Перейти к:
Проблемы межрелигиозного диалога ислама и православия в России
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-394-406
Аннотация
Россия – многоконфессиональная, многонациональная страна, на территории которой на протяжении многих веков дружно соседствуют представители разных религий и наций. При существующих различиях осознание общности нравственных установок основных мировых религий позволяет преодолеть разделяющие людей стереотипы, ксенофобию, что является важнейшим условием для формирования единой гражданской нации, обеспечения внутреннего мира и согласия. Наша страна накопила уникальный многовековой опыт мирного сосуществования и взаимодействия, совместного созидательного труда мусульманского и христианского населения. Но, несмотря на все положительные моменты, существует ряд проблем, которые препятствуют развитию межрелигиозного диалога на бытовом уровне между простыми гражданами. Эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. Кроме того, вопрос межконфессионального диалога является не только неотъемлемой составляющей культуры общественных отношений, но и, учитывая реалии современности, вопросом национальной безопасности Российского государства. В статье проанализированы основные проблемы, препятствующие развитию межрелигиозного диалога в обществе, а также приведены пути их решения.
Ключевые слова
УДК: 297.1
Для цитирования:
Шарипов А.А. Проблемы межрелигиозного диалога ислама и православия в России. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):394-406. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-394-406
For citation:
Sharipov A.A. Problems of Interreligious Dialogue between Islam and Orthodoxy in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):394-406. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-394-406
Введение
Тот, кто не уважает другую нацию, другую религию, не уважает и свой народ, и свою веру. Религия никогда не разделяла жителей России. Последние два десятилетия лидеры религиозных организаций нашей страны принимают активное участие в формировании общественного сознания, демонстрируя взаимное уважение и соработничество во многих сферах. Но при всех совместных усилиях сохраняется большая опасность обострения межрелигиозных и межнациональных отношений в таком многоконфессиональном и многонациональном государстве, которым является наша страна. Горький опыт соседних стран (например, Украины) показывает, что в современном мире очень легко разжечь конфликт не только между представителями разных религий или народов, но и среди одного народа и одной религии. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы на этой почве возникали конфликты, тем более перерастающее в противоборство, а значит, необходима совместная, серьезная, постоянная разъяснительная и просветительская работа религиозных организаций как между собой, так и в тандеме с государственной властью, нужна система воспитания, способная прививать людям уважение к религии других народов и наций, к особенностям их культуры, менталитета, быта и традиций. Работа эта может быть основана исключительно на взаимном уважении.
Хотим привести слова многоуважаемого Председателя Центрального духовного управления мусульман России, Верховного муфтия шейх-уль-Ислам Талгата Сафы Таджуддина: «Несомненно, нашей главнейшей задачей и священным долгом является укрепление межконфессионального и межнационального мира и согласия. Ведь в Священном Коране повелевает Всевышний Аллаh в 208-м аяте суры «Корова»: «О уверовавшие! Войдите в мир сообща и не следуйте стопам шайтана-сатаны. Подлинно, он вам явный враг». Гармонизация этноконфессиональных отношений, призыв и пропаганда здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом, наркоманией, реабилитация алко- и наркозависимых граждан – также одна из современных форм служения духовенства и религиозных организаций» [1, с. 13].
Свое мнение по этому вопросу в одном из выступлений озвучил и Патриарх Кирилл, сказав, что «нам нужен диалог, который позволит каждой религиозной традиции раскрыть свой потенциал в созидании личной, семейной, общественной жизни, в построении прочного и справедливого мира» [2, с. 108].
Межрелигиозный диалог – это возможность слышать друг друга, не переманивать на свою сторону оппонента, а найти общие точки соприкосновения, объединяющие нас, и, воспользовавшись этим, приносить пользу обществу ради довольства Господа миров.
Проблемы межрелигиозного диалога
Исходя из большого практического опыта автора и анализа ситуации, сложившейся в сфере межрелигиозного взаимодействия между представителями ислама и православия в нашей стране (между простыми обывателями), можно выделить следующие основные проблемы.
1. Мы верим, что все, что происходит в этом мире, – по воле Господа, Творца миров, Создателя. Значит, по воле Всевышнего в мире существуют разные религии и верования, представители которых, конечно, считают, что войдут в Рай только они. Именно на этой почве может возникнуть проблема, ибо сатана не дремлет: до самого Судного дня он будет стараться противопоставлять людей друг другу, используя при этом принцип «я лучше, чем он». Соответственно, как в жизни есть фанаты футбола, музыки, иных видов деятельности, так и в религии есть свои фанаты, крайние радикалы, которые всегда считают, что только они правы, а остальные нет, что только они – обладатели Рая.
