Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Благотворительная деятельность Нургали Хасанова (1852–1919)

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-556-566

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена благотворительной деятельности авторитетного мусульманского богослова Среднего Поволжья шейха Нургали Хасанова (1852–1919). Эта часть его жизни раскрывается на основе дореволюционных татарских газет «Кояш», «Йолдыз», «Азад», журнала «Маглумат», воспоминаний современников, опубликованных документов и труда богослова «Аль-ауатиф аль-хамидия фи-с-саяхати нурия» («Благодарные чувства светлых путешествий»), посвященного паломничеству. Описанные события охватывают период с 1886 по 1917 г. Исследование благотворительной деятельности этой яркой личности способствует восприятию исторических процессов того периода, позволяет понять, с какими трудностями встречались мусульманские религиозные деятели Среднего Поволжья конца ХIХ – начала ХХ в.

Для цитирования:


Амишов Р.И. Благотворительная деятельность Нургали Хасанова (1852–1919). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):556-566. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-556-566

For citation:


Amishov R.I. Charity work of theologian Nurgali Khasanov (1852–1919). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):556-566. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-556-566

Введение

Нургали Хасанов (1852–1919) является одним из ярких представителей мусульманского просвещения, известным религиозным деятелем и богословом конца XIX – начала XX в. (Рис. 1).

Рис. 1. Богослов Нургали Хасанов. Фото 1908 года. (из личного архива Р.И. Амишова )
Fig. 1. Theologian Nurgali Khasanov. Photo of 1908. (from private archive of R.I. Amighov)

Более 30 лет он руководил медресе в г. Буинске (совр. Татарстан) и был одним из суфийских духовных наставников своего времени. Н. Хасанов обучил и воспитал большое количество последователей, двое из которых стали депутатами Государственной Думы, 8 возглавили крупные медресе Среднего Поволжья, около 10 стали ахунами, около 200 – имамами, еще больше – учеными, писателями и общественными деятелями татарского народа конца XIX – начала ХХ века. Успешная деятельность Н. Хасанова была признана властями Российской и Османской империй, от которых он получил правительственные награды – серебряную и золотую медали «За усердие» и почетный орден «Османия» I степени [1, с. 3].

Будущий богослов родился в 1852 году в д. Мурзино Тетюшского уезда Казанской губернии. Начальные знания получил в медресе при четвертой соборной мечети (совр. «Голубая мечеть») г. Казани, затем окончил Апанаевское медресе и высшее медресе «Мир-Араб» г. Бухары. В 1886 году в возрасте 34 лет стал имамом мечети и руководителем крупного мед ресе в г. Буинске, позже – ахуном города. Он, будучи религиозным деятелем, получал большое количество пожертвований, был достаточно состоятельным человеком. В то же время Н. Хасанов вел активную благотворительную деятельность: помогал не только бедным ученикам, но и нуждающимся мусульманам, издавал и распространял книги, участвовал в благотворительных сборах. При поступлении на учебу шакирдов из малообеспеченных семей старался не брать вступительный ежегодный взнос [2, с. 4]. В своем медресе он приютил многих сирот и дал им возможность стать достойными людьми. Так, например, известный каллиграф Гарифзян Валиди (1879–1946) в юности остался без отца, учился и воспитывался у Нургали хазрата, а по окончании учебы и вплоть до трудоустройства жил и работал в медресе [3, с. 25].

В 1910 году в г. Буинске было организовано «Благотворительное общество мусульман Буинского уезда» при активном участии Н. Хасанова и ахуна Буинского уезда Абдульсамада Шагидуллина (1866–1928) [4]. В первый год деятельности членами общества стали 75 человек, из которых 55 были муллами Буинского уезда. А. Шагидуллин был избран председателем общества, его заместителем – мулла д. Нижний Задур Шарафутдин Ахмеров, а Нургали Хасанов и мулла д. Новая Задоровка Ахмадсафа Биккулов стали почетными членами. Деятельность этой благотворительной организации была разнообразна: оказание помощи при строительстве мечетей и медресе и в их содержании; оказание помощи сиротам, нуждающимся студентам, больным, вдовам; предоставление денег в долг мусульманам, открывавшим торговое дело или оказавшимся без жилья в результате пожара; в целом, на всестороннюю помощь мусульманам уезда (Рис. 2).

