Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Антология современного ислама: начало XXI века (рецензия на серию учебных пособий)

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626

Полный текст:

Аннотация

Антология современного ислама: начало XXI века (рецензия на серию учебных пособий).

Для цитирования:


Арсеньев А.С. Антология современного ислама: начало XXI века (рецензия на серию учебных пособий). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):621-626. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626

For citation:


Arsenyev A.S. Modern Islam (Beginning of the 21st Cent.) A Reader (a review of a series of teaching manuals published by the Moscow State Institute of International Relations / MGIMO-University). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):621-626. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626

Кафедра востоковедения Московского государственного института между­народных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации разработала и осуществляет актуальный и интересный проект - издание серии учебных пособий по магистерскому курсу «Ислам в мировой политике». Авторский коллектив включает ведущих специалистов университе­та и исследователей других востоковедных центров. Серия выходит под редак­цией профессоров Л. М. Ефимовой и М. А. Сапроновой. К настоящему времени опубликованы три тома.

Первый том, «Ислам в мировой политике в начале XXI века», сообщается в аннотации к учеб­ному пособию, освещает «широкий спектр социаль­но-экономического, политического и культурного развития исламского мира на современном этапе»; авторами «показана многовекторность развития исламских государств, неоднозначность влияния исламского фактора на различные аспекты обще­ственно-политической жизнедеятельности обще­ства, региональные отношения и мировую полити­ку, рассмотрены фундаментальные вопросы, свя­занные с процессами глобализации и демократизации исламского мира» [1, с. 2].

   

Второй том - «Ислам в государственной и обще­ственно-политической системах стран Востока» - подробно анализирует проявление исламского фак­тора во внутриполитическом процессе отдельных исламских стран и регионов [2].

Третий том «Исламская общественно-политиче­ская мысль перед вызовами современности» [3] посвящен современным исламским философам и общественно-политическим деятелям, затрагиваю­щим широкий круг вопросов, связанных с глобали­зацией общественно-политической жизни, модерни­зацией государственных структур, исламизацией, экологией и другими актуальными проблемами современности.

Данные учебные пособия адресованы историкам и политологам, обучающимся по специальности и направлениям «Зарубежное регионоведение», «Востоковедение», «Международные отношения», «Политология», а также всем, кто интересуется современными тенденциями развития мусульман­ских обществ и исламской религии.

Презентация трехтомника прошла в ноябре 2018 г. в столице Чеченской Республики г. Грозном в рамках международной научно-практической кон­ференции «Мобилизация этнокультурного ресурса как важнейший фактор противодействия экстремиз­му и терроризму» (см.: [4]), где коллективная работа получила заслуженное признание и высокую оценку преподавателей, экспертов и специалистов из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Грозного, Махачкалы и других университет­ских центров.

Авторский коллектив первого тома серии стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 г. Изданные в МГИМО учебные посо­бия «Ислам в мировой политике» пользуются большим спросом среди всех, кто интересуется современным исламом. В настоящее время к изданию готовится четвертая книга серии под названием «Исламские партии и движения в поли­тическом процессе стран Востока».

Проект, разрабатываемый на кафедре востоковедения МГИМО МИД РФ, представляет собой серию уникальных научных работ, объединенных по стра­новому и проблемному принципу. Страновой принцип позволяет отслеживать эволюцию национального, свойственного каждой стране Востока, ислама. Проблемный подход дает возможность исследовать исламское восприятие современного мира, роль в нем ислама, процесс развития религиозно-философ­ских и идейно-политических взглядов наиболее авторитетных духовных лиде­ров стран Востока.

Отдельно следует сказать об авторском коллективе данного проекта: кафе­дре востоковедения удалось объединить в рамках выпускаемой серии учебных пособий «цвет» российского востоковедения, представителей различных науч­ных школ, ведущих российских учреждений науки и федеральных университе­тов. Институт востоковедения РАН, Институт Африки РАН, МГИМО, МГУ имени М. В. Ломоносова, Казанский федеральный университет, Военная акаде­мия Генерального штаба Вооруженных сил РФ - это далеко не полный пере­чень академических институтов и образовательных организаций, чьи научные сотрудники, профессора и преподаватели смогли подключиться к интересней­шей работе. Высокая научная квалификация авторского коллектива обеспечи­ла соответственное качество научных трудов.

Актуальность данного издательского проекта не оставляет никакого сомне­ния, особенно с точки зрения исследования «исламского фактора» в современ­ных международных отношениях, в региональных конфликтах, в развитии внутриполитической ситуации в конкретных странах Востока - арабского, тюркского, восточноазиатского. Особенно актуальны два раздела из рассма­триваемой серии учебных пособий: «Ислам в России» (т. 1, гл. 10) и «Центральная Азия» (т. 2, разд. 5).

Современная Россия, страна, в которой многие столетия присутствует мусульманская умма, сформировалась единой и крепкой в силу нашей общей истории, географии, а также религиозного разнообразия состава населения, вековых межконфессиональных традиций общения представителей различных религиозных учений. Многоконфессиональный состав населения России сохра­нялся даже в «атеистические годы» советской власти, когда гонениям подвер­глись все религии, исповедуемые народами СССР. Кстати, Советский Союз сумел сохранить в своей орбите преимущественно мусульманские народы Кавказа и Средней Азии, «инкорпорировав» их в единую светскую государ­ственную структуру.

Заявленные в вышеназванных разделах темы раскрыты достаточно содер­жательно. Тем не менее в плане научной полемики позволим себе адресовать авторам учебных пособий ряд вопросов.

Россия относится к странам, где мусульманская умма всегда была значима для страны и играла определенную роль во внутренней и внешней политике. Однако почему история ислама в России рассматривается в контексте частных проблем, наряду с «европейским исламом» и «черным исламом»? Можно ли в этой связи говорить об особом, «российском исламе»?

