Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Мусульманские офицеры в армии Российской империи: между религией и государственным долгом

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-600-612

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Мусульманские офицеры Российской империи сыграли важную роль как в военной, так и в духовной жизни империи. Они были ответственны не только за выполнение боевых задач, но и за соблюдение религиозных традиций своих солдат, таких как пост в рамадан и следование халяльным нормам питания. В условиях Первой мировой войны мусульманские офицеры проявили исключительное мужество и стратегическое мастерство, сражаясь на Кавказском фронте и других участках Восточного фронта. Однако с приходом советской власти после Октябрьской революции 1917 года многие офицеры оказались в сложной ситуации, были вынуждены эмигрировать или поддерживать белогвардейцев в Гражданской войне. Исследование их вклада в армию Российской империи раскрывает важные аспекты служения в многонациональной армии и достижения баланса между религиозной преданностью и лояльностью государству.

Для цитирования:


Курамшин Р.Ф. Мусульманские офицеры в армии Российской империи: между религией и государственным долгом. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):600-612. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-600-612

For citation:


Kuramshin R.F. Muslim Officers in the Russian Imperial Army: Between Religion and Duty to the State. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):600-612. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-600-612

Введение

Российская империя, будучи крупнейшим многонациональным и поликонфессиональным государством, сформировала уникальную модель интеграции различных народов в общественно-политическую и военную жизнь страны. Значительную роль в этом процессе играли мусульманские сообщества, населявшие Поволжье, Кавказ, Среднюю Азию, Сибирь и Урал. К концу XIX века мусульмане составляли существенную часть населения империи – около 14 миллионов человек [1, c. 49–51], что закономерно отразилось и на составе ее вооруженных сил. Изучение службы мусульманских офицеров в Российской императорской армии позволяет раскрыть сложный комплекс взаимоотношений между государством, религией и национальной идентичностью в критических условиях войны и революционных потрясений.

Историография проблемы обладает значительной глубиной, однако тема мусульманского офицерства как специфической социальной группы часто рассматривается в более широких рамках. В дореволюционный и советский периоды исследования были сосредоточены преимущественно на военно-стратегических аспектах (труды Е.И. Барсукова [2], Русская артиллерия в мировую войну [3]), а участие национальных формирований, таких как Кавказская туземная конная дивизия («Дикая дивизия»), нередко описывалось в мемуарно-художественном ключе (Н.Н. Брешко-Брешковский [4]). В советской историографии, находившейся под влиянием классового подхода, тема службы «царских офицеров» была идеологически маркирована и изучалась фрагментарно [5].

Качественно новый этап в изучении вопроса начался в постсоветское время. Современные исследователи, такие как С.М. Исхаков [6], Т.В. Карпенкова [7], О.Н. Сенюткина [8], обратились к комплексному анализу положения мусульман в Российской империи, рассматривая их не как пассивный объект политики, а как активных участников исторического процесса. В работах этих авторов затрагиваются проблемы лояльности, религиозной идентичности и адаптации мусульман, в том числе и в военной среде. Появились специализированные исследования, посвященные биографиям выдающихся военачальников-мусульман, в частности работа С.Д. Ибрагимова об А.-А. Шихлинском [9]. Однако именно феномен мусульманского офицерства как социально-культурного слоя, балансировавшего между религиозным долгом и службой империи, требует дальнейшего, более пристального изучения.

Источниковая база исследования разнообразна и включает в себя как опубликованные материалы, так и данные электронных ресурсов. Ключевую роль играют законодательные акты, такие как Манифест о всеобщей воинской повинности 1874 года [10], определившие правовые основы службы мусульман. Важную информацию содержат военно-исторические труды и мемуары непосредственных участников событий [3]; [9]; [11], а также материалы периодической печати того времени. Ценные сведения о культурных и бытовых аспектах службы содержатся в региональных исследованиях и сборниках документов [6]; [8]; [12]. В последние годы значительный массив информации стал доступен благодаря оцифрованным архивным материалам и специализированным интернет-проектам, посвященным вкладу мусульман в историю России [13].

Целью данного исследования является комплексный анализ службы мусульманских офицеров в Российской императорской армии в конце XIX – начале XX века, проводимый с фокусом на период Первой мировой войны и последующих революционных событий. В задачи работы входит: рассмотрение правовых и бытовых условий их службы; анализ роли офицеров-мусульман в поддержании религиозной и культурной идентичности солдат; оценка их боевого вклада на фронтах Первой мировой войны; изучение сложного выбора, перед которым они оказались после революции 1917 года.

