Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Медресе «Галия» как общественный институт уфимской мусульманской общины (по материалам газеты «Тормыш»)

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-104-114

Полный текст:

Аннотация

Городская культура мусульман с крупными очагами просвещения уже давно привлекает внимание исследователей. На рубеже XIX–XX вв. одним из центров мусульманского просвещения и культуры становится город Уфа. С 1865 по 1908 гг. процент мусульман в губернском центре возрос с 4,33% до 18,03%. В 1906 г. здесь было основано третье медресе – «Галия». В 1913/14 учебном году в нем обучалось 10,7% всех шакирдов медресе г. Уфы. В эти годы главным источником информации для татароязычного населения г. Уфы являлась газета «Тормыш» («Жизнь»), на страницах которой часто освещались темы, затрагивающие историю медресе «Галия». В статье представлены некоторые сведения о редакторах и издателях газеты. Духовно-просветительская работа, которая велась преподавателями и шакирдами медресе среди местного населения, нашла отражение на страницах национальной газеты. В целом анализ публикаций показывает большое влияние медресе на общественно-культурную среду городской мусульманской общины.

Для цитирования:


Ахтямова А.В. Медресе «Галия» как общественный институт уфимской мусульманской общины (по материалам газеты «Тормыш»). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):104-114. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-104-114

For citation:


Akhtyamova A.V. The “Galiya” Madrasah as Ufa Muslim community public institution (based on the materials of the “Tormysh” newspaper). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):104-114. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-104-114

Введение

В поисках оптимальных путей достижения учебно-воспитательных целей становится все более значимым изучение роли дореволюционных медресе в культурной и общественной жизни мусульманской общины, составлявших неотъемлемую часть татарской национальной системы образования и мусульманской культуры в целом. В начале XX в. к ним относились такие новометодные медресе, как «Мухаммадия» (1882–1918) в Казани, «Расулия» (1883–1919) в Троицке, «Усмания» (1887–1918) и «Галия» (1906–1919) в Уфе, «Хусаиния» (1891–1919) в Оренбурге и др. В губернской Уфе процент мусульман с 1865 по 1908 гг. возрос с 4,33% до 18,03%1, что предопределило развитие мусульманского образования.

Медресе «Галия» (от араб. ‘али «высший ») – высшее мусульманское учебное заведение в России, существовавшее в Уфе с 1906 по 1919 гг. Татарская периодическая печать, зародившаяся в годы Первой российской революции, уделяла особое внимание проблемам мектебов и медресе. Статья основана главным образом на материалах татарской газеты «Тормыш» («Жизнь»), издававшейся в Уфе в течение четырех с половиной лет – с 18 октября 1913 г. по 29 апреля 1918 г.

Из истории создания медресе «Галия»

Медресе «Галия» было основано в октябре 1906 г. при второй соборной мечети г. Уфы, называемой в народе «Зариф мулла мәчете». Инициировал открытие учебного заведения нового типа Зияэтдин (Зия) Камали2, став его бессменным руководителем. 6 января 1907 г. шакирды медресе успешно сдали экзамены, благодаря чему уфимская мусульманская общественность убедилась в эффективности и плодотворности начатого дела. Так родилась мысль – возвести для медресе новое строение3. Журнал «Мир ислама» позднее, в 1913 г., ссылаясь на газету «Сибирия», сообщал следующее об этих событиях: «В январе были произведены частные экзамены: скорее можно сказать, что устроили выставку учащимся. На экзаменах присутствовало много лиц из общества, на которых испытание произвело хорошее впечатление. Особенно блестяще прошли письменные экзамены. […] Под свежим впечатлением 6-го февраля 1907 г. в доме Селим-Гирея Джантуринабыло созвано новое собрание учредителей школы. На этом собрании обсудили вопрос о развитии Медресэ-и-Алийеи о сооружении для него собственного здания. На собрании присутствовали улемы, богачи и муфтий. Муфтий (Мухамедьяр Султанов. – А.А.) объяснил необходимость действительной помощи Медресэ-и-Алийе и заявил, что сам он будет помогать делу» [1, с. 438].

