Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 11, № 3 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. Источники по отечественной и зарубежной истории

469-499 500
Аннотация

В июле-августе1859 г. в результате успешной наступательной операции  Кавказских войск имам Шамиль с небольшим отрядом приверженцев был  вынужден укрыться на труднодоступной горе Гуниб, где вскоре, к 10 августа, был  блокирован. 18 июля, с прибытием главнокомандующего кн. А. И. Барятинского,  приступили к мирным переговорам с имамом Шамилем. Переговоры длились  четыре дня. За это время, помимо ультиматума кн. Барятинского, на Гуниб были  отправлены несколько писем с призывами к миру. Автором одного из посланий  к имаму Шамилю, как выяснилось, был шейх Саййид Джамалуддин ал-Хусайни  ал-Газикумуки ад-Дагистани. Указанный документ впервые вводится в научный  оборот. Письмо приводится в оригинале (на арабском языке) и в переводе на  русский язык.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий

500-512 93
Аннотация

В статье на примере Удмуртии делается попытка анализа состояния мусульманских общин в контексте социальных, культурных и религиозных процессов, идущих в регионе. Актуальность исследования очевидна, поскольку так называемый «исламский фактор» часто проявляется в СМИ и не всегда со знаком «плюс». Так у обывателя формируется неверный образ «мусульманина-террориста», а стереотипное мышление готово принять за «ваххабита-смертника» любого, кто посещает мечеть или носит мусульманские одеяния. Между тем только в Удмуртии сегодня действует 20 местных мусульманских организаций. В результате проведенного исследования отмечается, что в условиях взаимодействия институт мусульманских общин Удмуртии и разнообразные национально-культурные объединения могут сыграть важную социокультурную роль в интеграции вновь прибывающих к новым условиям жизни, расширяя и укрепляя их культурные связи. Тем самым будет решаться задача по преодолению характерной для диаспор замкнутости и информационной закрытости. Кроме того, местные мусульманские общины и НКО народов, традиционно считающих себя мусульманскими, обладают серьезным потенциалом по сохранению исторически сложившегося в регионе опыта мирного сосуществования в условиях этнического и религиозного многообразия, противодействию распространению идей ксенофобии и экстремизма. Это возможно через диалог с государственными и муниципальными органами власти, с образовательными организациями. Технологии и приемы противодействия радикалам могут быть эффективны не только через проповеди для правоверных, но и через просветительские акции с привлечением активистов НКО, педагогической и родительской общественности. 

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. История российской арабистики в персоналиях

513-536 117
Аннотация
Статья посвящена одному из первых учебников разговорного арабского языка (египетский диалект), изданному на французском языке, – “Traité de la lange arabe vulgaire”, составленному первым арабом, ставшим профессором арабского языка Императорского Санкт-Петербургского университета, шейхом Мухаммадом ‘Аййадом ат-Тантави (1810–1861). Это учебное пособие было опубликовано в Лейпциге и предназначалось европейскому читателю. В статье рассматриваются дидактические методы, используемые в пособии. В начале статьи кратко излагается биография ат-Тантави, а также рассказывается о его литературной работе. Комментарии к статье содержат уникальные сведения, касающиеся развития отечественной и западной арабистики.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. Ислам в странах Азии и Африки

