Перейти к:
Хусейн аль-Каргали (ум. 1857): Татарский хадисовед в Бухаре
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-3-663-675
Аннотация
Статья посвящена описанию рукописи татарского богослова XIX в. Хусейна аль-Каргали «Маакид аль-марджан мин масанид ан-Ну‘ман» (Привязи перл из муснадов ан-Нумана). Этот трактат представляет собой сокращенную версию сборников хадисов (муснадов) эпонима традиционной для тюркско-мусульманских народов богословскоправовой школы - имама Абу-Ханифы «Джами‘ аль-масанид», составленную средневековым багдадским ученым Мухаммадом аль-Хаваризми (1197-1257). В работе проводится сравнение сокращенной версии с оригиналом, а также описывается история появления книги в Бухаре и краткая биография аль-Каргали. На основе этих фактов делаются выводы о тесных духовных связях мусульман Волго-Уралья, Центральной Азии и Османской империи, объединенных ханафитской богословской традицией, а также отмечается важная роль в этих процессах бухарского эмира Насраллах Бахадур Хана (1827-1860).
Ключевые слова
Для цитирования:
Салахов А.М. Хусейн аль-Каргали (ум. 1857): Татарский хадисовед в Бухаре. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(3):663-675. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-3-663-675
For citation:
Salakhov A.M. Husein al-Kargali (d. 1857): Tatar hadith scholar from Bukhara. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(3):663-675. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-3-663-675
Введение
Как известно, Коран и Сунна составляют источниковую основу исламской религии - ее вероустава, системы права, нравственно-поведенческих норм.
Однако в отличие от Корана, который единогласно считается всеми мусульманами полностью категорически достоверным, Сунна, включающая в себя изречения пророка Мухаммада, его действия и одобрения поступков сподвижников, определяется категорически достоверной в целом, но вероятно достоверной в каждом отдельном сообщении [1, с. 59]. Согласно принятой знатоками хадисов генеральной классификации, хадисы в отношении степени их достоверности делят на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые (да'иф), вымышленные (мавду‘).
Считается, что первые попытки письменной фиксации изречений Пророка предпринимались еще при его жизни. Так, в своде хадисов Абу-Дауда приводится сообщение со слов Абу-Хурайры, который сказал: «Когда была взята Мекка, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся [и произнес проповедь], - Абу-Хурайра упомянул проповедь Пророка. - Тогда один человек из Йемена по имени Абу-Шат поднялся и сказал: “О Посланник Аллаха, напишите мне [проповедь]”. И Пророк сказал: “Напишите Абу Шату”» (Абу-Дауд, 3659). Известны также сообщения об обращении сподвижников к Пророку с разрешением записывать хадисы [2, с. 148]. Знаменитый средневековый арабский историк аль-Хатыб аль-Багдади приводит со слов Абу-Хурайры, который сказал: «Один человек приходил услышать изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но не запоминал его слов. Он обращался ко мне, и я пересказывал ему. Когда же он посетовал Посланнику Аллаха на свою слабую память, Пророк ему сказал: “Помоги своей памяти правой рукой”» [2, с. 148].
Как отмечают исследователи, первое официальное распоряжение о составлении сводов хадисов было дано омейядским халифом ‘Умаром ибн ‘Абдульазизом (681-720) [2, с. 177-178]. В послании, адресованном его наместнику в Медине Мухаммаду ибн Амру, говорилось: «Напиши мне хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) из тех, что сочтешь достоверными... Ибо я опасаюсь утраты знания» [3, с. 92]. Позже, в первой половине 2-го века по хиджре (VIII в.), дело собирания хадисов получило распространение и в других регионах Халифата. В это время хадисы стали собираться и распределяться по темам в соответствии с разделами мусульманского права (фикха), тогда как в круг задач первых составителей сборников преданий их рубрикация не входила. В частности, в этот период был составлен один из наиболее достоверных и авторитетных сводов хадисов «аль-Муватта» (Согласованная [книга]), составленная основателем мали-китской богословско-правовой школы имама Малика ибн Анаса (711-795) [2, с. 182]. Если первые сборники хадисов помимо собственно изречений Пророка содержали также богословско-правовые заключения (фетвы) сподвижников Пророка и их последователей, то позже стали составляться сборники хадисов, в которых предания приводились в алфавитном порядке по именам передавших их сподвижников - муснад. Вообще, слово муснад является причастием страдательного залога от глагола аснада «возводить, относить [к кому-либо]». Первым ученым, составившим муснад, считается Сулейман ибн аль-Джаруд ат-Тайялиси. Составителем крупнейшего муснада является основоположник ханбалитского правового толка имам Ахмад ибн Ханбаль (780-855). Позже свои сборники, признанные каноническими, составили: Мухаммад ибн Исма‘иль аль-Бухари (810-870), Муслим ибн аль- Хаджаж аль-Кушайри (822-875), Абу-Дауд Сулейман ибн Ашас ас-Сиджистани (817-888), Мухаммад ибн ‘Иса ат-Тирмизи (824-892), Ахмад ибн Шу‘айб ан-Насаи (829-915), ‘Абдаллах ибн Мухаммад ибн Маджа (824-886).
