Перейти к:
«Через Коран Мы ниспосылаем то, что служит исцелением души...» (Сура 17:82)
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-797-810
Аннотация
В статье рассматривается мировоззренческое единство Священных Писаний единобожия (Торы, Нового Завета и Корана) в аспектах «исцеления душ» религиозных людей. С использованием цитат из Священных Писаний показывается, что именно они четко определяют такие важнейшие для жизни каждого человека и его взаимоотношения с окружающим миром категории, как «добро и зло», «друг, брат, ближний и враг». Демонстрируется, что, согласно Священным Писаниям, состояние плоти (тела) человека напрямую зависит от того, насколько строго он исполняет установления, законы и заповеди, представленные в Священных Писаниях. Обосновывается, что цели и задачи, поставленные Священными Писаниями единобожия, обеспечивают осмысленность существования каждого человека и всего человечества на земле и направление их продуктивной деятельности; и что в этом отношении современные психотерапевты и психоаналитики пока оказываются беспомощными, поскольку не могут вразумительно ответить не только на вопрос, связанный со смыслом жизни человека на земле, но и привести четкие критерии и параметры «правильной» и «неправильной» жизни, «психического здоровья» или «психического нездоровья» для «корректировки» жизни своих подопечных без обращения к Священным Писаниям.
Для цитирования:
Оганесян С.С. «Через Коран Мы ниспосылаем то, что служит исцелением души...» (Сура 17:82). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):797-810. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-797-810
For citation:
Oganesyan S.S. “Through the Qur’an, we send down that which serves as the healing of the soul ...” (Sura 17:82). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):797-810. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-797-810
В «век» психоаналитиков, психотерапевтов и неврологов, которые говорят о неразрывной связи подавляющего большинства соматических недугов с психическим состоянием человека, в данной статье мы попытаемся ответить на два вопроса, важных, с нашей точки зрения, для мировосприятия не только верующих, но и тех, кто считает себя атеистами.
Первый вопрос: почему Коран утверждает, что он «служит исцелением души» и существуют ли какие-либо объективные обстоятельства для подобного утверждения? Второй: является ли «исцеление души» исключительной особенностью Корана или, может быть, и два других предшествовавших ему хронологически Послания от Единого Бога - Тора и Новый Завет - служат этой же цели?
Не будем здесь останавливаться на общем мировоззренческом, идейно-идеологическом и сюжетно-событийном единстве Торы, Нового Завета и Корана, о котором свидетельствует сам Коран. Ограничимся здесь темой исцеления души и начнем с цитат из Торы, а затем и из Нового Завета, которые наглядно демонстрируют значимость передаваемой Священными Писаниями единобожия информации о влиянии душевной (психической) сферы на состояние плоти людей.
Начнем с первого из сохранившихся - Послания Единого Бога человечеству. Говорится ли что-либо в Торе о влиянии души на здоровье или на болезнь плоти людей? И от чего, в свою очередь, зависит состояние самой души? Можно ли выстроить цепочку причинно-следственных связей между волей Творца и душой и телом человека, о чем повествуют Тора, Новый Завет и Коран?
Обращаясь через Моисея (Мусу) к народу Израиля, Всевышний сообщает: «Если будешь ты слушаться Бога, Всесильного твоего, и угодное Ему делать будешь, и внимать будешь заповедям Его, и соблюдать все законы Его, то ни одной из болезней, которые я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я - Бог, твой целитель» (здесь и далее выделено нами- О.С.С.) (Тора. Шмот 15 - Бешалах, 26) [6].
В приведенных словах Торы нельзя не увидеть, что состояние души человека и его плоти Тора напрямую увязывает с исполнением человеком заповедей и законов, установленных Всевышним.
Через несколько сотен лет после ниспослания Торы великий пророк Божий Соломон (Сулейман), обращаясь к человеку, говорит: «Не предавайся греху и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17) [2]. Если учитывать, что слова «грех» и «беззаконие» во всех трех Священных Писаниях единобожия являются синонимами, то нет сомнения в том, что именно неисполнение установлений, законов и заповедей, переданных в них, навлекает на человека, сверх действия законов его природы, болезни и прочие телесные недуги [2,3,6].
