Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Ориентализм и проблема религиозной реформы

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-1-160-168

Аннотация

Ориентализм и проблема религиозной реформы.

Об авторе

А. Риза Байзан

Россия

Али Риза Байзан



Список литературы

1. Морис Дюверже, Введение в методологию социальных наук, пер. У. Оксая, 4 изд., Стамбул – 1990. с. 369, 371, 375 (Duverger, Maurice, Metodoloji Açısından Toplumsal Bilimlere Giriş, çev., Ü Oksay, 4 Bası, İst. – 1990, s. 369, 371, 375 vd.)

2. Согласно метанаукам (социология науки и знания, антропология науки, психология сознания, философия науки) наука и знание отражают особенности породившей их социальной и культурной среды. Арслан Хюсаметтин. Эпистемическое общество, Стамбул – 1990; Бернс, Барри, Социология научного познания, пер. Х. Арслана, Анкара – 1990. (Arslan, Hüsamettin, Epistemik Cemaat, İst. – 1990; Barnes, Barry, Bilimsel Bilginin Sosyolojisi, çev., H. Arslan, Ank. – 1990.)

3. Влияние постмодернизма на нашу интеллигенцию до сих пор не исследовано, если не считать нескольких книг и статей. Только и эти работы – результат воздействия модернизма и постмодернизма. Для примера см. внутренняя критика, Дурсун Чичек, Влияние постмодернизма на исламистов, Кайсери – 1997; внешняя критика, Проф., Д–р Али Яшар Сарыбай, Пост–современное гражданское общество и Ислам, Стамбул – 1994 (İçerden sayılabilecek bir kritik, Dursun Çiçek, Postmodernizmin İslamcılar Üzerindeki Etkisi, Kayseri–1997, Rey yay.; dışardan yapılan bir kritik, Prof. Dr. Ali Yaşar Sarıbay, Postmodernite Sivil Toplum ve İslam, İst.–1994, İletişim yay.,)

4. Для знакомства с общей оценкой современности см. Туранье Ален, Критика современности, пер. Х. Туфан, Стамбул – 1995; Роже Гароди, Биография 20 лет, пер. А. Унал, 2 изд., Анкара – 1989; Гидденс, Энтони, Итоги современности, пер. Э. Кушдиль, Стамбул – 1998. (Alaine, Modernliğin Eleştirisi, çev. H. Tufan, İst. – 1995, 2. Bası;. Garaudy, Roger, 5. Yüzyılın Biyografisi, çev. A. Ünal, 2. Bası, Ank. – 1989; Giddens, Antony, Modernliğin Sonuçları, çev., E. Kuşdil, İst. – 1998.)

5. Капра, Фритьоф, Точка возвращения в понимании Запада, пер. М. Армаган, 2 изд., Изд–во «Инсан», Стамбул – 1992.(Capra, Fritjof, Batı Düşüncesinde Dönüm Noktası, çev., M. Armağan, 2 Bası, İnsan Yay., İst.– 1992.)

6. С. Саййид, Страх перед фундаментализмом, пер. Э. Джейлана, Н. Йылмаза, Изд–во «Вади», Анкара – 2000. С. 53 (S. Sayyid, Fundemantalizm Korkusu, çev., E. Ceylan–N. Yılmaz, Ank. – 2000, Vadi yay., s. 53.)

7. Заведующий отделением семитских и египетских языков Католического университета Проф. Сидни Гриффит, 1.2.1998, «Заман» (Katolik Üniversitesi Sami ve Mısır Dilleri Bölüm Başkanı Prof. Sidney Griffith, 1.2.1998 tarihli Zaman gazetesi.)