К эпониму ханафитской правовой школы, наиболее распространенной среди тюркоязычных мусульман, в том числе проживающих на территории России, имаму Абу-Ханифе относят 15 небольших муснадов, которые собрал Абу-Муайад Мухаммад ибн Махмуд аль-Хаваризми в своей книге «Джами‘ аль-масанид» (Собрание муснадов), разбив хадисы тематически в соответствии с разделами фикха и опустив повторяющиеся [4, с. 11].
В 2018 г. в ходе работы в архиве Центра письменного и научного наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова среди коллекции арабоязычных рукописей нами было обнаружено сокращение к вышеуказанной книге аль-Хаваризми, составленное уроженцем татарской деревни Каргала (ныне Оренбургской обл. РФ) Хусейном аль-Каргали.
Сведения о Хусейне аль-Каргали
Об авторе исследуемого источника выдающийся татарский богослов и историк Шихабуддин Марджани (1818-1889) в своем известном историографическом труде «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» (Источник сведений о состояниях Казани и Булгара) приводит следующие данные:
«Мулла Хусейн ибн Мухаммад ибн ‘Умар аль-Булгари аль-Кирма-ни известен как ас-Саати (да смилуется над ним Аллах). Подписывался под куньей Абу-ш-Шараф и прозвищем Мунируддин. Происходит из [города] Хан-Керман (совр. г. Касимов, Рязанская обл.), родился в [деревне] Карга-ла. Обучился разновидностям [арабского] письма и достиг в них совершенства, обучался наукам у муллы ‘Абдрахмана, у хаджи Валидадина аль-Багда-ди обучился чтению Корана; [позже] отправился в Бухару и стал учеником у муллы ‘Абдульазиза ибн ‘Абдульгани аль-Бухари, известного как кади Гани; снискал великую близость к эмиру Насраллаху и состоял в его окружении. Имеет сыновей - мулла Низамуддин, мулла Шарафуддин и других, а также дочерей. В совершенстве владел персидским языком и писал на бухарском письме лучше местных жителей [...] [5, с. 266]. Вместе с этим он никогда не занимал ни должность хатыба, ни мударриса, ни муфтия, ни судьи. Он часто посещал торговцев книгами и другие места продажи книг, где находил множество редких и ценных [экземпляров]. На полях всякой книги, которую он брал в руки, он [непременно] вписывал предложение [в виде примечания] со своим именем, даже если и не приобретал ее. Он обладал ценными книгами по многим предметам. В этом отношении он принес нам много пользы [...] [5, с. 267]. Перевел послание от султана ‘Абдульмаджида, адресованное эмиру [Бухары], на персидский и написал [его] почерком дивани. Является автором трудов: «Маакид аль-марджан мухтасар махасин ан-Ну‘ман» (Привязи перл: сокращение [книги] “Достоинства ан-Нумана”), «Марсад ат-та-саниф иля улюф сунуф ат-тавалиф» (Список [названий] книг по тысячам видов сочинений) - по примеру книги «Кашф аз-зунун» (Удаление догадок). Ему принадлежат и другие сочинения на арабском, персидском и тюркском языках; стихи, написанные собственной рукой. Скончался в Бухаре, в пятницу, третьего шабана в 1274 г. в возрасте около семидесяти лет. По завещанию был погребен вблизи своего дома рядом с ходжой Хасаном ибн ‘Умаром аль-Булгари. Обладал широкими познаниями в истории и других науках» [5, с. 268].
Предыстория появления книги аль-Хаваризми в Бухаре
Отдельный интерес представляют обстоятельства появления сочинения аль-Хаваризми в Бухаре. Аль-Каргали информирует о том, что в Бухару «аль-Муснад аль-Кабир» был доставлен в числе отправленных султаном Абдуль-хамидом II эмиру Бухары книг в ответ на просьбу последнего выслать ему сочинения ученика Абу-Ханифы Мухаммада аш-Шайбани после того, как переписка имевшихся в бухарских медресе книг выявила отсутствие в ней оных.
