Перейти к:
Влияние татарской культуры на казахов в процессе перехода к оседлому образу жизни
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-574-599
Аннотация
Научная актуальность статьи обусловлена возможностями рассмотрения процессов интеграции казахского общества в общероссийское пространство через взаимодействие с различными социальными стратами татар-мусульман Волго-Уральского региона и Сибири в ХIХ вв. Изучение роли татар в реализации культуртрегерской миссии на окраинах России не потеряло актуальность и на сегодняшний день. Оно востребовано не только с точки зрения обеспечения геополитических интересов России в Центрально-Азиатском регионе, но и в плане сохранения исторически сложившихся культурных, экономических и духовных связей. Статья посвящена изучению влияния татарской земледельческой и бытовой культуры на казахов, переходящих к оседлому образу жизни.
Ведущим подходом к исследованию данной проблемы стал сравнительно-сопоставительный метод исследования, позволивший представить и изучить элементы казахской и татарской бытовой культуры в сопоставительном плане, а также диахронный метод, позволивший исследовать этапы перехода к оседлому образу жизни казахов Младшего и Среднего жузов и описать особенности данных периодов. В результате исследования было выявлено, что в процессе перехода к земледелию казахи меняли свой быт не на русский, а на татарский. Быт казахов был тесно связан с мусульманской культурой, на что существенное влияние оказали татары-мусульмане, несмотря на усилия православных миссионеров перевести казахов в православие, казахи перенимали мусульманскую бытовую культуру.
Материалы статьи могут быть полезными для составления музейных экспозиций этнографического характера, а также могут быть полезными для преподавания спецкурсов на исторических специальностях высших учебных заведений.
Для цитирования:
Муфтахутдинова Д.Ш. Влияние татарской культуры на казахов в процессе перехода к оседлому образу жизни. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):574-599. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-574-599
For citation:
Muftakhutdinova D.Sh. The influence of Tatar culture on Kazakhs in the process of transition to a sedentary lifestyle. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):574-599. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-574-599
Введение
Крестьянское малоземелье в центральных районах страны подстегивало власть к переселенческой политике славянского населения на восточные окраины Российской империи. Для осуществления данных планов было необходимо сократить вотчинные владения казахов-скотоводов и постараться перевести их к оседлому образу жизни. Переход казахов к земледелию был задуман российскими властями через христианизацию, где понятия «крестьянин» и «христианин» принимали одинаковое значение и способствовали дальнейшей интеграции казахов в общероссийское пространство. Для осуществления этих планов в последней четверти ХIХ в. в степи было организовано 15 мисионерских станов и открыто 17 миссионерских школ для детей-казахов. В качестве учителей в них работали в основном выпускники Казанской учительской семинарии под заведыванием Н.И. Ильминского, «знающие киргизский язык в совершенстве и приобретшие опытность в школах братства св. Гурия в Казани» [1, с. 263]. В письме начальнику алтайской и киргизской миссии Томской епархии от 14 мая 1885 г. Н.И. Ильминский рекомендует «…в учителя для киргизской миссионерской школы симпатичнейшего из воспитанников Казанской Учительской Семинарии учеников, Василия Тимофеевича, крещеного татарина»1. В Каракалинский стан назначили двух выпускников миссионерских курсов при Казанской духовной академии: миссионером – Сергея Целерицкого, а псаломщиком и переводчиком – Александра Миропольского [2, с. 139]. В Западном Казахстане работал миссионер из числа кряшен – Николай Сейфуллин. В течение девяти лет Буконьский стан в Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской области возглавлял крещеный татарин Ефрем Елисеев2 .
Миссионерам вменялось оторвать крещеных казахов от мусульманской культуры, а именно: не есть баранины, зарезанной по мусульманским обрядам, не делать детям обрезания, не брить голову, не носить тюбетейку, не называть детей мусульманскими именами, не ходить в мечеть. В доме сделать христианскую обстановку: убрать с нар все пуховые подушки и перины, а в переднем углу повесить иконы [3, с. 138]. В обязанность миссионеров входило оказание помощи казахам в освоении оседлого образа жизни.
Помимо просветительской функции на миссионеров налагалась огромная хозяйственная деятельность по обустройству быта неофитов. Центральные епархиальные органы составили подробную инструкцию для деятельности лиц, служащих в Киргизской миссии. Миссионер был обязан:
а) ежегодно составлять смету прихода и расхода сумм, поступающих от аренды русскими поселенцами земель новокрещеных казахов; через областного миссионера представлять ее на утверждение епархиального Комитета;
б) осуществлять постройку жилищ и занимался благоустройством хозяйства вновь поселяющихся в поселке новокрещеных;
в) избирать старосту для наблюдения за работами новокрещеных;
г) самостоятельно производить расходование денежных сумм;
д) вести приходно-расходные книги;
е) в конце года представлять документальный отчет областному миссионеру-благочинному [4].