Книга премудрости Иисуса сына Сирахова более чем ясно предписывает человеку рецепт сохранения телесного здоровья: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя» (Сир. 38:9) [2].
Иисус Христос (Иешуа, Иса) убеждал соплеменников, а следом и всех тех, кто принял его благовестие: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам» (Мк. 11:24). Он же призывал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас; возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28-30) [2].
Сравнительно-сопоставительный анализ Торы, в целом всех книг Та- наха («Ветхого Завета» по терминологии христиан), Нового Завета и Корана убедительно показывает, что все они не просто увязывают состояние плоти человека с состоянием его души (психики), но и указывают на то, что состояние самой души человека напрямую зависит от того, насколько человек соблюдает то, что ему сказано свыше относительно его взаимоотношения с внешним миром, включая «ближних», «дальних», «друзей» и «врагов». Достаточно вспомнить известнейшее указание Торы, которое в Евангелии приводит Иисус: «Написано: не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, жив будет человек» (Втор. ... - Мф.4:4) [2].
Согласно Писаниям, именно душа человека способна и должна воспринимать слово, «исходящее из уст Творца», и руководить затем действиями человека. Поэтому не плоть, а душа человека, ее свойства и качества важны для Бога, и поэтому, согласно Писаниям, именно душа человека, а не его плоть, отходит к Богу после земной смерти человека [4,5].
В приведенных словах Иисуса нет ничего противоречащего Корану. Они четко и ясно передают те цели и задачи, которые Всевышний определил при создании человека, а также тот стратегический путь развития, который Он предначертал человеку.
Кроме того, в Писаниях единобожия данное четкое определение не только таких важных для каждого из людей категорий, как «добро» и «зло», «жизнь» и «смерть», но также представлен весь тот ценностный мир, который предопределял и продолжает существенным образом влиять на мировосприятие всех людей и на их поведение в самых различных ситуациях бытия [1,2,3,4,5, 6].
Мировосприятие и ценностный мир многобожников значительно отличается от мировоззрения и ценностного мира монотеистов. Так же, как отличается мировосприятие и ценностный мир монотеистов от тех людей, кто верит во всеохватность рационального, претендующего на эксклюзивность, «научного мировоззрения» [4,5]. Каждый из этих типов мировоззрения отражает определенный этап духовного и интеллектуального развития человечества, описанного во всех трех Священных Писаниях единобожия [4, 5].
Именно в Торе, в Новом Завете и в Коране изложены мировосприятие и стратегическое направление развития человечества, как и нормы, и правила поведения каждого человека и человечества в целом. Монотеисты убеждены в том, что мир создан и управляется Единым Богом, называемым в Торе именем Элохим, а в Коране именем Аллах. Он обладает всемогуществом, всезнанием, неизменностью, нелицеприятием и недоступностью для восприятия всеми существующими у людей органами чувств. Земля специально была создана и обустроена для взращивания на ней человека как «заместителя», «наместника» Бога, созданного «по образу» своего Создателя, которому Сам Бог «вдунул в ноздри его дыхание жизни», после чего стал человек «существом живым» [6].
При этом именно Бог, как утверждают книги Нового Завета и Коран, подчинил человеку всех ангелов небесных, предварительно обучив его названиям всего, что «суще», т.е. знанием и безграничными познавательными возможностями (Сура 2:31-33) [3].
Далее, согласно Торе, Новому Завету и Корану, поместив первого человека и созданную от него же жену в Саду (Эдем, Джаннат), Создатель всего сущего испытал их веру в Него запретом прикасаться к указанному Им дереву. Благодарность своему Создателю, доверие Ему оказались у первой четы слабыми, Адам и его жена не проявили ни благодарности, ни доверия, после чего Господь миров постановил, что они должны продолжить свое дальнейшее бытие и развитие на земле в «трудах, заботах, в поте лица своего» до той поры, пока не достигнут того духовного, интеллектуального и морального уровня, на котором в них самих не будет препятствия для общения со своим Создателем в жизни вечной.
