Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Когнитивно-поведенческая терапия в IX веке. Рецензия на книгу «Пища для души» Абу Зайда аль-Балхи

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-871-880

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Павлова О.С., Вахидов А.М. Когнитивно-поведенческая терапия в IX веке. Рецензия на книгу «Пища для души» Абу Зайда аль-Балхи. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):871-880. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-871-880

For citation:


Pavlova O.S., Vakhidov A.M. Sustenance of the Soul: The Cognitive Behavior Therapy of A Ninth Century PhysicianPaperback: Review of Abu Zayed al-Balkhi’s book «Food for the Soul». Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):871-880. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-871-880

Ассоциация психологической помощи мусульманам одной из важней­ших задач своей деятельности видит издание в России научных работ, кото­рые будут способствовать совершенствованию подходов к психологическо­му консультированию мусульман. В этом контексте необходимо знакомить российского читателя с классической и современной литературой по данной тематике, которая была опубликована за рубежом. Первой такой книгой стал переведенный и изданный силами Ассоциации сборник «Теория и практика исламской психологии» [1], куда вошли две наиболее известные работы пре­зидента Международной Ассоциации исламской психологии, доктора Мали­ка Бадри: «Дилемма мусульманских психологов» [2] и «Кибер-консультиро­вание клиентов-мусульман» [3].

Впервые изданная на русском языке работа получила высокую оцен­ку и была названа «манифестом исламской психологии». В ней свой взгляд на психологическое консультирование мусульман излагает один из самых известных психологов-мусульман мира, ученики которого продолжают его дело в Великобритании и Саудовской Аравии, США и Судане, Турции и Па­кистане, Индии и Индонезии, Малайзии и Франции, доктор Малик Бадри. В качестве основного принципа применения психологии в работе с мусуль­манами он выдвигает следующий: для мусульман полезна только та психоло­гия, которая принимает ислам в качестве мировоззрения [1, с. 16]. На основе этого принципа последние несколько лет в России теоретические и практиче­ские разработки подходов к психологическому консультированию мусульман осуществляют специалисты Ассоциации психологической помощи мусульма­нам и публикуют их на страницах журналов «Minbar. Islamic Studies« и «Ис­лам: личность и общество». Так, в статьях З.М. Баировой, Н.Ю. Бариевой, К.И. Насибуллова, О.С. Павловой [4, 5, 6, 7, 8] дан обзор подходов к психоло­гическому консультированию мусульман в России за рубежом.

Важнейшим источником информации для психологов, работающих с мусульманами, являются классические труды ученых золотого века исла­ма, которые не только не утеряли значение для специалистов в настоящее время, но и могут служить хорошей теоретической основой для построения психологической практики. К числу таких работ относится труд, изданный в 2019 году силами Общественного объединения «Идрак» и Ассоциации психо­логической помощи мусульманам «Пища для души. Когнитивно-поведенче­ская терапия врача девятого века». Это перевод с английского языка на рус­ский работы, автором которой является Абу Зайд аль-Балхи, мусульманский ученый-энциклопедист, ученик известного арабского философа, математика, врача Абу Юсуфа аль-Кинди. Рецензируемая работа является переводом с арабского языка рукописи, хранящейся в Библиотеке Айа-София в Стамбуле. Примечательность данного издания заключается еще и в том, что перевод с арабского на английский язык сделан Маликом Бадри, который в написанном им предисловии к англоязычному изданию книги пишет: «Творческий гений его понимания человеческой психопатологии, а также диагнозов психологи­ческих недугов, таких как стресс, депрессия, страх и тревога, фобические и обсессивно-компульсивные расстройства, в совокупности с лечением их по­средством когнитивной поведенческой терапии, во всех отношениях связан с нами нынешними и находится в синхронизации с современной психологией» [9, с. 3].

Аль-Балхи родился в 849 году в персидской провинции Балх, которая сейчас является частью Афганистана. Современники описывают его как че­ловека вдумчивого и замкнутого, что, по всей вероятности, способствовало написанию научных трактатов, значительно опередивших свое время. По­скольку он был не только великим врачом, географом, но и выдающимся мусульманским богословом, его работа является источником знаний по ду­ховно ориентированной психологии, в которой душа и тело существуют в не­разрывной связи и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Именно поэтому его трактат, находящийся в Стамбуле, называется «Пища для тела и души». В части, посвященной здоровью тела, которая содержит 268 страниц, ученый рассматривает проявления психосоматических расстройств, спосо­бы их лечения; рассматривает вопросы окружающей среды и общественного здравоохранения; пишет о пользе физической нагрузки и тренировки тела.

