Перейти к:
Взаимосвязь качества жизни и религиозной идентичности пожилых людей
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-835-849
Аннотация
В статье представлен анализ взаимосвязи между различными компонентами идентификации с религиозной группой респондентов-мусульман и показателями качества жизни пожилых людей. Выборка была представлена тремя возрастными группами по классификации ВОЗ: 55 – 64 года, 65 – 74 года, 75 лет и старше. В исследовании приняли участие 180 пожилых людей (мусульмане – 80, атеисты – 100). В качестве методологического инструментария были использованы методика измерения групповой идентификации (К. Лич) и опросник SF-36. По результатам работы было выявлено, что религиозная деятельность респондентов-мусульман обеспечивает чувство благополучия, компенсирует недостаточную удовлетворенность некоторых сторон бытия, позволяет справиться с текущими проблемами.
Для цитирования:
Хайрльварина Г.Р., Шаяхметова Э.Ш., Матвеева Л.М., Самигуллин Р.Р., Митина Г.В. Взаимосвязь качества жизни и религиозной идентичности пожилых людей. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):835-849. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-835-849
For citation:
Khayerlvarina G.L., Shayakhmetova E.S., Matveeva L.M., Samigullin R.R., Mitina G.V. The relationship between the quality of life and religious identity of elderly people. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):835-849. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-835-849
Введение
Качество жизни является многоаспектным явлением и отражает «... субъективное восприятие степени своей физической и личностной сохранности, полноценности социальных возможностей, в основе которого лежат цели, ожидания, стандарты» [1].
Росту интереса к качеству жизни пожилых людей способствует множество факторов: увядающее здоровье, плохое материальное обеспечение, малая включенность лиц пожилого возраста в социальную жизнь, и, вместе с тем, наметившееся в последнее время появление и увеличение среди пожилых людей лиц с высокими требованиями к медицинской помощи и высокими ожиданиями «хорошей жизни».
Качество жизни пожилых людей имеет свои особенности. По мнению А.И. Милехина, на качество жизни в пожилом возрасте влияют состояние психосоматического здоровья, субъективная оценка прожитых лет, внутренние убеждения и стандарты, социальная поддержка, возможность функционирования в изменяющихся жизненных условиях [2]. Известно, что качество жизни и субъективное благополучие лиц пожилого возраста могут оказывать существенное влияние на физическое здоровье и быть причиной возникновения психических и когнитивных расстройств [3]. Проблемой психологического благополучия и качества жизни пожилых людей занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Так, А.А. Новик, Т.И. Ионова показали эффективность метода оценки качества жизни пожилых людей в медицинской практике [4]. К.И. Прощаев, С.Г. Горелик, А.И. Притчина, анализируя качество жизни пожилых людей хирургического профиля, пришли к выводу, что из восьми компонентов качества жизни пациенты выбирают компонент «общее здоровье». Поэтому, по их мнению, эффективность лечения в послеоперационном периоде можно оценивать по показателю качества жизни, связанного со здоровьем [5]. Ю.А. Зеликова к факторам, определяющим качество жизни и уровень субъективного благополучия пожилых людей, относит их материальную независимость, высокий уровень психосоматического здоровья, возможность самостоятельного приятия решений [6]. Е.А. Серги- енко, Н.Е. Харламенкова определили зависимость качества жизни пожилого человека от «...умонастроения и жизненных установок самой личности, позитивного отношения к своему возрасту и стремления быть открытым новому опыту как потенциально неисчерпаемому ресурсу непрерывного развития человека в процессе жизни и совладания с последствиями травматизации» [7].
Э.Ш. Шаяхметова, Г.В. Митина, О.М. Макушкина обнаружили, что качество жизни и субъективное благополучие в поздних возрастах во многом определяются вовлеченностью в межличностное, профессиональное, семейное общение [8]. Анализ зарубежных публикаций по базам PubMed, ScienceDirect позволил А.И. Милехину выявить и сгруппировать основные компоненты качества жизни пожилых людей: «1) смысл жизни, поддержка семьи и друзей, работа, социальная активность, здоровье, стремление к обучению, состояние жилья, личный рост (P.M. Burbabk, 1992), 2) семья, социальные контакты, здоровье, наличие досуга, материальное состояние (M. Farquhar, 1995), 3) здоровье, отношения в семье и с друзьями, финансы, социальная активность, окружающая среда, религиозные убеждения и вероисповедание, работа, образование, позитивный прогноз будущего, доход, независимость, контроль над деятельностью (A. Bowling, 1995, 2002), 4) состояние здоровья, наличие социальных контактов, религия, безопасность (P.K. Hilleras et al., 2001)» [2].
