Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Особенности образования в Палестине в условиях оккупации

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-743-772

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается современное  образование в Палестине в условиях сохранения  израильской оккупации.  После подписания соглашений  с Израилем о формировании  временного  переходного  органа – Палестинской национальной администрации (ПНА)  – министерство  образования и науки создало  программу  обучения,  основанную на американской и иорданской  моделях.  На образование сильный  отпечаток  наложил палестино-израильский конфликт. В частности, сохраняется проблема доступности образования  в связи с экономическими проблемами, ограниченным количеством школ, угрозами безопасности  в отношении  детей и подростков.  Кроме того, нерешенный палестинский вопрос о создании независимого государства нашел отражение  в учебных пособиях, которые  пронизаны не только  палестинским  национализмом, но и ненавистью  к «оккупантам». Это ставит вопрос об отсутствии в сознании  молодых людей идеи о мирном сосуществовании  израильтян и палестинцев,  поскольку  существующая подготовка  создает партизан, способных ждать длительное  время удобного случая для создания независимого государства на территории ПНА и Израиля.

Для цитирования:


Махмутова М.И. Особенности образования в Палестине в условиях оккупации. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):743-772. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-743-772

For citation:


Makhmutova M.I. Features of the Education in Palestine under Occupation. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):743-772. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-743-772

Введение

Ословские соглашения способствовали формированию Палестинской национальной администрации (ПНА) как временного переходного органа, который обладает правом на суверенитет в отдельных частях Западного бе­рега и в Секторе Газа. В ходе формирования временного государства созда­вались самостоятельные институты. Среди них министерство образования и науки, которое получило полный контроль над образованием палестинцев к 2000 г. На базе унаследованных от Иордании, Израиля и ООН программ, вузов и школ ПНА столкнулась с необходимостью выработки самостоятельной системы образования, которая к настоящему моменту похожа на гибрид аме­рикано-иорданской модели.

В связи с сохранением оккупации прежде всего дети сталкиваются с проблемой доступности обучения. В связи с тяжелой экономической ситуа­цией в ПНА подростки вынуждены в раннем возрасте помогать своим семьям. Не менее важным аспектом остается безопасность, поскольку школьники и студенты нередко становятся жертвами в случае ожесточенных протестов или столкновений с ЦАХАЛ, а также их временного заключения в израильских тюрьмах. Нередко родители отказываются отправлять детей в школы по при­чине их удаленности и необходимости ежедневно пересекать КПП на въезде в города.

На программу обучения очень сильный отпечаток наложил палести­но-израильский конфликт, который стал пронизывать все учебники. В них не заложена идея о мирном сосуществовании Израиля и Палестины. Изра­иль представлен исключительно как главное зло для палестинцев, которые вынуждены бороться за свое выживание. Согласно любому учебнику, эпоха палестинского сопротивления подобна антиколониальному движению, охва­тившему арабский мир в конце XIX в. и в первой половине XX в. Такие идеи постепенно вводятся с первого класса, что свидетельствует о подготовке пар­тизанского непримиримого движения начиная со школьной скамьи.

Система образования

После подписания соглашений Осло и формирования ПНА в 1994 г. было учреждено министерство образования и науки, с того момента ПНА мо­гла самостоятельно формировать систему образования. Первые шаги были нацелены на строительство зданий школ и университетов, привлечение обра­зованных палестинских кадров из-за рубежа и реформирование системы об­разования в связи с устаревшей программой. Основные средства, направля­емые в данную сферу, власти ПНА получали от ЕС и США. Окончательный контроль над школьным образованием они смогли получить только к началу Интифады Аль-Акса (до этого образование находилось под надзором Изра­иля и ООН).

ПНА контролирует образование в государственных и частных школах (75%), также существуют школы под надзором БАПОР (15%). Министер­ство образования и науки курирует работу колледжей и университетов. Со­гласно системе образования, процесс обучения имеет несколько ступеней. Первая - дошкольное образование (детские сады) для детей от 4 до 5,5 лет. Вторая - базовое школьное образование, продолжительность которого со­ставляет 10 лет; ребенок поступает в школу с 5-6 лет. Существуют три вида школ: для мальчиков (37%), для девочек (35%) и смешанные по гендерному признаку (29%). Третья ступень - среднее образование (2 года), которое раз­деляется на академическое и профессиональное. Академическое делает упор на гуманитарные специальности или науку, по окончанию обучающиеся сда­ют экзамен на знание полного среднего образования, по его результатам они поступают в университет. Профессиональное образование имеет пять специ­ализаций: промышленное, коммерческое, сельскохозяйственное, сестринское и гостиничное дело. По окончанию студенты подают заявку на сдачу экза­мена, после которого они могут быть зачислены в обычный колледж или в университетский колледж по своей специальности.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня и раз­деляется на два семестра. Для учеников начальных классов экзамены не проводятся, получаемые ими оценки измеряются по 100 балльной шкале: 100-90 - отлично, 89-80 - очень хорошо, 79-70 - хорошо, 69-60 - средне, 59-50 - приемлемо, 49 и ниже - неприемлемо. Экзамены вводятся с 4 класса по каждому предмету. В течение семестра оценка суммируется: два обычных экзамена дают по 10 баллов, в середине семестра - 30 баллов, в конце семе­стра - 40 баллов, активная деятельность 10 баллов. Максимум ученик может набрать 100 баллов, минимальный балл для прохождения на следующий се­местр составляет 50 баллов.

В 11-12 классах по академической программе при сдаче экзамена по арабскому и английскому ученик может набрать 150 баллов, самая низкая оценка - 75 баллов. В случае уклона в математическую область максимальная оценка за этот предмет составляет 200 баллов, минимальный порог - 100 бал­лов. Остальные предметы сдаются так же, как в обычной школе, по той же 100 балльной шкале. Что касается получения профессионального образова­ния, то непрофильные предметы оцениваются по 100 балльной шкале. В про­мышленной отрасли предметами специализации являются промышленная наука и научная подготовка (максимум 150 баллов, минимум - 75 баллов), в сельскохозяйственной - только научная подготовка (максимум 200 бал­лов, минимум - 100), в коммерческой специализации - административное и банковское дело (максимум 200 баллов, минимум - 100), сестринское дело - предмет профессии и научная подготовка (максимум 150 баллов, минимум - 75 баллов), гостиничное дело - предмет профессии и научная подготовка (максимум 150 баллов, минимум - 75 баллов). По окончанию школьного обучения ученики сдают единый национальный экзамен для получения сер­тификата «Ат-Тавджихи».

