Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 2, № 2 (2009)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2

Исламское образование в России и за рубежом: сохранение преемственности и поиски новых ориентиров

5-14 26
Аннотация

В данной статье рассматриваются современное состояние и наиболее актуальные проблемы развития исламского образования и выстраивании государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации и двух республиках Средней Азии – Узбекистан и Кыргызстан. Отсутствие должного внимания к исламскому образованию со стороны государства, недостаточность стратегического планирования в этой сфере, разорванность и неоднородность исламского образовательного пространства и ряд других проблем являются общими для всего постсоветского пространства.

15-18 19
Аннотация

В данной статье рассматривается современное состояние мусульманского образования в России, оцениваются различные факторы, влияющие на формирование религиозных убеждений выпускников мусульманских учебных заведений в России и за рубежом. Автор предлагает уделять больше внимания разработке национальной модели мусульманского образования, которая должна основываться на воспитании культуры межконфессиональной толерантности. В программу обучения мусульманских специалистов должны в большем объеме вводиться светские дисциплины, в том числе новейшие достижения современной лингвистики.

19-22 16
Аннотация

В данной статье рассматриваются современное состояние и проблемы исламского образования в Республике Башкортостан. Автор подчеркивает, что система исламского образования должна опираться на традиции прошлого и учитывать региональную и этническую специфику республики. Основными проблемами выпускников исламских учебных заведений остаются невостребованность на рынке труда, низкий образовательный уровень и отсутствие светской специальности.

23-32 36
Аннотация

В данной статье автор ставит задачу продемонстрировать объективную значимость академическую исламоведения для развития исламского образования в России. По мнению автора статьи, научное исламоведение и исламское образование в нашей стране могут и должны быть союзниками в преодолении невежества в обществе в отношении ислама. В качестве одного из шагов на пути такого сотрудничества представителей академического исламоведения и мусульманских ученых в области исламского образования в России автор предлагает свою авторскую программу спецкурса «Ислам как идеологическая система».

33-39 12
Аннотация

Автор данной статьи рассматривает историю и современное состояние исламского религиозного образования в Республике Дагестан. Дагестан имеет давние традиции исламского образования, возрождение и сохранение которых является фактором стабильности, взаимопонимания и согласия в сегодняшнем обществе. В статье дается характеристика основных проблем в сфере налаживания системы исламского образования Дагестана и перспективных направлений развития институтов исламского образования в этой республике.

40-45 16
Аннотация

В данной статье автор поднимает вопрос о необходимости разработки единой стратегии образования для всех стран исламского мира, что возможно сделать лишь на базе такой престижной международной организации, как Организация Исламской Конференции (ОИК). Данная стратегия призвана в первую очередь решить самые насущные проблемы развивающихся стран – ликвидация неграмотности и реализация общедоступности образования. В статье дается несколько предложений по оптимизации совместной деятельности стран-членов ОИК в этой области, нацеленной на создание единого исламского образовательного пространства.

Мусульманское образование у татар

46-53 43
Аннотация

В данной статье автор на основе новых источников рассматривает историю татаро-мусульманской диаспоры Японии и сопредельных с ней стран Дальнего Востока. Татары, эмигрировавшие в этот регион, сумели в течение нескольких десятилетий сохранять свою самобытную культуру и религию, при этом не теряя тесных связей с мусульманским миром. Мусульманские школы, в которых нашли свое продолжение традиции татарского дореволюционного образования, стали важным фактором устойчивости и жизнеспособности татарской общины.

54-56 20
Аннотация

В данной статье рассматривается история создания и накопления фондов знаменитой библиотеки исламской литературы, созданной видным татарским религиозным деятелем Ризаэтдином Фахретдином. Эта библиотека, включавшая в себя колоссальный объем религиозной и востоковедческой литературы на различных восточных и европейских языках, и сегодня продолжает служить интересам исламского образования.

57-63 18
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема реализации педагогического наследия татарских просветителей в контексте современных моделей нравственного воспитания татарских детей. Автор анализирует взаимосвязь между национальной речью, языковым наследием и усвоением образцов нравственного поведения детьми, обосновывает эффективность сpедств pодного языка в нpавственном воспитании подрастающего поколения.

64-72 11
Аннотация

В данной статье рассматривается деятельность татаро-мусульманской диаспоры Финляндии по организации системы образования. Сохранение родного языка, исламской религии и национальных традиций финскими татарами было обусловлено целенаправленной и организованной деятельностью общины в этом направлении. Изучение Ислама и духовного наследия мусульман Поволжья было одним из стержневых элементов в энкультурации татар Финляндии.

73-78 12
Аннотация

В данной статье автор рассматривает связь между формальным богословским образованием в традиционном татарском медресе и суфийским институтом духовного наставничества. Суфизм, будучи естественным явлением для традиционного ислама, имел сильное влияние на воспитательный процесс в кадимистской школе. Главный акцент делался на отношениях между духовным наставником и учеником, в тоже время применение специфических методов и техник открывало большие возможности перед шакирдами для проявления усердия в работе над собой.

