Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Роль духовного наставничества в воспитательном процессе кадимистского медресе

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-73-78

Полный текст:

Аннотация

В данной статье автор рассматривает связь между формальным богословским образованием в традиционном татарском медресе и суфийским институтом духовного наставничества. Суфизм, будучи естественным явлением для традиционного ислама, имел сильное влияние на воспитательный процесс в кадимистской школе. Главный акцент делался на отношениях между духовным наставником и учеником, в тоже время применение специфических методов и техник открывало большие возможности перед шакирдами для проявления усердия в работе над собой.

Об авторе

Д. С. Мухаметзянова
Институт Истории Академии Наук Республики Татарстан им Ш.Марджани
Россия

Мухаметзянова Дина Сибгатовна (Казань, Россия) – научный сотрудник, Отдел теории и истории национального образования 



Список литературы

1. В исламоведческой литературе (см., например: Массэ А. Ислам. Очерки истории. – М., 1963. – С.158-164) нередко можно наблюдать смещение акцентов на те течения, которые сами традиционные мусульмане считают ложными, еретическими, и четко отграничивают их от тасаввуфа (см., например: Таджеттдин Ялчыгол. Рисаляи Газизэ. – Казан: Иман, 2001. – С.270-273).

2. Эрнст Карл В. Суфизм / Пер. с англ. А.Горькавого. – М.: ФАИРПРЕСС, 2002. – 320 с.

3. Тарикат – как термин в тасаввуфе понимается двояко: в первом значении, как личный путь мурида к духовному совершенству посредством муршида, который связывает мурида с цепью (сильсиля) духовных наставников, восходящих к Пророку; во втором смысле, как некая социальная общность, духовное братство тех, кто примыкает через эту сильсиля к основателю (пиру) тариката или его ответвления. В данном контексте применяется второе значение.

4. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (аль-Иршад ли-л-ибадат) / Пер. с араб. – Казань: ТКИ, 2005. – С.173.

5. Каргалый Әбельманих. Мөнәҗәтләр, хикәятләр. – Казан: Иман, 2002. – С. 99.

6. В данном контексте мы сочли уместным использовать такой перевод. Возможен вариант перевода: потворства [своим] природным инстинктам. У Курсави применено словосочетание “мувафакат русум табигия”. Слово русум в суфийской литературе понимается как нечто внешнее, формальное, обрядовое, и нередко противопоставляется понятию ахлак – нравственность. В связи с этим известно изречение Абуль Хасана Нури «Тасаввуф не есть лишь формальности (русум) и знания (улум), но есть нравственность (ахлак)» (см.: Аль-Худжвири. Раскрытие скрытого. – М., 2004. – С.42).

7. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (аль-Иршад ли-л-ибадат) / Пер. с араб. – Казань: ТКИ, 2005. – С.170.

8. Нафс (человеческое Я, животная душа, страсть, эго)– согласно мировоззрению ислама темная сторона человеческой души, основное свойство которой есть самовозвеличивание, приводящее к противопоставлению себя Богу. Все дурные нравственные качества человека суть проявления нафса. Положительные качества же являются проявлениями светлой сторона души – рух (дух, ангельская душа), главным качеством которого является стремление к Создателю. Поскольку человеческая душа не может быть разделена, то единственным выходом видится изменение нафса путем подчинения его божественной воле.

9. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. – М.: София, 2002. – С.17.

10. Там же. – С.3.

11. Джемаледдин Казикумухский Адабуль-Марзия. Учение о тарикате // ССОКГ. Вып. II. – Тифлис, 1869. – С.27.

12. Каргалый Әбельманих. Мөнәҗәтләр, хикәятләр. – Казан: «Иман», 2002. –С. 86.

13. Там же.

14. Госманов М.А. Каурый каләм эзеннән. Археограф язмалары / М.А.Госманов. – Казан: ТКН, 1994. – С. 95-155.

15. Андриевский Ф.Н. Мусульманский мектебе и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове (Исторический очерк). – Симферопль: Изд-во Таврич. губ. земства, 1908. – С.26.


Для цитирования:


Мухаметзянова Д.С. Роль духовного наставничества в воспитательном процессе кадимистского медресе. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):73-78. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-73-78

For citation:


Mukhametzyanova D. The role of spiritual leadership in educational process of tatar qadimist madrasa. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):73-78. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-73-78

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)