Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Патриотические обращения руководителей советских мусульман к единоверцам в годы Великой Отечественной войны

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-307-329

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Годы Великой Отечественной войны стали временем сплочения народов СССР, и немалую роль в этом сыграли главы религиозных объединений. В статье анализируются малоизвестные факты патриотической деятельности лидеров мусульман СССР. В силу негативного отношения советского руководства к исламу многие события, происходящие в Советском государстве касательно мусульман, длительное время не подлежали широкой огласке. Сегодня, когда многие архивные документы «рассекречены», у исследователей появилась возможность их проанализировать. Авторы статьи на основе исторических фактов и обнаруженных (ранее засекреченных) документов, часть из которых нашла отражение в малоизвестной или в новейшей литературе, показывают, что лидеры советских мусульман с первых дней Великой Отечественной войны заняли патриотическую позицию, сплачивали советских граждан и показывали истинные цели агрессоров.

Для цитирования:


Мухетдинов Д.В., Ахмадуллин В.А., Ахмадуллина Ж.В. Патриотические обращения руководителей советских мусульман к единоверцам в годы Великой Отечественной войны. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):307-329. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-307-329

For citation:


Mukhetdinov D.V., Akhmadullin V.A., Akhmadullina Z.V. Patriotic appeals of Soviet Muslim leaders to their coreligionists during the Great Patriotic War. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):307-329. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-307-329

Введение

С началом Великой Отечественной войны жизнь советского общества изменилась коренным образом. Одним из важнейших аспектов перемен стало изменение качества государственно-конфессиональных отношений. Угроза уничтожения Германией и её союзниками Советского государства и значи­тельного количества его населения заставили руководителей СССР искать ресурсы для сплочения граждан, в том числе через опору на авторитет рели­гиозных лидеров, многие из которых, несмотря на негативный опыт государственно-конфессиональных отношений в предвоенное время, заняли патрио­тическую позицию.

Например, местоблюститель патриаршего престола митрополит Мо­сковский и Коломенский Сергий (Страгородский) 22 июня 1941 года, призы­вая православных соотечественников к борьбе с захватчиками, заявил: «Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам» [1, с. 38-40].

Патриотические инициативы духовных лидеров мусульман Советского Союза

До последнего времени господствовал миф о том, что председатель Цен­трального духовного управления мусульман (ЦДУМ, г. Уфа) муфтий Г.З. Рас- улев и ряд видных мулл призвали мусульман СССР к священной борьбе с за­хватчиками только через 11 месяцев после начала войны, а именно 15 мая 1942 года. Но в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) хранится русский текст обращения муфтия Г.З. Расулева «Ко всем приходам мусульман», датированный 2 сентября 1941 г. (перевод с татарского языка). На основе догматики ислама председатель ЦДУМ призвал правоверных соотечественников к борьбе против вероломного противника. Изучение этого обращения показало, что существуют два варианта перевода этого документа, которые имеют некоторые различия1.

В ходе поиска более ранних обращений лидеров советских мусульман к единоверцам с целью их сплочения для борьбы с захватчиками нам удалось обнаружить свидетельства, которые показывают, что с первых дней Великой Отечественной войны муфтий Г.З. Расулев и многие другие руководители мусульман СССР призывали единоверцев приложить все силы для уничто­жения агрессоров. Председатель Совета по делам религиозных культов при СНК СССР (СДРК, этот орган был создан в 1944 году) И.В. Полянский (од­новременно заместитель начальника отдела «О» (Оперативная работа среди духовенства) МГБ СССР, полковник госбезопасности) докладывал 10 января и 5 апреля 1946 года руководству СССР о том, что муфтий Г.З. Расулев и ду­ховный лидер мусульман Средней Азии и Казахстана И. Бабахан с первых дней войны обращались с соответствующими призывами к мусульманам и возглавили патриотическое движение мусульман своих регионов. Кроме того, И.В. Полянский отметил патриотические обращения учредительных съездов Духовного управления мусульман Закавказья (25-28 мая 1944 года, Баку) и Духовного управления мусульман Северного Кавказа (20-23 июня 1944 года, Буйнакск (Дагестанская АССР)). Председатель СДРК также писал, что в со­ответствии с принятыми уставами духовные управления мусульман воспиты­вают своих верующих в духе беспредельной любви и преданности Родине, в годы Великой Отечественной войны мусульманское духовенство и верующие, в своей основной массе, активно участвовали в патриотической работе2.