Высшие учебные заведения в Палестине начали создаваться с 1970-х гг. и их целью было сохранение палестинской самобытности и взращивание на­ционализма. В настоящее время они курируются и финансируются властями ПНА и БАПОР, также существуют частные учебные заведения, финансиру­емые благотворительными или религиозными организациями и частными лицами. В ПНА существуют пять типов высших учебных заведений: универ­ситеты (16), университетские колледжи (20), политехнические учебные заве­дения и общественные колледжи2. На Западном берегу и в Секторе Газа на­считывается 49 вузов, где обучается около 220 тыс. студентов от 18 до 24 лет (25% молодежи). При поступлении в университет абитуриент обязан предо­ставить сертификат об окончании школы или его эквивалент, если обучал­ся по другой системе. Прием осуществляется на конкурсной основе, каждое учебное заведение устанавливает порог по проходным баллам, который ме­няется каждый год. Некоторые университеты требуют пройти дополнитель­ное испытание, как правило, им является английский язык. Учебный год разделяется на два семестра: первый - с сентября по январь, второй - с февраля по июнь. Бакалавриат длиться от 4 до 6 лет в зависимости от специальности, в ходе обучения на данной ступени или после нее студент может получить диплом преподавателя, прослушав дополнительно 30 часов лекций. Также су­ществует отдельная степень для получения магистерского диплома или выс­шего диплома, обе программы длятся два года. Отличие заключается в том, что, получив высший диплом, студент может продолжить дальше обучение в магистратуре. Вместе с магистерским дипломом он получает право занимать­ся преподаванием в университете и в дальнейшем подать документы в докто­рантуру, которая длится три года. Аккредитацией вузов занимается отдель­ный орган - Национальная комиссия по аккредитации и качеству, созданная при министерстве образования и науки в 2002 г.

Для стимулирования образования студентам предоставляются стипен­диальные программы, финансируемые арабскими странами, Россией, Турци­ей, Чехией, Румынией, Японией, Индией, Китаем и др., а также гранты после окончания школы (от государственных структур) и в ходе учебного процесса (от Иордании). Как правило, гранты и стипендии являются либо единоразо­выми выплатами в размере 500-1000 долл., либо студенту оплачивается год обучения или вся образовательная программа (бакалавриата, магистратуры или докторантуры). Отбор кандидатов на гранты осуществляется на основе их успешного освоения программы, знания иностранного языка (если фи­нансирование идет неарабской страной), семейного положения (отсутствие кормильца в семье, инвалидность, наличие обучающихся в вузе братьев и сестер). Кроме того, существует фонд для кредитования студентов, спон­сируемый международными и региональными организациями, арабскими фондами и банками. Подать заявку может обучающийся студент, успешно окончивший хотя бы один семестр, успеваемость должна составлять не ме­нее 65 баллов, при этом нельзя быть получателем стипендии или гранта. При подаче заявления указывается финансовое положение семьи, количество братьев и сестер, обучающихся в вузе, инвалидность и при наличии - гибель одного из родителей. Фонд может оплатить 75% обучения, а заем не должен превышать 1,4 тыс. долл. Погашение кредита осуществляется в процессе об­учения (4% в месяц) и по окончании обучения, исходя из получаемой зар­платы. При этом после окончания вуза студент обязывается привлечь спон­сора в Фонд, до этого он не может получить сертификат о получении высшего образования. Вдобавок министерство образования и науке одобрило ряд международных программ помощи. Среди них спонсируемая ЕС Erasmus + и HORIZON 2020 (пришедшая на смену FP7), палестино-французская програм­ма «Аль-Макдиси», проекты Всемирного банка.

В целом система образования в Палестине частично отражает схожесть с американской моделью образования по структуре и иорданской - по раз­делению школ на гендерной основе. Руководство страны создало программу, при которой уже после получения полного среднего образования человек мо­жет устроиться на местном рынке труда, имея определенную специализацию. Наличие дополнительных источников финансирования высшего образова­ния способно стимулировать студентов к его получению в случае, если их се­мьи имеют хотя бы средний достаток.

Проблемы доступности образования

По данным ЮНИСЕФ, образование высоко ценится в палестинском об­ществе, о чем свидетельствует высокий уровень зачисления в начальные шко­лы детей - 95,4%. Однако в связи с ограниченными финансовыми условиями многих семей и инвалидностью детей к 15 годам около 25% мальчиков и 7% девочек бросают школьное обучение.

Довольно части дети в раннем возрасте, где в семье более трех детей, оставляют обучение в школе в связи с необходимостью помогать своим родите­лям. В Секторе Газа на постоянной основе заняты около 5 тыс. детей из 370 тыс., порядка 1,5 тыс. совмещают работу и учебу, что приводит к снижению успева­емости и редкому посещению занятий. Наиболее часто детский труд практику­ется в торговле и ресторанном обслуживании, где подростки помогают членам семьи, а также в сельском хозяйстве. В связи с тяжелым материальным поло­жением родителей дети вынуждены работать на опасных производствах: сбор гравия, рассыпание пестицидов и строительство инфраструктуры. Посещение школьных уроков сократилось после начала «Великого марша возвращения» в марте 2018 г., когда многие подростки были к нему привлечены. Часть детей были вынуждены бросить школу и устроиться на постоянную работу, посколь­ку кормильцы решили принять участие в длительных протестах. Как показы­вает практика, в среднем за неполный рабочий день ребенок может получать до 6 долл. в день. Если дети работают в семейном деле, то они не получают на руки деньги; так их родители экономят на обслуживающем персонале.