Мусульманские офицеры в Российской императорской армии: вызовы и обязательства

К началу Первой мировой войны, когда мусульмане стали значительной частью вооруженных сил Российской империи, многие из них заняли офицерские должности в армейских подразделениях, состоящих из солдат, происходящих из разных этнических групп, включая кавказцев, татар и народностей Средней Азии. Одним из ярких примеров таких подразделений является Кавказская горная дивизия, в которой служили мусульмане из Дагестана, Чечни, Осетии и других регионов [14, c. 135–164]. Офицеры этих подразделений часто сталкивались с уникальными вызовами, связанными с их религиозной принадлежностью и необходимостью сохранять баланс между военной службой и религиозными обязанностями.

Одним из важнейших аспектов, с которым сталкивались мусульманские офицеры, было соблюдение религиозных норм в условиях войны. Например, во время рамадана, который является священным месяцем поста для мусульман, офицеры, как и их подчиненные, должны были соблюдать строгие правила поста, включая отказ от пищи и воды в дневное время. Мусульманские офицеры в некоторых частях организовывали специальные условия для своих солдат, чтобы они могли соблюдать пост, несмотря на тяжелые условия фронта. В 1915 году в Кавказской туземной конной дивизии, которая состояла в основном из мусульман, была специально организована доставка пищи в ночное время, чтобы солдаты могли поесть до начала дневного поста, а также разрабатывались безопасные маршруты для передвижения к местам совершения коллективных молитв [12, c. 33–41].

Сложности возникали также из-за необходимости соблюдения религиозных догм, таких как отказ от свинины. В некоторых частях, например, в Туркменском кавалерийском полку, который был сформирован из местных мусульман, была введена система питания, основанная на халяльных продуктах, что не всегда удавалось обеспечить в условиях войны. В ответ на эти требования мусульманские офицеры обеспечивали свои подразделения продуктами, соответствующими исламским стандартам, а также организовывали молитвы и другие религиозные обряды даже несмотря на военную обстановку [15, c. 284].

Еще одной проблемой для мусульманских офицеров было поддержание боевого духа среди солдат, которые часто испытывали трудности из-за культурных различий. Мусульманские офицеры, служившие в смешанных частях, состоящих из разных этнических групп, должны были действовать как связующее звено между солдатами, говорившими на разных языках и придерживавшимися различных религиозных традиций. Примером служат мусульманские офицеры из Средней Азии, которые в 1917 году командовали подразделениями, состоящими из тюркских народов, таких как узбеки и казахи, а также представителей кавказских народов [12, c. 42]. Для обеспечения сплоченности в таких частях офицеры активно использовали культурные и религиозные элементы, чтобы укрепить моральный дух и создать единую команду.

Кроме того, сложность заключалась в том, что многие мусульманские офицеры были вынуждены балансировать между лояльностью к Российской империи и национальными устремлениями своих народов. Например, в 1917 году в ответ на события Февральской революции и рост националистических настроений в Центральной Азии мусульманские офицеры, такие как офицеры из Туркестанского региона, оказались в тяжёлой ситуации, поскольку начались призывы к независимости и самоопределению [6, c. 16.]. Эти офицеры, в отличие от большинства своих коллег, не всегда могли оставаться верными империи, что также отражало сложность их внутренней борьбы между долгом перед Российской империей и патриотизмом к своей родной земле.

Вклад мусульманских офицеров в Первую мировую войну

С началом Первой мировой войны мусульманские офицеры Российской императорской армии сыграли важную роль в военных операциях, особенно на Кавказском и Восточном фронтах. Их опыт, знание местной географии и умение управлять национальными подразделениями способствовали успешному решению боевых задач. Многие из них проявили исключительное мужество и военные таланты, за что были удостоены государственных наград и признания.

Одним из наиболее известных мусульманских офицеров, отличившихся в годы войны, был генерал-майор Али-Ага Шихлинский (1865–1943), азербайджанец по происхождению, который командовал артиллерийскими подразделениями на Кавказском фронте [9, c. 11]. Его тактическое мастерство сыграло ключевую роль в организации обороны русских войск в Закавказье против османской армии. Шихлинский разработал систему огневого поражения, позволявшую эффективно уничтожать наступающие силы противника, что принесло русской армии ряд побед. За заслуги в Первой мировой войне он был награжден орденами Святого Георгия IV степени и Святого Владимира III степени [3, c. 220–221].

Именно судьба Шихлинского с исключительной наглядностью демонстрирует основной конфликт, обозначенный в заглавии статьи. С одной стороны, он был блестящим офицером имперского генералитета, чья верность государству и воинский долг были неоспоримы и подтверждены высшими наградами. С другой – он, как и многие его сослуживцы-мусульмане, не отрекался от своей религиозной и культурной идентичности. По свидетельствам современников [9, с. 93–102], Шихлинский уделял значительное внимание обеспечению условий для соблюдения религиозных обрядов своими подчиненными-мусульманами, тем самым выступая ключевым посредником между требованиями имперской службы и духовными потребностями своих солдат. Его личность и деятельность стали воплощением того самого баланса между религией и государственным долгом, который был столь характерен для мусульманского офицерского корпуса Российской империи.