537-550 98
Аннотация

Социальный протест на Востоке, в частности в Пакистане, является сегодня одной из самых актуальных и востребованных тем. Ввиду понятного интереса к причинам острого социального недовольства, охватившего многие государства мира, в первую очередь Ближнего и Среднего Востока, а также к процессам радикализации там протестных настроений, распространению террористических методов борьбы с властью и ее ответных репрессий, расползанию, подобно раковой опухоли, зон брожения и небезопасности. Пакистан является крупнейшим по населению государством мира (6-е место, примерно 200 млн жителей), находящимся на стыке Южной, Западной и Центральной Азии. Исторически он принадлежит Южной Азии, Индостану, а культурно и цивилизационно связан с исламским миром, как арабским, так и тюрко-иранским. Международно-политическое его значение определяется рядом факторов, среди которых вражда с соседней Индией, обладание ядерным оружием, глубокая и органичная связь с обстановкой в Афганистане, участие государства в «войне с глобальным терроризмом» и распространение на его территории крупных очагов экстремистского исламизма. В достаточно обширной отечественной и еще более значительной мировой историографии по проблемам Пакистана сюжету о формах социального протеста и динамике их изменений уделено, как ни странно, недостаточно внимания. Между тем, роль и место этого социального явления велики, а определение предмета исследования, на первый взгляд, не представляется затруднительным. Если посмотреть на почти уже 70-летнюю историю существования государства Пакистан, то легко увидеть резко различающиеся этапы в характере, формах и движущих силах массового протеста, перемены во внутренних и внешних причинах, воздействовавших на него. Предварительно можно выделить два крупных периода, на которые распадается история массовых протестов населения. Первый включает начальные десятилетия, более четверти века существования страны с момента образования в1947 г. до середины–конца 1970-х гг. В эти годы социальный протест носил, как представляется, в основном классовый характер, и выражался в выступлениях рабочего класса и крестьянства, а также студенчества и средних городских слоев. Они протекали как в стихийной, так и в организованной форме и нередко были связаны с левыми и секуляристскими политическими группами и партиями, интеллектуальными кругами либерально-демократического или лево-коммунистического толка. Второй период, не закончившийся до сих пор, ознаменовался жестким подавлением государством оппозиционных рабочих, крестьянских и профсоюзных движений, усилением правого религиозного радикализма, захватом им антиправительственной «площадки». Можно в качестве гипотезы предположить, что массовый протест в Пакистане от социально-классовых форм эволюционировал в сторону социально-религиозных. 

ТЕОЛОГИЯ. Религиозно-философская мысль классического ислама

553-562 149
Аннотация

Статья призвана служить введением к переводу трактата «О методах обоснования принципов вероучения» Ибн-Рушда (Аверроэса, от латин. Averroes, 1126–1198), последнего крупного классика мусульманской философии – фальсафы. Здесь освещается место данного трактата в философско-теологическом наследии мыслителя, ее значение как своего рода фальсафского «кредо», в котором дается альтернативное каламу рациональное обоснование мусульманской догматики, фондированное Кораном. Отмечаются базисные теоретико-методологические установки аверроэсовской критики ашаризма, прежде всего концепция о пяти модусах аргументации (аподиктических, диалектических, софистических, риторических и поэтических) и концепция аллегорической экзегетики, оригинальную версию которой разработал сам Ибн-Рушд. 

563-591 133
Аннотация

Трактат по мусульманскому кредо (‘акыда) видного арабо-мусульманского философа Ибн-Рушда (Аверроэс, от латин. Averroes, 1126–1198) представляет особый теологический и историко-философский интерес как написанный философом, но на языке не философии, а теологии, – факт, не имеющий прецедента в культуре классического ислама. Свое понимание главных положений исламской веры автор выдвигает в полемике с представителями калама, особенно ашаритского. В нынешней публикации дан перевод первого раздела трактата, посвященного обоснованию бытия Бога. Критическому разбору здесь подвергаются каламские аргументы «от возникновения» (далиль аль-худус) и «от возможности/контингентности» (далиль аль-джаваз/аль-имкан), взамен выделяются коранические доказательства «от промысла» (далиль аль-‘инайа) и «от творения» (далиль аль-ихтира‘). На русском языке полный перевод трактата публикуется впервые. 

ТЕОЛОГИЯ. Кораническая экзегетика мусульман Поволжья и Приуралья

592-607 85
Аннотация

В статье рассматривается один из основных опубликованных трудов Габдуллы Буби (1871–1922) «Истина, или Правильный путь». В ней говорится о причине написания трактата и его проблематике, дается оценка этого произведения. Автор рассматривает ключевые для коранической экзегетики понятия «насих» и «мансух», категорию «истина», вопросы распределения средств закята, завещания одной трети наследства на национальные нужды, отношения к накоплению материальных благ, представлены вопросы, которые отражаются в серии очерков Г. Буби «Истина». 

