Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Мусульманская община Прокопьевска в 1930–2010-е годы: память и преемственность поколений

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-4-741-770

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена малоизвестным фактам истории мусульманской общины г. Прокопьевска Кемеровской области, возникшей в период сталинских репрессий 1930-х годов из числа ссыльных и раскулаченных и сумевшей сохранить свои этно-религиозные особенности вплоть до распада СССР. На основе впервые вводимых в научный оборот архивных источников и исторических интервью с верующими и религиозными деятелями анализируется деятельность представителей мусульманского духовенства в советский и постсоветский периоды, особенности взаимодействия общины с органами власти на разных исторических этапах и судьба локальной мусульманской общины в контексте трансформации политики государства в отношении мусульман.

Об авторах

А. Н. Старостин
Уральский государственный горный университет; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Старостин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета; доцент кафедры археологии и этнологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

г. Екатеринбург



Т. А. Бикчантаев
Духовное управление мусульман Кемеровской области; Российский исламский институт
Россия

Бикчантаев Тагир Ахмадуллович, муфтий Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Кемеровской области», г. Кемерово; магистрант Российского исламского института, г. Казань



Список литературы

1. Горбатов А. В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943–1969 гг.). Кемерово: Кемеровский государственный университет; 1996. 26 с.

2. Кушников М. М., Тогулев В. В. Плач золотых звонниц. Церкви Кузбасса: страницы непарадной истории 1940–1960-х гг. в архивных документах. Кемерово: Кузбассвузиздат; 1997. 528 с.

3. Подтяжкин А. В. Русская Православная Церковь в Кузбассе в 1988–2000 гг. Кемерово: Кемеровский государственный университет; 2002. 26 с.

4. Тресвятский Л. А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк: Институт повышения квалификации; 2013. 60 с.

5. Тресвятский Л. А., Шадрина А. С. Очерки по истории православия в Сибири (региональный аспект). Новокузнецк: Институт повышения квалификации; 2004. 106 с.

6. Ханевич В. А. Католики в Кузбассе (XVII–XX вв.), (очерки истории, материалы и документы). Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; 2009. 352 с.

7. Ахметшин А. Р. Община христиан веры евангельской г. Анжеросудженск: история и современность (1940–е – начало XXI в.). Magistra Vitae. 2017; (1):63–68.

8. Насонов А. А. Механизм распространения мировых религий в Сибири (по материалам территорий современной Кемеровской области и сопредельных регионов). Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013;(23):112–123.

9. Пудов Е. Ю., Клаус О. А. (ред.). Перспективы инновационного развития угольных регионов России. Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. Прокопьевск: Издательство филиала Кузбасского государственного технического университета; 2014. 506 с.

10. Родионова Д. Д., Насонов А. А. Религиозный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма (на примере Кемеровской области). Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». 2015;(2):21–25.

11. Кимеев В. М. (ред.) Аборигены и русские старожилы Притомья. Кемерово: Кузбассвузиздат; 2002. 275 с.

12. Терехина О. В. (ред.) Коренные малочисленные народы Кемеровской области: статистический сборник. Кемерово: Кемеровстат; 2005. 54 с.

13. Поддубиков В. В. (ред.) Малочисленные этносы в пространстве доминирующего общества: практика прикладных исследований и эффективные инструменты этнической политики. Сборник научных статей по итогам всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Кемерово, 17–18 октября 2014 г.). Кемерово: Практика; 2014. 152 с.

14. Свиридова И. А. (ред.) Многонациональный Кузбасс (история, практика). Кузбасс: ТриЗ; 2003. 152 c.

15. Гвоздикова Л. И., Смирнов М. Н. (ред.) Труды Кузбасской комплексной экспедиции. Т. 1. Белоярский, Яшкинский, Таштагольский районы Кемеровской области. Кемерово: Институт угля и углехимии Сибирского отделения Российской академии наук; 2004. 796 с.

16. Функ Д. А. Семейно-родовые покровители у телеутов. Кемерово: Департамент культуры Кемеровской области; 2012. 26 с.

17. Кучумов С. Л. Ислам в Кемеровской области. Прокопьевск; 2017. 176 с.

18. Садыкова-Еремейкина Н. С., Кимеев В. М. (ред.) Притомские калмаки: историко-этнографические очерки. Кемерово: Кузбассвузиздат; 1998. 152 с.

19. Шиллер В. В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX – XX вв. (источники и методы изучения). Кемерово: Кемеровский государственный университет; 2004. 308 с.

20. Хамзина Р. Живи и помни. Кемерово; 2012. 135 с.

21. Байкина С. Ш. Серебряково. Книга о моей малой родине. Красноярск: Офсет; 2017. 216 с.

22. Андреев В. П., Бикметов Р. С., Воронин Д. В. (ред.) Прокопьевск – город шахтерской судьбы: Материалы региональной научно-практической конференции. Прокопьевск, 22 апреля 2006 г. Томск: Издательство НТЛ; 2005. 236 с.

23. Старостин А. Н. «Таежные» магометане или эпизод из истории Транссиба. Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-71351.html

24. Бикметов Р. С. Использование спецконтингента в экономике Кузбасса (1929– 1956 гг.) Кемерово: Кузбасский государственный технический университет; 2009. 430 с.

25. Кучумов С. Татары-мусульмане в Кемеровской области. Истина. 2011;(11):8.

26. Кабдулвахитов К. Мечеть в детдоме на 23 года. Режим доступа: https://islamrf.ru/news/russia/events/20217

27. Санникова Т. Работу надо ставить выше себя, тогда всякая работа поддается. Киселевские вести. 2002;(132):6.

28. Василик В. В. Гонения пятидесятых-шестидесятых годов. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/487477.html

29. Быкова Т. А. История заселения и деятельности мусульман Прокопьевского района. Режим доступа: http://dumko42.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=196:2011-10-31-5&catid=36&Itemid=1


Для цитирования:


Старостин А.Н., Бикчантаев Т.А. Мусульманская община Прокопьевска в 1930–2010-е годы: память и преемственность поколений. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):741-770. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-4-741-770

For citation:


Starostin A.N., Bikchantaev T.A. The Muslim community of Prokopyevsk in the 1930–2010th years: memory and continuity of generations. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):741-770. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-4-741-770

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)