Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 11, № 2 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-2

Источники по отечественной и зарубежной истории

211-220 118
Аннотация

В публикации представлено описание уникального документа – дневника Мусы Бигеева (Бигиева), который известный татарский мусульманский богослов вёл в 1927 г., а также его перевод на русский язык. Предлагаемый материал знакомит с отношением учёного к общественно-политической ситуации на постосманском Ближнем Востоке и, в целом, мусульманском мире в 20-е годы ХХ века.

221-234 84
Аннотация

В статье дан предварительный обзор неопубликованных писем отечественного востоковеда Агафангела Ефимовича Крымского (1871–1942), адресованных основоположнику российской школы ориенталистики Виктору Романовичу Розену (1849–1908). Эпистолярное наследие (15 писем-автографов), охватывающее период с 1898 по 1906 г., хранится в фондах Санкт-Петербургского филиала архива Российской академии наук и представляет интерес для изучения истории отечественного востоковедения рубежа XIX–XX вв. В приложении опубликованы два из сохранившихся писем.

История ислама: генезис и эволюция

235-244 165
Аннотация

В статье анализируется влияние исламской традиции (доктринальной, культурной) на религиозную общину бахаи, которая зародилась в Каджарском Иране и сформировалась на территории Османской империи (Ирак, Палестина) во второй половине XIX в. В методологическом плане статья опирается на цивилизационный подход, акцентирующий внимание исследователя на социокультурных аспектах заявленной проблемы. В ходе исследования были получены следующие результаты. Прежде всего, проанализировано доктринальное влияние исламской (в частности, шиитской и суфийской) традиции на вероучение Бахауллы, которое проявилось в его произведениях, таких как «Китаб-и-Иган» («Книга несомненности») и «Хафт вади» («Семь долин»). Кроме того, в статье прослеживается влияние традиций исламской каллиграфии на творчество Мишкин-Калама (одного из ближайших соратников Бахауллы). Основной вывод статьи заключается в том, что влияние ислама на учение и культуру ранней общины бахаи было достаточно значительным.

Российское мусульманство в судьбах и документах

245-260 291
Аннотация

Династия татарских купцов Агафуровых внесла существенный вклад в развитие дореволюционного Екатеринбурга и городской мусульманской общины. Они активно занимались благотворительностью, на свои средства содержали городской молитвенный дом, русско-татарскую библиотеку-читальню, несколько учебных заведений. Их биографии и деятельность достаточно хорошо изучены по уральским источникам, но очень мало имеется информации о том, как сложилась их судьба после эмиграции из России. Данная статья посвящена судьбе некоторых членов екатеринбургской купеческой семьи Агафуровых в эмиграции в Харбине в 1920–1940-х годах и основана на впервые вводимых в научный оборот документах из Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (Государственный архив Хабаровского края).

Ислам и государство

261-267 64
Аннотация

Статья посвящена краткому историческому обзору жизни мусульманских общин в бывшей столице Российской империи – Санкт-Петербурге, начиная с момента основания города в XVIII в. и до наших дней. Представлен диахронический обзор проблем, возникавших в разные периоды в рамках реализации национальной политики Российского государства. Формулируются проблемы и потребности, связанные с успешным ведением межконфессионального диалога.

268-280 110
Аннотация

В последнее время в исламской общественной мысли Индонезии появилась концепция ислама Нусантара. Этот термин официально был введён в оборот религиозно-просветительной организацией Нахдатул Улама (Возрождение улемов) в 2015 г. Ислам Нусантара уважительно относится к культурным и религиозным различиям как к проявлениям воли Всевышнего, считая, что любовь и сострадание являются сущностными чертами мусульманской религии. Ислам Нусантара не приемлет интерпретации ислама, навязываемые экстремистами, и считает, что традиционные ценности могут гармонично сосуществовать с исламской идентичностью. Сторонники Ислама Нусантара подчёркивают, что это вовсе не новая интерпретация ислама, но индонезийский вариант мусульманской религиозной практики, исторически сложившийся в процесс распространения ислама на архипелаге.

Религиозно-философская мысль классического ислама

283-295 121
Аннотация

Настоящую статью можно рассматривать как своего рода предисловие к переводу трактата классика арабо-мусульманской философии Ибн-Сины (Авиценны, 980–1037) «О любви», в котором наиболее полно изложена его концепция о любви как одном из первейших атрибутов Бога и универсальном космическом принципе, присущем всем творениям и служащем причиной их бытия. Прослеживается связь данного трактата с другими произведениями философа, отмечаются истоки данной концепции в Коране и Сунне, освещается её рецепция в других религиозно-философских школах, особенно в суфийской теософии.

296-321 410
Аннотация

В трактате крупнейшего философа классического ислама Ибн-Сины (Авиценны, 980–1037) представлена концепция о любви как и сущностной характеристике Бога, и принципе космогенеза, и начале, которое свойственно всем без исключения сущим и объединяющее Творца и творения. Вместе с изложенным здесь учением об эпифании (таджалли) эти идеи станут впоследствии основополагающими в мусульманской теософии, особенно в суфийской.