Рис. 2. Титульный лист устава 1909 года и отчет Благотворительного общества мусульман Буинского уезда за 1911-12 гг. (из личного архива Р.И. Амишова)
Fig. 2. The title page of the charter of 1909 and the report of the Charitable Society of Muslims of Buinsky district for 1911-12. (from private archive of R.I. Amighov)

Средства на счет благотворительной организации поступали от сбора пожертвований, от закята татарских баев данного уезда и членских взносов участников организации. Деньги хранились в Буинском городском банке, а расходовались решением специально избранной комиссии. В течение 1911 года на счет общества поступило 514 рублей 20 копеек, пять рублей из которых было выдано двум сиротам на учебу, по 50 копеек ежемесячно выдавалось нетрудоспособному старику и другим нуждающимся. Вероятно, благотворительные средства поступали и на содержание Буинского медресе [4]; [5, с. 4]; [6, с. 3]; [7, с. 3]; [8, с. 2]; [9, с. 40].

Н. Хасанов активно привлекал спонсоров для поддержки Буинского медресе. С их помощью ремонтировались старые здания и строились новые, обеспечивалось их полноценное содержание. После смерти в 1905 году основного содержателя Буинского медресе Шарип бая Муллина (1821–1905) из числа своих прихожан Н. Хасанов организовал особый попечительский совет, куда были избраны состоятельные и социально активные люди. В их обязанности входили забота о содержании мечети и медресе, в частности ремонт зданий, обеспечение помещений отоплением, освещением и другие. Они следили за правильным использованием доходов имущества вакуфа медресе. Весной 1906 года этот попечительский совет состоял из двух активистов Махмута Фатхуллина и Исмаила Губайдуллина и пяти буинских купцов, а в 1912 году – из шести мещан г. Буинска: Махмута Фатхуллина, Исмаила Губайдуллина, Кабира Кулеева, Хамидуллы Феткуллова, Биляла Саттарова и купца Юнуса Габейдуллова1. Попечители помогали Нургали хазрату в решении хозяйственных и финансовых вопросов медресе и мечети, давали ему возможность заниматься непосредственно своими прямыми обязанностями, религиозно-образовательной деятельностью. К 1914 году Буинское медресе имело вакуфное имущество на сумму около 18 тысяч рублей, доходы от которых шли на содержание медресе и мечети [10, с. 2–3]. На поступления от вакуфа и на имеющиеся денежные средства в октябре 1916 года попечителями Буинского медресе были дополнительно куплены 35 десятин земли (38,15 гектаров) в целях сдачи в аренду для пополнения бюджета медресе [11, с. 3]. Так, к 1917 году от 40 десятин земли ежегодно стало поступать до 500 рублей дохода [1, с. 3].

Н. Хасанов поддерживал тесную связь с некоторыми татарскими купцами г. Казани и получал от них помощь на содержание учебного заведения. Так, весной 1914 года известный купец Казани Садык (Мухаммадсадык) Галикеев (1847–1919) пожертвовал 200 рублей на зарплату преподавателям Буинского медресе [12, б. 5]. В начале декабря 1915 года Буинское медресе посетил известный купец и суконный фабрикант, меценат г. Симбирска Сиразетдин Шайхаттарович Бахтеев. Осмотрев здание медресе, познакомившись с учебным процессом, преподавателями и шакирдами, он раздал мугалимам милостыню по 5 рублей и оставил большую сумму денег для начала строительства каменного здания медресе стоимостью в 8–9 тысяч рублей. В начале 1916 года в течение зимы были закуплены необходимые стройматериалы, весной их доставили в Буинск и начали строительство здания. Новое кирпичное строение с высокими потолками, большими окнами, размером 16х12 метров, состояло из шести комнат: четыре учебных класса, учительская и широкий коридор, соединяющий все комнаты. 23 больших окна освещали помещения, а отопление осуществлялось тремя голландскими печами (Рис. 3).