8. Альберт Хурани, Ислам в понимании Запада, пер. Джалаля А. Каната, Изд–во «Сармал», Стамбул, 1994; Ричард В. Саузерн, Восприятие Ислама в средневековой Европе, пер. Ахмет Айдоган, Изд–во «Йёнелиш», Стамбул – 2000. (Albert Hourani, Batı Düşüncesinde İslam, çev., Celal. A. Kanat, İst. – 1994, Sarmal yay.; Richard W. Southern, Ortaçağ Avrupasında İslam Algısı, çev., Ahmet Aydoğan, İst. – 2000, Yöneliş Yay).

9. Наср, Традиционный Ислам в современном мире, с. 107–125, вместе с ссылками. Генон, Рене, Кризис современного мира, пер. М. Каныка, Стамбул – 1986. с. 99–118 (Nasr, Modern Dünyada Geleneksel İslam, s. 107–125 ve oradaki referanslar. Guenon, Rene, Modern Dünyanın Bunalımı, çev., M. Kanık, İst. – 1986. s. 99–118.)

10. Наср, Традиционный Ислам в современном мире, с. 107–125, вместе с ссылками. Генон, Рене, Кризис современного мира, пер. М. Каныка, Стамбул – 1986. с. 99–118 (Nasr, Modern Dünyada Geleneksel İslam, s. 107–125 ve oradaki referanslar. Guenon, Rene, Modern Dünyanın Bunalımı, çev., M. Kanık, İst. – 1986. s. 99–118.)

11. См. Аттас, С. Накыб, Ислам, секуляризм и философия будущего, пер. М. Кылыч, 2 изд., Стамбул – 1995. с. 41–80; Петер, Бергер, Социальная реальность религии, пер. А. Джошкун, Стамбул, 1993. с. 159– 186; Тёрнер, Брайан, Макс Вебер и Ислам. Критический подход, пер. Й. Актай, Анкара, 1991. с. 201–226. (Attas, S. Nakib, İslam, Sekülarizm ve Geleceğin Felsefesi çev. M. E. Kılıç, 2.bası, İst. – 1995, s. 41–80; Berger, Peter, Dinin Toplumsal Gerçekliği, çev., A. Coşkun, İst. – 1993, s. 159–186; Turner, Bryan, Max Weber ve İslam, Eleştirel Bir Yaklaşım, çev., Y. Aktay, Ank. – 1991, s. 201–226.)

12. Наср С. Хоссейн, Ислам и тупик современного человека, пер. А. Унала, Стамбул – 1984. (Nasr, S. Hüseyin, İslam ve Modern İnsanın Çıkmazı, çev., A. Ünal, İst. – 1984.)

13. Эдвард Саид, Ориентализм, пер. С. Айаза, изд. «Пынар», Стамбул. – 1991 (Edward Said, Oryantalizm, çev. Selahaddin Ayaz, İst. – 1991, Pınar yay.)

14. Джемиль Мерич, От культуры к Ирфану, Изд–во «Инсан», Стамбул – 1986 (Cemil Meriç, Kültürden İrfana, İst. – 1986, İnsan yay., s. 61)

15. Подробнее об ориентализме см. Проф. Др. Хайдар Баш, Наша религиозная и национальная целостность, II часть (Prof. Dr. Haydar Baş, Dini ve Milli Bütünlüğümüz, II. Bölüm.) p. См. Бернард Льюис, Новое рождение современной Турции, пер. М. Кыратлы, Анкара – 1970. С. 106. (Bernard Lewis, Modern Türkiye’nin Yeniden Doğuşu, çev., M. Kıratlı, Ank. – 1970, s. 106.)

16. А. Хюсейин, с. 20.

17. А. Хюсейин, с. 20.