Малик Бадри в предисловии ко второй части книги «Пища для души», которая состоит из восьми глав, пишет о ней как о шедевре психологической мысли, который опередил развитие психологии на одиннадцать веков. Аль- Балхи был одним из первых специалистов, дифференцировавших различия между психическими и психологическими расстройствами, психозами и не­врозами. Классифицировав неврозы, он дал подробное описание духовно-когнитивной терапии для лечения каждого из видов описанных им расстройств. Он пишет о важности поддержания здоровья нафса (души) в исламском из­мерении. «Гений психологической медицины», «пионер психосоматической медицины», «современный психолог-консультант», «пионер когнитивной те­рапии» - такими эпитетами описывает великого ученого Малик Бадри.

В начале книги благодаря Малику Бадри происходит знакомство чита­теля с личностью Абу Зайда ал-Балхи и его деятельностью в области психо­логии. Абу Зайд ал-Балхи предлагал и настойчиво доказывал необходимость комплексного подхода при лечении человека. Говоря о неразрывности души и тела, сравнивая физические и психологические расстройства, автор иллю­стрирует их взаимодействие: при страдании души страдает и тело; тождест­венно и обратное.

Он первым классифицировал эмоциональные расстройства, описывая, как рациональная и духовно-когнитивная терапия может использоваться для лечения данных расстройств. Ал-Балхи первым обнаружил разницу между эндогенной и реактивной депрессией. Современная классификация психиа­трических симптомов DCV-IV описывает тип депрессии, которую называют «нормальной депрессией», а аль-Балхи называл ее «хузн» (грусть). Два дру­гих типа депрессии - это реактивная и эндогенная депрессия. Большая, или психотическая, эндогенная депрессия - это тяжелая форма депрессии, кото­рая требует госпитализации и медикаментозного лечения. Реактивная (не­вротическая) депрессия не сопровождается, как в предыдущем случае, бер­дом и галлюцинациями и не требует госпитализации, лечится когнитивной терапией. Аль-Балхи дает четкие рекомендации, в каких случаях когнитивная терапия должна сопровождаться медицинским вмешательством.

Широта тем, затронутых в книге, удивляет читателя. В первой главе Ал-Балхи обращает внимание на чувства человека, называя их психологиче­скими симптомами, и обращает внимание на то, что эти симптомы влияют на человека чаще телесных. Тело может почти не страдать, а от пережива­ний стресса, гнева, грусти и прочих симптомов не защищен ни один человек. В связи с чем Ал-Балхи пишет о важности поддержания своей души и ее защи­те от беспокойства и тревоги.

Вторая глава посвящена попыткам сохранить здоровье души внешни­ми и внутренними способами. «Когда душа здорова, ее проявления будут спокойными, без признаков каких-либо психологических симптомов, таких как гнев, паника, депрессия и других» [9, с. 48]. В связи с этим необходимо оберегать душу от опасных внешних раздражителей и поддерживать баланс физического и душевного здоровья. Необходимо, по мнению автора, защи­щать душу от симптомов негативного мышления. «Человек должен научить себя не слишком остро реагировать на незначительные инциденты или вещи, которые он слышит или видит. Когда он приучает себя терпеть эти малень­кие раздражающие переживания, это станет (со временем) привычным, и тогда он сможет терпеть вещи, которые являются еще более расстраивающи­ми, и переживания, которые являются еще более раздражающими» [9, с. 51]. При этом важно с духовной точки зрения, и на это обращает наше внимание выступивший в качестве переводчика Малик Бадри, что переживания, сопро­вождающие мирскую жизнь (дунью), - это естественное и ожидаемое явле­ние. Это позволит снизить степень страдания и принять жизненные трудно­сти с пониманием. При этом аль-Балхи, применяя индивидуальный подход, подчеркивает, что у каждого человека свой уровень психологической и физи­ческой выносливости.