В ряде районов Западного берега и Сектора Газа доступ к образованию затруднен, поскольку ученики, проживающие в отдаленных деревнях, выну­ждены проделывать длинный путь, чтобы посетить школьные занятия. Толь­ко в зоне «С» около трети жилых районов не имеют начальной школы. Дети идут пешком, едут на ослах, велосипедах, транспортных средствах при нали­чии денег на проезд, иногда есть школьные автобусы. Нередко они вынужде­ны проходить КПП при въезде в город, а порой тратить время в случае свое­го задержания израильскими военными. Например, в северной долине реки Иордан в районе Аль-Бакайя (зона «С»), где находятся населенные пункты Мак-Хул, Аль-Хадидия, Хирбет-Самра и Хирбет-Хумса, проживают 4 ското­водческие общины. Из-за режима ограниченного планирования власти ПНА не могут построить там школы. Дети вынуждены преодолевать 27-45 км, что­бы добраться до учебных заведений. Половина из них обучается в городах Тубас и Таммун, а по пути они проходят КПП Хамра и Тайясир. На каждом из них израильские солдаты обязаны проводить досмотр и просят пассажиров выходить из транспортных средств. Чтобы экономить время, часть детей вы­нуждены оставаться в городе вместе со своими братьями и сестрами (у родст­венников или в общежитии). Однако даже для подростков трудно пригляды­вать за младшими и помогать им в выполнении домашнего задания. При этом многие тоскуют по родителям, что также оказывает негативное влияния на психологическое состояние и учебу. Некоторые родители бояться отпускать своих детей, особенно девочек, в связи с чем они остаются без среднего обра­зования. Так, из скотоводческих районов менее 10% детей сдают итоговый экзамен по окончании школы.

В связи с блокадой в Секторе Газа и ухудшением гуманитарной ситуа­ции 70% школ БАПОР и 63% государственных школ переполнены и вынужде­ны обучать детей в две смены. Это приводит к сокращению часов обучения и ухудшению его качества, поскольку один преподаватель не может уделить нужное внимание каждому ученику. К настоящему времени школы сталки­ваются с нехваткой учителей, особенно после межпалестинского конфликта, когда многие оставили работу по причине невыплаты зарплат или переезда за рубеж. Вдобавок учебный процесс страдает в связи с ограниченным количе­ством электроэнергии (4-6 часов в день), ученики не всегда имеют возмож­ность выполнить домашнее задание (особенно если солнце садится в 6 часов вечера), провести исследование в лабораториях, посетить специальные обра­зовательные курсы. Такие факторы приводят к тому, что в среднем по окон­чании 4 класса при сдаче экзамена ученики набирают только 55 баллов по арабскому и 51 балл по математике. Около половины учеников не могут сдать экзамены хоть по какому-либо предмету на минимальный балл.

Помимо этого в школах нередко остается проблема обслуживания са­мого здания. Среди основных - поддержание санитарных условий, ремонт, обслуживание столовых, оборудование научных лабораторий, закупка компьютеров, канцелярии, книг для библиотек, обеспечение доступа персо­нала и детей к питьевой воде. В Секторе Газа по причине хранения в зданиях школ оружия ХАМАС и «Исламского джихада» они становятся целями для израильских военных и подвергаются воздушным обстрелам.

Нередко дети сталкиваются с отсутствием безопасности, что характерно как для Сектора Газа, так и для Западного берега. В ходе столкновений между ЦАХАЛом и взрослым персоналом школы военные использует слезоточивый газ, который также травмирует детей. В населенных пунктах, где близко рас­положены израильские поселения и палестинские города и деревни, происхо­дят конфронтации, с одной стороны, между евреями и ЦАХАЛом, и с другой, между подростками и взрослыми палестинцами. По данным OCHA, в 2018 г. в зоне «С» атакам подверглись около 50 школ. Строительство некоторых учебных заведений было приостановлено в связи с отсутствием разрешения на строительство, также нередки случае их закрытия или сноса. Причиной может послужить агрессивное поведение подростков, которые забрасывают камнями находящихся рядом израильских военных.

Некоторые инциденты нередко провоцируются палестинскими под­ростками, что приводит к вынужденным мерам со стороны военных. Впо­следствии международное сообщество классифицирует это как психоло­гическую травму или физическую угрозу. Особенно, если израильский суд принимает решение о временном заключении подростка. По данным агентст­ва Addameer, к концу 2018 г. их количество достигло 230 человек2. Наиболее резонансным стал случай заключения Ахд Тамими (дочери палестинского ак­тивиста Бассема Тамими) на 8 месяцев в 2017 г., на тот момент ей было 16 лет. Девушка участвовала в ожесточенном протесте в Наби Салих, в ходе которого демонстранты забрасывали израильских солдат камнями. Те были вынужде­ны применить оружие и убили двоюродного брата Ахд Тамими, выстрелив ему резиновой пулей в голову. Активистка подошла к военным и стала оскор­блять их, пинать, наносить пощечины, но те не ответили. Ряд арабских ком­ментаторов утверждали, что девушка привлекла международное внимание по причине своих светлых волос, поскольку она ассоциировалась с европейским ребенком. Впоследствии образ Ахд Тамими ненадолго стал образом героиз­ма и символом палестинского сопротивления, которую сравнивали с Жанной д’Арк, а ее портреты рисовали на улицах. После освобождения девушка дава­ла многочисленные интервью, а также встретилась с главой ПНА М. Аббасом и президентом Туниса Б.К. Эс-Себси.

Дети проявляют агрессию не только в связи с психологическими осо­бенностями подросткового возраста, но и потому что пытаются подражать взрослым, проявляя свое стремление к «героизму» и борьбе с оккупацией. В их сознании складывается следующая картина: нанося оскорбление или травму израильтянину, они унижают само государство. Нередко старшее по­коление ведет разговоры с детьми о ненависти к Израилю и его обычным гра­жданам, а молодое сознание воспринимает сказанное ими как непреложную истину. Данное явление можно охарактеризовать как часть «палестинизма», нацеленного на возрождение Палестины при мобилизации всех ресурсов.

