Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Об одном письме Абдуррашида Ибрагимова

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-72-77

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено письмо, написанное выдающимся татарским религиозным и общественным деятелем, Абдуррашидом Ибрагимовым. Письмо отправлено им из Стокгольма и адресовано близкому другу и соратнику Ризаэтдину Фахретдинову1. Оно дает представление об отношении А. Ибрагимова к состоянию человеческой цивилизации на тот период и о его мыслях о будущем. В документе отражен один из эпизодов его активной общественно-политической деятельности, нацеленной на привлечение внимания российской мусульманской общественности к международной политике. В частности, А. Ибрагимов сообщает о своем намерении принять участие в Стокгольмской конференции, состоявшейся весной – летом 1917 г. Особый интерес представляет объяснение А. Ибрагимовым своего решения о принятии участия в форуме всех течений международного социализма.

Для цитирования:


Хайрутдинов А.Г., Шарафеева Р.Г. Об одном письме Абдуррашида Ибрагимова. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):72-77. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-72-77

For citation:


Khairutdinov A.G., Sharafeeva R.G. About a Letter by Abdurreshid Ibrahimov. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):72-77. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-72-77

Если обратиться к биографиям великих личностей, оставивших значитель­ный след в судьбе татарской нации, ее социальной жизни, культуре, политике, науке и образовании, то станет очевидным, что событий, происходивших в их жизни, хватило бы, чтобы заполнить жизненный путь нескольких людей. Поэтому при составлении биографии одного из таких людей убеждаешься вся­кий раз, что она далеко не полностью изучена, так как время от времени находят­ся новые, ранее не известные, биографические сведения, содержащиеся в различ­ных источниках. В результате биографии таких деятелей пополняются новыми страницами, а национальная история - новыми бесценными материалами.

Примером такой неординарной личности является известный татарский религиозный, политический и общественный деятель, казый, ученый, изда­тель, Абдуррашид Ибрагимов (1857-1944). В данной статье представлен инте­ресный документ, имеющий отношение к биографии ученого: письмо А. Ибрагимова, адресованное Ризаэтдину Фахретдинову.

Данное письмо было опубликовано в 1917 г. на страницах журнала «Шура»2. В нем раскрывается одна из страниц биографии А. Ибрагимова, характеризующая его как общественного деятеля в тот период, когда он вел чрезвычайно активную политическую работу среди мусульман России.

Письмо А. Ибрагимова Р. Фахретдинову - один из примеров коммуника­ции двух выдающихся деятелей татарской нации, которые общались друг с дру­гом, вели переписку, обменивались мнениями, сотрудничали. В этом письме А. Ибрагим излагает свои взгляды на потрясавшие в то время мир политиче­ские события, касается своих религиозно-философских воззрений.

Письмо Р. Фахретдинову, в то время возглавлявшему редакцию журнала «Шура», написано из Стокгольма, где, как следует из текста письма, А. Ибрагимов принимал участие в проходившем там конгрессе социалистов, известном как Стокгольмский конгресс.

В свое время (в период между двумя революциями 1917 г.) отрицательное отношение к этому форуму выразил В. И. Ленин, в связи с чем большевики с самого начала заявили о своем неучастии в нем [2, с. 98].

Судя по письму А. Ибрагимова, среди проживающих в России мусульман бытовали различные мнения по поводу того, как следует относиться к Стокгольмскому конгрессу. В то же время автор письма считал важным участие в нем мусульман. Таким образом, это письмо свидетельствует о желании

  1. Ибрагимова вовлечь собратьев по вере в мировые политические процессы и таким образом, с одной стороны, повысить их социально-политическое само­сознание, а с другой - сделать более заметным их влияние на события, происходя­щие в мире. Взгляды А. Ибрагимова на данное событие, изложенные в письме, указывают на то, что он в будущем будет оппонентом и даже противником
  2. И. Ленина на арене политической борьбы. Не удивительно, что после захвата власти в России большевиками А. Ибрагимов эмигрировал из страны. Примечательно, например, что его соратник Муса Бигиев прожил в СССР до осени 1930 г., а Р. Фахретдинов - до самой своей смерти в 1936 г. исполнял в Советской России обязанности муфтия. Это косвенно свидетельствует о том, что политиче­ские предпочтения А. Ибрагимова представляли опасность для новой власти.

В своем письме А. Ибрагимов предстает перед нами не только как политик, но и как мусульманский мыслитель. Возможно, именно поэтому Риза Фахретдинов, нисколько не сомневаясь, решил опубликовать это письмо в открытой печати, сделав его достоянием нации. Действительно, это письмо - не только эпизод в частной переписке двух соратников: оно показывает, насколько широким был духовный и интеллектуальный мир татаро-мусуль­манской интеллигенции того времени.