Хотя миссионеры из числа кряшен3 и знали казахский язык, были православными, но этнически они оставались татарами и транслировали татарскую традиционную бытовую и хозяйственную культуру. Это заметно в еде, в обустройстве быта, хозяйственных инструментах и землепользовании. Кроме того, пока в степи не было миссионеров, простые казахи были слабыми мусульманами, но как только пришли проповедники и стали хулить ислам, казахи, испугавшись христианизации, сознательно стали отдавать детей в мактабы и медресе. Стали строже придерживаться мусульманских традиций. В итоге парадоксальное, но справедливое замечание миссионерки C. Чичериной автор статьи считает вполне оправданным: «Мусульманские миссионеры в 50 лет не могли так отатарить киргиз4, как это сделали русские миссионеры за 15-20 лет» [5, с. 175].
Количество крещеных казахов до организации православных миссионерских станов было небольшим. В Младшем жузе в 1838 были крещены 21 человек, в 1839 – 259, в 1840 – 2 710, в 1841 – 28, в 1842 – 23, в 1843 – 1411, в 1849 – 16, в 1850 – 24, в 1851 – 19, в 1852 – 12, в 1853 – 3012, в 1854 – 1413, в 1855 – 11, в 1856 – 17, в 1857 – 16, в 1858 – 19, в 1859 – 12 [6, с. 249]. Эти данные показали правительству и миссионерам, что ислам укоренился в казахской степи гораздо глубже, чем ожидало российское правительство.
Материалы и методы
Статья носит междисциплинарный характер, в ней применены теоретико- методологические подходы как истории, этнологии так и этносоциологии. В частности, в работе применена теория очерчивания границ в этнокультурном значении (теория Ф. Барта). Для норвежского ученого Ф. Барта этничность – это форма социальной организации культурных отличий [9]. Применение данной концепции позволяет увидеть символы и аксиологические ценности конкурирующих культур, а также описать их взаимодействие или конфронтацию.
Из исторических методов, примененных в работе, стоит упомянуть диахронный метод, позволивший четко обозначить этапы седентаризации Казахской степи и описать изменения в культуре, произошедшие вследствие изменений в образе жизни. Историко-сравнительный метод помог найти аналогии, сходства и различия в близкородственных культурах татар и казахов в изучаемый период.
Обсуждение
В историографической традиции дореволюционного времени о культурном влиянии татар на казахов есть как положительные, так и отрицательные отзывы. Известный миссионер Н.И. Ильминский подчеркивал, что если казах «осознал и почувствовал неудобства кочевого быта и решается усвоить удобство оседлой жизни, то он всегда усваивает быт не русский, а татарский, реже среднеазиатский» [10, с. 166]. Специфику татарского культурного влияния на казахов хорошо осветил дореволюционный этнограф Н.Н. Харузин (1865–1900). В своем очерке, посвященном изучению Букеевской орды, он пишет: «… действительно, татары, познакомившись с цивилизациею уже давно, во всех отношениях гораздо выше стоят киргизов5. Киргиз для татарина, как я уже сказал, деревенщина. Притом татарин человек торговый – уже давно раскинул он в степных центрах: в Ставке, Казанке и Баскунчаке свои лавочки; уже давно мало-помалу затягивает он киргиза в свои лапы. Татарин для киргиза авторитет; цивилизующийся киргиз сбрасывает свой киргизский (бухарский) халат и надевает татарский; цивилизованный киргиз, надев чистый халат, идет вместе с татарином на вечернюю молитву в мечеть. И высшая мечта киргиза не обрусеть, а отатариться» [11, c. 15].
Хочется заметить, что татары жили на территории Степного края в основном в городах и относились к сословию купцов, мелких торговцев, мещан или казаков. Они были самым урбанизированным этносом. По данным Всероссийской переписи 1897 г., доля горожан среди татар составляла в Семиреченской области 51%, в Сырдарьинской области – 84% (для сравнения: в Акмолинской области – 81,6%, в Семипалатинской – 80,3%, в Тургайской – 64,5%, и в Уральской – 32% [12, с. 222]. Нужно понимать, что в это время в городских усадьбах у многих татар были огороды и огородничеству казахи учились не только у русских, но и татар, так как между ними почти не было языкового барьера. Харузин делает очень любопытное наблюдение о бедняках «киргизских орд Оренбургского ведомства», которые целое лето питаются почти исключительно арбузами, дынями, луком и другими овощами, кроме того, сушат дыни на зиму. Этнограф подчеркивает, что очень часто бахча (огород) составляет большую половину запаса продовольствия всего семейства [11, с. 252]. Н.Н. Харузин замечает, что употребление хлеба у казахов, особенно за Уралом, значительно увеличилось, и связывает данный факт с обеднением казахов и переходу к оседло-земледельческому образу жизни [11, c. 251]. Миссионер И. С. Хохлов, учительствовавший среди казахов Тургайской области, отмечает, что в городах Степного края разводят в огородах картофель, лук, морковь, свёклу, горох, капусту, огурцы, репу, редьку, мак [13, с. 49]. Овощеводством занимались в основном казаки-нагайбаки6, так как им приходилось держать православные посты. Они также заселяли Казахскую степь и взаимодействовали с казахским населением, передавая им навыки земледелия. Об этом пишет Н.А. Халиков: «…в огородах у нагайбаков можно было увидеть огурцы (кыяр), лук (суган), свеклу (чөгендер), морковь (кишер), капусту (кəбестə) [14, с. 267]. Татары-мусульмане чаще сажали в своих бахчах тыкву (кабак), репу (шалкан), арбузы (карбыз) и дыни (кавун). Хочется заметить, что татары способствовали распространению в Казахской степи такой культуры, как картофель (бәрәнге) [15. с. 45].