Анализ ретроспективной и текущей информации позволяет отметить, что основное внимание отечественных и зарубежных исследователей привлекают три направления: 1) основные компоненты качества жизни; 2) факторы, определяющие качество жизни; 3) методики оценки качества жизни в поздних возрастах.
Важно отметить, что к настоящему времени ученые-геронтологи не выработали по проблеме оценки качества жизни в поздних возрастах единого мнения. Малоизученным остается механизм того, как пожилой человек создает свое качество жизни. Также недостаточно освещается вопрос схожести и/или отличия качества жизни лиц с различной религиозной идентичностью.
В связи с этим возникает практический интерес определения качества жизни пожилых людей с различной религиозной идентичностью.
Цель данного исследования - выявление взаимосвязи показателей качества жизни и компонентов идентификации с религиозной группой респондентов-мусульман.
Гипотеза состояла в предположении о наличии у пожилых мусульман взаимосвязи между религиозной идентичностью и всеми показателями качества жизни.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в 2019 г. в различных городах Российской Федерации. В нем приняли участие 180 людей. Выборка была представлена тремя возрастными группами по классификации ВОЗ: 55 - 64 года, (n=96), 65 - 74 года (n=56), 75 и старше (n=24). В результате анкетного опроса было установлено, что 80 респонден тов идентифицировали себя как мусульмане, они старались соблюдать обряды и обычаи. 100 испытуемых считали себя атеистами. Деление по полу было нецелесообразным, поскольку выборки были бы нерепрезентативными.
Таблица 1 / Table 1
Распределение выборки по религиозности
The distribution of the sample by religious identification
Возраст (лет) / Age (years) |
Мусульмане / Muslim (n=80) |
Атеисты / Atheist (n=100) |
||
---|---|---|---|---|
Кол-во /volume |
% |
Кол-во /volume |
% |
|
55 - 64 |
42 |
52,5 |
54 |
54 |
65 - 74 |
24 |
30 |
32 |
32 |
75 и старше /and older |
14 |
17,5 |
14 |
14 |
Для определения идентификации с религиозной группой у респондентов-мусульман использовали методику измерения групповой идентификации (К. Лич, адаптация Е.Р. Агадуллиной, А.В. Ловакова). На 14 вопросов опросника следует проставить балл в соответствии со шкалой Лайкерта от 7 (полностью согласен) до 1 (полностью не согласен) [9]. Методика адаптирована для измерения идентификации с религиозной группой. Качество жизни оценивали с помощью опросника SF-36, представленного восемью шкалами. Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета Attestat с использованием общепринятых методов вариационной статистики.
Результаты исследования и их интерпретация. Анализ идентификации с религиозной группой у респондентов-мусульман представлен в таблице 2.
Таблица 2/ Table 2
Средние показатели компонентов идентификации с религиозной группой у респондентов мусульман, баллы
The average components of identification with the religious group of the respondents were Muslims, points
Компоненты идентификации с религиозной группой,баллы / Components of identification with a religious group, points |
Возрастные группы обследованных / Age groups surveyed (n=80) |
||
---|---|---|---|
55 - 64 |
65 - 74 |
75 и старше /and older |
|
Самостереотипизация / individual self- stereotyping |
6,14±0,82* |
5,54±1,00 |
5,46±1,22 |
Ингрупповая гомогенность / in-group homogeneity |
6,16±1,00* |
5,66±1,16 |
5,69±1,14 |
Удовлетворенность членством в группе / satisfaction |
6,70±0,67 |
6,74±0,62 |
6,86±0,61 |
Сплоченность /единение с группой / solidarity |
6,20±0,58 |
6,09±0,61 |
6,77±0,67 |
Выраженность групповой идентичности / centrality |
6,10±1,00 |
6,0±1,22 |
6,26±0,84 |
Примечание: * - достоверные различия между средними показателями анализируемых групп (p<0,05).
Note: * - significant differences between the mean values of the analysed groups (p<0,05).
В результате анализа компонентов идентификации с религиозной группой было установлено, что в большей степени представлен такой компонент, как «Удовлетворенность членством в группе», а в меньшей - «Стереотипизация».
Следует отметить, что достоверные различия средних значений трех возрастных групп отсутствуют в компонентах «Удовлетворенность членством в группе», «Сплоченность», «Выраженность групповой идентичности». Исключения составляют компоненты «Стереотипизация» и «Ингруппо- вая гомогенность». В возрастной группе 55-64 года обнаружены более высокие показатели по сравнению с показателями старших возрастных групп (р<0,001). Видимо, для мусульман в возрасте 55-64 года важна сама принадлежность к религиозной группе, они признают и уважают ее ценности и глубоко ощущают эмоциональную и когнитивную взаимосвязь с ее членами.