На первый взгляд, это всего лишь частное послание другу из-за границы. Но оно не только доносит до адресата сведения о событиях в жизни пишущего, но и звучит как своего рода манифест, содержащий глубокие размышления о судьбе цивилизации, основанные на опыте осмысления кровавых страниц истории, заявляющий надежды на будущее. Так, простой эпизод переписки двух татарских интеллигентов превращается в значимый акт, когда один из друзей делится свои­ми раздумьями, взглядами, надеждами, а второй, публикуя их и делая достоянием общественности, способствует делу просвещения народа, росту его сознания.

Документ, представленный в нашей статье, был найден главным библио­графом Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского КФУ, сотрудником Отдела редких рукописей и книг Раисой Шарафиевой. Письмо публикуется здесь в своем изначальном виде (в транслитерации на кириллицу) и в переводе на русский язык.

Хөрмәтле Рәшит казый тарафыннан язылган бер мәктүп3

Сәдыйк гатикым, газизем Риза казый!

Һәр нә кадәр үземез искеләшсәк тә, фикеремез һәмишә тәҗәддүд итмәктә улдыгыннан, дөньяның тәҗәддүдәтене хис итми калырга юл таба алмыйм. Занн итәм ки, фикерләремезнең хилкатендә бер нәүгъ тәнасүб бардыр. Чөнки нинди

генә бер зилзилә булды исә, сез хәтеремә төшәсез. Шимди мин Устукһулым шәһәрендәмен. Бу урын, көррәи арыздан канга буялмый калган аз кыйтганың кечкенә генә бер парчасы булганлыктан, кан гофунәтеннән бизгән вә туйган кешеләр бәгъзе вакыт бу йирдә бөек бер талаш вә һәяҗан берлә нәсим хәяттән бер нәфәс алмак заманы килдекене, авазы чыктыгы кадәр бакырмак эстиләр. Ләкин һәяҗан, егерменче гасыр мәдәнияте гөрелдесе астында Москваның пас­хасында чебен безелдәве кадәр тәэсире улмазлыкны зан итмәктәмен.

Шулай булса да, бу егерменче гасыр мәдәнияте гасыр мәдәнияте кассаб- ханәсендә без дә булындыгымыз җиһәтлә мадам-е ки “Кемнең арбасында бул­саң, шуның җырына җырла”, “Ятып калганчы атып кал” кагыйдәсенә бина. Бурада май эчендә җыелырга карар бирелгән социалистлар конгрессына безнең Русия мөселманнары да үз тарафларыннан бер-ике вәкил күндерүләре тиешле иде. Мин үзем бу мәҗлестә “мөселман” сыйфаты берлә иштиракь итәчәкмен.

Безнең яшьләремез арасында хакыйкый социалистлар булу ихтималы да бар. Мин бу мәсьәлә хакында инсаннарның ни дәрәҗәдә катышу хаклары бар­лыкны бик яхшы белмим, шулай булса да, инсаннар үзләре: “Без мәдхәлдәр- мез”, - диләр. Шуның өчен инсан кыйтарында булганнар бу эшләргә катнашу вә иштиракъ кирәк. Һич булмаса, “без дә шунда булдык” дип әйтү өчен генә булса да берәр адәм булынырга тиешле.

Заман гаять мөһим. Җиһан кан дәрьясенә гарык булды. Фәнгә мәнсүб галимнәр: “Дөнья йәнәдән туфан астында калачак”, - дип сөйлиләр иде. Монларның морадлары бәлки шушы кан туфаны булгандыр. Фәкать бу туфан­нан сәламәт алып чыгар өчен Нух пәйгамбәр кайда? Бу егерменче гасыр мәдә­нияте, Нух пәйгамбәрнең үзене дә гарык итү ихтималы юк түгел.

Тимурлар, Чыңгызлар, Батый вә Һулагуларга салават укырга тиешле бул­ган көннәр килде. Мин үзем бу хәлләрдән мәмнүнмен. Зира, би изни-ллаһ, Аурупаның бүгенге мәдәнияте дә шушы туфанда бугылачактыр. Безнең һичбер сүз сөйләргә икътидарымыз калмаган, ни генә сөйләсәк тә, “егерменче гасыр мәдәнияте” кәлимәсе дәрхаль каршымызга чыгадыр иде. Егерменче гасыр мәдәнияте, нинди фәлякәтләргә китереп кертте?.. Күрдеңез! Сербия короле кайда? Каратаг ни йирдә? Бельгия берлә Румания ни эшләде? Егерменче гасыр миһманнары булган Габделхәмит берлә Николай ни хәлдәләр?