Интересно замечание Н.Н. Харузина о чаепитии в Степи: «…что самовар есть провозвестник русского влияния – это не совсем справедливо по отношению к Букеевской степи. Я уже раньше упоминал, что русское влияние на букеевских киргизов ничтожное, что оно отходит на второй план перед влиянием татарским, а между тем питьё чая среди букеевских киргизов чрезвычайно распространено и самовар составляет необходимую принадлежность каждой кибитки» [11, c. 253].
И.С. Хохлов отмечает, что кочевники начинают всячески стараться быть похожими на татар. «Все они досиня выбриты и франтят в грязных тюбетейках… Старики больше уже не просрочивают, не забывают времени молитвы, аккуратно совершают омовение и намазы» [13, c. 43].
Татары постоянно напоминали казахам об угрозе христианизации со стороны русских, и маркером мусульманской идентичности становилось строгое следование обрядам и ритуалам ислама. Как правильно подметил А. Франк, тактикой татар-мусульман стала «ортопраксия», которая придавала значение строгому следованию обрядам и ритуалам ислама наряду с искренней верой [16, с. 256]. Усиление именно этой стороны в поведении казахов и воспринималось русскими как «отатаривание». По теории, предложенной норвежским ученым Бартом, мы видим, что близкородственные тюрко-мусульманские народы под угрозой вторжения русской православной культуры, строго соблюдая мусульманские обряды и традиции, очерчивали границы и охраняли их от чужого влияния. Действительно, конфессиональная и этническая идентичность татар и казахов здесь выступает формой социальной организации и защитой культурных отличий.
Нерусские народы нередко замечали в татарах-мусульманах высокие нравственные качества. Ссыльный украинский народник, врач Ц.А. Белиловский, в 1868 г., описывая быт татар Петропавловска, отмечал: «Семейные нравы у татар очень строги и чисты. Семьи в массе патриархальны, благопристойны. Здешний татарин вежлив, почтителен, гостеприимен, благонравен и редко поступает вразрез со своим достоинством, особенно если он касимовец <…> а татарские купцы отличаются здесь своей совестливостью. Почти каждый татарин грамотен, пишет по-арабски, по-татарски, по-русски» [17, с. 34]. В другой работе, «Женщины инородцев Сибири», Белиловский очень лестно отозвался о татарских женщинах: «В течение шестилетнего пребывания в г. Петропавловске, где проживают более 8000 татарского населения, я ни разу не слышал, чтобы хоть одна татарка изменила своему мужу, ни разу не приходилось наблюдать венерических или сифилистических заболеваний у них или у их мужей, ни разу не слышал, чтобы хоть одна татарка при выходе замуж оказалась грешной. О таком нам, европейцам, приходится только мечтать…» [18, с. 8].
Благочестивый образ жизни татар был примером для подражания для других нерусских народов, и в первую очередь для мусульманских. Фактически татары не были замечены в открытых противоправных действиях или открытой политической агитации в Степи. Некоторых представителей власти и православного миссионерства раздражал сам праведный образ жизни татар: их материальная состоятельность, особенно в городах, абсолютная грамотность, как мужчин, так и женщин, набожность, трезвость, супружеская верность. Не случайно казахский поэт Абай Кунанбаев (1845–1904) писал: «Смотрю на ногаев7, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться… Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой» [19, с. 117].
Культуртрегерские способности татар замечали и русские миссионеры, в частности, Н.И. Ильминский об этом писал так: «У татар… есть какая-то моральная сила, какая-то национальная стойкость, которой, по правде говоря, у русских нет, а у татар имеется она в значительной степени, которая дает оттенок и тон смешанному населению» [20, с. 242].
Отрицательными стереотипами об исламе и о его «разрушительном влиянии» на казахов, транслируемыми татарским духовенством и другими социальными стратами татар в Степи, были проникнуты труды как миссионеров, к ним можно отнести работы А. Машанова [21], В. Виноградова [22], Н. Саркина [23], Н.П. Остроумова[24], так и чиновников государственного аппарата, к примеру: С.Б. Броневского [25], И. Гейера [26], С.Г. Рыбакова [27]. Резко против «татарского ислама» выступал русифицированный казахский интеллигент Ч. Валиханов [28]. Все они стали наделять татар стереотипами алчных, хитрых, сепаратистов, не желающих русифицироваться и мешающих ассимилировать «способных к прогрессу» казахов.