Для выявления качества жизни и степени удовлетворенности сторонами жизнедеятельности пожилых людей, на которые оказывает влияние состояние здоровья, был использован опросник SF-36. Данные представлены таблице 3.
Таблица 3 / Table 3
Средние показатели качества жизни пожилых людей (n=180), баллы
Average quality of life of elderly people (n=180), points
Показатели качества жизни / Quality of life indicators |
Мусульмане / Muslim (n=80) |
Атеисты / Atheist (n=100) |
---|---|---|
PF - физическое функционирование / physical functioning |
70,3+0,19 |
64,3+1,12 |
RP - ролевая деятельность / role-playing activities |
66,7+0,92 |
56,6+0,21* |
BP - интенсивность боли / pain intensity |
63,3+4,99 |
30,7+1,50* |
GH - общее состояние здоровья / general health |
52,4+1,59 |
53,2+3,66 |
VT - жизненная активность / vital activity |
65,0+1,25 |
54,9+4,46* |
SF - социальное функционирование / social functioning |
58,3+2,06 |
74,4+4,98* |
RE - ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием / role functioning due to emotional state |
58,0+2,46 |
54,1+4,89 |
MH - психическое здоровье / mental health |
60,8+1,49 |
59,9+3,55 |
Примечание: * - достоверные различия между средними показателями анализируемых групп (p<0,05).
Note: * - significant differences between the mean values of the analysed groups (p<0,05).
Анализ стандартизованных показателей качества жизни популяционного контроля показал, что респонденты-мусульмане имели лучшие показатели по всем шкалам опросника SF-36 по сравнению с атеистами (р<0,05). Из данных, представленных в таблице 3, видно, что у большинства пожилых людей преобладают средние и высокие оценки своего здоровья. Они отлично переносят физические нагрузки, у них низкая утомляемость, высокая работоспособность, а также хорошая сопротивляемость к болезням.
Соответственно, показатели качества жизни выше среднего имели респонденты и по шкале ролевой деятельности, поскольку ролевое функционирование напрямую связано с физическим состоянием. Пожилые мусульмане с удовольствием и без явных признаков утомления выполняли свои повседневные обязанности, а некоторые из них и продолжали трудовую деятельность.
Интересен тот факт, что болевой синдром у мусульман не оказал существенного влияния на качество жизни. Возможно, это объяснимо тем, что последователи различных религий реже пьют, курят по сравнению с широкой общественностью, также предпочитают разрешать проблемы с помощью религии, занявшись медитацией, чтением молитв, соблюдением поста.
Общее состояние здоровья оценивалось выше среднего уровня всеми респондентами независимо от религиозной идентификации, для них были характерны высокие показатели жизненной активности и социального функционирования.
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, и психическое здоровье пожилых людей с различной религиозной идентификацией не имели достоверно значимых различий и находились в зоне средних значений. Следовательно, эмоциональное состояние не мешает выполнению повседневной деятельности пожилых людей, качество и объем работы не снижены, увеличивается лишь время, затрачиваемое на выполнение задания.
Несомненно, что качество жизни пожилого человека во многом определяется физическим и психическим компонентами здоровья. Результаты исследования основных показателей качества жизни представлены в таблице 4.
Таблица 4/ Table 4
Физический и психологический компоненты здоровья как основные показатели качества жизни (n=180), баллы
Physical and psychological components of health as the main indicators of quality of life (n=180), points
Возраст (лет) / Quality of life indicators |
PH - физический компонент здоровья |
MH - психологический компонент здоровья |
||
---|---|---|---|---|
Мусульмане / Muslim (n=80) |
Атеисты / Atheist (n=100) |
Мусульмане / Muslim (n=80) |
Атеисты / Atheist (n=100) |
|
55 - 64 |
45,83+1,66 |
43,9±2,05 |
46,28+1,89 |
53,7±2,02* |
65 - 74 |
48,67+1,54 |
44,3+2,05 |
24,90+1,88 |
24,9+2,08 |
75 и старше /and older |
44,19+1,74 |
32,7±1,74* |
44,65+1,76 |
39,5±2,76* |
Примечание: * - достоверные различия между средними показателями анализируемых групп (p<0,05).
Note: * - significant differences between the mean values of the analysed groups (p<0,05).
