Перейти к:
«Личное дело муллы Шамсутдинова»: по материалам Государственного музея истории религии
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-78-103
Аннотация
В данной статье описываются документальные и изобразительные материалы, посвященные так называемому «личному делу муллы Шамсутдинова», в состав которого вошли архивные документы московских имамов Хайретдина Агеева (1827–1913) и Абдуллы Шамсутдинова (1878–1937), «Альбом» с гравюрами и вырезками на тему Востока, а также личные вещи семьи Агеева-Шамсутдинова. Эти редкие и уникальные материалы хранятся в Государственном музее истории религии. До недавнего времени большая часть материалов оставалась неизвестной и никогда ранее не публиковалась. Таким образом, представленные материалы могут быть отнесены к источникам по истории религиозной жизни мусульман в России конца XIX – начала XX вв.
Для цитирования:
Османова И.А. «Личное дело муллы Шамсутдинова»: по материалам Государственного музея истории религии. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):78-103. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-78-103
For citation:
Osmanova I.A. “Personal records of mullah Shamsutdinov” based on the materials of the State Museum of the History of Religion. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):78-103. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-78-103
Введение
В фонде «Ислам» и Научно-историческом архиве Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге хранятся уникальные документальные и изобразительные материалы – источники по истории религиозной жизни мусульман в России конца XIX – начала XX вв. Эти материалы имеют большую историческую значимость и связаны с московской общиной мусульман. В составе фонда «Ислам» находится «Альбом с разными материалами по исламу»1, принадлежавший, как зафиксировано в учетной музейной документации, «мулле Шамсутдинову». Московский имам мечети на Большой Татарской улице, 28 (ныне Историческая мечеть, построена в 1823 году) Абдулла Хасанович Шамсутдинов родился 8 июня 1878 г. в Касимове Рязанской губернии. Документальные материалы касимовского татарина А. Шамсутдинова были разобраны в 2018 году и ранее никогда не публиковались. Имеются лишь описания Т.А. Стецкевич, посвященные изобразительным материалам «Альбома» Агеева-Шамсутдинова [1].
Собирателем и первым владельцем «Альбома с разными материалами по исламу» был Хайретдин (Хайр ад-дин) хаджжи Рафиков Агеев (1827– 1913) – известный московский религиозный деятель, «московский гражданский и военный имам», руководивший жизнью московской общины мусульман более 40 лет, до 1913 г. [2, с. 10]. По наследству «Альбом» перешел ставшему новым имамом зятю А. Шамсутдинову, женатому на дочери Агеева Магире. Х. Агеев был также и ахуном [3, с. 58].
Агеевы были духовными наставниками московских мусульман в течение целого столетия: первый имам, мухтасиб и мударрис Рафек Бекбулатов сын Агеев исполнял свои обязанности 60 лет, затем его дело продолжил сын Хайретдин [4]. В обложке одной из записных книжек Шамсутдинова была найдена вырезка из газеты с сообщением о кончине Х. Агеева. Последний переводил с арабского, персидского и тюркского языков на русский надписи на
предметах из Оружейной палаты Московского Кремля [2, с. 11]. Он перевел несколько памятников арабо-мусульманской культуры, среди них надпись на легендарной сабле «зу-л-факаре», принадлежавшей одному из потомков пророка Мухаммада. За эту работу он был удостоен императорского подарка – бриллиантового перстня от Александра II [3, с. 58]. Собственные и арабские рукописи по религии и философии семьи Агеевых хранятся сейчас в Музее книги Научной библиотеки МГИМО (У) МИД2.

Фото из личного архива историка М.А. Сафарова. Хайретдин Агеев с семьей на даче в Царицыно близ Москвы. 1905 год.
Photo from the personal archive of the historian M.A. Safarov. Hayreddin Ageev with family in the country house in Tsaritsyno near Moscow. 1905.
В 1920–30-е годы Абдулла Шамсутдинов приезжал в Ленинград, где встречался с верующими и руководителями общины. 29 апреля 1936 г. по решению Военной коллегии Верховного суда СССР Шамсутдинов был арестован по обвинению в антисоветской деятельности в рамках инспирированного властями дела «о заговоре руководителей ЦДУМ» [5, с. 90]. Имаму приписывалось стремление взорвать в Москве три завода, четыре моста и железнодорожные вокзалы [3, с. 59]; он был обвинен в связях с агентурой иностранных разведок и гестапо. 11 января 1937 г. А. Шамсутдинов был осужден по обвинению в измене Родине и 10 февраля того же года расстрелян, тело кремировано в Донском крематории. Жена-инвалид Магира Хайретдинова также была арестована и погибла в 1942 году в лагере «Потьма» в Мордовии [6, с. 9]. У супругов оставались две дочери: Дильбар (1914–1991) и Ильсияр (1920– 2017). Абдулла Шамсутдинов посмертно реабилитирован 17 марта 1956 г.