Тора следующим образом раскрывает причины изгнания Адама и Евы из Эдема: «И сказал Бог Всесильный: «Вот, человек стал как один из нас в познании добра и зла, может быть, протянет он руку свою и возьмет от дерева жизни и поест, и будет жить вечно». И выслал его Бог Всесильный из сада Эдема, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал человека, и поставил к востоку от Эдема ангелов и пламенный меч, вращающийся для охранения пути к дереву жизни» (Брейшит 3 Брейшит, 22-24) [6].
Когда часть человечества, пошедшая за Посланником Бога Моисеем, подчинилась установленным им нормам поведения, она приблизилась к тому, чтобы распознавать, где «добро», а где «зло», где «жизнь», а где «смерть», и тогда им через Моисея была ниспослана Тора. Именно в ней Всевышний провозглашает: «Я - Яхве (ЯХВАх, буквально: «Тот, Который буду всегда») (Тора. Шмот 3 Шмот, 14) [6], и открывает Свою «божественную сущность»: «Я -Яхве, Я открывался Аврааму, Исхаку и Иакову в образе Всемогущего, но Своей божественной сущности Я им не открывал» (Тора. Шмот 6 Ваэра, 2-4) [6].
И поэтому в последнем напутствии своему народу Моисей провозглашает: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть, и зло. Ибо заповедую я тебе сегодня любить Бога, Всесильного твоего, идти путями Его, и соблюдать заповеди его, и установления его, и законы его, чтобы жил ты и размножился, и благословит тебя Бог, Всесильный твой, в стране, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею» (Дварим 30 Ницавим, 15,16) [6].
Приведем и другие слова Моисея о том, что Тора содержит судьбоносные для всего человечества сведения о жизни и смерти: «В свидетели призываю я на вас сегодня небо и землю - жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятье, - избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое» (Тора. Дварим 30 Ницавим, 20) [6].
Таким образом, Священные Писания единобожия указывают всему человечеству единственный «прямой путь» к вечной жизни через соблюдение ниспосланных всеведущим Создателем заповедей, норм и правил поведения.
О конечной цели бытия человечества на земле сообщил Соломон словами: «Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего» (Прем 2: 23; 31:1-9) [2]. Об этом написал и апостол Павел в Новом Завете: «Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. ...скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1Кор.15:45-54) [2].
И, наконец, через тысячелетия после передачи первого Послания (Торы) сынам Израиля и столетия после мессианской деятельности Иисуса Христа, передавшего благую весть о единобожии многим языческим народам, Всевышний передал через арабов, также потомков Авраама, Коран, который подтверждает истинность Торы и Евангелия Иисуса Христа и в котором сообщаются сведения об истинном Едином Боге (по-арабски - Аллахе) и говорится, что все силы небесные Всевышний подчинил созданному Им Самим первому человеку - Адаму: «И (вспомни), как Господь твой ангелам сказал: «Я человека сотворю из глины, звучащей (как фаянс), и облеченной в форму. Когда его Я соразмерю, от Духа Моего в него вдохну, падите ниц в поклоне перед ним» (Сура 15:28-29) [3].
Одним из важнейших обстоятельств, составляющих взаимоотношения Единого Бога с каждым конкретным человеком и со всеми людьми, можно назвать тот факт, что Всевышний является не только Создателем и Властителем всех видимых и невидимых человеку миров, но и Верховным Судьей, наказывающим за нарушение ниспосланных человеку норм и правил поведения. Причем наказание может быть как в виде различных болезней, так и в виде всякого рода стихийных бедствий.
Куда бы человек ни переселился, где бы он ни жил, каким бы состоянием ни обладал и на какой бы ступени социальной иерархии ни находился, ему не уйти от Божьего Суда. Он настигнет человека по всей земле и в любое время, ибо земля, как и вся Вселенная, согласно Торе, Новому Завету и Корану, - это творение Единого Бога и принадлежит только Ему. У Единого Бога нет ни забывчивости, ни лицеприятия. Нет никого и ничего ни на земле, ни на небесах, что бы смогло отвратить от Божьей кары. Помиловать и простить может лишь Бог и никто другой, ибо Он не делит ни с кем Своей власти и Своего Суда.