«Да окружит Аллах Всевышний могилу великого султана, ученого, правоведа (факиха), хадисоведа, экзегета (муфассира), знавшего [наизусть] Речь Аллаха [Коран] Своей милостью и благоволением за его труды и усердия в обновлении знаков религии и их обнаружении, в основании законов шариата и их утверждении. Не осталось ни [одной] книги в науках религиозных и ни одного сочинения в науках вероубеждения, из имевшихся в хранилищах более чем двухсот медресе славного города Бухары, которую бы он не повелел каллиграфам переписать наилучшим письмом. После полного завершения ими своей работы, он вознаградил их подарками в виде одежд и денег, поступая согласно смыслу [аята]: “исполняйте договора” (5:1). В частности, на продлившуюся семь лет переписку книги “аль-Мухит аль-Бурхани”, ее исправление и украшение он потратил четыре тысячи динаров и пятьсот дирхемов. Та книга состояла из трех огромных томов и находилась у главного кади и мударриса медресе “аль-Кукальта”, шейха Бухары Абу-Масуда Мухаммада Салиха аль-Хуканди (да осветит Аллах его душу), о чем я пишу с его повествования. Но ввиду того, что озадаченный этим владыка не обнаружил сочинений имама Мухаммада - ученика Величайшего имама Абу-Ханифы (да смилуется над ними обоими Всевышний Аллах), - он (да осветит Аллах его могилу) отправил посла к халифу [своего] времени, султану сыну султана, господину Махмуду, сыну султана Абдульхамида, другу (сахиб) византийцев и слуге двух святынь с дарами и ценностями в виде свитков Корана и редких удивительных книг, написанных красивым почерком, с тем, чтобы получить от султана сочинения имама Мухаммада (да смилуется над ним Аллах). Посол вернулся к эмиру и доставил ему все, что он ожидал и о чем просил. Среди тех книг был и “аль-Муснад аль-кабир” (Большой Муснад), [состоящий] из [нескольких] муснадов Величайшего имама (да смилуется над ним Всевышний Аллах), который составил господин ученых и султан факихов Мухаммад ибн Махмуд ибн Мухаммад, аль-‘Араби по происхождению, аль-Хаваризми по рождению (да смилуется над ним Аллах)».
Сокращение аль-Каргали
В начале сочинения после традиционного славословия в адрес Всевышнего, пожелания благословения и мира пророку Мухаммаду и его сподвижникам, автор сообщает о своем давнем желании быть обладателем свода хадисов Абу-Ханифы: «Говорит презреннейший из рабов Божьих Абу-ш-Шараф аль-Хусайн ибн Абу-‘Умар аль-Каргали, аль-Булгари по происхождению, аль-Бу-хари по проживанию. С начала своего прибытия в славный город Бухару в 1231 (1815) году и до настоящего времени - года 1261 (1844), я вел поиски «Муснада» нашего величайшего имама, великого и почтенного господина Абу-Ханифы ан-Ну‘мана...». Далее он сообщает, что владение этой книгой стало возможным благодаря дару со стороны эмира Бухары Насраллаха: «Он осчастливил меня тем священным, благодатным, ценным экземпляром, известным как “аль-Муснад аль-Кабир” (Большой Муснад), который вобрал пятнадцать его [Абу Ханифы] муснадов, собранных учеными мужами в области хадисов. Позже Мухаммад ибн Махмуд аль-Хаваризми, скончавшийся в 665 г. (1266), собрал все [те] 15 муснадов Абу-Ханифы в одной книге. Он расположил хадисы в соответствии с разделами фикха, опустил повторяющиеся хадисы, повтор иснадов, если только содержание одного и того же хадиса не подходило под различные главы и он не имел различные иснады». Располагаемый нами электронный вариант современного издания книги аль-Хава-ризми, вышедшего в 1332 г.х. (1913) в Хайдарабаде под названием «Джами‘ масанид Аби-Ханифа» (Собрание муснадов Абу-Ханифы), состоит из двух объемных томов: 1-й том составляет 562 страницы, 2-й - 588.
Причину составления Сокращения аль-Каргали объясняет следующим: «Но ввиду того, что владение этим экземпляром является [делом] обременительным, а переписка его ввиду его пространности из-за наличия в нем упомянутого мной затруднительным, крайнее желание [располагать] им заставило меня отобрать из него хадисы, [ограничившись] упоминанием [имен] сподвижников, от которых передал Величайший имам Абу-Ханифа (да смилуется над ним Аллах) эти хадисы, желая получить благодать и поступать в соответствии с ними утром и вечером». Своему сокращению аль-Каргали дал название «Маакид аль-марджан мин масанид ан-Ну‘ман» (Привязи перл из муснадов ан-Нумана).