18. Для информации о самом письме и его содержании см. Муртеза Кораэльчи, Связи с позитивистами некоторых из наших деятелей Танзимата, 150 лет Танзимату. Международный юбилейный симпозиум, Анкара: 31 октября – 3 ноября 1989 года, Изд–во Общества турецкой истории, Анкара – 1994. С. 25– 43. Также Муртеза Кораэльчи, Проникновение позитивизма в Турцию и его влияние, «Инсан», Стамбул – 1986. (Murteza Korlaelçi, Bazı Tanzimatçılarımızın Pozitivistlerle İlişkileri, Tanzimat’ın 150. Yıldönümü Uluslararası Sempozyumu, Ankara: 31 Ekim–3 Kasım 1989, Ank. – 1994, Türk Tarih Kurumu yay.; s. 25–43; ayrıca bkz., aynı yazar, Pozitivizmin Türkiye’ye Girişi ve İlk Etkileri, İst. – 1986, İnsan yay)

19. Для информации см. А. Хюсейин, с. 20., Тюрнер, с. 35.

20. Идентичность алевитов, под ред. Т. Олссона, К. Родвер, Э. Оздалга, пер. Х. Торуна, Б. К. Торуна, Изд–во «Тарих Вакфы Йурт», Стамбул – 1999. (Editör: T. Olsson, C. Raudvere, Elisabeth Özdalga, Alevi Kimliği, çev., H. Torun, B. K. Torun, İst. – 1999, Tarih Vakfı Yurt Yayınları).

21. См. сведения по ривайвалистским и реформаторским движениям в Исламе, предоставленные Фазлуром Рахманом, который сам принадлежал к числу богословов–реформистов, «Возрожденческие и реформаторские движения в Исламе», под ред. П.М. Холта, «История, культура и цивилизация Ислама», IV/177–202 (“İslam’da İhya ve Islah Hareketleri” Ed., P. M. Holt vd, İslam Tarihi Kültür ve Medeniyeti, IV/177–202).

22. Эта работа, содержащая тексты о взглядах богословов–реформистов, отобранных ими самими, может дать хорошее представление об этом: Джон Эспозито – Джон Донохью (ред. коллегия), Ислам в процессе изменения, пер. А.Й. Айдоган, А. Унлю, «Инсан», Стамбул – 1991; Дж. И. Эспозито (редактор), Отзвуки усилившегося Ислама, пер. Э. Чаталбаш, «Йонелиш», Стамбул – 1989 ( John Esposito– John Donohue (Editörler), Değişim Sürecinde İslam, çev., A. Y. Aydoğan –A. Ünlü, İst. – 1991, İnsan yay. Ayrıca, John I. Esposito (Editör), Güçlenen İslam’ın Yankıları, çev., E. Çatalbaş, İst. – 1989, Yöneliş yay)

23. Об отношении между ориентализмом и реформаторским направлением в Исламе см. Ибрахим Берк, Троица колониализма: миссионерство, ориентализм, реформизм, журнал «Иджмаль», декабрь 1998, с. 74–85 (İbrahim Berk, Sömürgeciliğin Üçlü Sacayağı: Misyonerlik, Oryantalizm, Reformizm, İcmal Dergisi, Aralık 1998, s. 74–85).

24. См. Адиль Чифтчи, Фазлур Рахман и переосмысление Ислама, «Китабият», Анкара – 2000; Бурханеттин Татар, Метод толкования Фазлура Рахмана, ежеквартальный сборник, лето–осень 1998, №14–15, с. 180–188. (Adil Çiftçi, Fazlu’r–Rahman ile İslam’ı Yeniden Düşünmek, Ank.–2000, Kitabiyat yay.; Burhanettin Tatar, Fazlu’r–Rahman’ın Yorum Yöntemi, Tezkire, Üç Aylık Derleme, Yaz–Güz 1998, sayı: 14–15, s. 180–188) О применении герменевтики в христианском богословии см. Проф. Д–р Кристиан Вильгельм Тролл, Современность и христианское богословие, указанное издание, с. 189–197 (Prof. Dr. Christian Wilhelm Troll, Modernlik ve Hıristiyan İlahiyatı, aynı dergi, aynı sayı, s. 189–197). На основе этой статьи Троллем была проведена конференция на факультете богословия Университета Анкары, переведена на турецкий язык Проф. Д–р Османом Даштаном.