Помимо этого, в ПНА сохраняются опасения закрытия университетов и высылки преподавателей в случае, если их деятельность несет угрозу для Израиля и его граждан. Военные рейды в студенческих городках остаются регулярным явлением: военные конфисковывают агитационные материалы или могут задерживать местных активистов, поскольку сформированные ими организации признаются незаконными.

В связи с перечисленными факторами в Палестине отмечается ухудше­ние качества образования. Учителя свидетельствуют, что обучающиеся не­редко переходят в старшие классы, не освоив до конца программу предыдущих годов, часть из них с трудом читают и пишут. Преподаватели университетов указывают, что многие студенты не способны к аналитическим навыкам и не­редко сталкиваются с проблемами коммуникации, что требуется для выпуск­ника бакалавриата. Около 90% не способны провести исследовательскую ра­боту, которая бы соответствовала даже местным стандартам. Студентам очень сложно отойти от заученных формул и фраз и мыслить критически, опираясь только на собственное мышление. В сознании обучающихся очень часто есть только один правильный ответ, за редким исключением они не могут воспри­нять поставленную проблематику шире. Причины этого нередко кроются в восточно-авторитарном стиле преподавания, когда сказанное учителем вос­принимается как истина, которую нельзя оспаривать. Вдобавок в Палестине постоянно делаются попытки внедрения западного стандарта образования, которое, преломляясь под углом местной среды, теряет свою эффективность. Сами преподаватели являются частью той системы, которая нуждается в ко­ренных изменениях, однако, по мнению Х. Рахмани, это один из компонентов непреодолимых социально-культурных черт арабского общества. Психоло­гически многие учителя могут терять интерес к процессу обучения в связи с несвоевременными выплатами заработных плат и понимания слабости учеб­ной программы. В результате качественное образование остается доступным только в частных школах, однако многие их выпускники стараются покинуть Палестину и сделать карьеру за рубежом, что приводит к «утечке мозгов».

Помимо этого, практически все представленные палестинские пособия, утвержденные палестинским министерством образования и науки, с точ­ки зрения российского образования, являются не учебниками, а рабочими тетрадями. Информация выдается ограниченно в форме схем и небольших конспектов, полноценные тексты параграфов отсутствуют, основной упор де­лается на картинки и визуальное запоминание. В пособиях отсутствует тео­ретическая база, а информация не структурирована. Попытка ввести с пято­го класса предмет «Технологии» привела к созданию гибрида из нескольких предметов: физики, химии, информатики, биологии, БЖД. Предмет «Наука и жизнь» представляет собой смешанную совокупность из биологии, физики, описания ситуации на палестино-израильских территориях. Предмет «Обще- ствознание» - это совокупность краткой географии, отдельных исторических фактов, описания палестинской проблемы. Окончательное разделение всех предметов возможно уже только в 11-12 классах. Наиболее важный упор сде­лан на изучение ислама: к пятому классу у детей есть два разных предмета - исламское образование и таджвид (чтение Корана). Английский, введенный в систему образования с первого класса, изучается крайне медленно, на осно­ве простейших диалогов и отдельных фраз, к окончанию 10 класса ученики знакомятся со скромными текстами, не превышающими уровень B1 (пособия подготавливаются издательством Macmillan с учетом местной специфики).

В целом в ПНА сохраняется проблема доступности образования в свя­зи с проблемами безопасности и тяжелой экономической ситуации в Секторе Газа и на Западном берегу. Наиболее актуальным вопросом остается полу­чение качественного образования в связи с примитивностью школьной про­граммы и отсутствием цельной структуры преподавания. Так, на настоящий момент выпускники школ в ПНА неконкурентоспособны на международном рынке труда и за редким исключением могут поступить в престижный ино­странный вуз исключительно благодаря своим знаниям.

Отражение палестинской проблемы на процессе обучения

На образовательный процесс немалое влияние оказывает идея пале­стинской проблемы. При этом нет различия в том, является ли школа государ­ственной, БАПОР или частной. На практике процесс зависит от учителей, ко­торые, как правило, граждане ПНА. В школах помимо отдельных семинаров о любви к родине, постановок национальных танцев (дабка) и чтения стихов о Палестине, могут быть сделаны сценки на праздниках о сражении партизан с израильскими танками. В ряде учебных заведений нередко осуществляется начальная подготовка будущих партизанских кадров, часть детей трениру­ются не только в период обучения, но и в летние каникулы. В будущем под­ростки потенциально могут вступить в ряды радикальных организаций.

С начальных классов детям внушается, что Палестина должна прости­раться от «воды до воды», то есть от реки Иордан до Средиземного моря. На картах никогда не изображается Израиль, а к его гражданам внушается ненависть и пропагандируется джихад (священная война) до победного кон­ца. Многие дети уже спустя несколько классов уверены в том, что их обязан­ностью является непримиримая война с Израилем за освобождение своих земель. В школах учат тому, что мечеть Аль-Акса должна принадлежать Па­лестине, а идея о том, что ранее там были Первый и Второй Храмы - это ложь иудеев, желающих разрушить мусульманскую святыню. Довольно рано дети начинают испытывать ненависть к евреям, сохранять убеждение, что сиони­сты - их враги и террористы, намеренные уничтожить молодых палестинцев. После длительного и постоянного внушения одной и той же информации под одним ракурсом подростки считают своим долгом совершить теракт и убить израильтянина. Ради борьбы они готовы присоединяться к радикальным группировкам. В результате молодые люди выступают против мира с Изра­илем, поскольку уверены в его лжи и неспособности выполнить свои обязательства.