Третья глава книги повествует о проведении в жизнь усилия вернуть здоровое состояние души, если она теряет его. Поскольку душа является об­ителью тревог, грусти, бедствий и беспокойства, то человеку не избежать переживаний. При этом в жизни, по мнению автора, психологические стра­дания встречаются гораздо чаще, чем физические. Важно, что уже в IX веке специалист рекомендует страдающему душевными недугами обратиться за помощью к специалисту, так как помощь, получаемая извне путем консульти­рования, более эффективна, «чем внутренняя попытка человека (в лечении) посредством генерирования его собственных терапевтических мыслей» [9, с. 56]. При этом аль-Балхи дает вполне рациональные объяснения, почему так происходит. Однако внутренние ресурсы должны помогать работе специали­ста. «Уравновешенные мысли и убеждения должны генерироваться не только во время болезни. Они могут возникать и развиваться в период психологи­ческого здоровья и расслабленности и храниться в памяти для того, чтобы вернуть их к осознанию тогда, когда кто-то страдает от эмоциональных про­явлений» [9, с. 57].

Четвертая глава посвящена определению и классификации психоло­гических симптомов (расстройств). Наиболее впечатляющим, для челове­ка, жившего в IX веке, является описание взаимосвязи влияния различных чувств, испытываемых человеком в различных жизненных обстоятельствах на психику и определенные участки тела. Так, например, гнев и ярость вывя­зывают состояние нервозности, что вызывает усиленную циркуляцию крови, изменение цвета лица, повышение температуры тела, появление неконтроли­руемых движений [9, с. 60].

Пятая глава посвящена способам контейнирования и утилизации гнева и ярости. Психолог девятого века описывает способы противостояния гневу и ярости: использовать моменты расслабления и спокойствия при первых про­явлениях гнева, чтобы не дать ему стать неуправляемым. При этом гнев автор сравнивает с ретивой лошадью, которую нужно сдерживать, затянув удила. Включение духовной практики - терпения и прощения - помогает справить­ся с гневом на духовном уровне. «Прощение - это одна из самых благородных человеческих добродетелей королей и правителей» [9, с. 66].

Автор говорит о необходимости задержки первой и необдуманной, не­выдержанной эмоциональной реакции в виде гнева и ярости и справедливой оценки ситуации после того, как гнев и ярость улягутся. Аль-Балхи рекомен­дует разделять личность человека и сотворенное им деяние. Этот метод по­зволяет понять, что каждый человек может совершить ошибку. А оценка лич­ности в целом сможет показать и положительные ее черты. Однако пока гнев не улегся, следует избегать общения с обидчиком, считает психолог.

Шестая глава посвящена методам, используемым для успокоения стра­ха и паники. Фактически в ней автор обращает наше внимание на тревож­ные состояния. Человека может пугать страх смерти и старения, бедности и несчастий или какого-либо человека. Внезапные пугающие события инстин­ктивно вызывают страх. Однако рациональное понимание того, что кажуще­еся страшным явление, со страхом которого человек эффективно справился раньше, может помочь справиться с будущими страхами путем закрепления положительного эффективного опыта. Главное, не дать страху управлять со­бой.

Седьмая глава повествует о методах управления печалью и депрессией, симптомы которых, по мнению великого мусульманского ученого, могут вы­зывать серьезные последствия. «Депрессия в острой форме похожа на пыла­ющий костер, в то время как грусть аналогична углю, который продолжает светиться после того, как огонь погас» [9, с. 78]. Автор пошагово объясняет методику работы при депрессии, расписывая каждый этап, пути его проживания и методы излечения. Человек должен осознать, что душа или самость в действительности является самой драгоценной вещью, которая есть у челове­ка и которую он должен сохранить.

Восьмая глава книги повествует о том, как отразить навязчивые идеи сердца и вредную, негативную речь души. Описывая признаки обсессивно- компульсивного расстройства, автор обозначает подтвердившееся впослед­ствии суждение, что его причиной является наследственность и иная не­врологическая этиология. Сравнивая симптомы одержимой навязчивости с проявлениями гнева и ярости, ученый утверждает, что навязчивые мысли вызывают большее беспокойство. Страдание вызывает усиление симптомов, которые проявляются в расстройствах сна, пессимизме, беспокойстве и мно­гих других негативных последствиях.