Муснады, из которых аль-Хаваризми составил свою книгу, представлены сочинениями следующих авторов: 1) ‘Абдаллах ибн Йа‘куб аль-Хариси, 2) Тальха ибн Мухаммад, 3) Мухаммад ибн аль-Музаффар, 4) Ахмад ибн ‘Абдаллах аль-Асфахани, Абу-Нуайм, 5) Мухаммад ибн ‘Абдульбакый аль-Ансари, 6) ‘Абдаллах ибн Адийй аль-Джурджани, 7) аль-Хасан ибн Зийяд аль-Люлюи, 8) ‘Умар ибн аль-Хасан аль-Ашняни, 9) Ахмад ибн Мухаммад аль-Бальхи, 10) Хусейн ибн Мухаммад аль-Калягы, 11) Йа‘куб ибн Ибрахим аль-Ансари, Абу-Йусуф, 12) Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, 13) Хаммад ибн Абу-Ханифа, 14) Мухаммад ибн аль-Хасан, 15) ‘Абдаллах ибн Мухаммад ас-Сади.
Руководствуясь преданием о достоинстве сохранения сорока хадисов, который передается от Пророка в различных версиях от ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, Абу-Са‘ида, Абу-Хурайры, Абу-д-Дарды и Анаса ибн Малика: «Тому, кто сохранит для моей общины сорок хадисов из моей Сунны, я стану заступником в Судный день» (Версия Ибн-‘Аббаса), аль-Хаваризми разделил свою книгу на сорок глав:
1. О личных достоинствах Абу-Ханифы;
2. Об иснадах каждого из пятнадцати муснадов;
3. О том, что связано с верой;
4. Об очищении;
5. О молитве;
6. О закяте;
7. О посте;
8. О хадже;
9. О купле-продаже;
10. О размене [золотых и серебряных денег];
11. О залоге;
12. О лишении дееспособности;
13. Об аренде;
14. О преимущественном праве покупки;
15. Об мударабе и товариществе;
16. О поручительстве;
17. О примирении;
18. О дарении;
19. О присвоении чужого имущества;
20. О долях наследников и об отданном на хранение;
21. О снятии лишения дееспособности;
22. Об издольщине и мусака;
23. О браке;
24. О разводе;
25. О расходовании;
26. Об освобождении рабов;
27. О самовыкупе из рабства;
28. Об валя;
29. О преступлениях;
30. Об установленных наказаниях;
31. О краже;
32. О жертвоприношении;
33. О клятвах;
34. Об исках;
35. О свидетельствах;
36. О правилах для судьи;
37. О военных походах;
38. О запретном и дозволенном;
39. О завещаниях и наследстве;
40. Биографические сведения о передатчиках хадисов, приведенных аль-Хаваризми.
Последняя глава в работе аль-Каргали отсутствует. Данную главу аль-Каргали опустил, очевидно, ввиду того, что в его сокращении цепочки передатчиков хадисов не упоминаются.
Главы (ед. ч. баб) книги состоят из разделов (ед. ч. фасль). Так, третья глава, именуемая «О том, что связано с верой из того, что в большинстве случаев не входит в фикх», состоит из четырех глав. Глава первая - «Относительно побуждения к благодеяниям и предостережения от ослушаний; глава вторая - «Относительно веры в предопределение, судьбу, заступничество и иного». Глава третья - «Относительно ухода от мирского (зухд), подражания Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижникам (да пребудет над ними всеми довольство Аллаха)». Глава четвертая - «Относительно достоинств».
Пример оформления хадиса у аль-Каргали и аль-Хаваризми
В качестве примера рассмотрим варианты (сокращенный у аль-Каргали и полный у аль-Хаваризми) одного и того же хадиса из третьего раздела третьей главы.
У аль-Каргали: «Передал Абу-Ханифа (да смилуется над ним Аллах) от ‘Абдаллаха ибн Унайса (да будет доволен им Аллах), сподвижника Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: “Твоя любовь к вещи ослепляет и оглушает”. Приводится у Абу-‘Абдаллаха аль-Хусейна ибн Мухаммада ибн Хосроя аль-Бальхы в его муснаде от Абу-Дауда аль-Тайялиси. [Передается] от Абу-Ханифы (да смилуется над ним Аллах), что он сказал: “Я родился в восьмидесятом году, тогда как ‘Абдаллах ибн Унайс прибыл в Куфу в девяносто четвертом году, и я услышал от него [хадис], когда мне было четырнадцать лет. Я слышал, как он говорил: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Твоя любовь к вещи ослепляет и оглушает”».