Никто во Вселенной не смеет без тяжких последствий для себя пойти против воли Бога и отменить или изменить Его закон. При этом, согласно Писаниям, все болезни человека и его потомков, все их душевные страдания и невзгоды, все неудачи и бедствия, которые сопровождают их по жизни, являются следствием греховных деяний. Ибо грех, согласно Писаниям, и есть отступление от воли Единого Бога, от нарушения тех установлений, законов и заповедей, которые ниспосланы Им (Тора. Ваикра 5 Ваикра; 17) [6].
Бог подвергает наказанию не только отдельных людей, но и целые народы. Писания сообщают, что если народ, отвергнув Единого Бога, станет поклоняться иным богам и следовать тому мировосприятию и жизненному укладу, которые существуют при иных богах, то наказание от Всевышнего неотвратимо и страшно. Тора, Библия и Коран предупреждают, что народу, отступившему от предписаний Единого Бога, не скрыться ни за высокими стенами крепостей и башен, ни переселением на новые места - их везде настигнут враги, которых посылает Бог, чтобы пленить их и увести в рабство. Так же, как никто не в силах спасти непокорный народ от голода и мора, землетрясения и наводнения, которые нашлет Бог.
С появлением Нового Завета, а затем Корана до людей доводится мысль, что наказание Бога за грехи следует не только в этой земной жизни, но и в будущей вечной жизни. Именно поэтому, чтобы получить милость, милосердие и благосклонность Творца, необходимо беспрекословно исполнять все Его предписания. Надлежит постоянно молиться Ему, чтобы не только помнить о Его всемогуществе, но и настраивать свою душу, свои душевные порывы на пребывание в Его благодати (сакине).
Человек религиозный, с одной стороны, искренне убежден во всем этом и потому любое свое недомогание или болезнь, любое страдание и бедствие, постигшее его или его народ, напрямую связывает с Божьим возмездием за свои грехи и грехи своего народа. С другой стороны, он уповает как на неминуемый «Божий суд», так и на Божью милость и помощь во всех трудных ситуациях своего бытия, рассматривая их как испытания, данные ему Всевышним для того, чтобы он очистил свою душу от «греховной скверны» и тем самым исцелил ее. Ибо в Коране сказано: «Он один Своим желанием решит, кто будет Им прощен, а кто - наказан, - ведь всемогущ Аллах над всем!» (Коран. Сура 2:284) [3].
Религиозный человек через всю свою жизнь проносит веру в то, что если он будет соблюдать все, что предписано свыше, то «не возложит Бог на душу груз, что больше, чем она поднимет» (Сура 2:286) [3]. Поэтому религиозный человек просит в молитве Всевышнего: «Владыка наш! Не положи на плечи нам тот груз, поднять который нету мочи! Прости нам и пошли Свое прощенье, будь милостивым к нам!» (Сура 2:286)[3].
Именно поэтому человек, который придерживается вероустава Корана, убежден в том, что Коран действительно - «наставление для тех, кто гнева Господа страшится, смирен и праведен (в своих деяньях)», где указан путь обретения ими мира и спокойствия в своих душах в земной жизни и приобретения «вечной жизни на небесах» (Коран. Сура 2:1-5). Кроме того, Всевышний не только сообщает, что «через Коран Мы посылаем то, что служит исцелением (души) и милостью для верных, а для неверных - лишь потери увеличит», но и передает чрезвычайно важное для осознания человеком своей ментальной сферы сообщение: «каждый ведет себя по соответствию (душевному) настрою, и знает лучше ваш Господь таких, чей путь прямее» (Сура 17:82-84) [3].
Причем человек, обладающий разумом, обязан помнить строки Корана, что забота о состоянии собственной души находится в воле самого человека: «О вы, кто верует! На вас - забота о своей душе, и если вы прямым путем идете, не повредит вам тот, кто с этого пути сошел. К Аллаху - возвращение вас всех. Тогда Он ясно вам покажет все то, чем вы (грешили) на земле»(Сура 5:105)[3].