Рис. 3. Здание Буинского медресе, построенное С.Ш. Бахтеевым в 1916–1917 годах. Фото 1997 года. (из личного архива Р.И. Амишова)
Fig. 3. The building of Buinsky madrasah, built by S. Sh. Bakhteev in 1916–1917. A photo dated by 1997. (from private archive of R.I. Amighov)

Это событие было большой радостью для всех мусульман города, а особенно для руководителя медресе Н. Хасанова. Популярная татарская газета «Йолдыз» отмечала, что «в своем преклонном возрасте для Нургали дамуллы расширение медресе и увеличение количества зданий [Буинского] медресе «Нурия» – это большой успех» [13, б. 4].

Н. Хасанов часто организовывал благотворительные акции, во время проповедей привлекал татарское население к оказанию помощи медресе и нуждающимся. Так, например, 13 января 1911 года он во время пятничной проповеди объявил сбор пожертвований на оплату труда преподавателей медресе, и прихожане оказали посильную помощь [14]. На пятничной проповеди 20 апреля 1912 года он призвал прихожан принять участие в общегородской благотворительной акции «Белые цветы», целью которой был сбор пожертвований для помощи людям, болеющим туберкулезом, и профилактики этой болезни среди населения. По его призыву многие прихожане приняли участие в этом мероприятии. Они покупали белые цветы, выручка от продажи пошла на помощь больным чахоткой [15, б. 3].

Революция 1905 года привела к заметному улучшению этноконфессиональной политики Российской империи. Хасанов стал использовать вновь открывшиеся возможностии, начав обращаться к местным властям с просьбой о поддержке Буинского медресе. Так, в начале 1906 года он вместе с преподавателями и попечителями просил Буинскую городскую управу помочь в ремонте учебных корпусов медресе. После долгих обсуждений самому крупному учебному заведению в регионе впервые было выделено 500 рублей. На эти средства, а также на 10000 рублей, переданных медресе по завещанию, и другие небольшие пожертвования попечители с апреля по июль начали капитальный ремонт в зданиях медресе. Из кирпича были построены новая удобная кухня-столовая и здание для омовения, в четырех зданиях заново перестелены крыши (жестяные), все крыши зданий, принадлежащих медресе, были покрашены, во дворе для учащихся обустроен красивый сад, обнесенный забором. Помимо перечисленных, было выполнено и много других работ. Таким образом, медресе приобрело прекрасный, обустроенный вид. Кроме этого, на часть средств от завещания Шариф бая и пожертвований Хасанджана эфенди попечители заново полностью обнесли татарское кладбище г. Буинска забором длиной более одного километра [16, с. 3–4]. В феврале 1912 года Н. Хасанову удается получить из Буинской земской управы 180 рублей для покупки дров на три месяца отопления [17, с. 3].

Начало Первой мировой войны, в которой Российская империя приняла участие, привело к существенному осложнению материального положения Буинского медресе [18, б. 406]2 . В сложившейся ситуации богослов с попечителями обращаются в Буинскую уездную земскую управу с просьбой поддержать учебное заведение. Им удается получить денежные средства на покупку учебников, оплату зароботной платы, дров и другие нужды с условием включения в программу обучения общеобразовательных предметов. Эти ежегодные поступления до 1917 года были значительными и покрывали больше половины расходов [1, с. 3].

В то же время богослов вместе с другими муллами Буинского уезда активно оказывает благотворительную помощь государству. Он организует среди прихожан сбор пожертвований для фронта, которые передает уездному казначейству [19, с. 3]. Вместе с муллами уезда для Буинской земской больницы, где лечились раненые, он периодически привозит собранные у населения деньги, полотенца, подушки и одежду [20, с. 3]. Журнал «Маглумат» Оренбургского магометанского собрания в январе 1917 года упоминает о том, что буинский религиозный деятель организовал благотворительный сбор и от имени своего прихода передал 22 рубля для нуждающихся семей военнослужащих [21, с. 20]. Также сохранились сведения о том, что Нургали хазрат во время путешествия в Стамбул и паломничества в Мекку и Медину раздавал пожертвования местным нуждающимся [22, с. 43, 54, 77].