2. Из первой проблемы вытекает следующая: приверженцы подобного мнения делят всё общество на «мы» и «они», где «мы» – это спасенные, а «они» – «потерпевшие убыток». Кроме того, они живут по принципу «Кто не с нами, тот против нас». Такая точка зрения является одним из признаков сектантства, поэтому среди тех, кто придерживается подобных крайне радикальных идей, всегда будут желающие увеличить число своих последователей, стараться, чтобы к ним примкнуло как можно больше людей, а значит, вести постоянную работу в этом направлении, заниматься миссионерством, подтягивая в свои ряды последователей или адептов.
Безусловно, данные проблемы могут помешать межрелигиозному диалогу. Стоит отметить, что готовность к диалогу есть в каждом человеке, но порой его сдерживают искусственно созданные стереотипы, из-за которых мы обращаем внимание на различия (возрастные, физические, умственные, материальные и т.д.). Богословская точка зрения подтверждается, например, изречением Пророка Мухаммада (мир ему): «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете, пока не полюбите друг друга». И потом он спрашивает: «Указать ли вам путь к этому? Распространяйте между собой мир и спокойствие» (хадис №848) [3]. При крайне радикальном подходе, когда человек разделяет общество на «наше» и «не наше», любви между людьми не получится, мира и согласия – тоже. Ибо это будет против слов Божьего Посланника. Это одна из проблем в межрелигиозном диалоге, которая может возникнуть из-за узости мышления и непонимания самой религии ее последователями.
3. Следующая проблема, возникающая при ведении межрелигиозного диалога, – слабое знание религии. Встречаются случаи, когда на этом фоне человек занимает ортодоксальную позицию, признает только свою точку зрения и не терпит инакомыслия. В качестве примера приведем случай из жизни. Однажды на мероприятие в мечеть был приглашен православный священник, который пришел в положенной ему по сану одежде – в рясе, с крестом. Его и других гостей встречали и провожали к месту проведения мероприятия студенты медресе. Один из них, увидев впервые в жизни православного священника, заявил: «Ваша вера неправильная. Правильная религия – ислам». Священник его спросил: «А ты кто, чтобы говорить, что наша вера неправильная, какое у тебя образование?». А когда выяснил, что перед ним студент-первокурсник, сказал: «Я пять лет учился в академии. Вот когда и ты отучишься столько же, тогда и поговорим». Данная ситуация – яркий пример того, что мы, действительно, мало знаем не только иную религию, но и свою, и потому строим взаимоотношения не должным образом.
4. Еще одной из проблем, которая может препятствовать развитию диалога, является желание некоторых представителей (руководителей) той или иной конфессии увеличить число своих последователей и путем миссионерства (да‘вата) привлечь их на свою сторону, к сожалению, иногда посредством отрицательных высказываний в адрес другой религии. В этой связи стоит отметить, что агрессивная миссионерская деятельность, которую ведут некоторые религиозные организации или отдельные представители духовенства, также не способствует гражданскому миру и чревата религиозной нетерпимостью и конфликтами.
5. В последние десятилетия активно стали использоваться элементы религии в качестве политических (геополитических) и экономических факторов для достижения определенными силами своих целей. Действует принцип «Разделяй и властвуй». Такие условия могут привести к напряженным отношениям во взаимодействии между представителями разных религий. В то же время власть и религиозные организации делают все возможное, чтобы не допустить использования религиозных догматов экстремистами и террористами.
6. Следующая проблема при построении межрелигиозного диалога – историческая память, когда для разжигания розни напоминают о завоеваниях, насильно присоединенных территориях, гонениях на религию и считают эти события несправедливыми. На самом деле историческая память народов, которые испокон веков населяют нашу страну, глубока и многогранна. И мы должны помнить: поскольку все это было в нашей общей истории, значит, на то была Воля Всевышнего. Ибо в Священном Писании сказано: «Лист падает только с Его ведома» (6:59)1. Опыт прошлых лет важно активно использовать как пример гармонии, добрососедства, совместного развития государства. И одна из самых первоочередных и главных задач, стоящих перед нашими религиями, – вместе противодействовать попыткам разжигания розни и дестабилизации обстановки в обществе.
7. Миграционные потоки, возникающие из-за войн, природных катаклизмов и поиска лучшего места для жизни, также можно отнести к проблеме, препятствующей развитию диалога между религиями. Граждане, прибывшие в чужую страну, безусловно, вызывают отвращение к своей религии, когда вмешиваются в устоявшийся уклад жизни принявшего их государства, навязывают свою культуру, традиции и обычаи.
