Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Концептуальные аспекты исламского образования

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-4-926-944

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов становления и функционирования исламского образования, начавшего формироваться с VII в. Выделяя основные периоды развития образования, автор концентрирует особое внимание на концептуальных аспектах каждого этапа, описывает специфику исламского образования и выявляет, с какими проблемами оно сталкивается в настоящее время, а также подробно рассматривает концепцию исламизации знаний, которая в современном исламском образовании занимает важное место.

Об авторе

Р. М. Мухаметшин
Российский исламский институт
Россия

Мухаметшин Рафик Мухаметшович, действительный член (академик) Академии наук Республики Татарстан, доктор политических наук, профессор, ректор, ректор Казанского исламского университета, директор Совета по исламскому образованию

г. Казань



Список литературы

1. Schooling Islam: the culture and politics of modern education. Robert W. Hefner and Muhammad Qasim Zaman (ed.). Princeton University Press; 2007. 277 р. DOI: 10.2307/j.ctt7rqjj

2. Halstead М. An Islamic Concept of Education. Comparative Education. 2004;40(4):517–529.

3. Редькин О.И. Арабская письменность: до или после ислама. Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2012;2:108–116.

4. Sarfaroz N.А. Niyozov, Nadeem Memon. Islamic Education and Islamization: Evolution of Themes, Continuities and New Directions. Journal of Muslim Minority Affairs. March 2011;31(1):5–30.

5. Седанкина Т.Е. Исламская методологическая традиция: классические и современные подходы. Казань, 2025. 374 с.

6. Абдулхамид Абу Сулайман. Возрождение высшего образования в мусульманском мире. Коротчикова П. (пер.). Острог, 2019. 60 с.

7. Абдулхамид Абу Сулейман. Методология исламской мысли. Вахид С. (пер.). 1-е изд. Институт интеграции знаний; 2024. 97 с.

8. Таха Джабир аль-Альвани. Самобытность и универсальность современной исламской мысли. Казаков С. (пер.). Институт интеграции знаний, 2024. 392 с.

9. Wan Daud M. The educational philosophy and practice of Syed Muhammad Naguib Al-Attas: An exposition of the original concept of Islamization. Kuala Lumpur: International Institute of Islamic Thought and Civilization; 1998. 555 р.

10. Ismail Raji Al-Faruqi. Al-Tawheed: Its Implication for Trought and Life. Kuala Lumpur: International Islamic Federation of Student Organisation; 1983. 256 р.

11. Ismail Raji Al-Faruqi. Islamization of knowledge: General Principles and Work Plan. Herndon: International Institute of Islamic Thought; 1989. 126 p.

12. Febri Priyoyudanto. Model of Islamization of Knowledge: Syed Muhammad Naquib Al-Attas, Ismael Raji Al-Faruqi, And Fazlur Rahman. Selangor–Malaysia, 2013. 24 р.

13. Ramadan T. Western Muslims and the Future of Islam. London: Oxford University Press; 2004. 272 р.

14. Энн Эл-Мослимани. Обучение детей: моральный, духовный и комплексный подход к развитию образования. Меликова М.Л. (пер.). Тбилиси, 2020. 199 с.

15. Muhammad Naufal Hakim. The concept of Sufism and its Relationship with Moral Education (Examine Hamka's thought). International Postgraduate for Interdisciplinary Islamic Studies. October 2023;1(1):143–154.

16. Jalil M.H., Rahman N.A. Human Development in The Works of HAMKA. International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development. 2022;11(3):1096–1103.

17. Мухаммад Накиб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама. Изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. Пер. с англ. Москва–Куала Лумпур: Ин-т Исламской цивилизации; 2001. 410 с.

18. Аl-Attas S. M. N. The concept of education in Islam: a framework for an Islamic philosophy of education. Kuala Lumpur: Muslim Youth Movement of Malaysia; 1980. 17 р.

19. Hanif M., Prasetianingtiyas H. Islamization of Science in the Era of Society 5.0: Study of al-Attas’ Though. International Journal of Social Science and Religion. 2023;4(1):1–21.

20. AbdulHamid AbuSulayman. Islamization: Reforming Contemporary Knowledge. Herndon, Virginia London: International Institute of Islamic Thought; 1994. 60 р.

21. Raḥman F. Islamization of Knowledge: A response. American Journal of Islamic Social Sciences. 1988;5(1):3–11.

22. Sardar Z. Islamic Futures: The Shape of Ideas to Come. London: Mansell Publishing Limited; 1985. 367 p.

23. Seyyd Reza Nasr Vali. Islamization of Knowledge: A Critical Overview. Islamic Studies. 1991;30(3):387–400.


Рецензия

Для цитирования:


Мухаметшин Р.М. Концептуальные аспекты исламского образования. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(4):926-945. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-4-926-944

For citation:


Mukhametshin R.M. Conceptual aspects of Islamic education. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(4):926-945. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-4-926-944

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)