Перейти к:
Антология современного ислама: начало XXI века (рецензия на серию учебных пособий)
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626
Аннотация
Антология современного ислама: начало XXI века (рецензия на серию учебных пособий).
Для цитирования:
Арсеньев А.С. Антология современного ислама: начало XXI века (рецензия на серию учебных пособий). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):621-626. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626
For citation:
Arsenyev A.S. Modern Islam (Beginning of the 21st Cent.) A Reader (a review of a series of teaching manuals published by the Moscow State Institute of International Relations / MGIMO-University). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):621-626. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626
Кафедра востоковедения Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации разработала и осуществляет актуальный и интересный проект - издание серии учебных пособий по магистерскому курсу «Ислам в мировой политике». Авторский коллектив включает ведущих специалистов университета и исследователей других востоковедных центров. Серия выходит под редакцией профессоров Л. М. Ефимовой и М. А. Сапроновой. К настоящему времени опубликованы три тома.
Первый том, «Ислам в мировой политике в начале XXI века», сообщается в аннотации к учебному пособию, освещает «широкий спектр социально-экономического, политического и культурного развития исламского мира на современном этапе»; авторами «показана многовекторность развития исламских государств, неоднозначность влияния исламского фактора на различные аспекты общественно-политической жизнедеятельности общества, региональные отношения и мировую политику, рассмотрены фундаментальные вопросы, связанные с процессами глобализации и демократизации исламского мира» [1, с. 2].
Второй том - «Ислам в государственной и общественно-политической системах стран Востока» - подробно анализирует проявление исламского фактора во внутриполитическом процессе отдельных исламских стран и регионов [2].
Третий том «Исламская общественно-политическая мысль перед вызовами современности» [3] посвящен современным исламским философам и общественно-политическим деятелям, затрагивающим широкий круг вопросов, связанных с глобализацией общественно-политической жизни, модернизацией государственных структур, исламизацией, экологией и другими актуальными проблемами современности.
Данные учебные пособия адресованы историкам и политологам, обучающимся по специальности и направлениям «Зарубежное регионоведение», «Востоковедение», «Международные отношения», «Политология», а также всем, кто интересуется современными тенденциями развития мусульманских обществ и исламской религии.
Презентация трехтомника прошла в ноябре 2018 г. в столице Чеченской Республики г. Грозном в рамках международной научно-практической конференции «Мобилизация этнокультурного ресурса как важнейший фактор противодействия экстремизму и терроризму» (см.: [4]), где коллективная работа получила заслуженное признание и высокую оценку преподавателей, экспертов и специалистов из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Грозного, Махачкалы и других университетских центров.
Авторский коллектив первого тома серии стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 г. Изданные в МГИМО учебные пособия «Ислам в мировой политике» пользуются большим спросом среди всех, кто интересуется современным исламом. В настоящее время к изданию готовится четвертая книга серии под названием «Исламские партии и движения в политическом процессе стран Востока».
Проект, разрабатываемый на кафедре востоковедения МГИМО МИД РФ, представляет собой серию уникальных научных работ, объединенных по страновому и проблемному принципу. Страновой принцип позволяет отслеживать эволюцию национального, свойственного каждой стране Востока, ислама. Проблемный подход дает возможность исследовать исламское восприятие современного мира, роль в нем ислама, процесс развития религиозно-философских и идейно-политических взглядов наиболее авторитетных духовных лидеров стран Востока.
Отдельно следует сказать об авторском коллективе данного проекта: кафедре востоковедения удалось объединить в рамках выпускаемой серии учебных пособий «цвет» российского востоковедения, представителей различных научных школ, ведущих российских учреждений науки и федеральных университетов. Институт востоковедения РАН, Институт Африки РАН, МГИМО, МГУ имени М. В. Ломоносова, Казанский федеральный университет, Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил РФ - это далеко не полный перечень академических институтов и образовательных организаций, чьи научные сотрудники, профессора и преподаватели смогли подключиться к интереснейшей работе. Высокая научная квалификация авторского коллектива обеспечила соответственное качество научных трудов.
Актуальность данного издательского проекта не оставляет никакого сомнения, особенно с точки зрения исследования «исламского фактора» в современных международных отношениях, в региональных конфликтах, в развитии внутриполитической ситуации в конкретных странах Востока - арабского, тюркского, восточноазиатского. Особенно актуальны два раздела из рассматриваемой серии учебных пособий: «Ислам в России» (т. 1, гл. 10) и «Центральная Азия» (т. 2, разд. 5).
Современная Россия, страна, в которой многие столетия присутствует мусульманская умма, сформировалась единой и крепкой в силу нашей общей истории, географии, а также религиозного разнообразия состава населения, вековых межконфессиональных традиций общения представителей различных религиозных учений. Многоконфессиональный состав населения России сохранялся даже в «атеистические годы» советской власти, когда гонениям подверглись все религии, исповедуемые народами СССР. Кстати, Советский Союз сумел сохранить в своей орбите преимущественно мусульманские народы Кавказа и Средней Азии, «инкорпорировав» их в единую светскую государственную структуру.
Заявленные в вышеназванных разделах темы раскрыты достаточно содержательно. Тем не менее в плане научной полемики позволим себе адресовать авторам учебных пособий ряд вопросов.
Россия относится к странам, где мусульманская умма всегда была значима для страны и играла определенную роль во внутренней и внешней политике. Однако почему история ислама в России рассматривается в контексте частных проблем, наряду с «европейским исламом» и «черным исламом»? Можно ли в этой связи говорить об особом, «российском исламе»?