Палестинская проблема находит отражение в учебниках. В частности, в первом классе детей знакомят с символами палестинского сопротивления: ме­четью Аль-Акса, Куполом Скалы и палестинским флагом. Со второго класса ученики знакомятся с картой Палестины, которая представлена как единая карта ПНА и Израиля. Города Акка и Иерусалим, а также Средиземное море, Тивериадское озеро, Мертвое море и залив Акаба представлены исключи­тельно как палестинские. В учебнике по арабскому языку за второй класс представлена картинка с Куполом Скалы, рядом с которой ребенку предла­гается спеть песню: «Я львенок, я цветок, наши деды построили дома. Я льве­нок, я цветок, [мой путь] до Хайфы, до Яффо. Пусть будет дух революции, и наша земля получит свободу до самой мечети Аль-Аксы». Также предлага­ется ознакомиться с диалогом между детьми, беседующими о городах, куда они не могут попасть: Акка, Хайфа, Цфат, - и спрашивают об этом у старшего поколения, которое говорит, что эти земли - их мечта, и у них есть право на их возвращение. Ученику нужно подумать, почему герои рассказа не мо­гут поехать в эти города. В пособии дан рассказ о жизни юноши и его семьи, чей дом с видом на Купол Скалы был разрушен бульдозером «оккупантов», к нему прилагаются соответствующие картинки. Также представлен рассказ о девочке и ее отце, которые идут по Хеврону и видят патруль израильских сол­дат. Ученикам дано задание поразмышлять, что делают «оккупанты» в городе и почему многие палестинцы не могут подойти к мечети. В учебнике по ма­тематике представлена задачка, где нужно подсчитать количество молящихся в первую пятницу Рамадана, которых «оккупанты» не пустили на молитву в мечеть Аль-Аксу.

В пособии по предмету «Национальное и социальное воспитание» за третий класс первые страницы пронизаны палестинизмом. Ученикам необ­ходимо наизусть знать следующую информацию: «Иерусалим - арабский город, построенный нашими дедами-арабами тысячу лет назад. Иерусалим - святой город для мусульман и христиан», «Наше право посещать Иерусалим, потому что это столица Палестины. Наша задача защищать город, хранить его и его святыни, молиться, укреплять стойкость, пока город не будет ос­вобожден от оккупантов». Отдельная часть посвящена первому главе ПНА Я. Арафату; ученики должны запомнить, что он провозгласил независимость Палестины в 1988 г. и что их государство будет независимым на всей пале­стинской земле. Затем дается задание - выучить символы независимости (Ку­пол Скалы, флаг Палестины, Махмуд Аббас, палестинская армия, паспорта, Палестинский Законодательный совет и Совет министров) и то, что причина оккупации - неспособность получения полной независимости Палестины, но у палестинцев есть на это право, как у других народов мира. В учебнике по ма­тематике за третий класс ребенку нужно прописью прописать, сколько было в Палестине до 1948 г. деревень и домов. Представлены несколько задачек: в одной данные заключенных «оккупантами» палестинских семей за 2014 г. и 2015 г. (нужно сравнить, в каком из них больше было заключенных), в дру­гой указана численность беженцев в двух палестинских лагерях (необходимо подсчитать их совокупное количество), в третьей ученику нужно подсчитать, сколько лет прошло с Палестинской революции 1965 г. В учебнике по араб­скому языку за третий класс представлены стихи: «Я отдам часть крови моей и уничтожу узурпатора своей страны. О заповедная страна Аль-Акса! Терпение, терпение, и победа будет у нас. Я орошу Заповедную землю, истреблю остатки чужестранцев. О, колыбель гордости и благородства. При виде зари исчезнет несправедливость».

В пособии за 4 класс по предмету «Национальное и социальное воспи­тание» дается пояснение, что «оккупанты» по разным причинам совершают насилие в отношении палестинских детей. Они угрожают их жизни, так как убивают детей, задерживают их, заключают под стражу, не разрешают при­ходить в школу, терроризируют и выгоняют из домов, пока убивают или за­держивают их родственников, а также разрушают их дома. В учебнике по арабскому языку предлагается поработать с текстом, в котором представле­на беседа старшего поколения и их внуков, обсуждающих события Накбы. В пособии по математике ребенку нужно подсчитать совокупное количество погибших в период Интифады камней и Аль-Аксы, желающих посетить па­лестинские города Яффо, Иерусалим, Хеврон и Газу, сколько детей в классе считают своим коренным городом Лод, Яффо, Ашдод, Беэр Шеву и Ашкелон.

Так, уже к окончанию начальной школы у детей складывается модель мира, при которой главное зло - «оккупанты», которые убивают палестинцев. Основная идея такой программы - заложить в юные головы представление о необходимости посвятить свою жизнь постоянному сопротивлению, пока вся Палестина (т. е. палестино-израильские территории) не будет освобождена. Причем это делается регулярно и постепенно: в каждом учебнике обязатель­но есть минимум две картинки с изображением флага Палестины или Купола Скалы. Фактически это можно назвать взращиванием партизан с юных лет.

В учебнике по религии за 5 класс представлены фотографии палестин­ских заключенных в тюрьме. На картах никогда не изображается Израиль, на уроках необходимо обсуждать войны, с которыми столкнулась Палестина и их причины. Согласно пособию по обществознанию, «сионистская окку­пация препятствует развитию палестинских городов, оккупанты осуществля­ют их осаду, военное вторжение, стрельбу по зданиям и улицам, разрушают электросети и водные источники, подобно тому, как это проявилось в Первой и Второй Интифадах, а также путем оккупации, иудизации Иерусалима, пре­пятствия передвижения между городами, установления военных блокпостов, которые изолируют палестинские города друг от друга, строительства разде­лительной стены, расширения поселений».

В учебнике по религии за 6 класс приводятся цитаты из священного пи­сания о том, что ислам требует любви к Родине, так идея защиты Палестины и Святынь становится аксиомой. В учебнике по обществознанию ученикам дается информация о том, что «сионистские оккупанты» нацелены на унич­тожение палестинского присутствия на их же земле и в их истории, иудеи пе­реворачивают, искажают и фальсифицируют исторические факты, создают ложную историю, а задачей палестинцев является сохранение истины.