79-93 17
Аннотация

Данная статья посвящена проблемам развития мусульманского образования у татар в дореволюционной России. Сегодня на рубеже ХХ-ХХI вв. в нашей стране система мусульманского образования переживает период становления, что заставляет нас вновь возвращаться к осмыслению исторического опыта наших предков. Одной из ключевых проблем по-прежнему остается соотношение конфессионального и светского компонентов в системе мусульманского образования.

94-98 14
Аннотация

В данной статье рассматривается история учреждения первого мусульманского приюта в России, принадлежащего знаменитой татарской купеческой династии – Юнусовым. Учебная программа этого приюта заслуживает особого внимания со стороны исследователей. Благотворительная деятельность поощрялась официальными властями, и заслуги Юнусовых в этой области получили достойную оценку со стороны государства.

Преподавание истории и культуры ислама в светских вузах России

99-102 23
Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности преподавания арабского языка в группах студентов, обучающихся по специальностям с углубленным изучением истории и культуры Ислама. Особое значение должно придаваться изучению священных источников Ислама – Корана и хадисов, которые не только позволяют полностью ознакомиться с лексическими и стилистическими особенностями арабского языка, но и создают дополнительную мотивацию в освоении языка.

103-106 38
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема использования интерактивных методов при обучении арабскому языку специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Интерактивные методы предоставляют нам новые возможности и все более широко используются в преподавании иностранных языков. Методика преподавания арабского языка считается не вполне разработанной, что порождает некоторые трудности, на необходимость решения которых автор обращает особое внимание.

107-112 7
Аннотация

В данной статье дается оценка перспектив развития направления «Экономика исламских стран» в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Данное научное направление по изучению основ исламской экономики не получило развития в России. В этих условиях одним из главных достижений вуза стала разработка и публикация соответствующей учебно-методической литературы, охватывающей все разделы данного направления.

113-120 8
Аннотация

В данной статье автор дает оценку опыту Нижегородского государственного университета по реализации программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама, в которой основной акцент сделан на борьбе с религиозным экстремизмом, терроризмом и другими проявлениями межконфессиональной вражды. Данный вуз в осуществлении этой программы опирается на сотрудничество с мусульманскими образовательными учреждениями и общественными организациями мусульман Нижегородчины. В статье сделаны предложения по дальнейшему развитию этой программы в сторону большей эффективности.

Толерантность и межконфессиональное согласие в образовательном пространстве России

121-127 14
Аннотация

В данной статье рассматривается исламское образование с точки зрения задачи построения гражданского общества, формирования межконфессионального диалога и плодотворных государственно-конфессиональных отношений, что особенно важно в южном регионе России. В этой связи показателен пример Пятигорского государственного лингвистического университета, в котором осуществляется подготовка специалистов-теологов различной конфессиональной направленности. Авторы статьи убеждены в необходимости дальнейшего укрепления сотрудничества между государством и конфессиональными общинами в целях обеспечения межрелигиозного согласия в обществе.

128-131 18
Аннотация

В данной статье автор анализирует устойчивые афористические словосочетания, использующиеся в Коране, которые простыми словами передают важнейшие истины. В данной статье эти конструкции рассматриваются с точки зрения их воспитательной функции и утверждения общечеловеческих ценностей, таких как терпимость и взаимопонимание.

132-137 12
Аннотация

В данной статье автор рассматривает проблему социокультурной адаптации детей из семей эмигрантов с точки зрения ее образовательного аспекта. Для российского государства настоятельной необходимостью является интеграция в российский социум трудовых эмигрантов из стран ближнего зарубежья, поэтому большим потенциалом обладает религиозное воспитание и образование мигрантов на основе традиций, присущих российским мусульманам.

138-143 13
Аннотация

Автор данной статьи дает философский анализ проблемы соотношения научного знания и религиозной веры в бытии человека. Он призывает к признанию целостности человеческого бытия как ведущей ценности, в рамках которой возможен широкий континуум возможных путей развития человека. В свете этих идей в статье оценивается подготовка специалистов с дипломами теологов, которая представляется одним из способов избежать опасностей только религиозного или только научного взгляда на человека.

Исламоведение и богословская мысль

144-156 23
Аннотация

Середина XIX – начало XX вв. были периодом зарождения и развития российского востоковедения, в то время как исламоведение стало одним из ведущих его направлений. Главными специалистами по исламоведению были Г.С.Саблуков, Н И. Ильминский, Е. А. Малов, Н. П. Остроумов, П. К. Жузе, М. Г. Иванов, А. А. Архангельский, М. А. Миропиев, Я.Д.Коблов и др. Миссионерское отделение Казанской духовной академии сыграло важнейшую роль в изучении Ислама. Казанское миссионерское востоковедение развивалось как прикладное востоковедение и было направлено на обеспечение христианизации на национальной периферии Российской империи.

157-167 35
Аннотация

Данная статья посвящена проблеме соотношения иджтихада и таклида в теории и практике современных мусульман в целом и в частности тому комплексному осмыслению, которое получила эта проблема в трудах мусульманских богословов дореволюционной России (Г. Курсави, Ш.Марджани, Р.Фахретдин, М. Бигиев и др.).



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)