К сожалению, И.В. Полянский не назвал точных дат первых патрио­тических обращений лидеров советских мусульман. С нашей точки зрения, значительный вклад в разрешение этой проблемы сделал в 1943 году Стэнли Джордж Эванс. Он частично цитирует английские переводы трёх обращений муфтия Г.З. Расулева от 18 июля, 7 августа и 2 сентября 1941 года, не указы­вая, однако, источников этих переводов [2, p. 158-159]. Анализ обращения муфтия Г.З. Расулева от 18 июля показывает, что С.Дж. Эванс опубликовал всего три предложения, при этом между вторым и последним существует мно­готочие, которое, по нашему мнению, стоит на месте фрагмента текста, с кото­рым, возможно, не справился переводчик.

Анализ публикуемого С.Дж. Эвансом обращения от 2 сентября 1941 года показывает, что его текст несколько отличается от двух вариантов обраще­ния, которые хранятся в РГАСПИ и даны в приложении №1.

О призыве муфтия Г.З. Расулева к единоверцам от 18 июля 1941 года упоминают и другие зарубежные исследователи. Они также ссылаются на С.Дж. Эванса [3, p. 426; 4, p. 103].

Патриотический подъём советских мусульман в первые дни войны был зафиксирован во многих регионах СССР. В первую же пятницу (27 июня) по­сле начала Великой Отечественной войны правоверные Узбекистана в Таш­кенте, Самарканде, Бухаре и в некоторых других городах самоорганизова­лись для пятничного намаза возле мечетей, в том числе закрытых Советским государством. В ходе этих собраний были прочитаны хутбы и молитвы «во здравие и победы падишаха страны» (падишахом, естественно, был назван Сталин) и об уничтожении агрессоров. Многочисленные оценки партийно­ советского аппарата, в том числе органов безопасности, склонялись к поло­жительной оценке этих акций [5, с. 323-324].

Патриотическая деятельность лидеров советских мусульман была за­мечена Г. Саксиным, который работал в Народном комиссариате иностран­ных дел и одновременно был заведующим отделом международной жизни Совинформбюро. 13 сентября 1941 г. он доложил народному комиссару ино­странных дел В.М. Молотову и начальнику Совинформбюро А.С. Щербакову о массированном ведении гитлеровцами и итальянцами радиопропаганды с целью завоевания симпатий советских мусульман и противопоставления Со­ветскому государству. В качестве ответной меры он предложил несколько ме­роприятий. Во-первых, проведение радиомитинга советских мусульман. Во- вторых, и это самое главное с нашей точки зрения, Г. Саксин представил два обращения муфтия Г.З. Расулева и обращение лидеров мусульман Азербайд­жана к мусульманам всего мира. Эти документы представляют собой патрио­тические призывы содействовать победе над агрессорами всеми средствами, которые могли использовать мусульмане: от прямого участия в боях до мо­литвы за победу над фашистами и их сателлитами. Г. Саксин также предло­жил довести эти призывы до зарубежных мусульман через каналы Министер­ства информации Великобритании3.

