Социальный протест в Пакистане: от классовых форм к религиозным
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-537-550
Аннотация
Социальный протест на Востоке, в частности в Пакистане, является сегодня одной из самых актуальных и востребованных тем. Ввиду понятного интереса к причинам острого социального недовольства, охватившего многие государства мира, в первую очередь Ближнего и Среднего Востока, а также к процессам радикализации там протестных настроений, распространению террористических методов борьбы с властью и ее ответных репрессий, расползанию, подобно раковой опухоли, зон брожения и небезопасности. Пакистан является крупнейшим по населению государством мира (6-е место, примерно 200 млн жителей), находящимся на стыке Южной, Западной и Центральной Азии. Исторически он принадлежит Южной Азии, Индостану, а культурно и цивилизационно связан с исламским миром, как арабским, так и тюрко-иранским. Международно-политическое его значение определяется рядом факторов, среди которых вражда с соседней Индией, обладание ядерным оружием, глубокая и органичная связь с обстановкой в Афганистане, участие государства в «войне с глобальным терроризмом» и распространение на его территории крупных очагов экстремистского исламизма. В достаточно обширной отечественной и еще более значительной мировой историографии по проблемам Пакистана сюжету о формах социального протеста и динамике их изменений уделено, как ни странно, недостаточно внимания. Между тем, роль и место этого социального явления велики, а определение предмета исследования, на первый взгляд, не представляется затруднительным. Если посмотреть на почти уже 70-летнюю историю существования государства Пакистан, то легко увидеть резко различающиеся этапы в характере, формах и движущих силах массового протеста, перемены во внутренних и внешних причинах, воздействовавших на него. Предварительно можно выделить два крупных периода, на которые распадается история массовых протестов населения. Первый включает начальные десятилетия, более четверти века существования страны с момента образования в1947 г. до середины–конца 1970-х гг. В эти годы социальный протест носил, как представляется, в основном классовый характер, и выражался в выступлениях рабочего класса и крестьянства, а также студенчества и средних городских слоев. Они протекали как в стихийной, так и в организованной форме и нередко были связаны с левыми и секуляристскими политическими группами и партиями, интеллектуальными кругами либерально-демократического или лево-коммунистического толка. Второй период, не закончившийся до сих пор, ознаменовался жестким подавлением государством оппозиционных рабочих, крестьянских и профсоюзных движений, усилением правого религиозного радикализма, захватом им антиправительственной «площадки». Можно в качестве гипотезы предположить, что массовый протест в Пакистане от социально-классовых форм эволюционировал в сторону социально-религиозных.
Ключевые слова
Об авторе
В. Я. БелокреницкийРоссия
Белокреницкий Вячеслав Яковлевич, доктор исторических наук, заведующий Центром изучения стран Ближнего и Среднего Востока
г. Москва
Список литературы
1. Belokrenitsky V. Ya, Moskalenko V. N. The History of Pakistan in the 20th cent. Moscow: IV RAN; Kraft +; 2008. (In Russ.)
2. Gankovsky Yu. V. (ed.) The Encyclopedia of Pakistan. Moscow: Fundamenta Press; 1998. (In Russ.)
3. Iqtidar H. Secularizing Islamists? Jama’at-e-Islami and Jama’at-ud-dawa in Urban Pakistan. Chicago: Chicago University Press; 2011.
4. Gankovsky Yu. V. et al. (eds) Pakistan. Moscow: Nauka; 1966. (In Russ.)
5. Khalevinsky I. V. (ed.) USSR and Pakistan. Moscow: Nauka; 1984. (In Russ.)
6. Vasilyeva L. A. Faiz Akhmed. Life and Works. Moscow: IV RAN; 2002. (In Russ.)
7. Gankovsky Yu. V., Gordon-Polonskaya L. R. The History of Pakistan. Moscow: Vostochnaya Literatura; 1961. (In Russ.)
8. Sayeed Kh. B. Politics in Pakistan: The Nature and Direction of Change. New York: Praeger; 1980.
9. Feldman H. From Crisis to Crisis. Pakistan 1962–1969. Karachi: Oxford University Press; 1972.
10. Hussain Z. A Division of Labour. Herald. 1986;8(August):81–85.
11. Hasan A. The Unplanned Revolution. Observations on the Processes of Socio-economic change in Pakistan. Karachi: Oxford University Press; 2009.
12. Hasan A., Ali M. Migration and Small Towns in Pakistan. Karachi: Oxford University Press; 2011.
13. Gankovsky Yu. V. National phenomenon and national movements of Pakistan. Moscow: Nauka; 1967. (In Russ.)
14. Raikov A. V. Fakir from Ipi – a freedom fighter from Waziristan. Oriens. 1995;(3):83–92. (In Russ.)
15. Talbot I. Pakistan. A Modern History. London: Hurst & Company; 1998.
16. Talbot I. Pakistan. A New History. Karachi: Oxford University Press; 2012.
17. Grare F. Balochistan. The State Versus the Nation. South Asia. 2013;(April). Available at: http://carnegieendowment.org/files/balochistan.pdf.
18. Khalil T. Talibanisation rising in Balochistan. The News. Nov. 11, 2012.
19. Belokrenitsky V. Ya. The ethnic regional and religious conflictsin Pakistan. In: Voskresensky A. D. (ed.) The ethnic and confessional conflicts in the East. Moscow: Aspect Press; 2008. (In Russ.)
Рецензия
Для цитирования:
Белокреницкий В.Я. Социальный протест в Пакистане: от классовых форм к религиозным. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(3):537-550. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-537-550
For citation:
Belokrenitsky V.Ya. Change of social protest in Pakistan: class forms versus religious forms. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(3):537-550. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-537-550