Другим ярким примером стал генерал-лейтенант Хусейн-хан Нахичеванский (1863–1919), представитель древнего азербайджанского дворянского рода [10, c. 44–48]. В начале войны он командовал 1-й Кавказской кавалерийской дивизией, которая принимала участие в боях на Восточном фронте. Его подразделение проявило себя в сражениях в Галиции, особенно в ходе боевых действий под Красником в 1914 году, где кавказские кавалеристы отбили несколько атак австро-венгерских войск. За боевые заслуги он был удостоен Георгиевского оружия и ряда других наград [11, c. 15–46].

Однако история Нахичеванского символизирует не только военные заслуги, но и глубокий внутренний конфликт между верностью империи и этно-религиозной идентичностью. Будучи религиозным мусульманином, он, как и Шихлинский, вынужден был балансировать между соблюдением религиозных практик и требованиями военной службы. При этом его личная преданность монархии оказалась сильнее этнических или религиозных связей: после Февральской революции он отказался присягать Временному правительству и стал одним из двух генералов, предложивших Николаю II использовать свой корпус для подавления восстания [10, c. 44-48]. Его трагическая судьба – арест и расстрел большевиками в январе 1919 года без суда – стала символическим показателем краха имперской системы, в которой мусульманские офицеры пытались найти компромисс между верой и долгом [10, c. 44–48].

Этот пример, как и история Шихлинского, подчеркивает, что несмотря на внешнюю интеграцию в имперские структуры, мусульманские офицеры оставались носителями особой модели лояльности, основанной на личной преданности государю, а не абстрактной «России». Их трагедия после 1917 года была обусловлена именно крахом монархической системы, делавшей возможным такой баланс.

Период после войны: мусульманские офицеры после Октябрьской революции 1917 года

После Октябрьской революции 1917 года, приведшей к падению Российской империи и установлению советской власти, положение мусульманских офицеров в армии существенно изменилось. Распад монархии и восходящий советский режим привели к значительным социальным и политическим переменам, в которых многие мусульманские офицеры оказались в сложной ситуации. Столкнувшись с революционными событиями и приходом новой власти, многие из них были вынуждены либо покинуть страну, либо искать способы адаптации к новым реалиям, где их предыдущая служба и лояльность Российской империи ставились под сомнение [6, c. 74–79].

Мусульманские офицеры, особенно с Кавказа, из Туркестана и Поволжья, оказались перед необходимостью выбора: либо поддерживать советскую власть, которая не давала гарантии сохранения прежнего социального и политического порядка, либо противостоять ей, принимая участие в белогвардейских силах или эмигрируя [10, c. 26–37].

Многие мусульманские офицеры после революции выбрали участие в Белом движении, которое противостояло большевикам [16, c. 15–18]. Среди них был генерал Мухаммад-Нури Пекин (1883–1939), который служил в рядах Белой армии и продолжал бороться против советской власти до 1920 года. Однако после поражения белых в Гражданской войне Пекин также оказался в эмиграции – сначала в Турции, а позже в Германии [16, c. 18].

Не все мусульманские офицеры эмигрировали или вступили в ряды белых. Некоторые попытались приспособиться к новым условиям. Так, в 1920 году был издан декрет советской власти, который предлагал мусульманам определенные привилегии, включая создание автономий и поддержку исламской культуры [10, c. 66–72]; [17, c. 66]. Однако многие офицеры, бывшие верными служителями Российской империи, не смогли полностью адаптироваться к новой идеологии. Например, на Кавказе многие мусульмане, включая офицеров, продолжали бороться за независимость и противостояли советской власти. Так, в 1920–1921 годах проходили восстания в Дагестане и Чечне, где бывшие офицеры Российской империи играли ключевую роль [15, c. 168–171].

Таким образом, после революции 1917 года мусульманские офицеры оказались в крайне трудном положении. С приходом советской власти многие из них были вынуждены эмигрировать, а те, кто оставался в стране, часто сталкивались с необходимостью выбора: либо принять новые условия и советскую идеологию, либо противостоять новой власти. Этот период стал для многих мусульманских офицеров временем глубоких личных потрясений, ставших следствием разрушения Российской империи и прихода советской власти.

Заключение

Мусульманские офицеры Российской империи занимали важное место как в военной, так и в религиозной жизни страны. Их служба не ограничивалась выполнением боевых задач, но также включала заботу о духовных потребностях солдат, соблюдении религиозных обрядов и традиций, что требовало исключительной способности балансировать между личной верой и государственным долгом. Как показало исследование, этот баланс наиболее ярко воплотился в судьбах таких выдающихся военачальников, как генерал-майор Али-Ага Шихлинский и генерал-лейтенант Хусейн-хан Нахичеванский, анализ деятельности которых был приведен в основной части работы.