8. Одной из серьезных проблем в межрелигиозном диалоге является одностороннее освещение происшествий в средствах массовой информации, когда внимание акцентируется на национальности, религии, употребляется словосочетание «исламское государство» и т.д. Все это порождает в обществе предвзятое отношение к представителям ислама и даже исламофобию. В данном вопросе не совсем понятна политика СМИ: делают ли они это целенаправленно или действуют по неграмотности, недальновидности, не осознавая, к чему в итоге все это может привести. Для решения данной проблемы необходимо изменить информационную политику СМИ. В ноябре 2021 года в Госдуму был внесен законопроект о запрете называть национальность преступников в средствах массовой информации ради сохранения межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране, однако данная инициатива не была поддержана депутатами. Первые шаги к преодолению проблемы освещения информации в СМИ и интернете – это грамотное и ответственное, без ложных стереотипов изложение событий, относящихся к разным религиям, народам и культурам. Ибо современные информационные технологии по силе своего воздействия уже не уступают атомной бомбе – настолько быстро, молниеносно и резонансно расходится благодаря им информация, к которой имеют доступ все желающие. В то же время встречается много недостоверной, как принято называть фейковой, информации, которая также может привести к разжиганию конфликта, к гибели целых народов, представлять собой угрозу не только отдельному государству, но и всему человечеству.
9. Вышеуказанная проблема зависит и от того, насколько, помимо некорректного освещения событий в СМИ, в обществе присутствует сегодня чувство страха, порой переходящее в ненависть друг к другу. Этому способствуют незнание культуры, традиций, религии других людей.
10. С предыдущей проблемой перекликается следующая: чувство страха, к сожалению, порой «подпитывается» показом фильмов, сериалов, в которых используются атрибуты религии ислам: то бандиты читают намаз, то они – главы «мусульманской семьи», то на фоне наркотиков или оружия звучит азан (призыв к молитве) и т.д. В советское время для правдоподобной передачи информации на съемках фильма о войне всегда присутствовал военный консультант. На наш взгляд, сегодня, если в фильме планируется использовать какиелибо сюжеты с присутствием исламской символики, съемочной группе также необходима консультация специалиста, лучше всего, грамотного священнослужителя, ибо такие незначительные, на первый взгляд, вещи, как четки в руках бандита, или прозвучавшие из его уст слова типа «Ин ша Аллаh» («Если на то будет воля Аллаха»), или промелькнувшая в эпизоде женщина в платке и т.п., отпечатываются в подсознании людей и постепенно формируют негативный образ мусульманина в частности и религии в целом, что, в свою очередь, может вызвать рано или поздно неприязнь к мусульманам нашей страны и, как следствие, стать полем для разжигания межрелигиозных конфликтов.
11. Взаимное недоверие и боязнь друг друга вызваны, кроме всего прочего, незнанием людьми собственной религии, особенно молодым поколением, на которое делают ставки, как показывает печальная статистика, те, кто заинтересован в государственных переворотах. Эта проблема является опасной не только для межрелигиозного диалога, но и в целом для общества, потому что это самая настоящая угроза национальному единству нашего государства.
Для решения данной проблемы есть только один эффективный способ – заниматься просвещением, образованием. Знающие и убежденные, глубоко верующие люди никогда не будут начинать или поддерживать противостояние между религиями, они всегда будут искать компромисс, находить пути для диалога, чтобы существовать мирно, ибо там, где есть мир, есть благодать Всевышнего Творца, Создателя миров, там есть возможность исповедовать свою веру, там есть возможность полюбить ближнего своего и желать ему того, что желаешь себе, следуя словам Божьего Посланника (мир ему), который учил нас: «Не уверует полноценно никто из вас, пока не станет желать брату того же, чего желает себе» [5, с. 14]. А основной постулат наших православных братьев – «Возлюби ближнего своего как самого себя» [6].
12. Еще одна проблема в диалоге между религиями, также связанная с отсутствием знаний, – это дезориентированность граждан в имеющейся информации. Те, кто хочет все-таки получить знания о своей религии или о религии своих соседей, как правило, обращаются к источникам в сети интернет. А там – море информации, достоверность которой оставляет желать лучшего. В таком потоке сложно ориентироваться, сложно отличить, где правда, а где ложь. Из этой проблемы вытекает следующая.