ТЕОЛОГИЯ. Традиционное источниковедение и историография в исламе

608-618 80
Аннотация
В статье рассматривается и решается ряд задач в области собирания образцов научного наследия Мусы Бигиева. В частности, предпринята попытка составления списка доступных для исследования на территории России книг ученого. Также предпринята попытка установления общего количества трудов ученого. Кроме этого, представлен список книг, написанных М. Бигиевым, которые еще только предстоит обнаружить

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Социальная психология

621-634 83
Аннотация
В данной статье рассмотрена проблема определения структуры мусульманской семьи; рассмотрены модели современной и традиционной мусульманской семьи, их основные отличия. Выделены характеристики дисфункциональной семьи и исследовано распределение ролей в супружеской подсистеме в современных этнических мусульманских семьях с различным типом функционирования. Описаны социально-психологические особенности ингушских семей. На основании полученных результатов сделан вывод о постепенном нарастании процесса эгалитаризации ролевой структуры в современных мусульманских нормально функционирующих семьях.
635-648 207
Аннотация
В представленной статье приводятся психофизиологические исследования, касающиеся зеркальных нейронов, отвечающих за проявление эмпатии; анализируются выводы эмпирических исследований о взаимообусловленности эмпатии и агрессии, эмпатии и религиозности; осуществляется психолого-теологическое осмысление феномена эматии в исламском и христианском дискурсе; анализируется эмпатия глубинного религиозного мировосприятия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Психология личности

649-666 94
Аннотация

Настоящая статья посвящена психологическому анализу последствий осетино-ингушского конфликта1992 г. В исследовании приняли участие 32 человека – родственники без вести пропавших в ходе конфликта. Для оценки интенсивности выраженности смысловой направленности использовался опросник посттравматического роста Р. Тадеши, Л. Колхауна (в адаптации М. Ш. Магомед-Эминова). Для проведения глубинного интервью был использован авторский опросник, включающий 50 закрытых и открытых вопросов, предполагающих получение двух видов информации: объективной (дата рождения, состояние здоровья, образование, профессия и т.д.) и субъективной (удовлетворенность жизнью, взаимоотношения с миром, поиск смысла жизни, ценность собственной жизни, отношение к религии, извлечение опыта из позитивных и негативных событий жизни, участие в работе Комитета по содействию поиску без вести пропавших и т.д.). На основе глубинных интервью с родственниками без вести пропавших во время событий осени1992 г. в Пригородном районе и г. Владикавказе рассматриваются духовные изменения личности, которые являются важной составляющей посттравматического роста, выявленные у родственников без вести пропавших. Анализ полученных результатов показал, что у большинства респондентов (59 %) обнаружился высокий уровень посттравматического роста; они продемонстрировали и высокую степень посттравматической мудрости. Одновременно было обнаружено, что обретение и реализация смысла жизни всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека, субъектными параметрами и его успешными достижениями. Анализ интервью показал, что вера и духовность явились основой посттравматического роста, помогая сохранить психологическую устойчивость в трудной жизненной ситуации. 

667-678 138
Аннотация
Статья посвящена проблемам формирования теоретической основы оказания религиозно ориентированной психологической помощи и перспективам создания интегративной исламской теории психоконсультирования и психотерапии. Автором предложены модели оказания психологической помощи психологами-мусульманами в зависимости от личности клиента, в том числе его религиозных убеждений. В работе обосновываются основные требования, которым должна отвечать исламская теоретическая модель оказания психологической помощи, и возможности интеграции в нее концептуальных положений и практических методов работы отдельных направлений западной психологии.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

681-688 110
Аннотация
Тема «Профилактика радикализма в молодежной среде» получила освещение в докладах, прочитанных на Российско-германском семинаре для специалистов по работе с молодежью. Представленные исследования содержат конкретную информацию о деятельности различных органов ФРГ – федеральных, муниципальных и общественных организаций, направленной на предотвращение экстремизма и оказание помощи лицам, попавшим под влияние радикальной идеологии, а также исламофобских настроений.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)