25. Игнац Гольдцигер, Школа тафсира в Исламе, пер. и предисл. Мустафа Исламоглу, «Денге», Стамбул – 1997. С. 9.

26. М. Уотт, Исламское откровение в современном мире, с. 40; М. Уотт, Пророк Мухаммад, «История, культура и цивилизация Ислама», под ред. П.М. Холя, А.К.С, Ломбтона, Б. Льюиса, пер. Курул, «Хикмет», Стамбул – 1988 (Прискорбно, что никто из тех, кто переводил и издавал эти работы, не потрудился сделать заметку с опровержением этой лжи) (Watt, Modern Dünyada İslam Vahyi, s. 40; aynı yazar, “Hazret–i Muhammed” İslam Tarihi, Kültür ve Medeniyeti, Ed., P. M. Hol, A. K. S. Lombton, B. Lewis, çev., Kurul, İst. – 1988, Hikmet yay., I/51 vd.)

27. О понимании откровения в христианстве см. Др. Мухсин Демирджи, Правда откровения, Стамбул – 1996. С. 129–131. Йылдырым, Христианство согласно имеющимся источникам, 2 изд., с. 164. (Dr. Muhsin Demirci, Vahiy Gerçeği, İst. – 1996, MÜİFV yay., s. 129–131, Yıldırım, Mevcut Kaynaklara Göre Hıristiyanlık, 2. Bası, s. 164.) О понимании пророчества в христианстве см. Кузгун, Четыре Евангелия, с. 139–147. (Kuzgun, Dört İncil, s. 139–147.)

28. Фазлур Рахман, Ислам и современность, пер. А. Ачыкгенч – Х. Кырбашоглу, Изд–во «Анкара окулу», Анкара, с. 80. (Мы должны отметить, что переводчики нашли неверными эти убеждения Фазлура Рахмана и снабдили текст соответствующим примечанием) (Fazlu’r–Rahman, İslam ve Çağdaşlık, çev., A. Açıkgenç–H. Kırbaşoğlu, Ankara Okulu yay., s. 80.)

29. См. Доц. Д–р Сабри Хизметли, «Относительно проблемы Гараник», Журнал исламских исследований, 3 том, №2, апрель 1989, с. 40–58; Проф. Д–р Хюсейин Хатеми, Сатанинские предания, «Ишарет», Стамбул – 1989 (Doç. Dr. Sabri Hizmetli, ‘Garanik Meselesi Üzerine’, İslamî Araştırmalar Dergisi, cilt: 3, sayı: 2, Nisan 1989, s. 40–58; Prof. Dr. Hüseyin Hatemi, Şeytan Rivayetleri, İst. – 1989, İşaret yay)

30. Проф. Папского Института арабских и исламских исследований, Д–р Ареф Али Найед, Исламский модернизм и герменевтика: Пример Фазлура Рахмана, «Ислам и модернизм: Опыт Фазлура Рахмана», с. 261–266. (Papalık Arap ve İslam Araştırmaları Enstütüsü’nden Prof. Dr. Aref Ali Nayed, İslam Modernizmi ve Hemenötik: Fazlu’r–Rahman Örneği, İslam ve Modernizm, Fazlu’r–Rahman Tecrübesi, s. 261–266.)

31. Указ. Сочинение, с. 63.

32. См. комментарий Уотта в Проф. У, М. Уотт, Исламское откровение в современном мире, пер. доц. Д–р Мехмет С. Айдын, Анкара, «Хюльбе» – 1982 (Prof. W. M. Watt, Modern Dünyada İslam Vahyi, çev., Doç. Dr. Mehmet S. Aydın, Ank 1982, Hülbe yay., Özellikle 9). Особенно в 9 главе: Об откровении под заголовком «Современное разъяснение». О сходстве представлений об откровении между Уоттом и Фазлуром Рахманом см. Али Кузудишли, «Взгляды Фазлура Рахмана относительно откровения и критика этих взглядов», «Исламские исследования», 11 том, № 1–2, 1998, Изд–во ТЕКДАВ, с. 139–148 (Ali Kuzudişli, “Fazlu’r–Rahman’ın Vahiyle İlgili Görüşleri ve Bu Görüşlerin Tenkidi”, İslami Araştırmalar, cilt: 11, sayı: 1–2, yıl: 1998, TEKDAV yay. s. 139–148)