Нельзя не отметить несколько схематичный подход авторов раздела «Ислам в России в Новое и Новейшее время» к условной периодизации. Согласно им, почти вся история взаимодействия российского мусульманства с Российским государством в Новое и Новейшее время - это история неспешной эволюции от «очень плохого» отношения России к «религии иноземцев» (до 1552 г.) через «чуждую и враждебную религию инородцев» (до 1788 г.), «терпимую религию части подданных» (до 1917 г.) и «чуждой идеологии» (1917-1990) до благостной современности (с 1990 г.): «свободно исповедуемой религии, имеющей равные права с другими религиями в РФ» [1, с. 228]. Так ли это на самом деле?
Ведь автор сам описывает времена возрождения ислама в эпоху «просвещенного абсолютизма Екатерины II» (XVIII в.) и «постепенное возрождение исламских институтов» в России в XIX в., когда «увеличивается количество мечетей, медресе, издаются книги по богословию, работают переписчики (Корана. - Прим. автора рецензии), молодые люди отправляются за знаниями на Восток и, возвратившись, обучают новые поколения религиозной премудрости» (т. 1, с. 229).
Например, «Свод Законов Российской Империи» многие десятилетия успешно заменял подданным Империи конституцию - вплоть до сентября 1917 г., когда он был отменен революционным буржуазно-демократическим Временным правительством России (статьи Свода № 66, 67, 68ل). Интересно было бы получить от авторов результаты сравнения формулировок, касающихся свободы вероисповедания в Российской империи, с положениями Конституции СССР 1936 г., Конституции СССР 1977 г. и Конституции Российской Федерации 1991 г.2
Российское государство «Нового и Нновейшего времени» - уникальный пример сосуществования народов и народностей. В разные годы в нем было все: и завоевание территорий мусульманских государств, и кровопролитные восстания, и разрушение мечетей и памятников. Но было и провозглашение государством равенства вероисповедания, строительство новых культовых сооружений, создание негосударственных институтов религиозного самоуправления, развитие мусульманского образования и т.д. И в наши дни остается еще много различных проблем. Да, попранная коммунистическим режимом свобода вероисповедания была восстановлена в начале 90-х гг. прошлого столетия, но для России появились новые угрозы и риски: подрывная деятельность зарубежных эмиссаров, международный терроризм.
Другой аспект актуальности и важности этой работы связан с темой «Ислам в Центральной Азии» (т. 2, с. 316-346). В частности, в Киргизской Республике приходится наблюдать процессы, которые так или иначе связаны с исламским фактором, затрагивающие все стороны общественно-политической жизни. В Киргизии широко развернута деятельность многочисленных исламских международных финансовых институтов, фондов и банков (Исламская корпорация развития, Организация Ага-Хана по развитию, Саудовский фонд развития, Национальный банк Пакистана и др.). Все они реализуют в этой центральноазиатской стране свои проекты, оказывают «гуманитарную» помощь и «консультационную поддержку» через подчиненные им неправительственные организации. В банковскую систему «встраиваются» финансовые инструменты, основанные на принципах шариатского права. Исламский банкинг становится реальностью киргизской экономики. Эти обстоятельства важно учитывать в двусторонних отношениях между Россией и Киргизией, при реализации российско-киргизских программ, финансировании долгосрочных проектов.
В этом контексте проделанный авторами учебных пособий анализ ситуации в Центральной Азии, в частности в Киргизии, сконцентрированный прежде всего на многогранных отношениях светской государственной власти стран региона с органами мусульманского самоуправления, несомненно, представляет как научный, так и большой практический интерес.
Особое впечатление производит глубокий политико-экономический анализ теории и практики исламской экономики (т. 1, гл. 2), а также раздел, посвященный исламскому финансовому праву (гл. 4). Несомненно, их содержание расширяет рамки познания современного Востока, в равной степени окажется полезным и для студентов, и для состоявшихся специалистов, работающих вос- токоведами-филологами или востоковедами-историками, экономистами или финансистами.
Список литературы
1. Ахунов А. М., Ахмадуллин В. А., Беккин Р. И. и др.; Ефимова Л. М., Сапронова М. А. (ред.). Ислам в мировой политике в начале XXI века: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет; 2016.
2. Боришполец К. П., Дауров Р. Д., Долгов Б. В. и др.; Ефимова Л. М., Сапронова М. А. (ред.). Ислам в государственной и общественно-политической системах стран Востока: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет; 2018.
3. Долгов Б. В., Дружиловский С. Б., Ефимова Л. М. и др.; Ефимова Л. М., Сапронова М. А. (ред.). Исламская общественно-политическая мысль перед вызовами современности: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет; 2018.
4. Кашаф Ш. Р., Вольтер О. В. Роль этнокультурного фактора в противодействии религиозному экстремизму на Северном Кавказе. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):881–894. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-4-881-894.
Об авторе
А. С. АрсеньевКыргызстан
Арсеньев Андрей Сергеевич, кандидат экономических наук, член Правления Российско-Киргизского фонда развития, г. Бишкек, Киргизская Республика.
Рецензия
Для цитирования:
Арсеньев А.С. Антология современного ислама: начало XXI века (рецензия на серию учебных пособий). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):621-626. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626
For citation:
Arsenyev A.S. Modern Islam (Beginning of the 21st Cent.) A Reader (a review of a series of teaching manuals published by the Moscow State Institute of International Relations / MGIMO-University). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):621-626. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626