Анализ качества жизни позволил установить, что у респондентов всех изучаемых возрастных групп, независимо от религиозной идентификации, нарушены показатели физического здоровья. Снижены показатели средних значений за счет шкал жизненной активности, энергии, физической боли и дискомфорта преимущественно. Следует отметить, что снижение физического здоровья у атеистов начинается с 75-летнего возраста.
Удовлетворенность качеством жизни в пожилом возрасте является результатом динамического процесса взаимодействия компонентов физического и психического здоровья. Изменения в психологической сфере во всех группах обусловлены снижением физического здоровья, наличием симптомов когнитивного дефицита и нарушением адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, а также тревожными расстройствами и депрессиями позднего возраста. Примечателен то факт, что респонденты обеих групп в возрасте 65-74 лет одинаково низко оценивают уровень психического здоровья. Возможно, это обусловлено недостатком положительных и избытком отрицательных эмоций в связи со значительным сокращением социальных связей и прекращением трудовой активности.
В возрастной группе 75 лет и старше возрастает психологический компонент здоровья у респондентов-мусульман. Можно предположить, что религиозная деятельность респондентов-мусульман обеспечивает чувство благополучия, компенсирует недостаточную удовлетворенность некоторых сторон бытия, позволяет справиться с текущими проблемами. Данный факт согласуется с результатами зарубежных ученых, установивших, что религиозная деятельность (регулярное посещение церкви, мечети или синагоги, соблюдение постов) может влиять на снижение депрессивной симптоматики, помогает людям в борьбе с посттравматическими стрессовыми расстройствами.
А медитативные практики, имеющие место в различных мировых религиях, изменяют структуру мозга, что приводит к улучшению памяти и снижению стресса [10]. И в данном случае неважно, какой из факторов имеет большее положительное значение - вера в высший разум или чувство принадлежности к религиозному сообществу. Главное, дальнейшие исследования вопросов религиозной принадлежности могут быть полезными клиническим психологам, занимающимся проблемой психических заболеваний. Анализ субшкал позволяет детально установить, в каких областях жизни пожилого человека возникает дисбаланс, а результаты анализа могут быть использованы в коррекционно-развивающих программах.
Далее были рассмотрены взаимосвязи между компонентами идентификации с религиозной группой, выделенными по методике К. Лич, и показателями качества жизни. Значимые коэффициенты корреляции представлены в таблице 5.
Таблица 5
Взаимосвязь компонентов идентификации с религиозной группой респондентов-мусульман и показателей качества
Interrelation of components of identification with religious group of respondents-Muslims and quality indicators
Показатели качества жизни / Quality of life indicators |
Компоненты идентификации с религиозной группой респондентов-мусульман / Components of identification with the religious group of Muslim respondents |
||||
---|---|---|---|---|---|
Самостереотипизация / individual self-stereotyping |
Ингрупповая гомогенность / in-group homogeneity |
Удовлетворенность членством в группе / satisfaction |
Сплоченность / solidarity |
Выраженность групповой идентичности / centrality |
|
PF - физическое функционирование / physical functioning |
|
|
0,34 |
|
|
RP - ролевая деятельность / role-playing activities |
0,40 |
0,36 |
|
|
|
GH - общее состояние здоровья / general health |
|
|
0,26 |
|
|
VT - жизненная активность / vital activity |
0,28 |
0,32 |
0,46 |
0,34 |
0,38 |
SF - социальное функционирование / social functioning |
0,30 |
|
|
0,44 |
|
RE - ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием / role functioning due to emotional state |
0,42 |
0,38 |
|
0,48 |
|
MH - психическое здоровье / mental health |
|
|
0,52 |
|
|
Так, наибольшее количество взаимосвязей было обнаружено между таким компонентом идентификации с религиозной группой, как «удовлетворенность членством в группе» и показателями качества жизни «физическое функционирование», «общее состояние здоровья», «жизненная активность», «психическое здоровье». Можно предположить, что удовлетворенность, являясь общим аспектом идентификации с группой, оказывает влияние практически на все компоненты качества жизни. А по мнению О.С. Павловой, «удовлетворенность членством» в религиозной группе - «это аффективный компонент, который отражает позитивные эмоции, возникающие у верующего от принадлежности к мусульманской умме, а также по отношению к самой религиозной группе: радость, гордость и счастье» [11].
Следует отметить тот факт, что болевой синдром в группе мусульман не коррелировал ни с одним компонентом идентификации с религиозной группой.