У аль-Хаваризми: «Передал Абу-Ханифа (да смилуется над ним Аллах) от ‘Абдаллаха ибн Унейса (да будет доволен им Аллах), сподвижника Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: “Твоя любовь к вещи ослепляет и оглушает”. Приводится у Абу-‘Абдаллаха аль-Ху-сейна ибн Мухаммада ибн Хосроя аль-Бальхы в его муснаде от шейха факиха Абу-ль-Фадля Ахмада ибн аль-Хасана ибн Хайруна, от кади Абдульмалика ибн Абдрахмана ибн Мухаммада, Абу-Бакра ас-Сарахси, от его отца, кади, имама Абу-Бакра Абдрахмана ибн Абу-Бакра ибн Мухаммада ас-Сарахси, от Абу-Ахмада Мухаммада ибн ‘Абдаллаха ибн Бинтуль-Вазира Абу-ль-‘Аббаса аль-Исфараини, от Абу-‘Али аль-Хасана ибн ‘Али, от ‘Али ибн Бабавейха аль-Исвари, от Джафара ибн Мухаммада ибн ‘Али ибн аль-Хасана, от Йуну-са ибн Хабиба, от Абу-Дауда ал-Тайялиси. [Передается] от Абу-Ханифы (да смилуется над ним Аллах), что он сказал: “Я родился в восьмидесятом году, тогда как ‘Абдаллах ибн Унайс прибыл в Куфу в девяносто четвертом году, и я услышал от него [хадис], когда мне было четырнадцать лет. Я слышал, как он говорил: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Твоя любовь к вещи ослепляет и оглушает”» [6, с. 78].
Как видно из приведенного примера, аль-Каргали опустил цепочку передатчиков, состоящую из 8 человек - от Абу-Дауда ат-Тайялиси до составителя муснада - аль-Хусейна аль-Бальхы, что привело к сокращению текстового материала вдвое.
Заключение
Вышеизложенное позволило нам сделать следующие выводы:
1) татары, переезжавшие в XIX в. Бухару, достигали высоких позиций в местном научном сообществе;
2) в XIX в. между Бухарским эмиратом и Османской империей имели место богословские и научные связи;
3) бухарский эмир Насраллах Бахадур Хан финансировал научную деятельность, в частности, выступая в качестве непосредственного заказчика работы ученых; пополнение библиотечных фондов на местах происходило, в том числе посредством межрегионального обмена книгами;
4) наряду с языком средством консолидации тюркоязычных мусульман выступал общий для них ханафитский мазхаб.
Таким образом, работа аль-Каргали представляет научно-практический интерес для исследователей истории ханафитской правовой школы, науки о хадисах и татарского богословского наследия.
Список литературы
1. Ас-Сайис М.‘А. Тарих аль-фикх аль-ислами. Дамаск: Дар аль-фикр; 2004. 262 с.
2. Аль-Хатыб А.‘А. Усуль аль-хадис улюмух ва мусталахатух. Мекка: аль-Мактаба аль-Файсалийа; 1981. 491 с.
3. Ад-Дарими А.Б. Сунан. Ч. 1. Бейрут: Дар аль-Фикр; 2005. 292 с.
4. Аль-Фарьяби Н.М. Предисловие. Аль-Асбахани А.‘А. Муснад аль-имам Аби Ханифа. Эр-Рийад: Мактаба аль-Каусар; 1994. С. 7-14.
5. Аль-Марджани Ш.С. Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар. Ч. 2. Казань: Лито-типография Императорского университета; 1900. 368 с.
6. Аль-Хаваризми М.М. Джами масанид аль-имам аль-азам. Т. 1. Хайдарабад: Маджлис Даира аль-маариф; 1332. 562 с.
Об авторе
А. М. СалаховРоссия
Салахов Абдулла Мунирович - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан; библиотекарь Российского исламского института.
КазаньРецензия
Для цитирования:
Салахов А.М. Хусейн аль-Каргали (ум. 1857): Татарский хадисовед в Бухаре. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(3):663-675. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-3-663-675
For citation:
Salakhov A.M. Husein al-Kargali (d. 1857): Tatar hadith scholar from Bukhara. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(3):663-675. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-3-663-675