Практическая деятельность в исламской традиции

322-328 74
Аннотация

В данной статье предпринята попытка раскрыть специфику финансов как в «светском» понимании, так и в религиозном. Опираясь на текст Корана, в статье показывается роль финансовых отношений как регуляторов жизнедеятельности мусульманина. Важность темы обусловлена необходимостью обоснования каждой стороны жизни мусульманина на основе Корана и Сунны, что особенно актуально в связи со стремительным ростом в мире приверженцев ислама.

Теология в системе гуманитарного знания

329-338 87
Аннотация

В статье прослеживается взаимосвязь между радикализацией настроений определённой части исламизированной молодёжи с усилением пропагандистской работы идеологов экстремизма и терроризма, активно использующих псевдо-религиозные лозунги и идеи, провоцирующих вызовы общественной  аномии. Обозначается в качестве наиболее успешного проекта, снижающего уровень некритичного восприятия молодыми людьми в республиках со значительным мусульманским населением идеологических диверсионных «ловушек», сотрудничество государственных и мусульманских религиозных структур в сфере развития исламского образования в России. Создание собственной конкурентоспособной системы подготовки национальных теологических кадров и специалистов мусульманского вероисповедания в интересах духовных управлений автором рассматривается как важный фактор противодействия деструктивным идеям экстремизма и терроризма. Государственная поддержка исламского образования создаёт реальные возможности для реализации задачи воссоздания отечественной мусульманской богословской школы в России, построение которой в современных условиях проходит при взаимодействии исламских вузов с государственными университетами и координирующей роли Минобрнауки России. Являясь федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и осуществление государственной политики и правового регулирования в области образования, науки, министерство принимает активное участие и в реализации программы развития исламского образования в России и соответствующей образовательной деятельности.

Религия и политика

339-349 97
Аннотация

В статье описывается механизм воздействия религиозного фактора на общественное сознание в сфере политики, связь между господствующими в общественном сознании мифами и политическим развитием общества. Показывается, как мифы выступают основой легитимации обществом власти политических лидеров и как создаются мифологизированные образы правителей. Анализируется также роль исламского фактора в геополитическом контексте.

350-358 82
Аннотация

Статья  посвящена  исследованию  особенностей  теологического  анализа религиозного конфликта. Интерес к данной проблематике обусловлен ростом напряжения в поликонфессиональных регионах, вызывающим беспокойство проживающего в них населения, приводящим к поведенческому дисбалансу и повышению внимания к религиозной сфере, а как следствие, и к поднятию вопроса об эффективности государственно-конфессиональных отношений, выстроенных на определённой территории.  Сложность анализа заключается в самом феномене религиозного конфликта, который фрагментарно используется в научном дискурсе и интерпретация которого во многом обусловлена специализацией исследователя. Как самостоятельная отрасль знания религиозная конфликтология до сих пор не сложилась. Практическую и теоретическую значимость представляет решение вопросов о сущности и формах религиозного конфликта, разработка ненасильственных стратегий и тактик управления им, а также методов грамотного построения и проведения межрелигиозного диалога для достижения согласия. В данной работе анализируются условия для эффективного осуществления представительско-посреднической деятельности теологов при работе с конфликтами, а также возможности и ограничения проводимого ими анализа.

Социальная психология групп

361-374 139
Аннотация

В статье описываются результаты кросс-культурного эмпирического исследования ценностных ориентаций мусульманской молодёжи Северо-Западного Кавказа. В исследовании приняли участие 727 респондентов (адыгов – кабардинцев и черкесов, карачаевцев и балкарцев). Для изучения использовались предложенные Ш. Шварцем методики измерения культурных ценностных ориентаций и измерения ценностей на индивидуальном уровне, а также методика «Этническая аффилиация» Г. У. Солдатовой. На основании полученных данных сделан общий вывод о высокой значимости коллективистских ценностей для мусульманской молодёжи Северо-Западного Кавказа наряду с ценностями Самостоятельности и Мастерства. Необходим дальнейший анализ динамики соотношения коллективистских и индивидуалистических ценностей и баланса типов коллективизма.

Психология личности

375-385 134
Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования, целью которого явилось изучение мотивов принятия ислама, а также основных проблем, связанных с адаптацией к новой религиозной идентичности. На основании анкетирования, а также обобщения опыта более чем 2000 часов интервью и консультаций, проведённых с неофитами, автор статьи выделяет несколько основных мотивов религиозной конверсии: духовный поиск, поиск смысла жизни, своего места в ней, своего предназначения; желание следовать чёткому, понятному, логичному, конкретному учению, отвечающему уже сформировавшимся ценностям (свобода выбора, справедливость). На основе анализа психологических проблем неофитов автор делает вывод о необходимости оказания им психологической помощи для адаптации к новой культурной идентичности и среде.