В 1937 г. Историческая мечеть была закрыта, минарет в 1960-е гг. снесён. В здании мечети размещались военкомат и мастерские, подвал мечети какое-то время был занят под зимнее хранение овощей. В 1993 г. мечеть была вновь открыта для верующих.
Целью и задачами проведенного исследования являются раскрытие и предварительное историческое описание так называемого «личного дела муллы Шамсутдинова», в состав которого входят семейные вещи имама, разноязычные документальные и изобразительные материалы. Методологическая база исследования обусловлена целью и задачами, а также спецификой анализируемого материала. В исследовании использовались методы, применяемые в области гуманитарного знания.
«Альбом с разными материалами по исламу» и документальный архив
«Альбом» из коллекции Музея, а также иные документы были изъяты у А. Шамсутдинова при обыске и, по мнению Т.А. Стецкевич, вероятно, были использованы при обвинении его в пантюркизме [7]. Подавляющее число материалов из «Альбома» иллюстрирует историю Турции и ее политическую жизнь (репродукции с гравюр «Въезд султана Магомета II в Константинополь», «Въезд Абдул-Гамида», «Мехмед-Мурад V император Турции», «Аудиенция английского посланника сэра Г. Эллиота у султана», «Совет министров в Константинополе», «Мидхат-паша» с рукописной подписью арабской графикой – «Великий везир, соединяющий мусульман мира, хазрат», а также некоторые фотографии). С их помощью удалось определить время составления «Альбома» – 1870–1890 гг., а также уточнить сведения о его владельцах. Реквизированный «Альбом» и документы А. Шамсутдинова были переданы в Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) г. Москвы в 1938–39 гг., после его закрытия (в 1947 г.) «личное дело муллы Шамсутдинова» попало в Музей истории религии Академии наук г. Ленинграда (сейчас Государственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург). В музейной документации от 10 марта 1938 г. зафиксировано ходатайство научного сотрудника ЦАМа Г. Эфендиева, получившего по акту №28 «Альбом с разными материалами по исламу» (71 единица), «две литографии “Айе-София” СПб. Типолитография И. Бораганского 1899 г. 38х30,7 см»3 и «рукописный текст на татарском языке “Основы ислама”: Рукопись муллы Шамсудинова. Порвана во многих местах, 108х76 см»4.
Изобразительные материалы «Альбома» Агеева-Шамсутдинова (70 единиц хранения) входят в состав музейного фонда «Ислам»5. 31 из них – гравюры российского происхождения, исполненные в 1795 г. в Санкт-Петербурге в Гравировальной палате при Академии наук на бумаге верже для русского перевода сочинения знаменитого османского историка, писателя армянского происхождения Челепи Игнатиоса Мураджаяна, более известного как Игнатиус Мураджа д’Оссон (ум. 1807). Итогом его многолетней исследовательской деятельности стал уникальный объёмный энциклопедический труд «Полная картина Оттоманской империи в двух частях» [8], который находится в Российской национальной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. В России в конце XVIII века труд д’Оссона, включавший в себя большое количество гравюр, чертежей и таблиц, вызвал невероятный интерес, связанный прежде всего с военно-политическими планами. Первая часть труда замыкает в себе законоположение магометанства, другая – историю Оттоманской империи на французском языке (1787–1790). Перевод первого тома на русский язык был выполнен по высочайшему соизволению Екатерины II в 1795 г. действительным членом Академии наук М.И. Веревкиным, автором одного из лучших переводов Корана на русский язык с французского [9], и снабжен рисунками и таблицами, скопированными с французского издания [10]. Поскольку гравюры из «Альбома» имели размер оригинала и были отпечатаны на очень плотной бумаге, то они не вошли в русское издание, формат которого оказался вдвое меньшим, чем у французского, и обрели самостоятельную жизнь в виде отдельных листов. Во французском издании гравюры имеют размер 50х33 см.