В 7 классе в пособии по обществознанию в схемах представлено, что государство должно включать в себя ряд компонентов: людей, независи­мость, территорию, политический режим, международное признание, суве- ренитет. Несколько страниц посвящается Палестине до 1948 г. и до 1967 г., где повествуется о жизни людей и последующей трагедии, а в заключении представлена картинка: трактор со звездой Давида роет землю под Купо­лом Скалы. Детям нужно запомнить, что «оккупанты» ежедневно задер­живают в среднем 17 палестинцев в день, пытают и убивают их. Согласно пособиям, палестинская проблема - это наиважнейшая проблема для всех арабов и мусульман. В пособии по арабскому предлагается ознакомиться с рассказами о том, что Палестина - бьющееся сердце арабской уммы, па­лестинский народ страдает в тюрьмах, жизнь людей осложнена в связи с наличием израильских КПП.

В 8 классе в учебнике по обществознанию ученикам предлагается оз­накомиться с текстом о динамичном экономическом, политическом и соци­альном развитии Палестины в современную эпоху, где основная цель ее жи­телей - освобождение земли от захватчиков. В пособии «Жизнь и наука» ученикам дано задание подумать, какой эффект оказывает слезоточивый газ, выпущенный «оккупантами», в направлении мирного марша в одном из па­лестинских городов. Подросткам нужно знать, какие меры предосторожности стоит предпринять и как распространяется химическое вещество по организму. В другом задании представлена ситуация Первой Интифады, в которой палестинцы использовали камни как оружие, поскольку другим они не обла­дали; ученикам надо ответить, какие еще средства защиты они могут исполь­зовать, в пример приводятся предметы на резине и пружине.

В учебнике по обществознанию за 9 класс детям повествуется, что коло­ниальный период нанес колоссальный экономический ущерб арабскому миру. Аналогично сказывается на палестинцах «сионистская оккупация». Согласно пособию, часть стран поднялись после колониализма - Индия, Китай, Брази­лия, - и такая же судьба ждет Палестину. В качестве дополнительного зада­ния предлагается устроить бойкот сионистским товарам и осудить сионизм за оккупацию и действия, направленные против Палестины. Отмечается, что «оккупанты» в ходе своей политики предприняли серьезные меры для уста­новления контроля над образованием в Палестине до 2000-х гг.: репрессиро­вали студентов и преподавателей, издеваясь над ними, а также иудизировали Иерусалим для уничтожения там арабской самобытности. Дополнительным примером сходства колониализма и сионистской оккупации выступают казни египетских крестьян на рубеже XIX-XX вв. британскими войсками, убийства Умара аль-Мухатар итальянцами, Саддама Хуссейна американцами и казни палестинцев израильскими военными, разрушения их домов, установление КПП, строительство разделительной стены. Все эти факты характеризуются как расовая дискриминация. Затем описывается, что движение сопротивле­ния дало результат во многих арабских странах, которые получили независи­мость, из этого выводится логическая цепочка, что палестинское сопротивле­ние пожнет свои плоды.

В 10 классе вводится предмет «География, история и современность Палестины», в котором повторяются карты Палестины из предыдущих годов обучения, описываются палестинские города с их достопримечательностями и разрушительными действиями «оккупантов». Даны картинки иссушения Мертвого моря в связи с губительными для природы действиями сионистов. Среди человеческой деятельности, наносящей непоправимый вред природе, указывается строительство разделительной стены и любой демонтаж чего-либо «оккупантами». Вдобавок дана краткая история событий в Палестине начиная с 1948 г., где представлены тяжелые последствия войн, причина со­здания ООП, итоги процесса Осло, Интифада Аль-Акса и избрание М. Аббаса на пост президента ПНА. В учебнике в очередной раз демонтируются куль­турные ценности Иерусалима, где музей Рокфеллера представлен как Пале­стинский археологический музей. Также наглядно показано, что Палестина богата природными ресурсами, однако они находятся в руках «оккупантов», безжалостно их эксплуатирующих.

В результате после получения неполного среднего образования пале­стинцы усваивают следующую картину мира: цель «сионистских оккупан­тов» - уничтожение палестинцев, их истории и ценностей, основная зада­ча - быть непреклонными в своем сопротивлении и не соглашаться на мир с Израилем. В учебниках прослеживается не только постоянное повторение схожих картинок Купола Скалы, Аль-Аксы и палестинского флага, но и рас­сказов: хранение ключей старшим поколением от своих домов в Яффо или Хайфе, мечта о пересечении разделительной стены, страдания заключен­ных, трагедия 1948 г. Идея возрождения Палестины пронизывает все учеб­ные материалы, что свидетельствует о подготовке партизанского движения со школьной скамьи. К старшим классам данное представление является уже аксиомой. По указанной модели созданы учебники за 11-12 классы, особенно по географии и истории. В вузах нередки семинары и лекции на темы иудизации Иерусалима, попыток уничтожения мусульманских святынь Израилем, агрессии «оккупантов» и проблемы беженцев.

Заключение

Палестинское образование нацелено на то, чтобы сформировать пред­ставление у людей о невозможности разрешения палестино-израильского конфликта путем переговоров, поскольку исключается доверие к евреям. В сознании молодых людей складывается картина о невозможности сосуще­ствования двух этносов на одной земле: в итоге один из них будет уничто­жен. В результате палестинцы считают, что они борются за свое выживание, за свои ценности, законные права, суверенитет государства. По этой причине они готовы пойти на высокие человеческие жертвы со своей стороны и выжи­дать долгое время, пока их цель не будет достигнута.

Система образования имеет несколько ступеней обучения, подобно тем, которые были созданы в западном мире: дошкольное, школьное, сред­нее специальное и высшее. В основном оно нацелено на подготовку кадров исключительно для внутреннего рынка. Многие палестинцы после получения среднего специального образования могут быть заняты на мелких и средних должностях в секторе услуг. Для получения высшего образования стимулами являются стипендии, гранты, специальные кредиты и международные про­граммы.

