Развитие представлений о конечности жизни в дошкольном и младшем школьном (6–8 лет) возрасте
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-2-386-396
Аннотация
В статье анализируются результаты исследования, направленного на изучение представлений детей о конечности своей земной жизни. Вопрос о том, в каком возрасте человек начинает размышлять о жизни, её этапах и факте конечности бытия очень важен, поиск ответов на него – часть становления целостной, нравственной, устойчивой личности. В исследовании приняли участие 128 детей из детских садов и средних общеобразовательных школ г. Москвы и г. Казани. Проведённое исследование позволило выявить статистически значимую динамику развития представлений о завершающем этапе человеческой жизни у детей 6–8 лет.
Об авторе
Ю. З. ЗамалетдиноваРоссия
кандидат психологических наук, руководитель детской студии «Маленькие загадки»
Список литературы
1. Валитова И. Е. Психологические особенности осознания себя во времени вдошкольном и младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.; 1990. 16 с.
2. Комогорцева И. С. Психологическое время личности ребёнка на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.; 1993. 19 с.
3. Мухина В. С. Дети детских домов и школ-интернатов о себе(ретроспективная рефлексия, обращённость в настоящее и будущее). В: Мухина В. С. (ред.) Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия. М.: Просвещение; 1991:213–220.
4. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика; 1981. 240 с.
5. Мухина В. С. Таинство детства. М.: Экономическая газета; 1998;2. 335 с.
6. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. Вопросы психологии. 1966;(4):121–128.
7. Исаев Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь; 2004. 384 с.
8. Выготский Л. С. Из записных книжек. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1982;(1):63–71.
9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. М.: Просвещение; 1969. 659 с.
10. Исаев Д. Н., Новикова Т. О. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти. Вопросы психологии. 2003;(3):110–117.
11. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольника. Кишинёв: ШТИИНЦА; 1983. 112 с.
12. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб.: Сфера; 1994. 160 с.
13. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина; 1988. 246 с.
14. Мухина В. С. Детская психология. М.: ЭКСМО-Пресс; 1999. 352 с.
15. Белопольская Н. Л. Исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом. Дефектология. 1992;(1):5–11.
16. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и методы. Вестник Университета Российской академии образования. 1997;(3):76–92.
Рецензия
Для цитирования:
Замалетдинова Ю.З. Развитие представлений о конечности жизни в дошкольном и младшем школьном (6–8 лет) возрасте. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):386-396. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-2-386-396
For citation:
Zamaletdinova J.Z. The End of Life Concept and its Development among the Russian Children (age 6–8 years). Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):386-396. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-2-386-396