Трудно сказать, когда и как листы российских гравюр стали частью изобразительной коллекции семьи Агеевых. Может быть, Агеевым их подарили востоковеды, с которыми у них всегда были тесные связи. Почти все российские гравюры из «Альбома» Агеева-Шамсутдинова имеют хорошую сохранность. На каждой гравюре есть подпись с названием на русском языке. Размеры каждой гравюры составляют приблизительно от 11х17 см до 33х24 см, 31х53 см, 65х53,5 см и 105х28,5 см. На трех из них имеются имена граверов – Зотова Р.Е. (Дска 23), Саблина Н.Я. (Дска 27) и Березникова А.Ф. (Дска 33). Авторство остальных гравюр неизвестно. Подлинные французские гравюры, согласно исследованию Т.А. Стецкевич, были выполнены такими известными художниками, как Жан Батист Хилер (1753–1822), Ж. Лонгейл (1730–1792), Жак Луи Франсуа Тузе (1747–1807), Шарль Кошен (1715–1790) и др. При детальном изучении «Альбома» Т.А. Стецкевич выяснила, что оригинальное издание д’Оссона незначительно отличается от российского. В переводе Веревкина недостает трех гравюр (Дска 13 «Общенародная мыльня», Дска 19 «Внутренность мечети Софийской», Дска 35 «Мольбище надгробное султанши Теркганны»). Утрачены гравюры и в «Альбоме» Музея. Кроме вышеупомянутых гравюр, в музейном «Альбоме» недостает еще трех (Дска 36 и фиг. 10 и 11 – «Вознесение Магомедево», «Имам Ганбал» и «Имам Малик») [7, с. 57]. Все гравюры посвящены религиозным и светским сюжетам, так или иначе связанным с историей ислама, с политической и культурной жизнью Османской империи.

ГМИР М-7501/25-VII. Гравюра «Род мелких мольбищ на возвышенных местах при больших дорогах». Авторы подлинника Ж.Б. Илер, Ж. Матье. Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец. 33х24,5 см
SMHR М-7501/25-VII. An engraving “Small places for prayers in the highlands at the big roads”. The authors are J. B. Hilaire and J. Mathieu. Saint Petersburg. 1795. Vergeer Paper; etching, incisor. 33x24,5

ГМИР М-7501/51-VII. Гравюра «Стоянка караванщиков в караван-сарае, Булгария». Авторы: У.Г. Моут с рисунка Т. Эллома. Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; офорт, резец. 24,5х17 см
SMHR M-7501/51-VII. An engraving “Caravan drivers’ stopping place in the caravanserai, Bulgaria”. Authors: W. H. Mote from a drawing by T. Elom. London, Paris. The fi rst half of the XIX century. Paper; etching, chisel. 24,5x17
Вместе с российскими гравюрами XVIII века в «Альбом» Агеева-Шамсутдинова вошли репродукции с гравюр и иллюстраций английского художника и архитектора XIX в. Томаса Эллома (1604–1872) и 4 гравюры из германской мастерской живописцев и гравёров Карла Людвига Фроммеля (1789–1863) и Генри Уинклса в Карлсруэ [11].
«Альбом» дополнен таблицами и картами, тремя выгоревшими фотографиями, многочисленными иллюстрированными вырезками из русских периодических изданий «Русский паломник» и «Московский листок» за 1878–1880 гг. и т.п., относящихся к событиям политической жизни Османской Турции.
Документы из «личного дела муллы Шамсутдинова» представляют собой материалы на русском, татарском и арабском языках, составляющие актовые и повествовательно-описательные группы источников. В «деле» встречаются дореволюционные выписки и свидетельства, судебные и налоговые документы, документы Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири на русском и татарском языках, письма на татарском языке, записи метрической книги детей Шамсутдинова, метрическая справка о рождении (Бурнашевых от 1923 г.), а также справки о состоянии здоровья, рецепты и пр., личные черновики и записи, возможно, свидетельствующие о грандиозной задумке А. Шамсутдинова – о переводе Корана на татарский язык [12]. Из воспоминаний младшей дочери Шамсутдинова Ильсияр известно, что она передала перевод Корана по требованию НКВД, надеясь тем самым спасти отца. По словам историка М.А. Сафарова, перевод Корана пропал [6, с. 9]. Действительно, перевод Корана Шамсутдинова, как и рукописный текст на татарском языке «Основы ислама», до сих пор не удалось обнаружить.
Особого внимания заслуживает сохранившаяся богословская тетрадь на арабском, татарском и русском языках, открывающая для нас религиозную картину того, как готовили и обучали имамов в России в XIX веке. Судя по надписи, сделанной на форзаце красивым каллиграфическим почерком, принадлежала она Х. Агееву: «Сiе книга Хайрутьдина Рафикова Г. князя Агiъева». В тетради содержатся разрозненные листки с подписью Х. Агеева, датированные 1866–1867 гг., которые предстоит ещё детально изучить. На одном листке с датой от 13 февраля 1876 года сделана личная запись чернилами: «Покорнейше прошу вас Милост. Государь доставить Мне Мою книгу (учебник) которую вы изволили оставить у себя».