386-396 65
Аннотация

В статье анализируются результаты исследования, направленного на изучение представлений детей о конечности своей земной жизни. Вопрос о том, в каком возрасте человек начинает размышлять о жизни, её этапах и факте конечности бытия очень важен, поиск ответов на него – часть становления целостной, нравственной, устойчивой личности. В исследовании приняли участие 128 детей из детских садов и средних общеобразовательных школ г. Москвы и г. Казани. Проведённое исследование позволило выявить статистически значимую динамику развития представлений о завершающем этапе человеческой жизни у детей 6–8 лет.

Практическая социальная психология

397-402 98
Аннотация

В статье представлен отчёт об открытии Башкортостанского представительства Ассоциации психологической помощи мусульманам в г. Уфе на базе Научно-образовательного центра «Теология» Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета. Раскрывается основное содержание приуроченных к открытию регионального представительства Ассоциации и состоявшихся 23–24 марта 2018 г. в Уфе научно-практических семинаров на тему «Формирование психологической устойчивости молодёжи и профилактика религиозного экстремизма в условиях информационного общества».

Статьи на иностранных языках

405-425 102
Аннотация

Одним из первых на сочинение Абу Тахира ас-Силафи «Му‘джам ас-сафар» («Словарь путешествий») как ценного источника по Восточному Кавказу обратил внимание украинский арабист дагестанского происхождения З. А. Саидов (Луганский педагогический университет), ученик В. М. Бейлиса. Cведения источника были использованы в его диссертационной работе далеко не полностью: по собственному признанию диссертанта, ему был доступен только первый том биографического труда ас-Силафи. Часть информации, которую З. А. Саидов ввёл в научный оборот, заимствована из биографических сочинений более поздних мусульманских авторов, прежде всего ал-‘Аскалани, Ибн ас-Сабуни, Ибн ал-Фувати и аз-Захаби. Данная публикация – лишь дополнительный штрих к картине духовной жизни мусульман Восточного Кавказа в XI–XII вв., воссозданной А. Р. Шихсаидовым, З. А. Саидовым, а также исследованием автора настоящей статьи, посвящённым эпохе классического ислама на Кавказе.

426-441 85
Аннотация

Статья подготовлена по итогам Международной научно-практической конференции «Теология и исламоведение в России и Иране: традиции, методы и образовательные практики», которая состоялась 8 мая 2018 г. в Москве, Россия, в Институте востоковедения РАН при поддержке Культурного представительства при Посольстве Исламской республики Иран в Москве. На конференции выступили более20 представителей российских и иранских образовательных и научных учреждений. В конструктивной дискуссии приняли участие учёные из Тегеранского университета, Международного университета Аль-Мустафа, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Башкирского государственного университета, Дагестанского гуманитарного института, Московского государственного лингвистического университета, Пятигорского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Автор сосредотачивается на анализе последних тенденций в преподавании теологии, исламоведения и исламских наук в Тегеранском университете, чей опыт просветительской и педагогической работы в области исламоведения вызвал особое внимание со стороны российских учёных. Раскрывается система организации занятий по исламоведению и теологии в Исламской Республике Иран, которые ведутся по следующим четырём методам:

1. Преподавание ислама по традиционному способу в богословских семинариях проводится совместно с преподаванием рациональных наук и философии;

2. Теология и исламоведение рассматриваются в качестве определённой специальности в крупных университетах Ирана;

3. Преподавание теологии в соответствии с научными отраслями в специализированных университетах, таких как Университет имама Садика (г. Тегеран), Университет имени Мотаххари (г. Мешхед, провинция Разави-Хорасан) и Университет имени Имама Резы (г. Мешхед, Разави-Хорасан);

4. Исламоведение и теология включены в учебные программы всех университетов для всех специальностей без исключения.

Преподавание исламоведения в Иране, помимо традиционных, основывается на рациональных и философских моментах. Поэтому религиозная мысль рассматривается с рациональной точки зрения, чем чисто в религиозном аспекте. На этом основании религиозная мысль в Иране является умеренной, поскольку она рациональна. Анализ основных тенденций в преподавании теологии и исламоведения в Исламской Республике Иран основан на многолетнем личном опыте  преподавательской и научной деятельности в Тегеранском университете.

442-451 149
Аннотация

Статья посвящена фигуре мусульманского учёного первой половины XIV в. ‘Убайдаллаха ибн Мас‘уда, прозванного Садр аш-шари‘а ас-сагир или Садр аш-шари‘а ас-сани, и его сочинению Та‘дил ал-‘улум, ещё не опубликованному и мало изученному. В статье изложены сведения о происхождении и жизненном пути ‘Убайдаллаха ибн Мас‘уда, представлен обзор рукописей сочинения «Та‘дил ал-‘улум», уточнена его датировка и предложены исправления некоторых неточностей, проникших в каталоги рукописей. Кроме того, в статье даётся обзор источников автора Та‘дил ал-‘улум и приводится пересказ этого сочинения, ознаменовавшего собой важный этап в развитии матуридитского калама в Мавераннахре и Хорасане.

От редакции



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)