13. Когда человек обращается за информацией к интернет-ресурсам, он с легкостью может попасть в сети вербовщиков. Статистика показывает, что более 80 % тех, кто примкнул к экстремистским группировкам, попали в их сети через интернет. Из-за необразованности в сфере религии люди часто недостоверную, ложную информацию принимают за истину и легко следуют призывам радикалов бороться за «чистый ислам», против «тагутского государства», против притеснителей и т.д. Нередко в эти сети попадают социально не ориентированные, закомплексованные люди, которые не нашли себя в жизни, но хотят реализоваться и показать обществу, кто они есть. А на той стороне интернет-паутины сидят профессиональные психологи, которые тут же находят «больное место», а через него – подход к душе человека, постепенно втягивая его в свои сети. В итоге, мы наглядно видим, как без стыда и совести, самым наглым и жестоким образом, нарушая все устои и принципы веры, террористы и их пособники бесчинствуют, творят зло и совершают насилие, проливая кровь мирных жителей, лишая жизни безвинных женщин и детей.
Этнический состав террористов, использование ими исламской терминологии, атрибутов для оправдания своих злодеяний вводят многих людей в заблуждение, вызывают рост неприязни по отношению ко всем мусульманам, недоверия, подозрительности, тревоги и опасений [7, с. 25]. Однако стоит отметить, что в нашей стране численность активных участников террористических организаций, по сравнению с количеством мусульман, ничтожно мала. В России примерно 20 миллионов мусульман, которые, будучи ее коренными жителями, являются истинными патриотами, законопослушными гражданами своего государства, мирно живущими бок о бок с другими народами, воспитывающими детей, создающими своим созидательным трудом национальное богатство страны, защищающими общую Родину, неся службу в армии и правоохранительных органах. Но, к сожалению, из-за небольшой группы отщепенцев, бандитов, изгоев, которых отвергают сами мусульмане, негативное отношение формируется ко всем последователям ислама. Происходит это из-за незнания мусульманской религии, в основе которой лежат идеи добра, мира и милосердия.
Согласно исламу, ценность человеческой жизни стоит на первом месте, а убийство является вторым по тяжести грехом после вероотступничества. В Священном Коране Всевышний Аллаh в 32-ом аяте суры «Трапеза» говорит: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех, а кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех» (5:32).
Экстремисты оправдывают свои действия якобы «борьбой с неверными», понимая под ними представителей всех других религий и считая, что их всех следует насильственно привести к исламу, при этом подтверждают свои слова, выдергивая отдельные аяты из контекста или вовсе их отвергая. В 256-м аяте суры «Корова» Господь говорит: «Нет принуждения в религии» (2:256), в 99-м аяте суры «Йунус»: «А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком» (10:99). Есть еще один аят: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует» (18:29). Кроме того, в Священном Коране неоднократно говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему) был послан для передачи Откровения от Бога. Например, в 45-ом аяте суры «Каф» Аллах говорит: «…и тебе не надо принуждать их. Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы» (50:45), то есть страшится наказания в Судный День.
14. В продолжении объяснения предыдущей проблемы, к сожалению, необходимо отметить, что на поддержку террористических и радикальных организаций определенными силами, заинтересованными в разъединении общества, на сеяние смуты выделяются огромные средства. Осуществляется не только финансовая, но и активная информационная поддержка (например, создание видеороликов с показательными убийствами людей иной веры или национальности). Здесь можно было бы посоветовать действующим на законных основаниях религиозным организациям, официально признанным государством, более активно освещать свою деятельность, продвигать сайты, страницы в социальных сетях и т.д., развивать свою информационную политику в молодежных группах, объединениях с целью дальнейшего распространения и популяризации положительных примеров и фактов.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Как показывает практика, к сожалению, если на уровне руководителей религиозных организаций и священнослужителей есть достаточно четкое понимание ответственности за ведение межрелигиозного диалога, то среди рядовых представителей той или иной религии встречаются случаи проявления нетерпимости, а иногда и экстремистских выпадов по отношению к представителям иного вероисповедания. Экстремизм и терроризм в любых их проявлениях являются одними из самых серьезных угроз безопасности России.
Более того, террористические акты, совершение которых зачастую прикрывается религиозными лозунгами, вызывают неприятие, нелюбовь не только среди граждан по отношению к представителям религии, от имени которой эти акты совершены, но и, как правило, разделяют, наводят беспокойство и смуту среди самих представителей этой религии. Например, те, кто считает себя «этническими» мусульманами, начинают косо смотреть и даже побаиваться тех, кто ходит регулярно в мечеть на пятикратную молитву, или с раздражением воспринимают женщин в платках и т.п., таким образом препятствуя сохранению единства общества.
Не очень хорошую услугу оказывают в этом деле и СМИ, смакуя информацию об очередном теракте, совершенном якобы мусульманами.