Нельзя не отметить несколько схематичный подход авторов раздела «Ислам в России в Новое и Новейшее время» к условной периодизации. Согласно им, почти вся история взаимодействия российского мусульманства с Российским государством в Новое и Новейшее время - это история неспеш­ной эволюции от «очень плохого» отношения России к «религии иноземцев» (до 1552 г.) через «чуждую и враждебную религию инородцев» (до 1788 г.), «терпимую религию части подданных» (до 1917 г.) и «чуждой идеологии» (1917-1990) до благостной современности (с 1990 г.): «свободно исповедуемой религии, имеющей равные права с другими религиями в РФ» [1, с. 228]. Так ли это на самом деле?

Ведь автор сам описывает времена возрождения ислама в эпоху «просве­щенного абсолютизма Екатерины II» (XVIII в.) и «постепенное возрождение исламских институтов» в России в XIX в., когда «увеличивается количество мечетей, медресе, издаются книги по богословию, работают переписчики (Корана. - Прим. автора рецензии), молодые люди отправляются за знаниями на Восток и, возвратившись, обучают новые поколения религиозной премудро­сти» (т. 1, с. 229).

Например, «Свод Законов Российской Империи» многие десятилетия успешно заменял подданным Империи конституцию - вплоть до сентября 1917 г., когда он был отменен революционным буржуазно-демократическим Временным правительством России (статьи Свода № 66, 67, 68ل). Интересно было бы получить от авторов результаты сравнения формулировок, касающих­ся свободы вероисповедания в Российской империи, с положениями Конституции СССР 1936 г., Конституции СССР 1977 г. и Конституции Российской Федерации 1991 г.2

Российское государство «Нового и Нновейшего времени» - уникальный пример сосуществования народов и народностей. В разные годы в нем было все: и завоевание территорий мусульманских государств, и кровопролитные восста­ния, и разрушение мечетей и памятников. Но было и провозглашение государ­ством равенства вероисповедания, строительство новых культовых сооруже­ний, создание негосударственных институтов религиозного самоуправления, развитие мусульманского образования и т.д. И в наши дни остается еще много различных проблем. Да, попранная коммунистическим режимом свобода веро­исповедания была восстановлена в начале 90-х гг. прошлого столетия, но для России появились новые угрозы и риски: подрывная деятельность зарубежных эмиссаров, международный терроризм.

Другой аспект актуальности и важности этой работы связан с темой «Ислам в Центральной Азии» (т. 2, с. 316-346). В частности, в Киргизской Республике приходится наблюдать процессы, которые так или иначе связаны с исламским фактором, затрагивающие все стороны общественно-политической жизни. В Киргизии широко развернута деятельность многочисленных исламских меж­дународных финансовых институтов, фондов и банков (Исламская корпорация развития, Организация Ага-Хана по развитию, Саудовский фонд развития, Национальный банк Пакистана и др.). Все они реализуют в этой центральноази­атской стране свои проекты, оказывают «гуманитарную» помощь и «консульта­ционную поддержку» через подчиненные им неправительственные организации. В банковскую систему «встраиваются» финансовые инструменты, основанные на принципах шариатского права. Исламский банкинг становится реальностью кир­гизской экономики. Эти обстоятельства важно учитывать в двусторонних отно­шениях между Россией и Киргизией, при реализации российско-киргизских программ, финансировании долгосрочных проектов.

В этом контексте проделанный авторами учебных пособий анализ ситуа­ции в Центральной Азии, в частности в Киргизии, сконцентрированный прежде всего на многогранных отношениях светской государственной власти стран региона с органами мусульманского самоуправления, несомненно, представля­ет как научный, так и большой практический интерес.

Особое впечатление производит глубокий политико-экономический ана­лиз теории и практики исламской экономики (т. 1, гл. 2), а также раздел, посвя­щенный исламскому финансовому праву (гл. 4). Несомненно, их содержание расширяет рамки познания современного Востока, в равной степени окажется полезным и для студентов, и для состоявшихся специалистов, работающих вос- токоведами-филологами или востоковедами-историками, экономистами или финансистами.

Об авторе

А. С. Арсеньев
Российско-Киргизский фонд развития
Кыргызстан
Арсеньев Андрей Сергеевич, кандидат экономических наук, член Правления Российско-Киргизского фонда развития, г. Бишкек, Киргизская Республика.


Список литературы

1. Ахунов А. М., Ахмадуллин В. А., Беккин Р. И. и др.; Ефимова Л. М., Сапронова М. А. (ред.). Ислам в мировой политике в начале XXI века: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет; 2016.

2. Боришполец К. П., Дауров Р. Д., Долгов Б. В. и др.; Ефимова Л. М., Сапронова М. А. (ред.). Ислам в государственной и общественно-политической системах стран Востока: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет; 2018.

3. Долгов Б. В., Дружиловский С. Б., Ефимова Л. М. и др.; Ефимова Л. М., Сапронова М. А. (ред.). Исламская общественно-политическая мысль перед вызовами современности: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет; 2018.

4. Кашаф Ш. Р., Вольтер О. В. Роль этнокультурного фактора в противодействии религиозному экстремизму на Северном Кавказе. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):881–894. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-4-881-894.


Для цитирования:


Арсеньев А.С. Антология современного ислама: начало XXI века (рецензия на серию учебных пособий). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):621-626. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626

For citation:


Arsenyev A.S. Modern Islam (Beginning of the 21st Cent.) A Reader (a review of a series of teaching manuals published by the Moscow State Institute of International Relations / MGIMO-University). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):621-626. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-2-621-626

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)