Preview

Minbar. Islamic Studies

Advanced search

The role of spiritual leadership in educational process of tatar qadimist madrasa

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-73-78

Abstract

The paper deals with the correlation between formal theological education in a traditional Tatar Madrasa and Sufi institution of spiritual leadership. Sufism as an organic phenomenon within traditional Islam seriously influenced educational process in Qadimist school. The relationship between spiritual leader and disciple was emphasized, whilst application of specific methods and techniques provided wide range of facilities for Shakirds to improve oneself.

About the Author

D. Mukhametzyanova
Институт Истории Академии Наук Республики Татарстан им Ш.Марджани
Russian Federation

Dina Mukhametzyanova



References

1. В исламоведческой литературе (см., например: Массэ А. Ислам. Очерки истории. – М., 1963. – С.158-164) нередко можно наблюдать смещение акцентов на те течения, которые сами традиционные мусульмане считают ложными, еретическими, и четко отграничивают их от тасаввуфа (см., например: Таджеттдин Ялчыгол. Рисаляи Газизэ. – Казан: Иман, 2001. – С.270-273).

2. Эрнст Карл В. Суфизм / Пер. с англ. А.Горькавого. – М.: ФАИРПРЕСС, 2002. – 320 с.

3. Тарикат – как термин в тасаввуфе понимается двояко: в первом значении, как личный путь мурида к духовному совершенству посредством муршида, который связывает мурида с цепью (сильсиля) духовных наставников, восходящих к Пророку; во втором смысле, как некая социальная общность, духовное братство тех, кто примыкает через эту сильсиля к основателю (пиру) тариката или его ответвления. В данном контексте применяется второе значение.

4. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (аль-Иршад ли-л-ибадат) / Пер. с араб. – Казань: ТКИ, 2005. – С.173.

5. Каргалый Әбельманих. Мөнәҗәтләр, хикәятләр. – Казан: Иман, 2002. – С. 99.

6. В данном контексте мы сочли уместным использовать такой перевод. Возможен вариант перевода: потворства [своим] природным инстинктам. У Курсави применено словосочетание “мувафакат русум табигия”. Слово русум в суфийской литературе понимается как нечто внешнее, формальное, обрядовое, и нередко противопоставляется понятию ахлак – нравственность. В связи с этим известно изречение Абуль Хасана Нури «Тасаввуф не есть лишь формальности (русум) и знания (улум), но есть нравственность (ахлак)» (см.: Аль-Худжвири. Раскрытие скрытого. – М., 2004. – С.42).

7. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (аль-Иршад ли-л-ибадат) / Пер. с араб. – Казань: ТКИ, 2005. – С.170.

8. Нафс (человеческое Я, животная душа, страсть, эго)– согласно мировоззрению ислама темная сторона человеческой души, основное свойство которой есть самовозвеличивание, приводящее к противопоставлению себя Богу. Все дурные нравственные качества человека суть проявления нафса. Положительные качества же являются проявлениями светлой сторона души – рух (дух, ангельская душа), главным качеством которого является стремление к Создателю. Поскольку человеческая душа не может быть разделена, то единственным выходом видится изменение нафса путем подчинения его божественной воле.

9. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. – М.: София, 2002. – С.17.

10. Там же. – С.3.

11. Джемаледдин Казикумухский Адабуль-Марзия. Учение о тарикате // ССОКГ. Вып. II. – Тифлис, 1869. – С.27.

12. Каргалый Әбельманих. Мөнәҗәтләр, хикәятләр. – Казан: «Иман», 2002. –С. 86.

13. Там же.

14. Госманов М.А. Каурый каләм эзеннән. Археограф язмалары / М.А.Госманов. – Казан: ТКН, 1994. – С. 95-155.

15. Андриевский Ф.Н. Мусульманский мектебе и его роль среди татарского народа на Крымском полуострове (Исторический очерк). – Симферопль: Изд-во Таврич. губ. земства, 1908. – С.26.


Review

For citations:


Mukhametzyanova D. The role of spiritual leadership in educational process of tatar qadimist madrasa. Minbar. Islamic Studies. 2009;2(2):73-78. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2009-2-2-73-78

Views: 554


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)