В историографии советского периода работ, оценивающих влияние татарской культуры на казахов, крайне мало. Одной из ярких работ, ломающих традиционные европоцентристские установки на ислам и мусульманский мир, а также суфизм, является работа В.В. Бартольда «Культура мусульманства. Мусульманский мир» (1922)[29]. Эту работу отличает взвешенность оценок и отсутствие православно-христианских стереотипов.
В 70-е годы ХХ в. в Казахстане татар в традициях дореволюционной историографии продолжали обвинять в стремлении отатарить казахский язык. «Отатарванию казахского языка особые усилия прилагало татарское мусульманское духовенство, стремившееся развить среди казахов мусульманский религиозный фанатизм», – писали А.И. Сембаев и Г.М. Храпченков [30]. Работ, касающихся бытовой аккультурации казахов татарами, фактически нет.
В постсоветский период наиболее значимые работы по влиянию татарской культуры на казахов принадлежит профессору Казахстанского национального университета им. Аль-Фараби Гульмире Салимжановне Султангалиевой [31]; [32]; [33]; [34]; [35]. В монографии «Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII – начало XX в.)» и в статье «Влияние татар на развитие земледелия у казахского населения и политика российской власти Казахской степи» Г.С. Султангалиева замечает, что в первую четверть ХIХ века правительство поощряет казахов переходить к оседлому образу жизни, однако с 30-х годов ХIХ века военный губернатор Оренбургского края П.П. Сухтелен предлагает политику «торможения оседания казахов», данную политику в дальнейшем поддерживал и губернатор В.А. Перовский. По мнению автора, власть считала, что Казахские земли должны были оставаться рынком сбыта хлеба и промышленных изделий, а Степь должна была оставаться поставщиком скота и продуктов скотоводства [31, c. 72]. В другой работе, ссылаясь на Н.Г. Апполову, автор считает, что основные мероприятия правительства во второй четверти ХIХ века были направлены на подготовку к завоеванию Средней Азии, поэтому важно было освоить тот регион Казахской степи, который примыкал к пограничной линии [33, с. 358]. С этим, безусловно, нужно согласиться, но автор статьи хотел бы заметить, что и в Омской, и Оренбургской администрациях понимали, что казахи, решившие перейти к оседлому образу жизни, могут занять лучшие земли раньше русских переселенцев, поэтому притормаживали седентаризацию. Кроме того, как же отмечалось автором в статье «Аграрная политика Российской империи в Казахской степи сквозь призму православного миссионерства», «Угроза “отатаривания” и усиления исламской идентичности у казахов привела к решению, принятому администрацией Омской области в 1826 году, запретить татарам поселяться на территории внешних округов»[36, c. 568]. Оренбургская и Самарская администрация подобный документ выпустила при генерал-губернаторе А.А. Катенине. Это постановление от 23 января 1860 года: «О недозволении Магометанам селиться массами между старою и новою Оренбургскими линиями, и об ограничении причисления Магометан к Оренбургскому казачьему войску» [36, c. 569].
Тем не менее в Степи татар было уже довольно много. Г.С. Султангалиева обратила свое внимание на такую категорию, как «чала-казаки». [33, с. 359] Это дети, рожденные от татарина и казашки или казаха и татарки. Она считает, что эти татары появились еще до открытия внешних округов: «… они с дозволения султанов или ханов проживали в Степи, где оставались до глубокой старости, здесь отдавали своих дочерей в замужество, создавали новые семьи и династии» [33, c. 359]. Однако возможно, что большинство «чала-казаков» происходило от браков сбежавших из регионов Поволжья и Приуралья от рекрутства татар и казашек. В одном из статистических документов сообщается: «В крымскую войну татары, как известно, проявили очень неприятную холодность к своему отечеству. Рекруты их, при содействии богачей, бегали от военной службы в таком большом числе, что, например, по одному Мамадышскому уезду насчитано было до 200 беглых. Вообще татары говорили тогда, что сражаться против единоверных турок им запрещает совесть» [37, с. 61].
В своих работах Г.С. Султангалиева изучила политику властей, направленную против браков татар, башкир и казахов. Эти постановления известны в науке, однако благодаря документам, введенным в оборот Султангалиевой, узнаём, что хан Букеевской орды Джангир в 1842 г. отменил эти указы. Он объяснил это тем, что каждый казах, имеющий жену-татарку, привыкшую к оседлости, «будет сам заводить постоянное зимовье и строить для этого дом, в коем жена его может распоряжаться хозяйством» [33, с. 359]. Однако Оренбургская пограничная комиссия отменяет указ о запрещении браков между этими народами только в 1846 г.