Коран передает, что если человек, осознав свой грех, сам лично обратится к Богу с искренним раскаянием и встанет на путь исправления своей жизнедеятельности, то Всевышний всегда проявит к нему Свое милосердие и простит его. Ибо для Бога важен каждый человек: «(Ты им) скажи: «Бла- годеяйте! Аллах узрит деянья ваши, узрит их и Его посланник, (узрит) и верующий люд, и будете вы все возвращены к Тому, Кому все тайное и явное известно. И Он поведает вам всем Всю (суть) того, что вы творили» (Сура 9:105-106) [3].
В этом отношении Коран строго следует Торе и Новому Завету. Достаточно вспомнить высказывание Иисуса, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», и поэтому Он пришел призвать «не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31, 32) [2]. Об этом же говорит и человек, исцеленный Иисусом: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин 9: 31). Более чем ярко говорит об этом и притча Иисуса о «блудном сыне» (Лк. 15: 11 - 32)[2].
Напомним, что предписания Священных Писаний настолько важны, что уклонение от них строго карается даже при наличии прежних заслуг человека и народа перед Богом. Ярчайшим примером, повествующим о необходимости соблюдения норм права, изложенного, например, в Торе, может служить книга пророка Иезекииля, где указывается, какие тяжкие последствия будет иметь для сынов Израиля отступление от данных им в Торе установлений, законов и заповедей: «Посему так говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники <...> Я Сам и произведу среди тебя суд перед глазами язычников. И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам. <...> за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя. Третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам и обнажу меч вслед за ними. <...>И будешь посмеянием и поруганием, примером и ужасом у народов, которые вокруг тебя <...> когда пошлю их на погибель вашу, и усилю голод между вами, и сокрушу хлебную опору у вас, и пошлю на вас голод и лютых зверей, и обесчадят тебя; и язва и кровь пройдет по тебе, и меч наведу на тебя; Я, Господь, изрек сие» (Иез 5: 7 - 17) [2].
Тора сообщает, что Творец распространит свое благоволение на тысячи поколений тех, кто придерживается ниспосланных Им заповедей, законов и установлений: «Я - Бог, всесильный твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня, и творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Шмот 20 Итро, 5-6) [6].
Есть еще одно чрезвычайно важное обстоятельство. Спасение и исцеление людей наступили не с возвещения Иисусом Евангелия Царства Божьего, как пытаются представить некоторые из христианских богословов, они, согласно Писаниям единобожия, происходили на всем протяжении существования людей начиная с Адама. Разве нельзя назвать «исцелением душ людей» и «спасением» человечества вручение Моисею на горе Сион скрижалей с десятью заповедями, а также ниспослание самой Торы, в которых человечеству были даны сведения о «жизни, и добре, и смерти, и зле»?
Вспомним, что Всесильный Бог Израиля передал не только избранному Им народу, но и всему роду человеческому: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть, и зло, ибо заповедую я тебе сегодня любить Бога, всесильного твоего, идти путями Его, и соблюдать заповеди Его, и установления Его, и законы Его, чтобы жил ты и размножился, и благословит тебя Бог, всесильный твой, в стране, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею. Но если отвратится сердце твое, и не будешь слушать и сойдешь ты с пути, и поклоняться будешь богам иным и служить им, то сказал Я вам сегодня, что погибнете вы, не продлятся дни ваши на земле, в которую переходишь ты через Иордан, чтобы прийти и овладеть ею. В свидетели призываю я на вас сегодня небо и землю - жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятье, - избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое, и любил Бога, всесильного твоего, и исполнял волю Его, и прилепился к Нему, ибо Он жизнь твоя и долгие годы твои, которые будешь ты жить на земле, которую поклялся Бог отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Иакову, дать им» (Дварим 30 Ницавим; 15 - 20)[6].
Тем не менее, несмотря на то, что люди через Моисея получили «познания о добре и зле», как и во времена Адама и Евы, они были вновь поставлены перед выбором: или соблюдать волю Бога и получить «добро и жизнь», или не соблюдать - и получить «зло и смерть». Ясно, что эта дилемма будет существовать до того момента, пока Бог не добьется цели, поставленной перед человечеством, - достижения того уровня развития, который позволит людям приобрести бессмертие, перейдя, говоря словами Нового Завета и Корана, к вечной жизни. Причем Бог сказал Моисею, чтобы он передал людям, что их «спасение» не находится где-то далеко от них, а расположено близко к ним и заключено в Слове Бога, которое человеку необходимо хранить в устах и в сердце своем, «чтобы исполнять его» (Тора. Дварим 30 Ницавим; 14) [6].