Али-Ага Шихлинский не только продемонстрировал выдающиеся военные способности, но и активно способствовал созданию условий для соблюдения религиозных практик своими подчиненными-мусульманами. Хусейн-хан Нахичеванский стал символом верности империи, сочетавшейся с глубокой религиозностью. Их примеры, как и приведенные в статье случаи других офицеров, наглядно иллюстрируют, что успешная служба в многоконфессиональной империи требовала от мусульманских офицеров не только высокого воинского мастерства, но и умения сочетать религиозные убеждения с исполнением долга.

Крах Российской империи поставил мусульманских офицеров перед тяжелейшим нравственным выбором, как было показано в соответствующем разделе статьи. Распад монархической системы, делавшей возможным их уникальный статус, привел к необходимости определять новые формы лояльности — через эмиграцию, поддержку Белого движения или попытку адаптации к советской власти.

Таким образом, проведенное исследование демонстрирует, что мусульманские офицеры стали важным элементом в сложном механизме интеграции религиозного фактораобщественно-политическую и военную систему России. Их опыт служения, основанный на синтезе религиозной и государственной идентичности, а также драматический выбор в переломные годы революции и Гражданской войны, являются важным объектом для понимания не только военной истории, но и социальной динамики многокультурного государства в условиях кризиса. Дальнейшее изучение данной темы, в частности, более широкое привлечение примеров из истории татарского, башкирского и других мусульманских народов России, представляется перспективным направлением научного поиска.

Список литературы

1. Шелохаев В.В. Россия накануне великих потрясений: Социально-экономический атлас. 1906—1914. Сахаров А.Н. (отв. ред.). М.: Кучково поле; 2017. 200 с.

2. История Великой войны. Т. 3. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина; 1916. 400 с.

3. Барсуков Е.И. Русская артиллерия в мировую войну. Т. 1. М.: Государственное военное издательство; 1938. 350 с.

4. Брешко-Брешковский Н.Н. Дикая дивизия: Роман в 2 частях. Рига: Мир; 1920. 191 с.

5. Васильев А.А. О составе русской и шведской армий в Полтавском сражении. Военно-исторический журнал. 1989;7:15–25.

6. Исхаков С.М. Предисловие. Великая российская революция 1917 года и мусульманское движение. Сборник документов и материалов. М.; СПб.: Институт российской истории РАН, Центр гуманитарных инициатив; 2019. С. 5–20.

7. Карпенкова Т.В. Самодержавие и российские мусульмане (вторая половина XIX в. — февраль 1917 г.). М.: Институт востоковедения РАН; 2003. 275 с.

8. Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Мусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики Советской власти. М., Н. Новгород: Медина; 2012. 300 с.

9. Ибрагимов С.Д. Генерал Али Ага Шихлинский (Жизнь и деятельность). Баку: Азербайджанское государственное издательство; 1975. 180 с.

10. Изданы Манифест о введении всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prlib.ru/history/618941 (дата обращения: 15.02.2025).

11. Гордеев А.А. История казаков. Великая война 1914–1918 гг. Отречение государя. Временное правительство и анархия. Гражданская война. М.: Страстной бульвар; 1993. 288 с.

12. Опрышко О.Л. На изломе времен. Нальчик: Эльбрус; 1996. 224 с.

13. Мусульмане на службе Отечеству. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://muslim.ru/articles/278/8019/ (дата обращения: 15.02.2025).

14. Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XIX в. Ерёмина Н. (ред.). М.: Эксмо; 2007. 783 c.

15. Карпенкова Т.В. Политика самодержавия в отношении мусульманского населения России: вторая половина XIX в. февраль 1917 г.: дис. … канд. ист. наук. М.: Институт российской истории РАН; 2002. 402 с.

16. Емтыль З.Я. Советская власть и мусульманское духовенство Северного Кавказа в 1917–1920-е гг.: опыт взаимодействий (по материалам адыгских народов). Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017;3(204):24–30.

17. Полонская Л.Р., Полонская Л.Р. Восток. ХХ век. Взгляд из России. Ислам в СНГ. Добаева И.П. (под ред.). М.: Институт востоковедения РАН; 1998. C. 61–103.


Об авторе

Р. Ф. Курамшин
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Курамшин Рамазан Файзахмедович, аспирант 

г. Казань



Рецензия

Для цитирования:


Курамшин Р.Ф. Мусульманские офицеры в армии Российской империи: между религией и государственным долгом. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):600-612. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-600-612

For citation:


Kuramshin R.F. Muslim Officers in the Russian Imperial Army: Between Religion and Duty to the State. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(3):600-612. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-3-600-612

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)