7 мая 1907 г. муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухамедьяр Султанов заложил первый камень в фундамент здания медресе «Галия» (ныне ул. Чернышевского, д. 5) [1, с. 442]. Закир Кадыри– редактор газеты «Тормыш» (с октября 1914 г. по январь 1918 г.) – отмечал, что в деле создания учебного заведения большую идейную поддержку оказал Салимгирей-эфенди, материальную поддержку по строительству здания предоставили Садретдин-эфенди Назиров7, Суфия-бикеи Салимгирей-эфенди Джантюрины, Махипарваз-бике Шейхалиеваи другие [2].

Несмотря на то, что уже к октябрю строительство учебного корпуса было завершено, торжественное открытие нового здания медресе «Галия» состоялось лишь 18 ноября 1907 г. В 1919 г. медресе было преобразовано в мужскую школу 2-й ступени для башкир и татар. С тех пор на протяжении столетия здание сменило нескольких хозяев. Ныне это историческое здание занимает Духовная образовательная организация высшего образования «Российский исламский университет» Центрального духовного управления мусульман России. Газета «Тормыш»: издатели и редакторы Издание являлось продолжением томской газеты «Сибирия», печатавшейся в 1912–1913 гг. (издатель – М.-В. Новрузов10, исп. должность редактора – Ф.М. Новрузова11). Первоначально газета «Тормыш» выходила раз в декаду, далее – по 2-3 номера в неделю, а с 1914 г. – ежедневно12. Слово редактора-издателя М.-В. Новрузова, помещенное в первом номере газеты, позволяет определить направление нового печатного издания в целом. Газета объявила о непринадлежности ни к одной из политических партий и равном отношении ко всем социальным слоям и группам населения. Издание было заявлено как национальная газета, которая будет освещать главным образом вопросы политики и экономики, предоставлять сведения Оренбургского магометанского духовного собрания, публиковать фельетоны, а также переводить и помещать на своих страницах материалы других печатных изданий, написанных на разных языках, и размещать иллюстрации [3].

Осенью 1914 г. (в 117-м номере газеты от 5 октября) вышла статья ««Тормыш» икенче кулларга күчте» («Тормыш» перешел в другие руки) Закира Кадыри, приступившего с большим энтузиазмом к обязанностям редактора. Автор особо подчеркивает, что газета не принадлежит к какой-либо партии, «Тормыш» – «мусульманская и татарская газета». Был определен девиз газеты – будучи истинными гражданами России, стремиться к достижению высокого уровня развития культуры татарской нации [4]. З. Кадыри проявил себя как талантливый публицист, автор интересных очерков на общественно-политические темы [более подробно см., например, 5, 6, 7]. Как отмечает Д.Р. Гильмутдинов, Закир Кадыри писал о проблемах, «которые будут ключевыми в социологии XX века», и редактируемая им газета «вполне могла быть названа первым татарским лоббистским печатным органом среди самих мусульман» [6, с. 67–68].

Последним редактором газеты был Гумда Хабиров13, после окончания Гражданской войны работавший преподавателем башкирского и татарского языков в татарской школе г. Уфы и на Башпедрабфаке14.

В начале 1914 г. газета сообщила читателям об открытии в феврале собственной типографии. 4 апреля 1914 г. было получено разрешение издавать газету в типографии стерлитамакского купца Г. Усманова15 [5, с. 125–126]. В типографии «Тормыш» работало около 15 рабочих-наборщиков, главным образом подростков, из татар и башкир. Типография занимала небольшое помещение в подвале здания редакции газеты «Тормыш»16.

Медресе «Галия» на страницах газеты «Тормыш»

Как известно, большое разнообразие информации периодической печати делает ее многоплановым историческим источником. Газетные жанры условно подразделяются на три основные группы: информационные, аналитические, художественно-публицистические. На страницах газеты «Тормыш» появлялись публикации о мусульманских учебных заведениях в целом и медресе «Галия» в частности, относящиеся по жанру изложения к каждой из этих групп.