ГМИР М-7501/11-VII. Фотография «Вид на Константинополь». На обратной стороне подпись: Картинный магазин А.Н. Виноградова. Начало XX в. Бумага; желатиновая печать, 15х20 см
SMHR M-7501/11-VII. A photo “View of Constantinople”. The signature on the reverse side: The art store of A. N. Vinogradov. Early XX century. Paper; gelatin printing, 15x20
Семейные вещи Х. Агеева
Помимо документов Шамсутдинова в фонды ЦАМ попали личные семейные вещи Агеевых, среди них и предметы личного благочестия. В архивных книгах ЦАМ сохранилась запись о том, что по акту №364 от 15 декабря 1939 г. были куплены «у гр. Агеевой Мастухи Хасановной [Мафтуха, родная сестра А.Х. Шамсутдинова – И.О.] Б. Татарская ул. д. 20 кв. 12 за 350 рублей семейные вещи Агеева, б. служ. [бывшего служителя – И.О.] культа, Касимов Ряз. Губ.». С разницей в два дня в ЦАМ поступили 12 предметов. 29 января 1940 г. две печати, вырезанные из камня. Первая печать6 «серого цвета, с надписью на арабском (?) языке. Форма печати в виде гирьки, со срезанным основанием». Вторая печать7 «зеленоватого цвета, полированная, овальной формы, плоская, с надписью на арабском языке с одной стороны, окаймлена неглубокой бороздкой». В настоящее время две вышеуказанные печати хранятся в фонде «Ислам» под инвентарными номерами М-3976-VII (1,5х1х2 см с надписью «О Мухаммад – посланник Аллаха») и М-4263-VII (2 см, на печати вырезано имя арабскими буквами и дата 1318 г.х. [1900–1901 г. н.э.]).
Следующая партия предметов в количестве 10 единиц хранения поступила в ЦАМ 31 января 1940 г., три из них хранятся в фонде «Ислам».
1. «Коран рукописный, богато украшенный орнаментом в красках и золотом в рамке. Переплет кожаный расписан растительным орнаментом, с каймой, с обеих сторон (снаружи и внутри). Всего 49 листов, в том числе 1 написанный, между листами вложены четыре закладки из шелковой материи синего цвета»8;
2. «Чилькалит, чаша с гравированной надписью на арабском языке»9;
3. «Амулет “Кровь пророка Али” в стеклянной трубочке»10;
4. «Амулет “Бозубанд” в виде узкой свернутой бумажной полоски, …<…> написаны молитвы на арабском языке черным и красным цветом, вложена в металлическую колбочку с крышкой»11;
5. «Печать, вырезанная из аспидной доски (камень), квадрат, со срезанными углами. На одной стороне текст на арабском языке, гравированный, в рамку»12;
6. «Амулет плод “Ужал самити[? – неразборчивый почерк – И.О.]” надевается ребенку на шею для предохранения от «сглаза» коричневатого цвета с завязкой на одном конце»13;
7. «Амулет – железный замочек с винтовым механизмом, с ключом, употребляется как средство сохранения ребенка от “злых духов”, им “запиралась” люлька, в которой спит ребенок»14;
8. «Амулет железный замочек как №27183, только меньшего размера»15.
9. «“Бинокль”, игрушечный, перламутровый с бронзовой отделкой, внутрь вставлены виды: Гроб Господень и вид Иерусалима»16;
10. «Тамбурный инструмент для вышивания – ручка перламутровая оправленная позолоченной бронзой, развинчивается внутри 2 стальных иголки»17.
Заключение
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что предметы личного благочестия семьи Агеевых, «Альбом» Агеева–Шамсутдинова и документальный архив, представляющие в музейном фонде ГМИР так называемое «личное дело муллы Шамсутдинова», как вместе, так и в отдельности приобретают самостоятельный статус и могут быть отнесены к числу источников по изучению религиозной жизни мусульман Москвы в XIX–XX вв. Их дальнейшее детальное изучение позволит расширить и дополнить наши знания к открытым и введенным в научный оборот источникам.