Софрага нигъмәт һәнүз куелмады. Дәхи киләчәк мөсафирләр бар, дәгъвәт- намәләр күндерелде.

Бәндә гаҗиз Габдерәшит Ибраһим.

* * *

Хосусый сурәттә язылган бу мәктүпне Габдерәшит әфәнденең хәлене белергә мөштак булган дустлары вә мөхлисләре берлә уртаклашу касды берлә матбугатка чыгардык. Мәктүптә яшерергә тиешле бер нокта да юк. Фәкать юлда бик озак торган. Устукһулым почтасына 4нче апрель (23нче март)та бирелгән бу мәктүпне без 12нче июньдә генә алдык.

Перевод:

Письмо уважаемого казыя Абдуррашида

Дорогой мой друг, Риза-казый!

Несмотря на идущие годы, мы еще не утратили интереса к преобразованиям, поэтому я не могу жить, не чувствуя обновления жизни. На мой взгляд, в ходе наших мыслей есть определенное сходство. Потому что в случае любого потрясе­ния, я тотчас вспоминаю Вас. В данный момент я нахожусь в городе Стокгольме. Это одно из немногих не запятнанных кровью мест земного шара, поэтому иногда уставшие от запаха крови люди собираются здесь, дабы, вырвавшись из напол­ненной конфликтами и бедствиями действительности, окружающей их повсюду, во весь голос призвать мир к спокойной, безмятежной жизни. Однако я полагаю, что в шуме тревог и горестей и грохоте культуры XX века этот призыв произведет не большее впечатление, чем жужжание мухи во время Пасхи в Москве.

Так как и нам выпало на долю жить в пространстве культуры XX века, подобном территории скотобойни, наша жизнь строится по мудрости, содержа­щейся в пословицах: «В чьи сани сядешь, того песни и пой», «попытка - не пытка». На запланированный здесь в мае конгресс социалистов мусульмане России должны были направить одного-двух своих представителей. Я сам буду принимать участие в этом форуме как мусульманин.

Среди нашей молодежи попадаются истинные социалисты. Я твердо не знаю, в какой степени они могут быть задействованы в работе этого мероприя­тия, однако они сами говорят, что будут принимать в нем участие. Вот почему для тех, кто считает себя частью мирового сообщества, необходимо участие в конгрессе. На худой конец, хотя бы для того, чтобы сказать «и мы там были», кто-нибудь из наших должен присутствовать на нем и участвовать.

Наше время чрезвычайно важное. Мир погрузился в реки крови. Занимающиеся наукой серьезные ученые говорят: «Мир снова ожидает всемир­ный потоп». Вероятно, они понимают под этим «кровавый всемирный потоп». Только где же тот Ной, который спасет нас от этого потопа? Культура нашего XX века вполне может потопить и самого Ноя.

Настало время возносить молитвы в честь Хромого Тимура, Чингисхана, Батыя. Я доволен этим положением. Потому что, по воле Аллаха, сегодняшняя культура Европы захлебнется в этом потопе. У нас не осталось сил, чтобы что- то сказать. Что бы мы ни говорили, слова «культура XX века» затмевают все. В какие бедствия ввергла нас культура XX века? Видели же! Где король Сербии? Куда исчезла Черногория? Что случилось с Бельгией и Румынией? Как пожива­ют дорогие гости XX века Габдельхамит4 и Николай?

Угощения на стол еще не поданы, но гости уже извещены, приглашения переданы...

С почтением, Габдрашит Ибрагим.

* * *

Это написанное в частном порядке письмо мы опубликовали в печати для того, чтобы ознакомить товарищей и близких друзей Абдуррашита-эфенди с событиями его жизни. В письме нет ничего, что было скрыто. Единственно, что оно долго шло до нас: отправленное почтой Стокгольма 4 апреля, письмо было получено нами только 12 июня.

Об авторах

А. Г. Хайрутдинов
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Россия

Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.



Р. Г. Шарафеева
Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета
Россия

Шарафеева Раиса Гамировна, главный библиограф Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.



Список литературы

1. Ленин В. И. О Стокгольмской конференции. В: Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М.: Издательство политической литературы; 1967. Т. 34. C. 98–107.


Для цитирования:


Хайрутдинов А.Г., Шарафеева Р.Г. Об одном письме Абдуррашида Ибрагимова. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):72-77. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-72-77

For citation:


Khairutdinov A.G., Sharafeeva R.G. About a Letter by Abdurreshid Ibrahimov. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):72-77. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-72-77

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)