О критике Ибн-Рушдом ашаритского калама
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-553-562
Аннотация
Статья призвана служить введением к переводу трактата «О методах обоснования принципов вероучения» Ибн-Рушда (Аверроэса, от латин. Averroes, 1126–1198), последнего крупного классика мусульманской философии – фальсафы. Здесь освещается место данного трактата в философско-теологическом наследии мыслителя, ее значение как своего рода фальсафского «кредо», в котором дается альтернативное каламу рациональное обоснование мусульманской догматики, фондированное Кораном. Отмечаются базисные теоретико-методологические установки аверроэсовской критики ашаризма, прежде всего концепция о пяти модусах аргументации (аподиктических, диалектических, софистических, риторических и поэтических) и концепция аллегорической экзегетики, оригинальную версию которой разработал сам Ибн-Рушд.
Об авторах
Т. ИбрагимРоссия
Тауфик Ибрагим, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, заместитель председателя Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по теологии, член редакционного совета журнала «Minbar. Islamic Studies»
г. Москва
Н. В. Ефремова
Россия
Ефремова Наталия Валерьевна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора восточных философий Института философии РАН, член редакционной коллегии журнала «Minbar. Islamic Studies»
г. Москва
Список литературы
1. Сагадеев А. В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М.: Мысль; 1973. 207 с.
2. Сагадеев А. В. Восточный перипатетизм. М.: Изд. дом Марджани; 2009. 232 с.
3. Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Мусульманская религиозная философия: фальсафа. Казань: Казанский университет; 2014. 236 с.
4. Ибн-Рушд. Большой комментарии к сочинению Аристотеля «О душе». Ишрак. 2012;(3):380–407.
5. Ибн-Рушд. Большой комментарий к «Метафизике» Аристотеля (Тафсир Ма-ба‘д ат-таби‘а). Раздел об обосновании бытия Бога и Его атрибутов. В: Пиотровский М. Б., Аликберов А. К. (ред.) Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова. М.: Наука; Восточная литература; 2016:482–522.
6. Ибн-Рушд. Непоследовательность «Непоследовательности». В: Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А. В. Сагадева. М.: Изд. дом Марджани; 2010;3:143–293
7. Аверроэс (Ибн-Рушд). Опровержение опровержения. Киев: УЦИММ-Пресс; СПб.: Алетейя; 1999. 685 с.
8. Ибн-Рушд. О соотношении философии и религии. В: Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. (ред.) Мусульманская философия (фальсафа): антология. Казань: Изд-во ДУМ РТ; 2009:547–581.
9. Ибн-Рушд. О Божьем знании. В: Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. (ред.) Мусульманская философия (фальсафа): антология. Казань: Изд-во ДУМ РТ; 2009:582–586.
10. Ибн-Рушд. О методах обоснования принципов вероучения. В: Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. (ред.) Мусульманская философия (фальсафа): антология. Казань: Изд-во ДУМ РТ; 2009:587–669.
11. Ибрагим Т. К. Религиозная философия ислама: калам. Казань: Казанский университет; 2013. 210 с.
12. Ибн-Сина. Аш-Шифа‘: аль-Мантык: 8) аль-Хатаба’. Каир: Визарят аль-ма‘ариф аль-‘умумиййа; 1954. 268 с. (На араб. яз.).
13. Ибрагим Т. К. Принципы аллегорической экзегетики согласно фальсафе. Ислам в современном мире. 2017;13(3):85–102. DOI: 10.22311/2074-1529-2017-133-85-102.
Рецензия
Для цитирования:
Ибрагим Т., Ефремова Н.В. О критике Ибн-Рушдом ашаритского калама. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(3):553-562. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-553-562
For citation:
Ibrahim T., Efremova N.V. On Ibn Rushd’s critics of Asharite Kalam. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(3):553-562. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-553-562