Приложение
«Альбом с разными материалами по исламу»18
М-7501/1-VII | Адам и Ева Гравюра Автор подлинника Ж.Б. Тилляр Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 24х16 см |
М-7501/2-VII | Абу Бакр и Омар Гравюра Автор подлинника Ж.Б. Илер Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 33х24,5 см |
М-7501/3-VII | Осман и ‘Али Гравюра Автор подлинника Ж.Б. Илер Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 33х24,5 см |
М-7501/4-VII | Въезд султана Магомета (Мехмеда) II в Константинополь Репродукция с рисунка Мерта, гравер Шпехт Бумага; печать 27х18,5 см |
М-7501/5-VII | Константинополь. Вид на Перу, Галату, Золотой Рог и Босфор Автотипия Автор подлинника Г. Мейзенбах Бумага; печать 20,5х19 см |
М-7501/6-VII |
Мехмед-Мурад V, император Турции
|
М-7501/7-VII |
وزير معالى سمير داناى مسلمانيان جهان حضرت مدحت پاشا [Великий везир, соединяющий мусульман мира, Джахан хазрат |
М-7501/8-VII | События на Востоке. – Совет министров в Константинополе Репродукция Конец XIX в. Бумага; печать 23х30 см |
М-7501/9-VII | Аудиенция английского посланника у Султана. Султан, Савфетпаша. Г. Эллиот, Киамиль-бей Репродукция Конец XIX в. Бумага; печать 17,2х15,5 см |
М-7501/10-VII | Дворец Долмабахче. Стамбул На обратной стороне: Картинный магазин А.Н. Виноградова Фотография Начало XX в. Бумага; желатиновая печать 15х20 см |
М-7501/11-VII | Вид на Константинополь На обратной стороне подпись: Картинный магазин А.Н. Виноградова Фотография Начало XX в. Бумага; желатиновая печать 15х20 см |
М-7501/12-VII | Cérémonie de l’Investiture du Sabre de S.M.I. le Sultan Abd-ul Hamid Khan [“Церемония инвеституры (du Sabre) Сабли” султана Абдул Хамида II] Репродукция Авторы подлинника А. Бонаморе и Ф. Канеди, с рисунка Л. Аурели. Франция. 1876 г. Конец XIX в. Бумага; печать 21х31 см |
М-7501/13-VII | Родословное и летоисчисленное показание о племени Аравлян Курейшитском, о потомстве Моггамеда, о десяти шерифах его времени, о семидесяти двух халифах вселенских и ряд преемников побоже пророков семь, и о двенадцати имамах от крови Алиевой Гравюра Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 65х53,5 см |
М-7501/14-VII | Панорамные виды Иерусалима Репродукция Подлинник Типография “Jacobi & Zobel”. Дрезден. Вторая половина XIX в. Бумага; печать 9х14 см; 5,9х4,9 см |
М-7501/15-VII | Соборная мечеть Айя София: внутреннее пространство Репродукция Автор подлинника Мухаммад Халваси Бумага; печать 42х48 см |
М-7501/16-VII | Дополнение родословного и летоисчисленного показания о вселенских халифах племени Аббасидского, владевшего в Куфе, Багдаде и Каире Гравюра Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 65х52,5 см |
М-7501/17-VII | Имам Мухаммад ибн ал-Хасан или ал-Махди Гравюра Автор подлинника Ж. Лонгель Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 33х24 см |
М-7501/18-VII | Медресе Рустамбека в Ура-Тюбе (Туркестан) Репродукция С фотографии капитана Кривцова, гравюра Стифи. Журнал «Нива» №46, 1873 г. Бумага; печать 12,7х19 см |
М-7501/19-VII | Имам аш-Шафи’и и имам Абу Ханифа Гравюра Авторы подлинника Ж.Б. Илер, Ж.Б. Симоне Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 33х24,5 см |
М-7501/20-VII | Кладбище Айюбово в Константинополе Гравюра Авторы подлинника Ш.Н. Кошен, Ф.Д. Не Гравер В.И. Иванов Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 53х65 см |
М-7501/21-VII | Мусульманская астрономическая таблица Литография Бумага; литография 68,5х52 см |
М-7501/22-VII | Магометанин обмывающийся [Омовение, совершаемое мусульманином] Гравюра Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 33х24 см |
М-7501/23-VII | Магометанин, совершающий молитву намас [Мусульманин, совершающий молитву (намаз)] Гравюра Авторы подлинника Ж.Л.Ф. Тузе, Ж.Б. Тилляр Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 34х53 см |
М-7501/24-VII | Магометанка, совершающая молитву намас [Мусульманка, совершающая молитву (намаз)] Гравюра Авторы подлинника Ж.Б. Илер, Ж.Б. Тилляр Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 31х53 см |
М-7501/25-VII | Род мелких мольбищ на возвышенных местах при больших дорогах Гравюра Авторы подлинника Ж.Б. Илер, Ж. Матье Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 33х24,5 см |
М-7501/26-VII | Иерусалим (с северо-восточной стороны) Репродукция из журнала «Русский паломник», 1886, №12 Подлинник Гравировальная мастерская “Closs u[nd] Ruff X. A” Бумага; печать 14,2х18,6 см |