Два недатированных перевода обращений муфтия Г.З. Расулева были опубликованы одним из авторов статьи в 2015 г. [6, с. 136-138]. Датировка этих документов принадлежит старшему научному сотруднику Отдела вос­точных рукописей Института истории, языка и литературы Уфимского фе­дерального исследовательского центра РАН, кандидату филологических наук Рамилю Махмутовичу Булгакову. Документ на с. 136 указанного издания4 он определил как выполненный с татарского оригинала, датированного 7 авгу­ста 1941 г. на основании упоминания в нем «военного соглашения Советского Правительства с английским правительством», то есть «Соглашения о сов­местных действиях Правительства Союза ССР и Правительства Его Величе­ства в Соединенном Королевстве в войне против Германии», подписанного в Москве Народным Комиссаром Иностранных дел В.М. Молотовым и Чрезвы­чайным и Полномочным Послом Его Величества в СССР Стаффордом Криппсом 12 июля 1941 г. [7, с. 116]. Что же касается документа на с. 137-1385, то его атрибуцию он провел по датированному 23 [следовало бы написать 24] джумада-л-ахир 1320 года Хиджры, что соответствует дате 18 июля 1941 гри­горианского года, татарскому арабоалфавитному оригиналу, обнаруженно­му в конце февраля 2020 г. в Уфе в Национальном архиве Республики Баш­кортостан сотрудником того же института - заведующим отделом истории и истории культуры Башкортостана, кандидатом исторических наук Марсилем Нурулловичем Фархшатовым. В настоящее время наши уфимские коллеги готовят публикацию, посвященную этому важнейшему открытию, которое даст новый импульс исследованиям вклада религиозных объединений и их лидеров в Победу советского народа над гитлеровской Германией и её сател­литами.

Почему эти документы были неизвестны широкому кругу исследовате­лей и простых граждан СССР? По нашему мнению, руководители Советско­го аппарата (в своем подавляющем большинстве) почти до последних дней существования СССР видели в религиозных лидерах своих прямых конку­рентов в плане влияния на умонастроения людей. Начало войны настолько сильно ударило по сознанию многих чиновников, что они просто не знали, как отработать эти документы и не пострадать от своей инициативы. Поэто­му подобного рода документы и были спрятаны в архивах и не доведены до мусульман Советского Союза.

Иначе сложилась ситуация с обращением лидеров советских мусуль­ман, которое было принято 15-17 мая 1942 года Уфе во время проведения расширенного совещания исламских руководителей. В архивных документах оно ещё называется Меджлис-гулями; Гулями; расширенное совещание ис­ламских учёных; совет учёных. По своей сути этот документ полностью сов­падает с призывами муфтия Г.З. Расулева от 18 июля, 7 августа и 2 сентября 1941 года. Но в этот раз документу придали публичный характер, разместив его в газете «Труд» и распространив через структуру ЦДУМ6.

Боле того, благодаря взаимодействию руководства НКВД с ЦК ВКП(б), осенью 1942 года обращение было издано на языках советских народов, тра­диционно исповедующих ислам, и активно распространялось7.

С нашей точки зрения, руководство СССР восприняло патриотическую деятельность авторитетных лидеров мусульман СССР в качестве твёрдой по­зиции подавляющего большинства советских мусульман, опора на которую позволит сокрушить агрессора. Именно поэтому обращению придали столь публичный характер. К тому же необходимо было показать союзникам, что процесс укрепления свободы совести имеет динамичный характер и снима­ет ненужные вопросы к руководству СССР в плане выполнения условий по поставкам в рамках ленд-лиза. Ведь в самом начале Великой Отечественной войны часть граждан США, в лице некоторых христианских общин, убеждали президента отказаться от какой-либо помощи СССР [8, с. 362].

В октябре 1941 года СССР получил от США для покупки оружия и необ­ходимых материалов заём в 1 млрд долларов [9, с. 8]. Советское государство было вынуждено смягчить религиозную политику в связи с необходимостью подписания «Декларации 26 государств», упорно продвигаемой руковод­ством США, в качестве условия создания антигитлеровской коалиции [10, с. 20-21]. Этот документ более известен как «Декларация Объединенных На­ций». В её тексте есть слова: «...будучи убеждены, что полная победа над их врагами необходима для ... религиозной свободы...»8. Поэтому СССР должен был соблюдать Декларацию хотя бы формально.

Благодаря патриотической деятельности мусульман Средней Азии и Казахстана, а также пониманию руководством СССР необходимости орга­низационного сплочения мусульман региона, Президиум Верховного Совета СССР разрешил провести в Ташкенте учредительный съезд Духовного управ­ления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), для чего и был раз­решён съезд мусульман республик Средней Азии и Казахстана9.

В день открытия I съезда САДУМ, 17 октября 1943 года, десять автори­тетных мусульманских деятелей во главе с организатором форума И. Бабаха- ном отправили И.В. Сталину телеграмму, в которой перечислили патриотиче­ские инициативы мусульман в годы войны и заверили первое лицо Советского государства в неуклонном продолжении этой линии10.

