Иджтихад и таклид в богословской мысли российских мусульман
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-157-167
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме соотношения иджтихада и таклида в теории и практике современных мусульман в целом и в частности тому комплексному осмыслению, которое получила эта проблема в трудах мусульманских богословов дореволюционной России (Г. Курсави, Ш.Марджани, Р.Фахретдин, М. Бигиев и др.).
Об авторе
Д. Ф. ГаллямовРоссия
Галлямов Динар Фатихович – аспирант, исторический факультет
Список литературы
1. Аббасиды – династия мусульманских халифов Багдадского халифата (750- 1258гг.). Основатель династии Абу аль-Габбас, внук дяди Пророка Мухаммада (с.г.с.) – Абу аль Фазыл Габбаса аль Хашими. Династия пресеклась после монголо-татарского завоевания в 1258 году. Последний халиф Мустаксим был казнен внуком Чингисхана – Хулагу.
2. Курсави Г. «Аль-Иршад аль-гыйбадат/ Наставление рабам Аллаха». – Казань, 1999. – С. 7.
3. Там же. – С. 8.
4. Курсави Г. Наставление рабам Аллаха… – С. 9.
5. Там же. – С. 12.
6. Джамал ад-дин Ас-Суютый. «Тафсир аль-иджтихад аль-мактабат (Совершенство в коранических науках). – Мекка, 1982. – С. 68.
7. Аль – Зухейли. «Усуль аль-фикх аль- ислами/Основы исламского фикха». – Дамаск, 1998. – С. 24.
8. Курсави Г. «Наставление рабам Аллаха…. – С. 26.
9. Курсави Г. Наставление рабам Аллаха. – С. 26.
10. Утаки Х. «Мой ответ Ш. Марджани» / / Шуро – 1911 – № 23. – С. 714-716.
11. Марджани Ш. «Муккадима». – Казань, 1897. – С. 20-30.
12. Фахретддин Р. «Дини вэ иджтимагый мэсэлэлэр/ Религиозные и общественные вопросы». – Оренбург, 1914. – С. 72.
13. Фахретддин Р. Религиозные и общественные вопросы... – С. 90.
14. Там же. – С. 91.
15. Фахретддин Р. «Религиозная беседа» / / «Новый век». – Оренбург, 1906. – С. 372-379.
16. Буби Г. «Прошло ли время иджтихада?» - Казань, 1909. – С. 10.
17. Там же. – С. 22.
18. Там же. – С. 23.
19. Буби Г. Прошло ли время иджтихада? – С. 64.
20. Там же. – С. 65
21. «В день воздаяния те, кто вел за собою других, кто был примером для других в неверии и неповиновении, отделятся от тех, кто следовал за ними, и скажут им: «Мы не призывали вас следовать за нами по грешному пути. Это было ваше желание и неразумное поведение» /Коран. Сура «Бакара/Корова, аят 166; «Те, которые не идут прямым путем, привыкли следовать за тем, за чем шли их отцы. И тогда призывают из следовать за тем., что ниспослано Аллахом, они отвечают: «Нет, мы не откажемся от того, на чём застали наших отцов». Предпочтение «пути отцов» прямому пути, указанному Аллахом, – это большой грех. Неужели и тогда, когда их отцы лишены были разумения и не шли по прямому пути?» /Сура «Бакара», аят 170.
22. Бигиев М. «Моя обязанность» / / «Ил». – 22 октября, 1913. – № 3. – С. 34.
23. Там же. – С. 35.
24. Бигиев М. Моя обязанность….. – С. 35.
25. Там же. – С. 36.
26. Там же. – С. 37.
27. Бигиев М. Несколько вопросов вниманию народа. – Казань, 1912. – С. 16.
28. Бигиев М. Небольшие размышления по большим вопросам. – Казань, 1914. – С. 48.
29. Бигиев М. Моя обязанность…– С. 48.
30. Бигиев М. «Каваид-и – фикхия/Основы мусульманского законодательства». – Казань, 1910. – С. 184-185.
31. Камалов Т.Р. Зия Камали о вере и правоверности в исламе / / Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. – Казань, 1994. – С. 67.
32. Буби Г. «Прошло ли время иджтихада?». – Казань, 1909. – С. 15.
33. Там же. – С. 16.
34. Фахретддин Р. «Религиозные и общественные вопросы» – Оренбург, 1914. – С. 73-74.
35. Там же. – 94.
36. Там же. – 95.
37. А.Г. Симбири «Современные вопросы» / / «Шуро». – 1913. – № 9. – С. 263 – 264.
38. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
39. Бигиев М. «Мой долг» / / «Ил». – 1913.
40. Бигиев М. Небольшие размышления по большим вопросам. – Казань, 1914.
41. Бигиев М. Несколько вопросов вниманию народа. – Казань, 1912.
42. Бигиев М. Основы исламского законодательства. – Казань, 1910.
43. Буби Г. «Прошло ли время иджтихада?» – Казань, 1909.
44. Камалов Т.Р. Зия Камали о вере и правоверности в исламе / / Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. – Казань, 1994.
45. Курсави Г. «аль-Иршад лил Гыйбадат (Наставление рабам Аллаха)». – Казань, 1999.
46. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850-1917). – Казань, 2005.
47. Марджани Ш. «Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахляф (Подробное о предшественниках и приветствие потомкам). Муккадима». – Казань, 1999.
48. Мухаметшин Р. Ислам в татарской общественной мысли начала ХХ века. – Казань, 2000. 11. Симбири А.Г. «Современные вопросы» / / Шуро. – 1913. – № 9.
49. Утяки Х. Мой ответ Ш. Марджани / / Шуро. – 1911. – № 23. – С. 714-716.
50. Фахретддин Р. «Религиозные беседы» / / Новый век. – Оренбург, 1906. – С. 372- 379.
51. Фахретддин Р. «Религиозные и общественные вопросы». – Оренбург, 1914.
52. Хабутдинов А.Ю. Последний татарский богослов (Жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева). – Казань, 1999.
53. Юзеев А. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX веков. – Казань, 1998.
Рецензия
Для цитирования:
Галлямов Д.Ф. Иджтихад и таклид в богословской мысли российских мусульман. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):157-167. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-157-167
For citation:
Gallyamov D. Ijtihad and taqlid in theologhical thought of Russian muslims. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):157-167. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-157-167