М-7501/27-VII | Вечный календарь сочинения Дарэндэвия Гравюра Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 105х28,5 см |
М-7501/28-VII | Konstantinopel. Von der Einfahrt in den Hafen Константинополь. Въезд в гавань Репродукция Подлинник Гравировальная мастерская “Frommel & Winkles”. Карлсруэ, Германия. Первая половина XIX в. Бумага; печать 8х13 см |
М-7501/29-VII | Die Ahmed’l Moschee, der Obelisk und die Konstantin’s Säule auf dem Atmeidan Мечеть Ахмеда, обелиск и Константинова колонна на Атмейдан Репродукция Подлинник Гравировальная мастерская “Frommel & Winkles”. Карлсруэ, Германия. Первая половина XIX в. Бумага; печать 8х13 см |
М-7501/30-VII | Moschee und Grabstaetten von Eub Эйюбская мечеть и мавзолей Репродукция Подлинник Гравировальная мастерская «Frommel & Winkles». Карлсруэ, Германия. Первая половина XIX в. Бумага; печать 8х13 см |
М-7501/31-VII | Восточный сказочник (меддах) Репродукция Авторы подлинника Дж.Дж. Дженкинс с рисунка Т. Эллома. Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; печать 7х12,5 см |
М-7501/32-VII | Семибашенный замок Едикуле в Стамбуле Репродукция Авторы подлинника У.Г. Кэпоун с рисунка Т. Эллома. Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; печать 17х24 см |
М-7501/33-VII | Фонтан и рынок Топхане Репродукция Авторы подлинника У. Флойд с рисунка Т. Эллома. Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; печать 17х24 см |
М-7501/34-VII | Вид Стамбула Репродукция Авторы подлинника Г. Адлард с рисунка Т. Эллома и наброска У.Л. Лейтча. Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; печать 17х24 см |
М-7501/35-VII | Портрет молодого человека в турецкой военной форме Фотография Бумага; желатиновая печать 21,3х16,5 см |
М-7501/36-VII | Муезинны, Общественныя. Муезинны Частныя [Муэззины общественные. Муэззины частные] Гравюра Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 17х11 см (две единицы) |
М-7501/37-VII | Обрезывающиеся по Закону мужеска пола дети Магометан. Животныя. Готовимых к закланию в жертвы [Мусульманский ритуал обрезания у мальчиков. Ритуальное заклание животного] Гравюра Авторы подлинника Ж.Б. Илер, Ж.Л. Делиньон Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 17х11 см (две единицы) |
М-7501/38-VII | Вид княжества Монако (с фотографии) С оборотной стороны: Агарь и Исмаил в пустыне Репродукция Автор подлинника с гелиогравюры К. Лишки «Агарь и Исмаил в пустыне» Бумага; печать 21х30,3 см |
М-7501/39-VII | Гробница Агмед-пасши, или извезстнаго Графа Бонневала [Гробница Ахмед-паши или известного графа Бонневала] Гравюра Гравер Р.И. Зотов Автор подлинника С.Л. Варен Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 17х24,2 см |
М-7501/40-VII | Надгробие Великаго Визиря Ракгиб Пасши [Надгробие великого визиря Рагиб-паши] Гравюра Авторы подлинника Ш.Н. Кошен, Ш. Лу Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 37х23,8 см |
М-7501/41-VII | В гареме Гравюра У.Г. Моут с рисунка Т. Эллома Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; офорт, резец 24,5х16 см |
М-7501/42-VII | Сады Сераля в Константинополе Гравюра У. Флойд с рисунка Т. Эллома Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; офорт, резец 24,5х16 см |
М-7501/43-VII | Перенесение священного ковра из Каира в Мекку Репродукция Авторы подлинника гравер П. Чистяков с картины художника К. Е. Маковского Россия. Вторая половина XIX в. Бумага; печать 30,8х45,2 см |
М-7501/44-VII | Раджи (Князья) и Земиндари провинций северного Индустана Репродукция Авторы подлинника Ш. Барбан с рисунка А. Дювивьера Россия. Вторая половина XIX в. Бумага; печать 15,8х23,6 см |
М-7501/45-VII | События в Афганистане. – Совещание генерала Стюарта с Абдуррахман-ханом, близ Кабула Репродукция Россия. Вторая половина XIX в. Бумага; печать 16,3х23 см |
М-7501/46-VII | Гусейнабад Имамбра [Хуссаинабад Имамбара (Чхота Имамбара или Дворец Огней)] Репродукция Авторы подлинника Э. Крошар с рисунка Э. Терона по фотографии Л. Руссле Россия. Вторая половина XIX в. Бумага; печать 22х28,5 см |
М-7501/47-VII | Внутренность мечети Султан-Агмеда [Внутренность мечети Султан-Ахмед] Гравюра Авторы подлинника Ш.Н. Кошен, Ф.Д. Не Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 19х47 см |