В материалах I съезда САДУМ была отмечена работа, проделанная мусульманским духовенством СССР: объявление джихада агрессорам; призывы к верующим защищать Родину на фронте и в тылу; проведение много­численных намазов о победе и здоровье руководителей СССР; сборы средств на постройку боевой техники и подарки воинам; принятие фетвы о защите Родины и т.д. Это стало свидетельством совпадения интересов мусульман Со­ветского Союза, руководства СССР и всех народов Советского государства. Съезд САДУМ принял ряд патриотических инициатив: размножить доклад И. Бабахана на съезде «О патриотической работе среди мусульман в период Отечественной войны»; признать фетву «Защита Родины от чужеземного вра­га является священным религиозным долгом всех верующих мусульман, как этого требует от нас священный Коран и Хадисы Магоммеда» и патриотиче­ское обращение съезда к мусульманам11.

Народный комиссар государственной безопасности СССР В.Н. Мерку­лов 21 октября 1943 года доложил председателю Государственного комитета обороны И.В. Сталину о принятых на съезде САДУМ патриотических ини­циативах и патриотических приветственных речах Г.З. Расулева и имама мо­сковской мечети Х.Ф. Насрутдинова12.

В 1944 году произошло заметное улучшение государственно-мусуль­манских отношений. В дополнение к ЦДУМ и САДУМ руководство страны приняло решение о создании ещё двух духовных управлений. В Баку 25­28 мая 1944 года состоялся съезд мусульман Закавказья, на котором было создано Духовное управление мусульман Закавказья - ДУМЗАК - и принят устав управления. Избранные на съезде председатель ДУМЗАК шейх-уль- ислам Али-заде Ахунд-Ага (шиит) и его заместитель муфтий-эфенди-заде Ибрагим Эфенди (суннит), а также члены правления ДУМЗАК: по Азербай­джану - казый Пишнамаз-заде Ахунд Фараджулла, казый Ахундов Абдул Рагим, казый Магомедов Рамазан эфенди; по Грузии - казый Беридзе Расим Сулейман-оглы и казый Шакиров Молла Надиршах Уста Дарвиш-оглы; по Армении - казый Байрамов Мирза Аликпер и Магерламов шейх Алескеров Аббас-оглы - подписали патриотическое обращение к мусульманам СССР о напряжении всех сил для победы над врагом. Этот документ был разослан с помощью МИД СССР в зарубежные государства в виде брошюры на азербай­джанском, турецком, персидском языках; в декабре 1944 года готовилась бро­шюра на арабском13. Президиум съезда 26 мая 1944 года отправил телеграмму на имя И.В. Сталина, в которой извещал о проведении мероприятия и заверял лидера СССР в широкой поддержке мусульманами любой деятельности руко­водства государства по разгрому врага14.

Председателю Государственного комитета обороны И.В. Сталину 29 июня 1944 года доложили подробности съезда мусульман Северного Кав­каза, прошедшего 20-23 июня 1944 года в Буйнакске (Дагестанская АССР). На съезде обсуждались такие важнейшие вопросы, как организация ДУМСК и стоявшие перед ним задачи, патриотическая работа среди мусульман. По всем вопросам съезд принял соответствующие резолюции, а перед закрытием ут­верждено патриотическое обращение ко всем мусульманам. В ходе работы съезда были одобрены тексты приветственных телеграмм на имя И.В. Стали­на, М.И. Калинина и председателей Президиумов Верховных Советов Даге­станской, Кабардинской и Северо-Осетинской АССР15.

Руководство Народного комиссариата государственной безопасности 15 июля 1944 года проинформировало ЦК ВКП(б), что 23 июня 1944 года съезд мусульман в Буйнакске принял патриотическое обращение к мусульма­нам, и предложило распространить этот документ тиражом 5 тыс. экземпля­ров на одиннадцати языках региона - аварском, кумыкском, даргинском, лез­гинском, лакском, табасаранском, кабардинском, осетинском, адыгейском, черкесском и ногайском - вместе с опубликованным в центральных газетах приветственным словом И.В. Сталина к съезду16. Обращения съезда, как и об­ращения ЦДУМ, САДУМ и ДУМЗАК, были проникнуты духом патриотизма и традиционных мусульманских ценностей.