Таким образом, не продолжая далее цитирование Священных Писаний единобожия, можно с уверенностью говорить о том, что не только Коран, но и два предшествующих ему Послания служат для «исцеления душ» верующих людей, для их спасения в грядущей жизни.
Тора, Новый Завет и Коран предлагают не только четкие критерии и параметры различения понятий «добра и зла», но и конкретные пути приобретения благополучия (включая и телесного здоровья), и успешности в этой и будущей жизни.
Именно цели и задачи, поставленные Священными Писаниями единобожия, обеспечивают осмысленность существования каждого человека и всего человечества на земле и направление его продуктивной деятельности. Конечно же, Коран, как и два предыдущих Послания, рассчитаны на людей религиозных, которых можно отнести к особому ментальному типу людей. Именно на них, в первую очередь, рассчитаны слова Корана: «Тех, кто уверовал и чьи сердца при призывании Аллаха исполняются покоя, - ведь призывание Аллаха покоем сердце наполняет. Тех, кто уверовал и делает добро, - блаженство им! Прекрасна их обитель, (что Господом навечно им дана)!» (Сура 13:28, 29) [3].
И в этом отношении современные «светские», не ориентированные на религиозные ценности психотерапевты и психоаналитики пока оказываются беспомощными, поскольку без обращения к Священным Писаниям и к вытекающим из них понятиям «добра» и «зла» не могут конструктивно ответить не только на вопрос, связанный со смыслом жизни человека на земле, но и привести четкие критерии и параметры «правильной» и «неправильной» жизни, «психического здоровья» или «психического нездоровья». И поэтому мы не можем не согласиться с известным исламским психологом профессором Маликом Бадри, что «можно усомниться в принципах и стандартах уравновешенной нормальной личности, поддерживаемой современной западной психологией. Эта тема является очень важной, если понимать, что саморегуляция является основной концепцией, на которую ориентирована западная психология в своей теории и в практических исследованиях» (1, с. 34). Нельзя не согласиться с призывом Малика Бадри к современным «западным психологам»: «Найдите критерии для нормальной хорошо адаптированной личности в любом учебнике по психологической адаптации личности или клинической психологии; вы найдете утверждения, описывающие уравновешенную личность как имеющую «адекватное чувство безопасности», разумную степень самооценки, адекватное удовлетворение телесных желаний» и т.д.» (1, с. 34).
Список литературы
1. Бадри Малик. Теория и практика исламской психологии / под ред. О.С. Павловой, В.С. Полосина. М.: АНО НПЦ «Аль Васатыя – умеренность»; 2018. 268 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Международный Издательский центр православной литературы. М.; 1995. 1375 с.
3. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. Изд. десятое, дополненное. М.; Рипол Классик; 2008. С. 800.
4. Оганесян С.С. Ценности и смыслы Священных Писаний в различные ментальные эпохи. Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40): 85–96.
5. Оганесян С.С. Священные Писания о неизбежности перехода от религиозного права к светскому. Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2018. № 1–2 (160–161):30–34.
6. Тора (Пятикнижие Моисеево). С русским переводом. Редактор русского перевода П.Гиль. Под общей редакцией Г. Бранновера. “ШАМИР”, ИЕРУСАЛИМ *5753*1993*, М.: «АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР». 1136 с.
Об авторе
С. С. ОганесянРоссия
Оганесян Сергей Саядович - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», государственный советник РФ 1 класса.
Москва.
Рецензия
Для цитирования:
Оганесян С.С. «Через Коран Мы ниспосылаем то, что служит исцелением души...» (Сура 17:82). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):797-810. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-797-810
For citation:
Oganesyan S.S. “Through the Qur’an, we send down that which serves as the healing of the soul ...” (Sura 17:82). Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):797-810. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-797-810