М-7501/48-VII | Внутренность Серальского мольбища, в коем хранятся Мощи Пророческие Гравюра Автор подлинника С.Л. Варен Гравер Н.Я. Саблин Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 19х14 см |
М-7501/49-VII | Особое Серальское мольбище, где хранятся Мощи Пророческие Гравюра Автор подлинника С.Л. Варен Гравер Н.Я. Саблин Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 19х18 см |
М-7501/50-VII | Мечеть Махмуда II в Топхане Гравюра У. Флойд с рисунка Т. Эллома Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; офорт, резец 24,5х15,5 см |
М-7501/51-VII | Стоянка караванщиков в караван-сарае, Булгария Гравюра У.Г. Моут с рисунка Т. Эллома Лондон, Париж. Первая половина XIX в. Бумага; офорт, резец 24,5х17 см |
М-7501/52-VII | Надгробие Османа I Гравюра Автор подлинника Ж.Б. Илер Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 33х24,5 см |
М-7501/53-VII | Внешность мечети Султан-Агмеда [Внешний вид мечети Султан-Ахмеда] Внешность мольбища погребательного Мустафы III [Внешний вид мольбища погребального Мустафы III] Гравюра Гравер Р.И. Зотов Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 11х17 см (2 единицы) |
М-7501/54-VII | Вид Константинополя со стороны Золотого Рога Репродукция Авторы подлинника Ш. Барбан с рисунка Ф. Соррье Россия. Вторая половина XIX в. Бумага; печать 14х19 см |
М-7501/55-VII | Внешность Софийския мечети [Внешний вид мечети Айя София] Внешность мечети Лалели [Внешний вид мечети Лалели в Стамбуле] Гравюра Авторы подлинника Ж.Б. Илер, П.И. Л’Эпин, В.M. Ланглуа Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 11х17 см (2 единицы) |
М-7501/56-VII | Храм Св. София в Канстантинополе в нынешнем его виде, как турецкяя мечеть с новейшими пристройками [Айя София в Константинополе] Репродукция Россия. Вторая половина XIX в. Бумага; печать 14,3х17 см |
М-7501/57-VII | Общий вид города Сан-Стефано, в Турции Репродукция Россия. Вторая половина XIX в. Бумага; печать 10х17,5 см |
М-7501/58-VII | Мусульманская астрономическая таблица Литография Бумага; литография 66,5х54 см |
М-7501/59-VII | Таблица «Буквы арабские» Гравюра Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 53,3х30,5 см |
М-7501/60-VII | Общенародное книгохранилище Абдул Гамида I [Общенародное книгохранилище Абдул Хамида I] Гравюра Авторы подлинника Ш.Н. Кошен, Ф.Д. Не Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 23,5х36,5 см |
М-7501/61-VII | Общенародное книгохранилище Великаго Везиря Ракгиб Пасши [Общенародное книгохранилище Великого везиря Рагиб-паши] Гравюра Гравер А.Ф. Березников Авторы подлинника Ш.Н. Кошен, Ш.Л. Линжи Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 24х33,5 см |
М-7501/62-VII | Карта «Анатолийская империя» Литография Бумага; литография 43х56,5 см |
М-7501/63-VII | Карта «Анатолийская империя» Литография Бумага; литография 40,5х52 см |
М-7501/64-VII | Надгробное мольбище Моггамеда Втораго [Надгробное мольбище Магомета Второго] Гравюра Автор подлинника Ш.Н. Кошен Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 17х18 см |
М-7501/65-VII | Надгробное мольбище Султанши Гул-Баггар-Кгатунны, матери Баиезида II [Надгробное мольбище султанши Гул-Бахар-хатун, матери Баязида II] Гравюра Авторы подлинника Ш.Н. Кошен, П. Шену, А. Делаттр Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 17х18 см |
М-7501/66-VII | Надгробное мольбище Мустафы III Гравюра Авторы подлинника Ш.Н. Кошен, Ф.Д. Не Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 38х30,5 см |
М-7501/67-VII | Турецкие книги Гравюра Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 27х31,9 см |
М-7501/68-VII | Мольбище погребательное, которое слывёт Еюбовым [Мольбище погребальное, которое слывёт Айюбовым] Гравюра Авторы подлинника Ф.Д. Не, Ш.Н. Кошен Санкт-Петербург. 1795 г. Бумага верже; офорт, резец 37х25 см |
М-7501/69-VII | Константинополь: вид на Стамбул и мост Кара-Киой [Константинополь: вид на Стамбул и мост Каракёй] Репродукция Автор подлинника рисунок с натуры художника С. Мухарского. 1898 г. Бумага; печать 30,6х52 см |
М-7501/70-VII | Посещение турецким султаном Абдул-Гамидом придворной мечети Йылдыз Гамидийе, в Константинополе Репродукция Автор подлинника рисунок с натуры художника С. Мухарского. 1898 г. журнал «Московский листок» Бумага; печать 32х50 см |
1. Государственный музей истории религии, фонд «Ислам» (далее – ГМИР). инв. № М-7501/1-70-
VII – 70 единиц хранения.