Важнейшей стратегией борьбы с беспокойными и навязчивыми мысля­ми мусульманский ученый IX века называет размышление «над тем фактом, что, когда Аллах (Превелик и Преславен) планировал, что люди будут об­итать на земле, Он постановил в Своей мудрости сделать источники безопа­сной жизни намного превосходящими пути и способы надежного и опасного существования» [9, с. 106]. И это, безусловно, должно внушать оптимизм в сердцах верующих.

Без сомнений, рецензируемая книга будет интересна широкому кругу читателей: студентам психологических вузов, психологам, психотерапевтам, психиатрам, людям, интересующимся психологией, а также тем, кому инте­ресна история ислама. Безусловно, научная мысль великого мусульманского ученого, психолога и психотерапевта IX века, Абу Зайда ал-Балхи, опередила свое время на 10-11 веков.

Список литературы

1. Бадри М. Теория и практика исламской психологии / под ред. О.С. Павловой, В.С. Полосина. М.: АНО НПЦ «Аль Васатыя –умеренность»; 2018. 268 с.

2. Badri M. The Dilemma of Muslim Psychologists. Kuala Lumpur, Islamic Book Trust.; 2016. 188 p.

3. Badri M. Cyber-counseling for Muslim Clients. Kuala Lumpur, The Other Press. 2015. 148 p.

4. Павлова О.С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития. Ислам в современном мире. 2015;11(4):207–222. https://doi.org/10.20536/2074-1529-2015-11-4-207-222.

5. Павлова О. С. Психология ислама: институционализация научной дисциплины в российском контексте. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):169–181. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-1-169-181.

6. Павлова О.С. Психологическое консультирование мусульман: анализ зарубежных источников [Электронный ресурс] Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. №4. С. 46–55. doi: 10.17759/jmfp.2018070406.

7. Насибуллов К. И., Бариева Н. Ю., Зязин С. Ю., Баирова З. М. Актуальные вопросы исламской психологии в России. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):866–878. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-4-866-878.

8. Павлова О.С., Бариева Н.Ю., Баирова З.М. Исламская психология за рубежом: состояние и перспективы развития. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):850–865. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-4-850-865.

9. Аль-Балхи Абу Зайд. Пища для души. Когнитивно-поведенческая терапия врача девятого века. Перевод и аннотация рукописи девятого века выполнены М. Бадри. Переводчик Л. Мамедова. М.: Международный институт исламской мысли, ОО «Идрак», Ассоциация психологической помощи мусульманам; 2019. 110 с.


Об авторах

О. С. Павлова
Московский государственный психолого-педагогический университет; Ассоциация психологической помощи мусульманам; Международная ассоциация исламской психологии
Россия

Павлова  Ольга   Сергеевна - кандидат педагогических  наук,  доцент   кафедры этнопсихологии    и     психологических проблем  поликультурного образования Московского   государственного психолого-педагогического        университета; председатель     правления    Ассоциации психологической помощи мусульманам; член   Международной  ассоциации   исламской  психологии;  главный  редактор журнала «Ислам: личность и общество»; заместитель главного  редактора  журнала «Minbar.  Islamic Studies».

Москва.



А. М. Вахидов
Ассоциация психологической помощи мусульманам; Международная ассоциация исламской психологии
Россия

Вахидов Анвер  Максимович - член Ассоциации  психологической помощи мусульманам, практикующий психолог; Тренер   обучающих   программ   проекта «Школа  консультанта по  вопросам  зависимости».

Москва.



Рецензия

Для цитирования:


Павлова О.С., Вахидов А.М. Когнитивно-поведенческая терапия в IX веке. Рецензия на книгу «Пища для души» Абу Зайда аль-Балхи. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):871-880. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-871-880

For citation:


Pavlova O.S., Vakhidov A.M. Sustenance of the Soul: The Cognitive Behavior Therapy of A Ninth Century PhysicianPaperback: Review of Abu Zayed al-Balkhi’s book «Food for the Soul». Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):871-880. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-871-880

Просмотров: 2197


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)