В статье «Татарская диаспора в конфессиональных связях Казахской степи (ХVIII–ХIХ вв.)» на основе изученных архивных источников автор делает важный вывод, что категорически против переселения татар и башкир в Степной край были чиновники из Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Г.С. Султангалиева замечает: чиновники Департамента напирали на то, что «более развитые, более привыкшие к отправлению религиозных обязанностей по существующему издавна порядку» мусульмане Южного Урала смогут добиться окончательного духовного господства над своими кочевыми соседями. Даже звучали мрачные предсказания: казахский народ как «способный к труду, имеющий в себе много задатков для лучшего будущего, но еще... весьма слабый», потеряет эти качества «при большом развитии фанатизма и укреплении сил магометанского духовенства». Его «развитие может быть заглушено в самом зародыше» [32, с. 30]. В этой же статье Г.С. Султангалиева подробно рассмотрела условия проникновения татарских мулл в Казахскую степь, роль Оренбургского муфтията в стратегии и тактике интеграции казахских земель в общеимперское пространство, деятельность первого муфтия М. Хусаинова как проводника внутренней политики российской власти.
В работе «Первый муфтий Оренбургского мусульманского собрания Мухамеджан Хусаинов и казахские старшины» [35, c. 35–39] Г.С. Султангалиева вводит в научный оборот информацию о том, что татарские религиозные деятели активно привлекались властями для содействия переходу казахов и башкир к оседлости, используя фетвы (их было не менее двенадцати) Оренбургского магометанского духовного собрания.
Среди современных российских исследований, затрагивающих проблему влияния татар на казахскую оседлость, выделяются труды З.А. Махмутова [38]; [39]; [40]. В своей диссертационной работе [39] и статье «Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах ХVIII – середины XIX в.» [38] автор отмечает, что под влиянием татарского духовенства менялся казахский быт и семейные ритуалы. Во время никаха8 стали читать короткую молитву – бату, а в юртах появилась занавеска, разделяющая мужскую и женскую половину [38, с. 67]. Автор замечает, что татарское духовенство в Степи занималось торговлей и разведением скота. К середине ХIХ века татарских мулл в Младшем жузе насчитывалось около 1000 человек. [38, с. 66]
В монографии З.А. Махмутова «Татары г. Петропавловска и Северо-Казахстанской области: история и этнические процессы» целый параграф посвящен национальному быту и материальной культуре местного татарского населения конца ХIХ – начала ХХ века [40]. Основным источником для написания этого параграфа служат упомянутые труды петропавловского врача и этнографа Ц.А. Белиловского, который весьма талантливо описал все этнографические группы татар, жившие в конце XIX века в этом городе. Ссылаясь на Ц.А. Белиловского, автор замечает, что едят татары за приземистым столом, что, очевидно, является влиянием казахской культуры. Нужно заметить, что низкий стол был в обиходе почти у всех этнографических групп татар, но особенно долго он сохранялся в традиционной культуре у сибирских и астраханских [41, c. 375]. Этот предмет интерьера назывался по-татарски «куна», или «табын». Как правило, его устанавливали на нары (сәке). Такие столы, называемые «дастархан», есть у всех народов Средней Азии. Это была общетюркская культура. Скорее всего, казанские татары под влиянием русской культуры стали устанавливать в избах высокие столы, лавки и стулья во второй половине ХIХ века. Весьма ценным в работе З.А. Махмутова было то, что на основе дошедших до нашего времени фотографий начала ХХ века автор проследил, как стала меняться в Петропавловске татарская женская мода, «демонстрируя удивительное сочетание европейской городской культуры с традиционной татарской» [40, c. 32].
В 2019 году в журнале «Известия Саратовского университета» вышла статья С.В. Любиченковского «К истории бытовой аккультурации казахов и татар в Российской империи ХIХ века» [42, с. 279–282], где в вводной части автор подчеркивает, что сама постановка проблемы аккультурации «национальных меньшинств, как и сохранение их этнической, а зачастую и конфессиональной идентичности – феномен глобального, мирового значения» [42, с. 279]. Весьма ценна постановка автором проблемы, что разработка данной темы исследования позволит разобраться, какие элементы имперского управления и освоения данных территорий являлись «действительно колониальными», а какие –элементами политики аккультурации, которую автор понимает как «культурное влияние в рамках единого государственного организма, ставящее целью создать из новоприсоединенных жителей лояльных имперских подданных с собственной этноидентичностью, с возможностью обратного влияния со стороны этих народов» [42, c. 279]. Рассматривая взаимопроникновения казахской и татарской культуры, он раскрывает тему взаимовлияния культур на примерах, связанных с обустройством жилища, приемом пищи, ношением одежды. В связи с этим хочется сделать некоторые комментарии и высказать наше видение данной темы.
В статье С.В. Любичанковского сообщается: «Татарские ремесленники, проживавшие вблизи Оренбурга, в Сеитовом посаде, приспосабливаясь к рынку, по казахской технологии валяли кошмы, вырабатывали армячину (полотно) из верблюжьей шерсти. В середине XIX в. его производили до 2,5–6,5 тыс. аршин в год» [42, c. 280]. Предположительно, изготовление этого полотна также было перенято у казахов, которые ткали на архаичном станке без челнока, как пишет автор.