Однако ситуация в ПНА далеко не всегда благоприятствует окончанию даже среднего образования по причине вызовов безопасности, экономиче­ских проблем и физического доступа к школам. Кроме того, в связи с заимст­вованием американской модели составления учебников под призмой местно­го менталитета, формы преподавания и способности усваивать информацию оно остается некачественным. Учебные пособия не способны дать структуру предмета, а их ограниченное количество или соединение нескольких предметов в один не способствует расширению сознания и критическому мышле­нию, а лишь урывистому представлению о разных науках.

При этом большое отражение в программе обучения имеет палестино­израильская проблема, поскольку с первого класса в каждом предмете она так или иначе поднимается путем демонстрации картинок и фотографий, карт, текстов, фраз, где ни разу Израиль не представлен с положительной стороны, а исключительно как агрессор, нацеленный на уничтожение палестинцев и их самобытности. Детям вкладывается в сознание идея о необходимости бо­роться до победного конца и ждать возрождения Палестины столько, сколько потребуется. Данный подход можно охарактеризовать как взращивание пар­тизанского сопротивления с юных лет, когда еще молодое сознание воспри­нимает любое слово старшего как истину. Черно-белая модель мира заклады­вается регулярно и систематично, что не дает даже шанса для появления идеи о мирном сосуществовании двух народов на одной земле.

Список литературы

1. Хассан Махмуд Абделькарим. Ат-Таалим фи фылыстын. Дирасат фи ад-дин ва ат-тарбийя ва фылыстын ва ан-нахдаа. Муассасат ад-дирасат аль-фылыстынийя. Свад ва аш-шариф, 2015.

2. Hanan Ramahi. Education in Palestine: Current Challenges and Emancipatory Alternatives / Rosa Luxemburg Stiftung. Regional Office in Palestine.

3. Palestine (West Bank and Gaza) Education System and Policy Handbook Volume 1 Strategic Information and Developments. IBP, Inc. Lulu. com, 2008.

4. Ан-Низам ат-Таалимий. Даулят Фылыстын. Визарат. 2019. Режим доступа: https://www.mohe.pna.ps/general-education/general-education/ Education-System [Дата обращения: 22.06.2019].

5. Аль-Джамиат. Даулят Фылыстын. Визарат. 2019. Режим доступа: https://www.mohe.pna.ps/Higher-Education/Institutions/Universities [Дата обращения: 22.06.2019].

6. Ан-Низам ат-Таалимий аль-Алий. Даулят Фылыстын. Визарат. 2019. Режим доступа: https://www.mohe.pna.ps/Higher-Education-/Higher-Education-System [Дата обращения: 22.06.2019].

7. Аль-Хейа аль-ватанийя лильиатимад ва аль-джауда. Даулят Фылыстын. Визарат. 2019. Режим доступа: http://www.aqac.mohe.gov.ps/aqac/ [Дата обращения: 22.06.2019].

8. Манх муассасат Абадалла аль-Гарир. Даулят Фылыстын. Визарат. 2019. Режим доступа: https://www.mohe.pna.ps/scholarships/Post/5085/ [Дата обращения: 22.06.2019].

9. Иалян Асма ат-Таляба аль-мурашахин лиманзат а. д. Аль-мархум Джамиль аш-Шани лисанавийя инджаз лильам 2018. Даулят Фылыстын. Визарат. 2018. Режим доступа: https://ww.mohe.pna.ps/scholarships/Post/5130/ [Дата обращения: 22.06.2019].

10. Сундук акрад ат-таляба. Даулят фылыстын. Сундук икрад табаля-ба муассасат ат-таалим аль-алий фи фылыстын. 2019. Режим доступа: http://www.iqrad.edu.ps/ [Дата обращения: 22.06.2019].

11. Аль-мумаввилун. Даулят фылыстын. Сундук икрад табаляба муассасат ат-таалим аль-алий фи фылыстын. 2019. Режим доступа: http://www.iqrad.edu.ps/FullPage/infoDT/funds [Дата обращения: 22.06.2019].

12. Шурут ат-такаддум ликард. Даулят фылыстын. Сундук икрад табаляба муассасат ат-таалим аль-алий фи фылыстын. 2019. Режим доступа: http://www.iqrad.edu.ps/infoDT/loans [Дата обращения: 22.06.2019].

13. Мааир кыяс аль-хаджа. Даулят фылыстын. Сундук икрад табаляба муассасат ат-таалим аль-алий фи фылыстын. 2019. Режим доступа: http://www.iqrad.edu.ps/infoDT/loans [Дата обращения: 22.06.2019].

14. Шурут ат-такаддум ликард. Даулят фылыстын. Сундук икрад табаляба муассасат ат-таалим аль-алий фи фылыстын. 2019. Режим доступа: http://www.iqrad.edu.ps/infoDT/loans [Дата обращения: 22.06.2019].

15. Сидад аль-Кард. Даулят фылыстын. Сундук икрад табаляба муассасат ат-таалим аль-алий фи фылыстын. 2019. Режим доступа: http://www.iqrad.edu.ps/infoDT/Pay [Дата обращения: 22.06.2019].

16. Challenge. UNICEF. 2019. Available at: https://www.unicef.org/sop/what-we-do/education-and-adolescents [Accessed: 22.06.2019].

17. Child labour increasing in Gaza. OCHA. 2019. 14 May. Available at: https://www.ochaopt.org/content/child-labour-increasing-gaza#ftn1 [Accessed: 22.06.2019].

18. Access to education in Area C of the West Bank. OCHA. 2017. 4 July. Available at: https://www.ochaopt.org/content/access-education-area-c-west-bank [Accessed: 22.06.2019].

19. Education undermined by deteriorating humanitarian situation in Gaza. OCHA. 2018. 18 May. Available at: https://www.ochaopt.org/content/education-undermined-deteriorating-humanitarian-situation-gaza [Accessed: 22.06.2019].

20. Start of new school year in Gaza. OCHA. 2016. 7 October. Available at: https://www.ochaopt.org/content/start-new-school-year-gaza [Accessed: 22.06.2019].