К первой группе жанров относятся материалы (объявления, заметки, репортажи), которые раскрывают в основном внутреннюю жизнь медресе. В первом же номере газеты была опубликована информация о педагогическом составе и количестве воспитанников мусульманских учебных заведений г. Уфы [8]. Примечательно, что в 1913/14 учебном году в «Галие» обучалось 95 шакирдов, или 10,7% всех учащихся медресе г. Уфы. На страницах газеты периодически освещались сведения о сроках проведения приемных или выпускных экзаменов, а также об итогах последних. В частности, указывалось, какие документы и какие экзамены необходимо сдать для поступления в медресе. Поступающие должны были предоставить официальный документ об окончании учебного заведения, паспорт, медицинскую справку. Экзамены были по следующим предметам: морфология арабского языка, грамматический (полный) синтаксис арабского языка, арабское чтение, чтение на старотатарском языке, диктант либо изложение/сочинение на татарском языке, история пророков, мусульманское право (фикх), география ислама и арифметика. Уточнялись также хозяйственные вопросы. Руководство медресе извещало, что за проживание и питание с обучающихся будет взиматься плата в размере 60 руб., с проживающих на квартире обучающихся – 30 руб., с вольнослушателей – 40 руб. за учебный год [9]. Вопросы финансирования медресе представлены в отчете совместного собрания педагогического и попечительского советов медресе, помещенном в 76-м номере газеты от 15 июня 1914 г.

К этой же группе относятся заметки о благотворительных мероприятиях, ставших в начале века неотъемлемой частью городского быта. Так, 28 января 1915 г. в доме Дворянского собрания под руководством Кутлуг-Мухамеда Мирзы Алкина17 состоялся благотворительный музыкально-литературный вечер при активном участии большого количества неравнодушных горожан. Все средства, вырученные от продажи билетов, цветов, чайных напитков, направлялись в пользу медресе «Галия» [10]. В городских благотворительных акциях участвовали и сами воспитанники «Галии».

Особое место в городском пространстве занимали публичные места, где читались лекции на татарском языке, организованные мусульманским отделом Народного университета г. Уфы, который был открыт в ноябре 1913 г. Газета не только периодически информировала читателей о прочитанных преподавателями медресе «Галия» лекциях, но и зачастую давала оценку мероприятиям. Объявление о предстоящей лекции (и ее программа) обычно размещалось заранее на страницах газеты. Проблемам нравственности и нравственного воспитания была посвящена лекция Зыи Камали. Актуальность выбранной тематики привлекла внимание уфимской общественности. Как отмечалось в газете, на лекцию пришло много народу: ученые, шакирды, студенты светских учебных заведений (русча укучылар), а также представители других социальных групп. И отнюдь не удивительно, что здесь присутствовало много женщин [11]. В феврале 1914 г. Габдулла Шнаси (Ибрагимов)18, преподававший в медресе «Галия» физику, химию, естественную историю, педагогику, психологию, чистописание, а также занимавший должность завуча, прочитал ряд лекций и оставил весьма положительные впечатления у слушателей, которые отметили, что с радостью готовы продолжить посещение курсов [12]. Хабибуллла Зайни19, который преподавал в медресе такие предметы, как география, общая история, физкультура, прочитал лекцию по географии [13].

Проблема взаимоотношений руководителя в лице Зыи Камали и членов внешнего правления (идарәи хариҗия), или попечительского совета, нашла отражение в некоторых статьях, характеризующих в определенной степени также внутреннюю жизнь и историю становления мусульманского учебного заведения [см., например: 2; 14]. По мнению попечителей (мутаваллиев), З. Камали весьма ограничил влияние педагогического совета, т.е. членов комиссии по обучению (һәйәте тәгълимия). Об этом они открыто заявили на состоявшемся в 1912 г. совместном заседании членов педагогического и попечительского советов медресе и высказали мысль о возложении должностных функций научного руководителя на другое должностное лицо. Как считали члены попечительского совета, З. Камали якобы не прислушивался к их мнению, продолжал заниматься преподаванием своего незрелого религиозного учения, разрушая ранее усвоенные шакирдами знания. Отношения между ними снова накалились, очевидно, в этом сыграло свою роль и шакирдское движение, в частности, массовый уход шакирдов из медресе «Галия» в 1912/13 учебном году. В итоге 22 августа 1915 г. попечительский совет в составе Салимгирея Джантурина, Садретдина Назирова, Кутлуг-Мухамед Мирзы Алкина, Бадретдина Назирова20 и Хасана Каримова21 принял решение о лишении материальной помощи медресе [14].

Многочисленные публикации аналитического и художественно-публицистического жанров принадлежат перу преподавателей или бывших преподавателей, воспитанников или бывших воспитанников медресе «Галия». Наглядным примером является творческое наследие Закира Кадыри, который в течение трех лет (начиная с 1909 г.) преподавал в медресе «Галия». Вначале он вел уроки по богословию (каламу), преподавал арабский язык, а затем философию, логику, психологию [7, с. 129]. Бывший воспитанник «Галии» Шариф Манатов22, с мая 1914 г. исполнявший обязанности секретаря газеты «Тормыш», писал передовицы, являлся автором множества актуальных публикаций.