Упомянутая в статье С.В. Любичанковского технология производства армячины была общетюркской и в целом восточной, не относилась только к казахскому народу. Армяк – это длиннополый плащ, с капюшоном, без пуговиц, запахиваемый на левую сторону и подвязываемый кушаком или ремнем. Шился он из армячины – грубой верблюжьей или овечьей шерсти. Данный вид одежды к славянам проник от тюркских народов очень давно. Утверждение о заимствовании технологии у казахов, возможно, и применимо именно к этому региону и к этому времени, когда происходило активное взаимодействие двух культур. Например, известно, что во второй половине XIX века изготовлением армячины активно занимались нагайбачки9, а также оренбургские татары, но в целом данный промысел татарам был известен с древнейших времен10. Сукно для армяков татары делали на простейшем ткацком станке, как правило, располагавшемся, а нарах. [43, c. 303] Если говорить в целом о войлоковалянии, то в татарском ремесле существовала своя орнаментальная специфика. Если у кочевых казахов, башкир, ногайцев в орнаментации больше использовался зооморфный стиль, изображающий птиц и рога животных, а также применялся геометрический, то для татар был больше характерен цветочный орнамент наряду с геометрическим. Кроме того, татары употребляли войлок в мусульманских ритуалах, делали из войлока намазлык11 (киез намазлык – войлочный намазлык), что говорит о глубоких корнях этого ремесла в татарской культуре. Значимость данного ремесла подтверждается фольклорными свидетельствами: например, старинной татарской народной песней: «Бездә тула басалар» (У нас делают войлок)12.
Хочется прокоментировать еще одно одно утверждение С.В. Любичанковского. Он пишет: «Соседство с казахами обусловило употребление татарами в пищу конины, которая в исламе проходит под категорией, не запрещенной, но и не одобренной пищи» [42, с. 281]. Действительно, в чем-то прав С.В. Любичанковский, казанские татары не выращивали лошадей для употребления в пищу, но никогда не чурались ее есть, так как в ханафитском мазхабе13 она не является запрещенной. Сомнительно, что на употребление конины повлияли казахи, татары ее ели и едят испокон веков. Если же говорить о татарах-мишарях, то и на сегодняшний день, и в далеком прошлом они выращивают лошадей на еду, и в татарской кулинарии есть немало блюд, приготовляемых из конского мяса. Татары-мишари и по сей день делают и продают знаменитую сырокопченую колбасу из конины – казалык.
Писать о влиянии татарской земледельческой культуры на казахов сложно, так как оба народа принадлежат к тюркской цивилизации, имеют общий политогенез и навыки хозяйственной жизни. О том, что тюрки Центральной Азии вели полукочевой образ жизни и обладали навыками земледелия, писали многие авторы: Н.Я. Бичурин [44, с. 76], Н.И. Руденко [45, с. 29–31], Ш.С. Камолиддин [46]. В работе «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение» Р.С. Хакимов отмечает, что в древнетюркском языке слово «сабан», означающее плуг, известно в форме «сапан», и происходит оно от глагола «сапмак» – рвать [47, c. 25]. Во всех тюркских языках есть понятия «будай» (пшеница), тары (просо), арпа (ячьмень), что также указывает на общие хозяйственные навыки тюркских народов. Дореволюционные этнографы пишут, что перешедшие к земледелию казахи землю пашут татарским плугом – сабан, однако у них была и соха собственной конструкции. Действительно, в степных и лесостепных районах Оренбуржья татары традиционно пахали тяжелым деревянным плугом (сабан) с упряжкой из нескольких лошадей [46, с. 223]. Однако Н.А. Халиков отмечает, что к концу XIX века у татар появились полусабаны, в которые можно было запрячь одну лошадь. В Зауралье курашимский сабан был известен как соха – колесуха. К концу столетия эти орудия в Приуралье вытеснили традиционные сохи и сабаны, отмечает исследователь [14, с. 271]. Полагаем, что такой сельскохозяйственный инвентарь проникал и к казахам.
Заключение
Исторически сложившиеся культурные и экономические связи татарского и казахского народов в процессе перехода к оседлому образу жизни нельзя абсолютизировать. Безусловно, на казахов влияла оседлая и русская, и узбекская, и таджикская культуры. Но в период косвенного управления Казахской степью, с 30-х годов XVIII в. по середину 20-х гг. XIX века, власть сознательно использовала все социальные страты татар: мусульманское духовенство, служилых татар, казаков, торговцев, ясачных татар для распространения навыков земледелия среди казахов. С 30-х годов XIX века российская власть старалась притормозить оседание казахов. С 70-х годов ХIХ века в Казахской степи начался новый этап седентаризации с помощью православных миссионеров. Параллельно началась политика ограничения влияния татар на культуру и быт казахского народа. Тем не менее татарская оседло-земледельческая культура для оседлых казахов стала более предпочтительной. На это повлияло, прежде всего, желание сохранить свою мусульманскую этнорелигиозную идентичность. На этом примере можно увидеть, как материальная и бытовая культура выступает формой социальной организации и защитой этнической и религиозной идентичности, а татары выступили в качестве «мобилизованной диаспоры» в предохранении казахов от христианизации.
1. Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. 968. Оп. 1. Д. 11. Л. 138.
2. Из истории Православной миссии в Казахстане. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: cathedral.kz/ru/articles/iz-istorii-pravoslavnoy-missii-v-kazahstane?ysclid=mfvb32v0d1808418711 (дата обращения: 10.01.2025).
3. Кряшены – крещенные татары.
4. До революции казахов называли киргизами.
5. Киргизами до революции 1917 г. называли казахов.
6. Нагайбаки – крещеные татары, переведенные в сословие казаков.
7. Ногаями казахи называли татар.
8. Никах – мусульманское бракосочетание.
9. Нагайбаки – крещеные татары, переведенные в сословие казачества.
10. Армяк изготавливали из верблюжьей ткани [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edique-lol.narod.ru/t/armia.htm (дата обращения 23.01 2025).
11. Намазлык – коврик для чтения намаза.
12. Войлочный ковёр – киез. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// tatcultresurs.ru/onkn/voylochnyy-kover-kiez?ysclid=mfw26lom4e331789323 (дата обращения: 23.01.2025).
13. Ханафитский мазхаб – юридическая школа в суннитском исламе.
Список литературы
1. Суворова Н.Г. Духовное и светское просвещение мусульман-кочевников и новокрещеных в контексте колонизации Степного края (конец XIX – начало XX в.). Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2017;3(15):262–270. DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.262-270
2. Голубцов С.В. Киргизская миссия Тобольской епархии. Вестник Омского университета. 2015;1:139–142.
3. Малов Е.А. Православная противомусульманская миссия в Казанском крае в связи с историею мусульманства в половине XIX века. Православный собеседник. 1872; 2:136–157.
4. Нурбаев Ж.Е. Из истории православного прозелитизма в Северном Казахстане. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-history.kz/upload/iblock/d61/d61935ab916424e0c423ab0f6211b404.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
5. Чичерина С.В. У приволжских инородцев: путевые заметки. СПб.: Тип. В.Я. Мильштейна; 1905. 210 с.
6. Горбунова С.В. Крещеные казахи Российской империи. Центральная Азия и Сибирь. Первые научные чтения памяти Е.М. Залкинда, 14 мая 2003 г. Барнаул: Аз Бука; 2003. С. 247–252.
7. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргих-кайсацких, орд и степей. Алматы: Санат; 2009. 656 с.
8. Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства. Т. 10. Санкт-Петербург: тип. Э. Веймара и Ф. Персона; 1865. 288 с.
9. Этнические группы и социальные границы: социальная орг. культурных различий. Барт Ф. (ред.); Пильщиков И. (пер. с англ.). М.: Новое изд-во; 2006. 198 с.
10. Ильминский Н.И. Воспоминания об И.А. Алтынсарине. Казань: типо-лит. В.М. Ключникова; 1891. 396 с.
11. Харузин А.Н. Киргизы Букеевской орды: антрополого-этнологический очерк. Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Императорском Московском университете. Т. 10. М.: тип. А. Левенсон и К; 1889. Вып. 1. 550 с.
12. Муфтахутдинова Д.Ш. Благотворительная деятельность татарских предпринимателей в Степном крае (конец ХIX – начало XX века). Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023;2(46):219–234. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestospu.ru/archive/2023/articles/15_46_2023.pdf. DOI: 10.32516/2303-9922.2023.46.
13. Хохлов Н. Географический очерк Тургайской области (с картой). Оренбург: типография А.Н. Гаврилова; 1909.59 с.
14. Халиков Н.А. Традиционное хозяйство татар-казаков Южного Урала (вторая половина XIX – начало XX вв.) Средневековые тюрко-татарские государства. 2016;8:264-271.
15. Гибадуллина Э.М. Татарские городские общины Южного Казахстана во второй половине XIX – начале XX вв.: социально-экономический аспект. Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2017;7:49–60.
16. Frank A.J. Islamic transformation on the Kazakh Steppe, 1742–1917: Toward an Islamic history of Kazakhstan under Russian rule. The Construction and deconstruction of national histories in Slavic Eurasia. Hayashi T. (еd.). Sapporo, 2003, рр. 261–289.
17. Белиловский К.А. Женщина инородцев Сибири: (Медико-этнографический очерк). СПб.: Типо-лит. Р. Голике; 1894. 104 с.
18. Белиловский Ц.А. Медико-статистический и санитарный очерк г. Петропавловска Акмолинской области. Годичный отчет за 1886 г. Томск: типография сибирской газеты; 1887. 125 с.