2. О приверженности к татарской книжной традиции и о собирательской деятельности Агеевых отмечается в исследованиях Ф.А. Асадуллина, И.В. Зайцева, М.А. Сафарова, Д.З. Хайретдинова.
3. Центральный антирелигиозный музей (далее – ЦАМ) № 24495 а, б.
4. ЦАМ № 24496.
5. Ниже приведен список гравюр и иллюстраций, включенных в «Альбом» Агеева-Шамсутдинова.
6. ЦАМ № 27175.
7. ЦАМ № 27176.
8. ЦАМ № 27177.
9. ЦАМ № 27178, ГМИР М-4026-VII.
10. ЦАМ № 27179, ГМИР М-4009-VII.
11. ЦАМ № 27180, ГМИР М-3984-VII.
12. ЦАМ № 27181.
13. ЦАМ № 27182.
14. ЦАМ № 27183.
15. ЦАМ №27184.
16. ЦАМ № 27185.
17. ЦАМ № 27186.
18. Фонд ГМИР «Ислам», М-7501/1-70-VII.
Список литературы
1. Стецкевич Т.А. Основные виды изобразительного материала по исламу в собрании Музея истории религии. Проблемы формирования и изучения музейных коллекций Государственного музея истории религии. Л.: ГМИР; 1990. С. 196–220.
2. Зайцев И.В. Агеевы. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Выпуск 5. М.: Восточная литература; 2012. С. 10–12.
3. Хайретдинов Д.З. Мусульманская община Москвы во второй половине XIX – начале XX века. Вестник Евразии. 2001;(1):47–70.
4. Зайцев И.В. Московский имам в оружейной палате. Новый документ о Хайретдине Агееве. VITALEUS. Сборник статей, посвященный 70-летию В.И. Шеремета. М.: Институт востоковедения (ИВ) РАН; 2010. С. 154–160.
5. Гусева Ю.Н. Мрачное эхо «дела ЦДУМ»: «Цепь Корана» и репрессии против мусульманской элиты в СССР (1940 год). Новый исторический вестник. 2017;2(52):85–102.
6. Сафаров М.А. Агеевы: из истории династии московских имамов. Медина ал-ислам. Сентябрь-октябрь. 2016;9–10(177–178):8–9.
7. Стецкевич Т.А. «Альбом» муллы Шамсутдинова – источник для изучения религиозной жизни мусульман России XIX – начала XX вв. Труды Государственного музея истории религии. 2004;(4):51–61.
8. D’Ohsson M. de M. Tableau general de l’Empire Ottoman. Paris: Imprimerie de monsieur; 1788. 357 p.
9. Книга Аль-Коран аравлянина Магомета, который в шестом столетии выдал из оную за ниспосланную ему с неба, себя же последним и величайшим из пророков божьих. Ч. I–II. Пер. Веревкина М.И. СПб.: Тип. Горнаго училища; 1790. Ч. I. 224 с.; Ч. II. 372 с.
10. Д’Оссон Игнас Мураджа де. Полная картина Оттоманской империи в двух частях. Т. 1. Пер. с фр. Веревкина М.И. СПб.: При Имп. Акад. наук; 1795. 429 с.
11. Стецкевич Т.А. «Альбом» муллы Шамсутдинова в собрании Государственного музея истории религии. Вера и ритуал: материалы VIII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб.: б.и.; 2001. С. 125–128.
12. Сафаров М.А. Абдулла Шамсутдинов – Замоскворечье, Историческая мечеть, перевод Священного Корана. Медина ал-ислам. Март-апрель. 2016;3–4(171–172):12–13.
Об авторе
И. А. ОсмановаРоссия
Османова Ирина Андреевна, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник
г. Санкт-Петербург
Рецензия
Для цитирования:
Османова И.А. «Личное дело муллы Шамсутдинова»: по материалам Государственного музея истории религии. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):78-103. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-78-103
For citation:
Osmanova I.A. “Personal records of mullah Shamsutdinov” based on the materials of the State Museum of the History of Religion. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):78-103. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-78-103