Таким образом, авторитетный религиозный деятель Н. Хасанов не только занимался научно-преподавательской деятельностью, но и принимал активное участие в благотворительности. Он проводил агитационные проповеди, организовывал благотворительные акции и сборы пожертвований, привлекал спонсоров, стоял у истоков создания местного мусульманского благотворительного общества, а также сам был активным жертвователем и меценатом.

 

1. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 88. Оп. 4. Д. 209. Л. 275.

2. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 967. Оп. 1. Д. 46. Л. 1–13.

Список литературы

1. Мулла Касым Биккулов. Утыз ел хезмәт хәтирәсе. Кояш. 1917. 5 гыйнвар. №1064. Б. 3.

2. Буада мәдрәсә Нурия идәрәсеннән. Кояш. 1914. 18 сентябрь. №513. Б. 4.

3. Бәшири З.Ш. Сайланма әсәрләр: истәлекләр, бәян, публицистик язмалар. Казан: Татар. кит. нәшр.; 2014. 427 б.

4. Устав Мусульманского благотворительного общества в городе Буинске. Казань, 1910. 18 с.

5. Буа өязе мөселманнары «җәмгыять хәйрия» сенең отчеты. 1910–11 нче ел өчен. Казан, 1912. 12 б.

6. Әтраф хәбәрләре. Буа өязе мөселманнары җәмгыят хәйриясе. Йолдыз. 1911. 10 апрель. №668. Б. 3.

7. Госмани Г. Әтраф хәбәрләре. Буа өязе. Йолдыз. 1912. 4 март. №801. Б. 3.

8. Буа вә атрафы. Йолдыз. 1914. 28 сентябрь. №1278. Б. 2.

9. Маликов Р.И. Буа шәһәренең мөселман гыйбадәтханәләре тарихы. Казан: «Идел-Пресс»; 2009. 146 б.

10. Дәхлий хәбәрләр. Буа. Йолдыз. 1914. 28 декабрь. №1337. Б. 2–3.

11. Буа вә әтрафы. Мәдрәсә Нуриягә җир алу. Йолдыз. 1916. 21 октябрь. №1706. Б. 3.

12. Азгыш. Мөхәбәрләремездән. Буада. Кояш. 1914. 13 апреля. №386. Б. 5.

13. Буа мәдрәсәләре һәм Бахтеев. Йолдыз. 1915. 17 декабря. №1572. Б. 4.

14. Әтраф хәбәрләре. Буа хәбәрләре. Йолдыз. 1911. 23 гыйнвар. №636. Б. 3.

15. Тауфик Сабитов. Буада ак чәчәк бәйрәме. Әтраф хәбәрләре. Йолдыз. 1912. 26 апрель. №824. Б. 3.

16. Гаяс Хәсәни. Буадан. Казан мөһбире. 1906. 14 июль. №116. Б. 3–4.

17. Әтраф хәбәрләре. Управадан акча алу. Йолдыз. 1912. 4 март. №801. Б. 3.

18. Журналы и доклады Буинской Уездной Земской Управы. Симбирск, 1914. 540 с.

19. Әтраф хәбәрләре. Кояш. 1914. 27 октябрь. №541. Б. 3.

20. Кояш. 1914. 12 декабрь. №584. 4 б.

21. Ышбу ватан сугышында каһарманлык күрсәткән Гиоргевский кауалыйлар үә мохтаҗ гаиләләре файдасына Ислам мәхәлләләре тарафындан җыелынмыш иганәләрнең хисабы. Мәгълүмат. 1917. 1 гыйнвар. №1. Б. 20.

22. Нургали бин шейх Хасан аль-Казани. Аль-гауатыф аль-хамидияфиссаяхатинурия. Казань: Братья Каримовы; 1907. 80 б.


Об авторе

Р. И. Амишов
Институт международных отношений Казанского федерального университета; Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»
Россия

Амишов Рашид Ильязович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования; доцент 

г. Казань



Рецензия

Для цитирования:


Амишов Р.И. Благотворительная деятельность Нургали Хасанова (1852–1919). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):556-566. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-556-566

For citation:


Amishov R.I. Charity work of theologian Nurgali Khasanov (1852–1919). Minbar. Islamic Studies. 2021;14(3):556-566. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-3-556-566

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)