19. Кунанбаев А. Кара сөз. Книга слов. Алматы: Атамура; 2020. 200 б.
20. Из неизданных писем Н.И. Ильминского к графу Д.А. Толстому. Сотрудник Братства святителя Гурия. 1911;15-16:242–244.
21. Машанов А. Современное состояние татар-мухамедан и их отношение к другим инородцам (Доклад проф. Казанской Духовной Академии М. Машанова Миссионерскому съезду 1910 г.). Казань: типо-литография И.С. Перова; 1910. 132 с.
22. Виноградов В. Метод миссионерской полемики против татар-мухамедан. Миссионерский противомусульманский сборник: Труды студентов Миссионнерского противомусульманскаго отделения при Казанской духовной академии. Вып. 1. Казань, 1873. С. 3–21
23. Саркин Н. Влияние русских и татарских «просветителей» на киргизов. Миссионерское обозрение. 1915. Апрель-май.
24. Остроумов Н.П. Способны ли кочевые народы Азии к усвоению христианской веры и христианской культуры? 2 изд. М., 1896. 17 с.
25. Броневский С.Б. Записки генерал-майора Броневского о киргиз-кайсаках Средней Орды. Отечественные записки. 1830. Август, № 124. С. 195–285.
26. Гейер И. Ишаны: материалы к изучению бытовых черт мусульманского населения Туркестанского края. Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. Т. 1. Ташкент, 1891. С. 62–82.
27. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман России. Петроград: тип. С. Самойлова; 1917. 55 с.
28. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Т. IV. Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР; 1968.461 с.
29. Бартольд В.В. Ислам: культура мусульманства, мусульманский мир. М.: Книжный клуб Книговек; 2012. 346 с.
30. Сембаев А.И., Храпченков Г.М. Очерки по истории школ Казахстана. (1901–1917 гг.) Шехтерман Е.И. (ред.). Алма-Ата: Мектеп; 1972. 164 с.
31. Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII — начало XX в.). Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ; 2002. 257 с.
32. Султангалиева Г.С. «Татарская» диаспора в конфессиональных связях Казахской степи (ХVIII–ХIХ вв.). Вестник Евразии. 2000;4:20–36.
33. Султангалиева Г.С. Влияние татар на развитие земледелия у казахского населения и политика российской власти. История татар. Т. 6. Казань: Институт истории АНРТ; 2013. С. 357–360.
34. Султангалиева Г.С. Татарские муллы, командированные в Степь «… для разъяснения, обнародования и внушения правил». Историческая этнология. 2020;5(3):481–496.
35. Султангалиева Г.С. Первый муфтий Оренбургского мусульманского собрания Мухамеджан Хусаинов и казахские старшины. Вестник Казахского национального университета. Серия историческая. 2012; 1:35–39.
36. Муфтахутдинова Д.Ш. Аграрная политика Российской империи в Казахской степи сквозь призму православного миссионерства. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(3):562–584.
37. Список населенных мест Российской империи. Вып. ХIV. СПб., 1866. 237 с.
38. Махмутов З.А. Функции и некоторые результаты деятельности татарских мулл в Казахстане в трансформирующихся политических контекстах ХVIII – середины XIX в. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021;20(1):61–73.
39. Махмутов З. А. Татары Казахстана: социально-демографические и этнокультурные процессы (конец XIX– начало XXI века). Дисс. … докт. истор. наук. Казань, 2023. 448 с.
40. Махмутов З.А. Татары г. Петропавловска и Северо-Казахстанской области: история и этнические процессы. Казань: изд-во «ЯЗ»; 2015. 156 с.
41. Халиков Н.Я. Сельские поселения и жилища. Татары: Серия Народы и культуры. М.: Наука; 2017. С. 346–385
42. Любичанковский С.В. К истории бытовой аккультурации казахов и татар в Российской империи ХIХ века. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2019;19(3):279–282.
43. Сафина Ф.Ш. Ткачество. Татары: Серия Народы и культуры. М.: Наука; 2017. С. 300–315.
44. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1. М.-Л., 1950. 76 с.
45. Руденко С.И. Культура хуннов и ноинулинские курганы. М., Л.: Изд-во Академии наук СССР; 1963. 205 с.
46. Камолиддин Ш.С. Земледелие и садоводство у древних тюрков. Tашкент: Extremum press; 2015. 496 с.
47. Хакимов Р.С. Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; 2018. 365 с.
Об авторе
Д. Ш. МуфтахутдиноваРоссия
Муфтахутдинова Диляра Шамилевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исламской теологии
г. Казань
Рецензия
Для цитирования:
Муфтахутдинова Д.Ш. Влияние татарской культуры на казахов в процессе перехода к оседлому образу жизни. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):574-599. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-574-599
For citation:
Muftakhutdinova D.Sh. The influence of Tatar culture on Kazakhs in the process of transition to a sedentary lifestyle. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):574-599. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-574-599





