И.В. Полянский 12 февраля 1945 года доложил секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову об инициативе Всесоюзного общества культурной связи с за­границей (ВОКС) послать в зарубежные страны «Сборник материалов съезда представителей мусульманского духовенства и верующих Северного Кавка­за». С нашей точки зрения, И.В. Полянский предпринял для реализации идеи тонко рассчитанный шаг, он перечислил блоки брошюры: обращения съезда к мусульманам о злодеяниях гитлеровцев, приветственные телеграммы съе­зда И.В. Сталину и М.И. Калинину и т.д.17.

Таким образом, годы Великой Отечественной войны стали временем возрождения ислама и его институтов, прекращения государственной поли­тики воинствующего атеизма, исчезновения из средств массовой информации и официальных документов призывов покончить с религией. Закончил своё деятельное существование Союз воинствующих безбожников. Великая Оте­чественная война, внутренние и внешние факторы и обстоятельства стали ре­шающим условием изменения отношения руководства СССР к мусульманам своей страны.

По мнению авторов, можно выделить главные причины изменения со­ветских государственно-мусульманских отношений в годы Великой Отечест­венной войны: а) патриотическая позиция уммы; б) необходимость считаться с требованиями союзников по улучшению государственно-конфессиональ­ных отношений; в) политическая воля И.В. Сталина; г) попытки гитлеровцев использовать мусульман на своей стороне.

Анализ фактов политики СССР в области государственно-мусульман­ских отношений, позволяет делать вывод, что она была напрямую подверже­на влиянию многих сил, имевших как внутренний, так и внешний характер. В любом случае, подавляющее большинство мусульман СССР, несмотря на антирелигиозную довоенную политику, показали себя с самой лучшей сто­роны и в единстве с другими верующими и атеистами проявили массовый ге­роизм, сломили врага и вошли в Берлин. Среди водрузивших знамя над рей­хстагом и оставившим победные надписи на его стенах было значительное количество советских мусульман. По нашему мнению, многие из них хорошо знали призывы своих духовных лидеров и с честью их выполнили.

Заключение

Исследование проблемы государственно-мусульманских отношений в период войны позволило вынести уроки, актуальные для современности.

Урок первый: необходимо более тесное сотрудничество государства с религиозными, в том числе мусульманскими, организациями. Объедине­ние усилий верующих и атеистов произошло на основе жертвенной любви к Отечеству в годы Великой Отечественной войны. Государство и умма имели общую беду и общую надежду, общую скорбь и общую радость Победы. По­этому важно сегодня сохранять и разумно приумножать это единство ради будущего России.

Урок второй: необходимо постоянно и всесторонне учитывать религи­озные особенности в процессе государственного строительства. Значение это­го урока для России после воссоединения Крыма в 2014 году и приращения в связи с этим мусульманского населения сегодня только возрастает. С учётом событий на Ближнем и Среднем Востоке за последние годы это становится особенно актуальным.

Урок третий: полная бесперспективность попыток борьбы с исламом как с вероучением и повседневной жизненной практикой миллионов наших сограждан. Государство должно не бороться с мусульманами, а привлекать их на свою сторону, что только усиливает его. Успешное развитие государства невозможно без прогресса в такой тонкой сфере, как государственно-конфес­сиональные отношения. Необходима концептуальная разработка стратегиче­ских и тактических способов решения проблем, связанных с этими отноше­ниями.

Урок четвёртый касается важности глубокого понимания масштабно­сти исламского фактора. Мир ислама велик не только по своему культурному воздействию, но и по географическим масштабам и колоссальному эконо­мическому потенциалу. Из этого необходимо сделать следующий вывод: два последних обстоятельства создают поле общих интересов с мусульманскими странами, что является дополнительным аргументом в пользу сотрудничест­ва с ними России. Инициативы ряда стран Запада в 2014 году, направленные против Российской Федерации, наглядно показали, что России необходимо усиленное сближение и взаимодействие с Востоком и Латинской Америкой.

