Влияние татарской культуры на казахов в процессе перехода к оседлому образу жизни
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-574-599
Аннотация
Научная актуальность статьи обусловлена возможностями рассмотрения процессов интеграции казахского общества в общероссийское пространство через взаимодействие с различными социальными стратами татар-мусульман Волго-Уральского региона и Сибири в ХIХ вв. Изучение роли татар в реализации культуртрегерской миссии на окраинах России не потеряло актуальность и на сегодняшний день. Оно востребовано не только с точки зрения обеспечения геополитических интересов России в Центрально-Азиатском регионе, но и в плане сохранения исторически сложившихся культурных, экономических и духовных связей. Статья посвящена изучению влияния татарской земледельческой и бытовой культуры на казахов, переходящих к оседлому образу жизни.
Ведущим подходом к исследованию данной проблемы стал сравнительно-сопоставительный метод исследования, позволивший представить и изучить элементы казахской и татарской бытовой культуры в сопоставительном плане, а также диахронный метод, позволивший исследовать этапы перехода к оседлому образу жизни казахов Младшего и Среднего жузов и описать особенности данных периодов. В результате исследования было выявлено, что в процессе перехода к земледелию казахи меняли свой быт не на русский, а на татарский. Быт казахов был тесно связан с мусульманской культурой, на что существенное влияние оказали татары-мусульмане, несмотря на усилия православных миссионеров перевести казахов в православие, казахи перенимали мусульманскую бытовую культуру.
Материалы статьи могут быть полезными для составления музейных экспозиций этнографического характера, а также могут быть полезными для преподавания спецкурсов на исторических специальностях высших учебных заведений.
Об авторе
Д. Ш. МуфтахутдиноваРоссия
Муфтахутдинова Диляра Шамилевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исламской теологии
г. Казань
Список литературы
1. Суворова Н.Г. Духовное и светское просвещение мусульман-кочевников и новокрещеных в контексте колонизации Степного края (конец XIX – начало XX в.). Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2017;3(15):262–270. DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.262-270
2. Голубцов С.В. Киргизская миссия Тобольской епархии. Вестник Омского университета. 2015;1:139–142.
3. Малов Е.А. Православная противомусульманская миссия в Казанском крае в связи с историею мусульманства в половине XIX века. Православный собеседник. 1872; 2:136–157.
4. Нурбаев Ж.Е. Из истории православного прозелитизма в Северном Казахстане. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-history.kz/upload/iblock/d61/d61935ab916424e0c423ab0f6211b404.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
5. Чичерина С.В. У приволжских инородцев: путевые заметки. СПб.: Тип. В.Я. Мильштейна; 1905. 210 с.
6. Горбунова С.В. Крещеные казахи Российской империи. Центральная Азия и Сибирь. Первые научные чтения памяти Е.М. Залкинда, 14 мая 2003 г. Барнаул: Аз Бука; 2003. С. 247–252.
7. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргих-кайсацких, орд и степей. Алматы: Санат; 2009. 656 с.
8. Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства. Т. 10. Санкт-Петербург: тип. Э. Веймара и Ф. Персона; 1865. 288 с.
9. Этнические группы и социальные границы: социальная орг. культурных различий. Барт Ф. (ред.); Пильщиков И. (пер. с англ.). М.: Новое изд-во; 2006. 198 с.
10. Ильминский Н.И. Воспоминания об И.А. Алтынсарине. Казань: типо-лит. В.М. Ключникова; 1891. 396 с.
11. Харузин А.Н. Киргизы Букеевской орды: антрополого-этнологический очерк. Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Императорском Московском университете. Т. 10. М.: тип. А. Левенсон и К; 1889. Вып. 1. 550 с.
12. Муфтахутдинова Д.Ш. Благотворительная деятельность татарских предпринимателей в Степном крае (конец ХIX – начало XX века). Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023;2(46):219–234. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestospu. ru/archive/2023/articles/15_46_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.46.
13. Хохлов Н. Географический очерк Тургайской области (с картой). Оренбург: типография А.Н. Гаврилова; 1909.59 с.
14. Халиков Н.А. Традиционное хозяйство татар-казаков Южного Урала (вторая половина XIX – начало XX вв.) Средневековые тюрко-татарские государства. 2016;8:264-271.
15. Гибадуллина Э.М. Татарские городские общины Южного Казахстана во второй половине XIX – начале XX вв.: социально-экономический аспект. Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2017;7:49–60.
16. Frank A.J. Islamic transformation on the Kazakh Steppe, 1742–1917: Toward an Islamic history of Kazakhstan under Russian rule. The Construction and deconstruction of national histories in Slavic Eurasia. Hayashi T. (еd.). Sapporo, 2003, рр. 261–289.
17. Белиловский К.А. Женщина инородцев Сибири: (Медико-этнографический очерк). СПб.: Типо-лит. Р. Голике; 1894. 104 с.