33. См. Фазлур Рахман, Основные темы Корана, пер. А. Ачыкгенч, Анкара – 1987, с. 192, 194; Али Кузудишли, указ. соч. (Fazlu’r–Rahman, Ana Konularıyla Kur’an, çev., A. Açıkgenç, Ank. – 1987, s. 192, 194 vd; Ali Kuzudişli, aynı makale.)

34. Али Булач, Перенос исламского откровения в историю, «Ислам и модернизм: Опыт Фазлур Рахмана», с. 322 (Ali Bulaç, İslami Vahyin Tarihe Taşınması, İslam ve Modernizm, Fazlu’r–Rahman Tecrübesi, s. 322.)

35. Там же, с. 327.

36. Он связывает историзм Али Булача и Фазлура Рахмана с их (христианскими) представлениями об откровении. Там же, с. 327–330.

37. Для получения обширной информации о подходе историзма и методе герменевтики см. Озлем, Доган, Уроки науки толкования/герменевтики текстов, Стамбул – 1996; Хекман, Сьюзан, Социология знания и герменевтика, пер. Х. Арслан, Б. Балкыз, Изд–во «Парадигма», Стамбул – 1999; Вильгельм Дильтей, Герменевтика и науки о духе, пер. Доган Озлем, «Парадигма», Стамбул – 1999; Фройнд, Юлиен, Теории гуманитарных наук, пер. Йедийылдыз, 2–е изд., Анкара – 1996 (особенно 3 и 5 главы); Эко, Умберто, Интерпретация и ре–интерпретация, пер. К. Атакай, 2 изд., «Джан», Стамбул – 1997; Озджан, Зеки, Теологическая герменевтика, «Альфа», Стамбул – 1998. (Özlem, Doğan, Metinlerle Hermeneutik/ Yorum bilgisi Dersleri, İst. – 1996; Hekman, Susan, Bilgi Sosyolojisi ve Hermeneutik, çev., H. Arslan–B. Balkız, İst. – 1999, Paradigma yay.; Wilhelm Diltey, Hermeneutik ve Tin Bilimleri, çev., Doğan Özlem, İst. – 1999, Paradigma yay., Göka, Erol–Topçuoğlu, Abdullah–Aktay, Yasin, Önce Söz Vardı/Yorumsamacılık Üzerine Bir Deneme, Ank. – 1996; Freund, Julien, Beşeri Bilim Teorileri, çev., B. Yediyıldız, 2. Baskı, Ank. – 1996. Özellikle 3. ve 5. Bölümler. Türk Tarih Kurumu Yay.; Eco, Umberto, Yorum ve Aşırı Yorum, çev. K. Atakay, İst. –1997, 2. Bası, Can yay.; Özcan, Zeki, Teolojik Hermenötik, İst. – 1998, Alfa yay.)

38. Зияуддин Сердар, Традиция исламской цивилизации, «Альфа», Стамбул – 1996, с. 290 (ссылка 5) (Ziyaüddin Serdar, İslam Medeniyetinin Geleceği, İst. 1996, s. 290 vd., dipnot 5).

39. Сердар, Традиция исламской цивилизации, с. 290, ссылка 5 (Serdar, İslam Medeniyetinin Geleceği, s. 290 vd., dipnot 5)


Рецензия

Для цитирования:


Риза Байзан А. Ориентализм и проблема религиозной реформы. Minbar. Islamic Studies. 2008;1(1):160-168. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2008-1-1-160-168

Просмотров: 508


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)