21. Rise in incidents disrupting schooling across the West Bank. OCHA. 2018. 14 December. Available at: https://www.ochaopt.org/content/rise-incidents-disrupting-schooling-across-west-bank [Accessed: 22.06.2019].

22. Ихсаат. Аддамир. 2019. Режим доступа: http://www.addameer.org/ar/statistics/20190529 [Дата обращения: 22.06.2019].

23. Ахд ат-Тамими… Рамз Фылыстыний джадид аля дарб нидаль тавыль. Youtube. 2018. 8 Января. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sTthjooeb9s [Дата обращения: 22.06.2019].

24. Косач Г.Г. Палестинский национализм: становление и эволюция / Нации и национализм на мусульманском Востоке / Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко; Институт востоковедения РАН. – М.: ИВ РАН, 2015.

25. Palestinian Education. Barriers to access. Fobzu. 2019. Available at: https://fobzu.org/education-in-palestine [Accessed: 22.06.2019].

26. Мадарис Газза тадиф фи манахиджиха саф аль-аскар. Youtube. 2016. 5 Декабря. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=7fhcdS79mTY [Дата обращения: 22.06.2019].

27. Иджазату сейф аскарийя лиатфал Газза. Youtube. 2013. 26 Июня. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=s8-bJSJvGlg [Дата обращения: 22.06.2019].

28. The UNRWARoad to Terror: Palestinian Classroom Incitement. Youtube. 2016. 29 May. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=SnLIzNGb9gI&t=7s [Accessed: 22.06.2019].

29. Хамза Мустафа, Ифтихар аль-Маляхи, Рукыйя Арар. Ат-тарбийя аль-исламийя. 1. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

30. Ийяд Джубур, Афаф Тахбуб, Набиль Махфуз, Зейнаю Хасунах. Ат-тарбийя аль-исламийя. 1. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

31. Иман аль-Бадарин, Синаа Абу Хыляль, Иман ан-Наджар. Ат-тарбийя аль-исламийя. 2. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

32. Ахмад аль-Хатыб, Ассам Абу Халиль, Рания аль-Мубейд. Люгатина джамиля. 2. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

33. Руван ас-Сус, Наиф Штейя, Наджах аль-Хасанат. Ар-Рийядыйят. 2. Аль-Джуз 2. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

34. Мунир аль-Каривати, Мухаммед Ариди, Ахмед Джавабира. Ат-Таншиа аль-ватанийя ва аль-иджтимаийя. 3. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

35. Фатын Масад, Раби Давуд, Раван ас-Сус и др. Ар-Рийядыйят. 3. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

36. Ахмед аль-Хатыб, Ясир Ганаим, Умр Абдель Рахман и др. 3. Аль-Джуз 2. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

37. Мунир аль-Каривати, Мухаммед Ариди, Ахмед Джавабира и др. Ат-Таншиа аль-ватанийя ва аль-иджтимаийя. 4. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

38. Ахмед аль-Хатыб, Раид Давикат, Камаль Бувтына, Атаф Баргуси. Люгатина джамиля. 4. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2017.

39. Фатын Масад, Раби Давуд, Раван ас-Сус и др. Ар-Рийядыйят. 4. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

40. Айман Джувельс, Абдель Салям Увад, Набиль Махфуз и др. Ат-Тарбийя аль-исламийя. 5. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

41. Халид Даус, Хана Сабах, Ахмед Джавабира. Ад-Дирасат аль-иджтимаийя. 5. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

42. Халид Даус, Ханан Сабах, Ахмед Джавабира. Ад-дирасат аль-иджтимаийя. 5. Аль-Джуз 2. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

43. Умр Ганим, Фарьял аш-Шававира, Джабал Абу Салим и др. Ат-Тарбийя аль-исламийя. 6. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

44. Мухаммед Ариди, Акрам Хиляхаля, Хамди Абу Лейла и др. Ад-Дирасат аль-иджтимаийя. 6. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

45. Усман ат-Тыль, Усама Ийяд, Шазима Кямиль и др. Ад-Дирасат аль-иджтимаийя. 7. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

46. Усман ат-Тыль, Усама Ийяд, Шазима Кямиль и др. Ад-Дирасат аль-иджтимаийя. 7. Аль-Джуз 2. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

47. Юсеф Амру, Мухаммед Джуда, Ханнан Рийян. Ал-Люга аль-арабийя. 7. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

48. Юсеф Амру, Мухаммед Джуда, Ханнан Рийян. Ал-Люга аль-арабийя. 7. Аль-Джуз 2. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

49. Хасан аль-Каддуми, Хытам Джадаллах, Усама Абу Нахль и др. Ад-Дирасат аль-иджтимаийя. 8. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

50. Вифаа Хатыр, Мухаммед абу Гадыр. Хуссейн аш-Шаир и др. Аль-улум ва аль-хайя. 8. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

51. Амин Абу Бакр, Хамис аль-Афифи, Назих аль-Адра и др. Ад-Дирасат аль-иджтимаийя. 9. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

52. Мунир Аиш, Тейсир Джабара, Фатхийя Ясин. Джуграфийя фылыстянийя ва тарихуха аль-хадис. 10. Аль-Джуз 1. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.

53. Мунир Аиш, Тейсир Джабара, Фатхийя Ясин. Джуграфийя фылыстянийя ва тарихуха аль-хадис. 10. Аль-Джуз 2. Фылыстын: Маркяз аль-Манахидж, 2016.


Об авторе

М. И. Махмутова
Российский институт стратегических исследований; Институт востоковедения Российской академии наук
Россия

Махмутова Мария Игоревна - младший научный    сотрудник Российского института стратегических  исследований; соискатель Института востоковедения Российской академии наук.

Москва.



Для цитирования:


Махмутова М.И. Особенности образования в Палестине в условиях оккупации. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):743-772. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-743-772

For citation:


Makhmutova M.I. Features of the Education in Palestine under Occupation. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):743-772. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-743-772

Просмотров: 444


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)