Социально-психологический анализ религиозной идентичности ингушских студентов
Аннотация
В статье представлены результаты социально-психологического эмпирического исследования структуры религиозности и религиозной идентичности ингушских студентов, проживающих в Республике Ингушетия и в Москве. В исследовании приняли участие 100 респондентов обоего пола в возрасте от 18 до 28 лет. Для изучения религиозной идентичности использовались следующие методики: тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых; методика Д. Ван Камп «Измерение индивидуальных/социальных компонентов религиозной идентичности»; авторский опросник. Исследование показало, что не выявлено статистически достоверных различий между выборками ингушских студентов в Москве и Ингушетии. На основании анализа и интерпретации полученных данных сделан вывод о том, что религиозная идентичность ингушских студентов представляет собой одну из значимых составляющих их идентичности, в структуре которой важнейшее место занимают внутренние компоненты, связанные со значимостью религиозного самосознания, духовностью, интеллектуальным осмыслением религии. Важнейшую роль ислам играет в качестве источника моральных норм и регулятора поведения. Вместе с тем для ингушской молодежи также важны внешние компоненты религиозности, такие, в частности, как соблюдение норм религиозной одежды. Для ингушских студентов значимым является поддержание социальных связей с людьми своего вероисповедания.
Об авторах
Т. С. ЧабиеваРоссия
Чабиева Танзила Саварбековна, кандидат исторических наук, магистр психологии, научный сотрудник Отдела Кавказа Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, преподаватель кафедры социологии и рекламных коммуникаций РГУ им. А. Н. Косыгина
г. Москва
Т. В. Царёва
Россия
Царёва Тамара Вадимовна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Этнографического научно-образовательного центра Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН
г. Москва
Список литературы
1. Олпорт Г. В. Личность в психологии. М.: Ювента; 1998. 345 c.
2. Van Camp D. Religious Identity: Individual or Social? Exploring the Components and Consequences of Religious Identity. PhD. (Philosophy) Thesis. Howard University, Washington, D.C., 2010. Available at: https://search.proquest.com/pqdtft/docview/743822279/13E4AA3864
3. Шорохова В. А., Хухлаев О. Е., Дагбаева С. Б. Взаимосвязь ценностей и религиозной идентичности у школьников буддистского вероисповедания. Культурно-историческая психология. 2016;12(1):66–75. DOI: 10.17759/chp.2016120107
4. Павлова О. С., Миназова В. М., Хухлаев О. Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской Республике). Культурно-историческая психология. 2016;12(4):90–99. DOI: 10.17759/chp.2016120409
5. Александрова Е. А., Хухлаев О. Е. Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия). Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017;19:156–164.
6. Ляушева С. А., Нагой А. А. Религиозная идентичность в современной культуре. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009;(1):195–198.
7. Мчедлова М. М. Религиозная идентичность. В: Семененко И. С. (ред.) Политическая идентичность и политика идентичности. Т. 1. Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий. М.: Российская политическая энциклопедия; 2011. р. 123–126.
8. Шаов А. А. Этническая и религиозная идентичность: специфика взаимодействия. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009;(3):121–127.
9. Павлова О. С. Религиозная и этническая идентичность мусульман Северо-Западного и Северо-Восточного Кавказа: содержание и особенности соотношения. Ислам в современном мире. 2015;11(2):75–86. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-2-75-86
10. Павлова О. С. Об этнической, религиозной и государственно-гражданской идентичности чеченцев и ингушей. Социальная психология и общество. 2013;(2):119– 136. Available at: http://psyjournals.ru/files/60953/spio_2013_2_pavlova.pdf
11. Хухлаев О. Е., Миназова В. М., Павлова О. С., Зыков Е. В. Социальная идентичность и этнонациональные установки студенческой молодежи Чечни. Социальная психология и общество. 2015;6(4):23–40. DOI: 10.17759/sps.2015060403
12. Ошаев Х. Мюридизм в Чечне. Революция и горец. 1930;(9-10):48–54.
13. Далгат Б. К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М.: Наука; 2004. 240 с.
14. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 2-е изд. М.: Политиздат; 1965. 625 с.
15. Виноградов В. Б., Межидов Д. Д., Успаев Г. И. Религиозные верования в дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный: ЧИГУ; 1981. 111 с.
16. Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия. М.: Наука; 1971. 208 с.
17. Максимов С. Русские горы и кавказские горцы. В: Максимов С. В. Край крещеного света. Вып. 4. 2-е изд. СПб.: Общественная польза; 1873. 63 с.
18. Малашенко А. Ислам для России. М.: Центр Карнеги; 2007. 192 с.
19. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности. Психологический журнал. 1996;17(6):120–122.
20. Павлова О. С., Семёнова Ф. О. Ценностные ориентации мусульманской молодежи Северо-Западного Кавказа. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):361–374. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-2-361-374
21. Павлова О. С. Ценностные ориентации чеченцев и ингушей: источники и детерминанты. Культурно-историческая психология. 2012;(2):78–87.
22. Павлова О. С. Ислам как фактор формирования социотипического поведения представителей Северного Кавказа. Вестник университета (Государственный университет управления). 2008;(9):88–91.
Для цитирования:
Чабиева Т.С., Царёва Т.В. Социально-психологический анализ религиозной идентичности ингушских студентов. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):835-849. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-835-849
For citation:
Chabieva T.S., Tsareva T.V. Social and psychological analysis of the religious identity of Ingush students. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):835-849. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-3-835-849