К аналитическому жанру относится и довольно объемная статья Г. Шнаси «Бездә сәүдәгәрлек» (Наша торговля), посвященная татарскому купечеству. Автор публикации отмечает, что благодаря торговле и своей старательности татарский народ на протяжении нескольких столетий хорошо жил, сохранил к себе почитание и уважение русских соотечественников. Однако, по его мнению, в начале XX в. наблюдается тенденция снижения деловой активности татарских коммерсантов и сокращения количества мусульманских фирм в Уфе и в других городах, причины которой и пытается выявить Г. Шнаси в своей статье. Он считает, что прежде всего это было связано с отсутствием разумной экономии, ведением праздного образа жизни и низкой коммерческой осведомленностью татарских купцов [15].

К художественно-публицистическому жанру относятся яркие стихи питомцев «Галии» Шайхзады Бабича23, Маджита Гафури24, Сайфи Кудаша25 и др.

Заключение

«Галия» (1906–1919) оставила яркий след в культурной жизни татар, башкир, казахов и других тюркоязычных народов. Образовательная и духовно-просветительская деятельность медресе нашла широкое отражение в прессе, в частности на страницах газеты «Тормыш», являвшейся главным источником информации для татароязычного населения г. Уфы и имевшей большое влияние на общественную жизнь Волго-Уральского региона. Эти ценные материалы вкупе с данными архивных источников, многие из которых еще предстоит ввести в научный оборот, позволяют восполнить пробелы в изучении истории мусульманского образования.

 

1. Подсчитано по: Национальный архив Республики Башкортостан (далее – НА РБ). Ф. И-2. Оп. 1. Д. 15232. Л. 9; Ф. И-148. Оп .1. Д .17. Л. 10.

2. Зияэтдин (Зия) Камали (1873–1942) – религиозный и общественный деятель, педагог-реформатор, мыслитель. Ученик выдающегося египетского реформатора Мухаммада Абдо (1849–1905). В 1904–1905 гг. преподаватель уфимского медресе «Усмания», в 1906–1919 гг. руководитель медресе «Галия», в 1917–1918 гг. депутат Национального собрания (Миллэт Меджлиси) мусульман Внутренней России и Сибири, в 1923–1936 гг. кадий Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Репрессирован в 1936 г., реабилитирован посмертно в 1956 г.

3. НА РБ. Ф. Р-4767. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

4 Салимгирей (Селим-Гирей) Джантюрин (1864–1926) – общественный и политический деятель. Из дворян Уфимской губернии, потомок казахских ханов. Активный участник земского движения в Белебеевском уезде Уфимской губернии: в 1891–1894 гг. мировой судья, в 1894–1902 гг. земский начальник, в 1894–1902 гг. гласный Белебеевского уездного и в 1897–1900, 1900–1903 гг. Уфимского губернского земств. В 1905–1906, 1914 гг. участник Всероссийских съездов мусульман. Член Центрального комитета партии «Иттифак аль-муслимин». Депутат I Государственной думы от Уфимской губернии. С 1907 г. председатель Уфимского мусульманского благотворительного общества. В 1917–1918 гг. депутат Национального собрания (Миллэт Меджлиси), в 1918 г. член финансового министерства (Малия назараты) Национального правительства (Милли Идарэ) автономии мусульман Внутренней России и Сибири.

5. Медресэ-и-Алийе (= медресе «Галия») – букв. «высшая школа». В отличие от многих других мусульманских учебных заведений того периода, название этого медресе отражало именно образовательную ступень, а не имя собственное.

6. Закир Кадыри (Кадыров) (1878–1954) – богослов, журналист, переводчик, педагог, общественный деятель. Депутат Национального Собрания (Миллэт Меджлиси), член Национального правительства (Милли Идарэ) автономии мусульман Внутренней России и Сибири.

7. Садретдин Назиров – купец, член Правления Уфимского Попечительства о бедных мусульманах (1901).

8. Суфия Джантюрина (урожденная Тевкелева) (1874–1911) – просветитель, общественный деятель, одна из учредительниц Уфимского мусульманского дамского общества.