Заключение. Качество жизни пожилого человека во многом определяется физическим и психическим компонентами здоровья. Религиозная деятельность респондентов-мусульман обеспечивает чувство благополучия, компенсирует недостаточную удовлетворенность некоторых сторон бытия, позволяет справиться с текущими проблемами Исследования вопросов религиозной принадлежности могут быть полезными клиническим психологам, занимающимся проблемой психических заболеваний. Анализ субшкал позволяет детально установить, в каких областях жизни пожилого человека возникает дисбаланс, а результаты анализа могут быть использованы при составлении коррекционно-развивающих программ. Анализ взаимосвязи компонентов идентификации с религиозной группой респондентов-мусульман и показателей качества жизни пожилых людей позволил предположить, что позитивные мысли и эмоции, а также сама религиозная деятельность оказывают влияние практически на все компоненты качества жизни.
Выводы
- Наибольший вес в структуре религиозной идентичности пожилых людей трех возрастных групп имеют такие компоненты, как: «Удовлетворенность членством в группе», «Сплоченность», «Выраженность групповой идентичности».
- В возрастной группе 55-64 года обнаружены высокие показатели компонентов «Стереотипизация» и «Ингрупповая гомогенность».
- Респонденты-мусульмане имеют лучшие показатели по всем шкалам опросника SF-36 по сравнению с атеистами.
- Выявлены значимые взаимосвязи между различными компонентами идентификации с религиозной группой и показателями качества жизни.
Список литературы
1. Bowling A., Hankins M. A short of quality of life in older age: The performance of the brief Older People’s Quality of Life questionnaire (OPQOl-breif). Archives of Gerontology and Geriantrics; 2013. Vol. 56 (1). Р. 181–187.
2. Милехин А.И. Качество жизни в пожилом и старческом возрасте: проблемные вопросы. Современная зарубежная психология. 2016; 5(1): 53–63.
3. Дворецкий Л.И. Качество жизни пожилого человека. Руководство по геронтологии и гериатрии. М.: Наука; 2015. С. 154–160.
4. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М.: Речь; 2016. 320 с.
5. Прощаев К.И., Горелик С.Г., Притчина А.И. Качество жизни пациентов старческого возраста. Вестник новых медицинских технологий [электронное издание]. 2013; №1.
6. Зеликова Ю.А. Субъективное благополучие пожилых людей (кросс-национальный анализ). Социологические исследования. 2014; №11: 60–69.
7. Сергиенко Е.А., Харламенкова Н.Е. Психологические факторы благополучного старения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018; Т. 8: 243–257.
8. Шаяхметова Э.Ш., Митина Г.В., Макушкина О.М. Особенности психических состояний у лиц пожилого возраста, живущих в семьях и домах престарелых. Здоровье и образование в XXI веке. 2018; Т.20 (2): С. 47 – 52.
9. Агадуллина Е.Р., Ловаков А.В. Модель измерения групповой идентификации: проверка на российской выборке. Журнал высшей школы экономики. 2013; №4(10): 143–157.
10. Croezen S., Avendano M., Burdorf A. Social Participation and Depression in Old Age: A Fixed-Effects Analysis in 10 European Countries. American Journal of Epidemiology; 2015. Vol. 118 (2): 168–176.
11. Павлова О.С., Миназова В.М., Хухлаев О.Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике). Культурно-историческая психология. 2016; 12(2): 90–99.
Об авторах
Г. Р. ХайрльваринаРоссия
Хайрльварина Гульнара Рамилевна - магистрант по профилю подготовки «Клиническая психология» БГПУ им. М.Акмуллы.
Уфа.
Э. Ш. Шаяхметова
Россия
Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна - доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии, БГПУ им. М.Акмуллы; научный сотрудник центра спортивной науки, ЮУрГУ.
Уфа; Челябинск.
Л. М. Матвеева
Россия
Матвеева Людмила Михайловна - кандидат социологических наук, профессор.
Уфа.
Р. Р. Самигуллин
Россия
Самигуллин Ринат Рафильевич - старший преподаватель кафедры прикладной психологии и девиантологии.
Уфа.
Г. В. Митина
Россия
Митина Галина Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры общей и социальной психологии.
Уфа.
Рецензия
Для цитирования:
Хайрльварина Г.Р., Шаяхметова Э.Ш., Матвеева Л.М., Самигуллин Р.Р., Митина Г.В. Взаимосвязь качества жизни и религиозной идентичности пожилых людей. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):835-849. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-835-849
For citation:
Khayerlvarina G.L., Shayakhmetova E.S., Matveeva L.M., Samigullin R.R., Mitina G.V. The relationship between the quality of life and religious identity of elderly people. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):835-849. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-835-849