Причины стагнации восточно-мусульманской мысли и переход интеллектуальной инициативы на Запад в трудах татарских мыслителей конца XIX – начала XX вв.
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2016-9-1-14-24
Аннотация
Пути решения кризиса мусульманской мысли татарские мыслители конца XIX – начала XX вв. видят в возрождении социальных наук, которые были погребены на раннем этапе становления мусульманского общества. Они предлагают выйти из политической и научной изоляции и направить развитие общества на расширение горизонтов познания для достижения прогресса и идти в ногу со временем, с новыми потребностями и вызовами и взять «интеллектуальную инициативу в свои руки, чтобы направить развитие на возрождение общественных институтов, и предложить ей альтернативные цивилизационные решения.
Ключевые слова
Список литературы
1. Абу Сулайман, Абд ал-Хамид. Кризис мусульманского разума / Пер. с арабского, примечания к хадисам и послесловие Э.Р. Кулиев. – Баку: Издательство «CBS», 2011. – 304 с.
2. Бернард Луис. Ислам и Запад. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. – 2003. – 292 с.
3. Бигиев М. Халык назырына. – 2 б.
4. Бигиев М. Хатын. – 3б.
5. Гаяз Мухаммед Исхакы. Вырождение двести лет спустя. Пер. с булг. – М.: Булгар Иле, 2004. – 264 с. – (Анталогия Булгарской Литературы XIX – начала XX веков).
6. Гермез М. Муса Джарулла Бигиев. Перевод с турецкого: Хайрутдинов А.Г.– Казань, 2010. – 169 с.
7. Джамалетдин Валидов. Миллэт вэ миллият. Оренбург. – 1914. //Жамал Вэлиди: эдэби хэм тарихи-документаль жыентык / тоз. Дилэрэ Абдуллина, Жэудэт Миннуллин. – Казан: Жыен, 2010. – 624 б.
8. Ибн Араби. Ризаэтдин Фахретдин. Изд-во «Иман». – Казань 2002. – 86 с.
9. Ибн Манзур. Лисанульараб…
10. Ислам дуньясы, 20 т. С.318.
11. Историко-философский ежегодник. Российская Академия Наук. Институт философии. – Москва: Изд. Наука, 2008. – С. 211.
12. Йакут, Муджам аль-бульдан «Страноведческий словарь». Бейрут: Даруль фикр: В 5 т. б.г. Т.1. С.461.
13. Камали З. Философия ислама: в 2 т. / Зыяэтдин Камали. Т. 1: Часть 1. Философия вероубеждения / пер., вст. Сл., прим. и ком. Л. Алмазовой. – Казань : Татар. кн. изд-во, 2010. – с. 274.
14. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. – М.: Наука, 1993. – С.136.
15. Тарджиман. – 11 июня 1904 года. – №47. // НА РТ. Ф. 41. Оп. 11. Д. 8.Л. 48-62об. // Гаспринский Исмэгыйль: тарихи-документаль жыентык / тоз. С.Рэхимов. – Казан: «Жыен», 2006. – 544 б.
16. Тарджеман. – 27 октября 1903 г. – №42. // Гаспринский Исмэгыйль: тарихи-документаль жыентык / тоз. С.Рэхимов. – Казан: «Жыен», 2006. – 544 б.
17. Тарджеман. – 2 июня 1903 г. – №21. // Гаспринский Исмэгыйль: тарихи-документаль жыентык / тоз. С.Рэхимов. – Казан: «Жыен», 2006. – 544 б.
18. Тарджеман. – 2 июня 1903 г. - №42. // Гаспринский Исмэгыйль: тарихи-документаль жыентык / тоз. С.Рэхимов. – Казан: «Жыен», 2006. – 544 б.
19. На стыке континентов и цивилизаций… (из опыта образования и распада империй 10 – 16 вв.). – М.: ИНСАН, 1996. – 768 с.
20. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира / Э.Р. Тагиров.- Казань: Тат.кн.изд-во, 2007.- 391 с.
21. Философская мысль татарского народа / Айдар Юзеев. – Казань: Татар.кн. изд-во, 2007. – 214 с.
22. Хайрутдинов А.Г. Наследие Муса Джарулла Бигиева. Сборник документов и материалов Ч.1. – Казань: Иман, 2000. – 71 с.
23. Шигабутдин Марджани. / Мунир Юсупов – Казань: Татар. кн. Изд-во 2005. – 271 с.
24. Шура. – 1910. - №19. – 604-605 б. Хади Атласи… 2007. – 103-105 б. Хади Атласи. Сайланма эсэрлэр: 2 томда. 2 том: мэкалэлэр, хатлар, библиография. – Казан: Жыен, 2010. – 73 б.
25. Юзеев А.Н. Татарская религиозно-реформаторская мысль (XIX-начало XX вв.) / А.Н. Юзеев. – Казань: Татар.кн.изд, 2012 – 287 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зябиров Р.М. Причины стагнации восточно-мусульманской мысли и переход интеллектуальной инициативы на Запад в трудах татарских мыслителей конца XIX – начала XX вв. Minbar. Islamic Studies. 2016;9(1):14-24. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2016-9-1-14-24
For citation:
. The reasons for the stagnation of the East-Muslim thought and transition intellectual initiatives in the West in the works of Tatar thinkers of the late XIXth early XXth centuries. Minbar. Islamic Studies. 2016;9(1):14-24. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2016-9-1-14-24