В условиях непрекращающегося давления на Россию со стороны Запада совершенствование законодательной базы, с учётом национальных традиций и обычаев, связанных с религией, поможет нашему государству выстоять и сохранить народам России свою самобытность на основе ценностей, прове­ренных веками.

 

Приложение 1

Два варианта обращения председателя ЦДУМ Г.З. Расулева от 2 сентября 1941 года18


 

Приложение 2

Английский текст обращений председателя Центрального духовного управления мусульман муфтия Г.З. Расулева к мусульман от 18 июля, 7 августа и 2 сентября 1941 года и наш перевод их на русский язык19

I. Appeal to Soviet Moslems on July 18th, 1941 by the Central Moslem Ecclesiastical Board of the U.S.S.R. in the Tartar language  I. Обращение к советским мусульманам 18 июля 1941 года Центрального мусуль­ манского духовного собрания21 в СССР на татарском языке.  
«The Fascists have drenched our peaceful fields in blood. They slaughter innocent women, old men and children. Hitler is out to destroy learning and culture, to establish the Reich of barbarism and to exterminate the Moslem faith. The Central Moslem Ecclesiastical Board calls upon all the faithful to rise up in defense of their native land, to pray in the mosques for the victory of the Red Army and to give their blessing to their sons, fighting in a just cause.... Love thy country, for such is the duty of the faithful»20«Фашисты погрузили наши мирные поля в кровь. Они совершают массовые убийства невиновных женщин, стариков и детей. Гитлер стремится уничтожить образование и культуру, установить рейх варварства и истребить мусульманскую веру. Центральный Мусульманский Духовный Совет призывает всех верующих встать на защиту своей Родины, молиться в мечетях за победу Красной Армии и благословить своих сыновей, борющихся за справедливое дело... Люби свою страну, ибо таков долг верующего»
3. Call by Central Council of Moslem Mosques in U.S.S.R. to Mohammedans throughout the world, August 7th, 1941.3. Обращение Центрального Совета мусульманских мечетей22 в СССР к мусульманам всего мира, 7 августа 1941 года23.
«The Islamic peoples and the people of other faiths in the Soviet Union have risen as one man to resist the German Fascist invaders and their evil forces which, while destroying what the Moslems have built, at the same time argue that they are protecting them in other parts of the world. These Islamic masses have arisen and their hearts are filled with humanism (which is part of the Islamic religion) in answer to the call to fight of the Central Council of the Moslem Religious Centres in the U.S.S.R. And they are con-vinced that the Fascist German invaders will inevitably be driven out and crushed. To this call not only Moslems and other peoples of the U.S.S.R. have responded, but also other nations which suffer under the yoke of Fascist Germany as well as the Moslems of the Slavic and Polish States who have assured us that they will fight side by side with us.«Мусульмане и другие верующие граждане Советского Союза встали все как один человек, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам и их дьявольским войскам, которые, разрушая то, что построили мусульмане, в то же время утверждают, что они защищают мусульман в других частях мира. Эти исламские массы поднялись, и их сердца наполнились гуманизмом (который является частью исламской религии) в ответ на призыв к борьбе Центрального совета мусульман ских религиозных центров в СССР25, и они убеждены, что немецко-фашистские захватчики неизбежно будут изгнаны и раздавлены. На этот призыв откликнулись не только мусульмане и другие народы СССР, но и другие народы, которые страдают под гнетом фашистской Германии, а также мусульмане славянских и польских государств, которые заверили нас, что будут сражаться бок о бок с нами.
The Islamic civilization which is to be found all over the world is today menaced with destruction by the German Fascist bands unless the Moslems of the world stand up to it and fight. And it is the will of the all-merciful God that the aggressors shall be driven out. Peace unto ye and God’s mercy in the name of our Islamic brotherhood.»24Исламская цивилизация, которую можно найти во всем мире, сегодня находится под угрозой уничтожения немецко-фашистскими бандами, если мусульмане всего мира не будут противостоять им и сражаться. И это воля всемилостивого Бога, что агрессоры будут изгнаны. Мир вам и Божья милость во имя нашего исламского братства».
2. Appeal to Moslems of the U.S.S.R. by Mufti Abdul Rahman Rassulayev, Head of the Central Ecclesiastical Board, on Septem­ ber 2nd, 1941:2. Обращение главы Центрального Духов­ ного Совета к мусульманам СССР Муфтия Абдула Рахмана Рассулаева27 от 2 сентя­бря 1941 года:
«Everyone knows that a cunning, ruthless and implacable enemy has started hostilities on our beloved country without declaration of war. Never has humanity known such outrages as those which our native land is now suffering.«Всем известно, что хитрый, беспощад­ ный и непримиримый враг начал военные действия против нашей любимой страны без объявления войны. Никогда челове­ чество не знало таких злодеяний, как те, от которых сейчас страдает наша родная земля».
To-day our friends and brothers are perishing at the front, their wives are being widowed and their children orphaned. For this, these who are warring against us are responsible. With the invasion of our country, our kindred, our sisters and children are being plunged into misfortune.Сегодня наши друзья и братья гибнут на фронте, их жены становятся вдовами, а их дети - сиротами. За это несут ответствен­ ность те, кто воюет против нас. С вторжением в нашу страну наши родные, наши сестры и дети попадают в беду.
Therefore the Ecclesiastical Assembly calls upon you to defend our country in the name of religion and to appeal to all our brother oslems to do the same. In mosques and in private prayers pray to God to help defeat the enemy of the Red Army.»26Поэтому Духовное Собрание призывает вас защищать нашу страну во имя религии и призывать всех наших братьев-мусульман поступать так же. В мечетях и в уединенных молитвах молитесь Богу, чтобы помочь победить врага Красной Армии».