9. Махипарваз Шейхалиева (урожденная Алкина) – член Мусульманского благотворительного общества в С.-Петербурге, председатель Распорядительного комитета Дамского благотворительного отделения Уфимского Попечительства о бедных, одна из учредительниц Уфимского мусульманского дамского общества.

10. Мухаммед-Вагиз Новрузов (Наврузов) – педагог, редактор-издатель, журналист, общественный деятель.

11. Фатима-Фарида Новрузова (Наврузова) (урожденная Вагапова) (1889–1914) – просветитель, педагог, журналист, общественный деятель.

12. Научный архив Уфимского научного центра РАН (далее – НА УНЦ РАН). Ф. 50. Оп. 1. Д. 26. Л. 30.

13. Гумда (Гимадатульислам) Хабиров – редактор, педагог.

14. НА УНЦ РАН. Ф. 50. Оп. 1. Д. 26. Л. 33–34.

15. Гибадулла Усманов – купец, меценат, издатель.

16. НА УНЦ РАН. Ф. 50. Оп. 1. Д. 19. Л. 5.

17. Кутлуг-Мухамед, (Кутлумухамет) Алкин (1862–?) – крупный землевладелец, гласный земского собрания Белебеевского уезда Уфимской губернии (1909–1912), гласный городской думы.

18. Габдулла Шнаси (Ибрагимов) (1885–1938) – педагог, автор учебников и учебных пособий по естественным наукам.

19. Хабибулла Зайни (1890–1967) – просветитель, педагог, автор учебных пособий по физической культуре.

20. Бадретдин Назиров – купец, член Правления Уфимского Попечительства о бедных мусульманах (1901), один из учредителей Уфимского мусульманского благотворительного общества, гласный городской думы.

21. Хасан Каримов (1872–?) – крупный книготорговец, издатель.

22. Шариф Манатов (1892–1936) – государственный и общественный деятель, журналист.

23. Шайхзада Бабич (1895–1919) – поэт, общественный и политический деятель.

24. Маджит Гафури (Габдельмажит Гафуров) (1880–1934) – поэт, писатель, публицист, общественный деятель.

25. Сайфи Кудаш (Сайфетдин Кудашев) (1894–1993) – поэт, писатель.

Список литературы

1. Мир ислама. Т. 2. Вып. VII. Позднеев Д.М. (ред.). СПб.: издательство императорского общества востоковедения; 1913. С. 431–512.

2. Закир. Мәдрәсәи «Галия»нең 10 еллыгы. Тормыш. 1916;566:2–3.

3. Нəүрүзов М.В. Уфа – октябрь 18. Тормыш. 1913;1:1.

4. Закир әл-Кадыйри. «Тормыш» икенче кулларга күчте. Тормыш. 1914;117:1.

5. Вильданова Р.К. Закир Кадыри (1878–1954): общественно-политическая и журналистская деятельность: дисс.... канд. ист. наук. Ульяновск, 2013. 271 с.

6. Гильмутдинов Д.Р. Газета «Тормыш» (1913–1918) как артефакт дореволюционного социального сознания российских мусульман. Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2018;8(1):67–81.

7. Исмаил Тюркоглу. Новые штрихи к творческой биографии Закира Кадыри-Угана. Tatarica. 2019;12:128–135.

8. Уфа мәдрәсәләрендә уку. Тормыш. 1913;1:4.

9. Уфа мәдрәсә «Галия диния»се мөдириятеннән. Тормыш. 1914;78:3.

10. Уфада. Тормыш. 1915;175:3.

11. Уфа хәбәрләре. Тормыш. 1914;38:4.

12. Мөселманча лекция. Тормыш. 1914;30:3.

13. Татарча лекция. Тормыш. 1914;46:3.

14. Уфадагы мәдрәсә «Галия диния»нең һәйәте хариҗиясе әгъзаларыннан. Тормыш. 1915;310:3–4.

15. Габдулла Шнаси. Бездә сәүдәгәрлек. Тормыш. 1914;81:1.


Об авторе

А. В. Ахтямова
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Россия

Ахтямова Алсу Вазиховна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории 

г. Казань



Для цитирования:


Ахтямова А.В. Медресе «Галия» как общественный институт уфимской мусульманской общины (по материалам газеты «Тормыш»). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):104-114. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-104-114

For citation:


Akhtyamova A.V. The “Galiya” Madrasah as Ufa Muslim community public institution (based on the materials of the “Tormysh” newspaper). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(1):104-114. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-1-104-114

Просмотров: 150


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)