18. Белиловский Ц.А. Медико-статистический и санитарный очерк г. Петропавловска Акмолинской области. Годичный отчет за 1886 г. Томск: типография сибирской газеты; 1887. 125 с.
19. Кунанбаев А. Кара сөз. Книга слов. Алматы: Атамура; 2020. 200 б.
20. Из неизданных писем Н.И. Ильминского к графу Д.А. Толстому. Сотрудник Братства святителя Гурия. 1911;15-16:242–244.
21. Машанов А. Современное состояние татар-мухамедан и их отношение к другим инородцам (Доклад проф. Казанской Духовной Академии М. Машанова Миссионерскому съезду 1910 г.). Казань: типо-литография И.С. Перова; 1910. 132 с.
22. Виноградов В. Метод миссионерской полемики против татар-мухамедан. Миссионерский противомусульманский сборник: Труды студентов Миссионнерского противомусульманскаго отделения при Казанской духовной академии. Вып. 1. Казань, 1873. С. 3–21
23. Саркин Н. Влияние русских и татарских «просветителей» на киргизов. Миссионерское обозрение. 1915. Апрель-май.
24. Остроумов Н.П. Способны ли кочевые народы Азии к усвоению христианской веры и христианской культуры? 2 изд. М., 1896. 17 с.
25. Броневский С.Б. Записки генерал-майора Броневского о киргиз-кайсаках Средней Орды. Отечественные записки. 1830. Август, № 124. С. 195–285.
26. Гейер И. Ишаны: материалы к изучению бытовых черт мусульманского населения Туркестанского края. Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. Т. 1. Ташкент, 1891. С. 62–82.
27. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман России. Петроград: тип. С. Самойлова; 1917. 55 с.
28. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. IV. Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР; 1968.461 с.
29. Бартольд В.В. Ислам: культура мусульманства, мусульманский мир. М.: Книжный клуб Книговек; 2012. 346 с.
30. Сембаев А.И., Храпченков Г.М. Очерки по истории школ Казахстана. (1901–1917 гг.) Шехтерман Е.И. (ред.). Алма-Ата: Мектеп; 1972. 164 с.
31. Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII — начало XX в.). Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ; 2002. 257 с.
32. Султангалиева Г.С. «Татарская» диаспора в конфессиональных связях Казахской степи (ХVIII–ХIХ вв.). Вестник Евразии. 2000;4:20–36.
33. Султангалиева Г.С. Влияние татар на развитие земледелия у казахского населения и политика российской власти. История татар. Т. 6. Казань: Институт истории АНРТ; 2013. С. 357–360.
34. Султангалиева Г.С. Татарские муллы, командированные в Степь «… для разъяснения, обнародования и внушения правил». Историческая этнология. 2020;5(3):481–496.
35. Султангалиева Г.С. Первый муфтий Оренбургского мусульманского собрания Мухамеджан Хусаинов и казахские старшины. Вестник Казахского национального университета. Серия историческая. 2012; 1:35–39.
36. Муфтахутдинова Д.Ш. Аграрная политика Российской империи в Казахской степи сквозь призму православного миссионерства. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(3):562–584.
37. Список населенных мест Российской империи. Вып. ХIV. СПб., 1866. 237 с.
38. Махмутов З.А. Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах ХVIII – середины XIX в. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):61–73.
39. Махмутов З. А. Татары Казахстана: социально-демографические и этнокультурные процессы (конец XIX– начало XXI века). Дисс. … докт. истор. наук. Казань, 2023. 448 с.
40. Махмутов З.А. Татары г. Петропавловска и Северо-Казахстанской области: история и этнические процессы. Казань: изд-во «ЯЗ»; 2015. 156 с.
41. Халиков Н.Я. Сельские поселения и жилища. Татары: Серия Народы и культуры. М.: Наука; 2017. С. 346–385
42. Любичанковский С.В. К истории бытовой аккультурации казахов и татар в Российской империи ХIХ века. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2019;19(3):279–282.
43. Сафина Ф.Ш. Ткачество. Татары: Серия Народы и культуры. М.: Наука; 2017. С. 300–315.
44. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1. М.-Л., 1950. 76 с.
45. Руденко С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы. М., Л.: Изд-во Академии наук СССР; 1963. 205 с.
46. Камолиддин Ш.С. Земледелие и садоводство у древних тюрков. Tашкент: Extremum press; 2015. 496 с.
47. Хакимов Р.С. Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; 2018. 365 с.
Рецензия
Для цитирования:
Муфтахутдинова Д.Ш. Влияние татарской культуры на казахов в процессе перехода к оседлому образу жизни. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):574-599. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-574-599
For citation:
Muftakhutdinova D.Sh. The influence of Tatar culture on Kazakhs in the process of transition to a sedentary lifestyle. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):574-599. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-574-599