 

 

Приложение 3

  1. Обращение муфтия Г.З. Расулева от 18 июля 1941 года28


  1. Обращение муфтия Г.З. Расулева от 7 августа 1941 года29

Список литературы

1. Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: сборник документов. Сост.: О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М.: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории; 2009. 765 с.

2. Evans S. The Churches in the U.S.S.R. London: Cobbett Publishing Co. Ltd.; 1943. 160 p.

3. Kolarz W. Religion in the Soviet Union. London: «Macmillan & CO LTD», New York: «St. Martin’s press»; 1961. 518 p.

4. Ro’i Y. Islam in the Soviet Union: From the Second World War to Gorbachev. London: Hurst & Company; 2000. 764 p.

5. Россия – Средняя Азия: Политика и ислам в конце XVIII – начале XXI века. М.: Издательство Московского университета; 2013. 480 с.

6. Ахмадуллин В.А. Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): монография. М.: Издательский «Исламская книга»; 2015. 332 с.

7. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны: Документы и материалы. Редактор-составитель С. Майоров. Т. 1: 22 июня 1941 г. – 31 декабря 1943 г. М.: ОГИЗ Государственное издательство политической литературы; 1944. 684 с.

8. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж: YMCA-press; 1979. 513 с.

9. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В 2 томах. 2-е изд. Т. 2. М., 1976. 472 с.

10. Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца. Пер. с англ. В 2 т. Т. 2. М.: Иностр. лит.; 1958. 679 с.


Об авторах

Д. В. Мухетдинов
Московский исламский институт; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Мухетдинов Дамир Ваисович, кандидат политических наук, ректор

директор Центра исламских исследований Восточного факультета



В. А. Ахмадуллин
Московский исламский институт
Россия
Ахмадуллин Вячеслав Абдулович, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник


Ж. В. Ахмадуллина
Московский исламский институт
Россия
Ахмадуллина Жанна Вячеславовна, научный сотрудник


Рецензия

Для цитирования:


Мухетдинов Д.В., Ахмадуллин В.А., Ахмадуллина Ж.В. Патриотические обращения руководителей советских мусульман к единоверцам в годы Великой Отечественной войны. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):307-329. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-307-329

For citation:


Mukhetdinov D.V., Akhmadullin V.A., Akhmadullina Z.V. Patriotic appeals of Soviet Muslim leaders to their coreligionists during the Great Patriotic War. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):307-329. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-307-329

Просмотров: 1705


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)