заман китабы» носит однозначный миссионерский характер и поэтому перегружен комментариями и пояснениями в пользу православной точки зрения, что не может не влиять на точность передачи оригинального содержания. Е.А. Малов акцентирует внимание на эсхатологических аспектах трактата, критически выделяя различия между исламским и христианским представлениями о конце света. Несмотря на миссионерскую направленность, перевод Е.А. Малова стал важным источником для изучения исламской эсхатологии и суфийской литературы в русскоязычном контексте. Он способствовал знакомству широкой аудитории с мусульманскими представлениями о конце света, хотя и в интерпретации, ориентированной на христианскую аудиторию.
Об авторах
М. Р. СалаховРоссия
Салахов Марат Рустэмович, аспирант
г. Казань
И. К. Калимонов
Россия
Калимонов Ильдар Кимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и цифровой гуманитаристики Института международных отношений, истории и востоковедения
г. Казань
Список литературы
1. Бакырган китабы. Казань: Типо-лит. наследников М.А. Чирковой; 1907. 80 б.
2. Малов Е. А. Ахыр заман китабы: Мухаммеданское учение о кончине мира. Казань: типо-лит. Ун-та; 1897. 96 с.
3. Матвеев С.М. Мухаммеданский рассказ о Св. Деве Марии. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1896. Т. XIII. Вып. 1. С. 19-34.
4. Sayfullına G. Sulayman Baḳirghani in the Culture of the Volga Tatars: The Phenomenon of the «Baḳirghan kitabi». Musicologist. 2022;6(2):124–141.
5. Салахов М.Р., Токпаева Д.Ф. Евфимий Александрович Малов: исламовед и миссионер. Казань: изд-во «Яз»; 2016. 100 с.
6. Шатунова Т.М. Герменевтика. Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. унта; 2020. 132 с.
7. Максимова С.Н. Преподавание древних языков в гимназии XIX – начала XX века. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/prepodavanie-drevnih-jazykov-v-gimnazii-19-nachala-20-veka/ (дата обращения: 09.06.2025).
8. Маточкина А.И., Стецкевич М.С. Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX - начало XX в.). Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018;1(36):82–106.
9. Мифы народов мира. Токарев С.А. (ред.). Т. 1. М.: Советская энциклопедия; 1991. 672 с.
10. Малов Е.А. О таинственной книге Гиллиюн: [Против мухаммедан и евреев]. Казань: типо-лит. Имп. ун-та; 1893. 48 с.
11. Заболотный Е. А. Несторианство. Православная энциклопедия. Т. XLIX: Непеин — Никодим. М., 2018. С. 110–127.
12. Монофизитство. Православная энциклопедия. Т. XLVI: Михаил Пселл Мопсуестия. М., 2017. С. 679–696.
13. Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V века: Обзор их догматической деятельности… М.: тип. Л.Ф. Снегирева; 1879. 284 с.
14. Гонсалес Хусто. История христианства. T. I. От основания Церкви до эпохи Реформации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://royallib.com/book/gonsales_husto/istoriya_hristianstva_Tom_I_ot_osnovaniya_tserkvi_do_epohi_reformatsii.html. (дата обращения 09.06.2025).
15. Матье М. Э. Проблема изучения Книги Мертвых. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М.: Восточная литература; 1996. С. 98–105.
Рецензия
Для цитирования:
Салахов М.Р., Калимонов И.К. Концепт «конца света» в трактате Сулеймана Бакыргани «Ахыр заман китабы» («Книга о конце света») в интерпретации Е.А. Малова. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):540-555. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-540-555
For citation:
Salakhov M.R., Kalimonov I.K. The concept of "The End of the World" in Suleiman Bakirgani's treatise "Akhir zaman Kitabi" ("The Book about the End of the World") interpreted by E.A. Malov. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):540-555. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-540-555