1. В исламоведческой литературе (см., например: Массэ А. Ислам. Очерки истории. - М., 1963. - С.158-164) нередко можно наблюдать смещение акцентов на те течения, которые сами традиционные мусульмане считают ложными, еретическими, и четко отграничивают их от тасаввуфа (см., например: Таджеттдин Ялчыгол. Рисаляи Газизэ. - Казан: Иман, 2001. - С.270-273).
2. Эрнст Карл В. Суфизм / Пер. с англ. А.Горькавого. - М.: ФАИРПРЕСС, 2002. - 320 с.
3. Тарикат - как термин в тасаввуфе понимается двояко: в первом значении, как личный путь мурида к духовному совершенству посредством муршида, который связывает мурида с цепью (сильсиля) духовных наставников, восходящих к Пророку; во втором смысле, как некая социальная общность, духовное братство тех, кто примыкает через эту сильсиля к основателю (пиру) тариката или его ответвления. В данном контексте применяется второе значение.
4. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (аль-Иршад ли-л-ибадат) / Пер. с араб. - Казань: ТКИ, 2005. - С.173.
5. Каргалый Әбельманих. Мөнәҗәтләр, хикәятләр. - Казан: Иман, 2002. - С. 99.
6. В данном контексте мы сочли уместным использовать такой перевод. Возможен вариант перевода: потворства [своим] природным инстинктам. У Курсави применено словосочетание “мувафакат русум табигия”. Слово русум в суфийской литературе понимается как нечто внешнее, формальное, обрядовое, и нередко противопоставляется понятию ахлак - нравственность. В связи с этим известно изречение Абуль Хасана Нури «Тасаввуф не есть лишь формальности (русум) и знания (улум), но есть нравственность (ахлак)» (см.: Аль-Худжвири. Раскрытие скрытого. - М., 2004. - С.42).
7. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (аль-Иршад ли-л-ибадат) / Пер. с араб. - Казань: ТКИ, 2005. - С.170.
8. Нафс (человеческое Я, животная душа, страсть, эго)- согласно мировоззрению ислама темная сторона человеческой души, основное свойство которой есть самовозвеличивание, приводящее к противопоставлению себя Богу. Все дурные нравственные качества человека суть проявления нафса. Положительные качества же являются проявлениями светлой сторона души - рух (дух, ангельская душа), главным качеством которого является стремление к Создателю. Поскольку человеческая душа не может быть разделена, то единственным выходом видится изменение нафса путем подчинения его божественной воле.
9. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. - М.: София, 2002. - С.17.
10. Там же. - С.3.
11. Джемаледдин Казикумухский Адабуль-Марзия. Учение о тарикате // ССОКГ. Вып. II. - Тифлис, 1869. - С.27.
12. Каргалый Әбельманих. Мөнәҗәтләр, хикәятләр. - Казан: «Иман», 2002. -С. 86.
13. Там же.
14. Госманов М.А. Каурый каләм эзеннән. Археограф язмалары / М.А.Госманов. - Казан: ТКН, 1994. - С. 95-155.
15. Андриевский Ф.Н. Мусульманский мектебе и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове (Исторический очерк). - Симферопль: Изд-во Таврич. губ. земства, 1908. - С.26.