АЯ-терапия: основные параметры интегративной модели психологической помощи мусульманам
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-4-967-998
Аннотация
В статье представлены теоретическое обоснование и основные параметры интегративной модели психологической помощи мусульманам – АЯ-терапии, разработанной в рамках исламской психологии. Модель использует центральную для исламского мировоззрения кораническую категорию «аят» (божественное знамение) в качестве основы для психологической оценки и духовно-ориентированного терапевтического вмешательства. АЯ-терапия исходит из положения Корана о двух сферах божественной коммуникации с человеком: ниспосланные знамения (аяты Корана) и знамения в творении, включая окружающий мир (природные и социальные явления) и внутренний мир человека. Цель терапии – помочь клиенту научиться «читать» эти знамения в контексте его жизненного пути, что ведет не только к разрешению психологических проблем, но и к духовному росту. В статье раскрываются онтологические и теоретические основы модели, принципы оценки и формулировки случая, а также ключевые терапевтические интервенции, представляющие собой адаптацию для целей терапии традиционных исламских практик (зикр, тадаббур, тафаккур), а также модификацию и интеграцию техник современных психотерапевтических подходов в свете принципов рассматриваемой модели. АЯ-терапия позиционируется как метод, формирующийся изнутри исламской традиции, направленный на восстановление изначальной божественной сбалансированности (тасвийа) внутреннего мира человека.
Об авторе
Ф. Ф. ЯхинРоссия
Яхин Филюс Флюрович, кандидат юридических наук, магистр психологии, заместитель Председателя Правления
г. Москва
Список литературы
1. Бадри М. Теория и практика исламской психологии. Павлова О.С., Полосин В.С. (ред.). М.: АНО НПЦ «Аль-Васатыя – умеренность»; 2018. 268 c.
2. Рассул Х. Исламское консультирование. Введение в теорию и практику. М.: Институт интеграции знаний, Ассоциация психологической помощи мусульманам; 2022. 392 с.
3. Рийоно Б. Тазкия – метод исламской психотерапии. 1-е изд. М.: Институт интеграции знаний; 2025. 120 c.
4. Ротман А. Разработка модели исламской психологии и психотерапии: Исламская теология и современное понимание психологии. 1-е изд. М.: Институт интеграции знаний; 2025. 352 с.
5. Павлова О.С. Психологическое консультирование мусульман: анализ зарубежных источников. Современная зарубежная психология. 2018;7(4):46–55. DOI: 10.17759/jmfp.2018070406.
6. Ганиева Р.Х. Культурное и духовное измерение в психологическом консультировании. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(1):197-221. DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-2-197-221.
7. Яхин Ф.Ф. Схематерапия и исламское понимание внутреннего мира человека: концептуальные параллели и пути интеграции. Minbar. Islamic Studies. 2024;17(2):449-479. DOI: 10.31162/2618-9569-2024-17-2-449-479.
8. Джуад Ю.Ю. Потенциал нарративной практики в психологическом консультировании клиентов-мусульман. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(1):201-223. DOI: 10.31162/2618-9569-2025-18-1-201-223.
9. Яхин Ф.Ф. Человеческие символы и божественные знамения в психотерапии и психоконсультировании: исламский дискурс. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):201-225. DOI: 10.31162/2618-9569-2021-14-1-201-225.
10. Яхин Ф.Ф. Использование коранических символов, притч и историй при оказании психологической помощи мусульманам. Ислам: личность и общество.2021;1-2:66-89.
11. Iakhin F.F., Pavlova O.S. Using Qur’anic Divine Signs in Psychotherapy and Counseling: Introducing Ayah-Therapy Foundations and Techniques. Clinical Applications of Islamic Psychology. Haque A. and Rothman A. (еd.). Seattle: International Association of Islamic Psychology Publishing; 2023. P. 135–157.
12. Яхин Ф.Ф. Теоретические основы оказания религиозно ориентированной психологической помощи: российский исламский дискурс. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(3):667-678. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-3-667-678.
13. Коран. Крачковский И.Ю. (пер. с араб. и коммент.). 2-е изд. М.: Наука; 1990. 727 с
14. Аль-Джаузия Ибн Каййим. Фаваид=Полезные наставления. Е. Сорокоумова (пер. с араб.). М.: Умма; 2013. 480 c.
15. Аль-Джаузия Ибн Каййим. Степени идущих путем «Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Твоей помощи просим». А. Джелилов (пер. с араб.). М: Эксмо; Умма; 2016. 1120 c.
16. Яхин Ф.Ф. «Человек по своей природе…». Очерк о внутреннем мире человека. М.: Институт интеграции знаний; 2024. 240 с.
17. Яхин Ф.Ф. Кораническое понятие «шээкилэ»: эвристическая ценность для теории и практики психологии и социогуманитарных наук. Мусульмане Центральной Евразии в XXI веке: в поисках интегрированного подхода: Монография. Ярош О., Ахметов Э., Яхин Ф., Кулиев Э. (ред.). Тбилиси: Universal; 2025. C. 34-68.
18. Яхин Ф.Ф. Кораническое понимание «нашептывания души» и понятие внутренней речи: значение для теории и практики исламской психологии. Ислам: личность и общество.2025;10:2-10.
19. Коран. Османов М.-Н.О. (пер. с араб. и коммент.). СПб.: Диля; 2019. 576 с.
20. Keshavarzi H.& Haque A. Outlining a psychotherapy model for enhancing Muslim mental health within an Islamic context. International Journal for the Psychology of Religion. 2013;23(3):230-249.
21. Badri M. Contemplation: An Islamic Psychospiritual Study. London: International Institute of Islamic Thought; 2000. 136 p.
22. Бадри М. Размышление. Исследование психики и души человека. Гулиев Р. (пер. с англ.). СПб: Издательство LitoBook; 2022. 136 с.
23. Уайт М. Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию. М.: Генезис; 2021. 329 с.
24. Кантер Дж.У., Буш Э.М., Руш Л.К. Поведенческая активация: отличительные особенности. М.: Диалектика; 2021. 176 с.
25. Добсон Д., Добсон К. Научно-обоснованная практика в когнитивно-поведенческой терапии. СПб.: Питер; 2021. 400 с.
Рецензия
Для цитирования:
Яхин Ф.Ф. АЯ-терапия: основные параметры интегративной модели психологической помощи мусульманам. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(4):967-998. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-4-967-998
For citation:
Iakhin F.F. AYAH-therapy: the main parameters of an integrative model of psychological assistance to Muslims. Minbar. Islamic Studies. 2025;18(4):967-998. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2025-18-4-967-998





