Очень горько осознавать, что сегодня люди, да и сами мусульмане, много говорят об исламе, но при этом мало знают о нем, оперируют поверхностной информацией, собранной в интернете. Многие склонны судить об исламе не по тому, каким его видят и понимают его последователи, а по отдельным лозунгам определенных сил, использующих религиозную символику в своих политических, экономических и других целях.
Таким образом, отсутствие должных знаний об исламе, причисление радикалов, бандитов, нечестивцев, творящих зло, к религии ислам, привело к тому, что люди, веками жившие в добрососедстве, стали остерегаться друг друга. Напряженность, невольно возникшая в обществе, настоятельно требует большой разъяснительной, просветительской деятельности. Пользуясь религиозной безграмотностью, сатана проникает в умы и сердца людские. Что он нашептывает через наушники телефонов юным неокрепшим душам? Какой музыкой обволакивает их? Что высмеивает через неисчислимое множество развлекательных передач? Не «прохохочем» ли мы через бездуховное поколение страну? Если раньше в семьях культивировались нравственные ценности, то сейчас на наших глазах происходит распад института семьи, когда разделяют поколения, заставляют забыть свой язык, культуру, родословную, свою историю.
Подводя итог анализу существующих проблем, препятствующих конструктивному развитию межрелигиозного диалога в нашей стране, можно отметить, что основные задачи, стоящие перед религиями, заключаются в преодолении невежества, фобий и предубеждений, в развитии информационной деятельности [8, с. 100], религиозном просвещении и ликвидации религиозной безграмотности.
В рамках статьи были рассмотрены основные проблемы, возникающие в межрелигиозном диалоге между исламом и православием. Безусловно, это не весь перечень проблем, но все они решаемы при конструктивном подходе, а именно: при их анализе, изучении, построении алгоритма решения и, самое главное, при совместных действиях для их устранения.
1. Здесь и далее перевод смыслов И.Ю. Крачковского [4].
Список литературы
1. Таджуддин Т.С. Приветственное слово. Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. Материалы XI Международной научнопрактической конференции, посвященной 230-летию ЦДУМ России (г. Уфа, 23– 24 октября 2018 г.). Абдрахманов Д.М., Зинурова З.С. (сост.). Уфа: Изд-во «Мир печати»; 2018. С. 12–18.
2. Смирнов М. Как сохранить религиозный мир в многонациональной стране? Духовное образование в XXI веке: проблемы и приоритеты. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. М.: «РЕМА»; 2009. С. 108–112.
3. Ат-Таджрид ас-сарих ли ахадис аль-Джами‘ ас-сахих = Ясное изложение хадисов «Достоверного свода»: «Сахих» аль-Бухари (краткое изложение). Нирша В. (пер. с араб.). 3-е изд. М.: Умма; 2019. 1439, [1] с. Часть текста парал. рус., ар.
4. Перевод Корана И.Ю. Крачковского. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://falaq.ru/quran/krac/ (дата обращения 06.09.2021).
5. ‘Умар Дияуддин ад-Дагестани. Зубдатуль-Бухари. Сахих аль-Бухари. Краткое изложение. Пер. с арабского. Казань: «Хузур»; 2020. 896 с.
6. Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/120976.html (дата обращения 06.09.2021).
7. Денисов Д.Н. Ислам против терроризма. Этнокультурный и межконфессиональный диалог в Урало-Поволжском полиэтничном пространстве: исторический опыт и современностью. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: Издательский центр ОГАУ; 2012. С. 23–26.
8. Кашицын И.Д. Важность формирования культуры межрелигиозных отношений в молодежной среде. I Международный форум «Богословское наследие мусульман России»: T. II: сборник научных докладов конференций, г. Болгар, 13– 19 октября 2019 г. Абдрахманов Д.М., Тимерханов А.А., Салихова Л.Ф., Гайнутдинова Г.Р., Хурматуллин А.К. (сост.). Казань: ИД «МеДДоК»; 2020. С. 96–100.
Об авторе
А. А. ШариповРоссия
Шарипов Альфит Асхатович, кандидат исторических наук, муфтий Оренбургской области, председатель Централизованной религиозной организации «Региональное духовное управление мусульман Оренбургской области в составе Центрального духовного управления мусульман России»; ректор Мусульманской религиозной организации
«Духовная профессиональная образовательная организация «Медресе «Хусаиния»; преподаватель, доцент кафедры
Библеистики и Богословия Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Оренбургская духовная семинария
Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви»
г. Оренбург
Рецензия
Для цитирования:
Шарипов А.А. Проблемы межрелигиозного диалога ислама и православия в России. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):394-406. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-394-406
For citation:
Sharipov A.A. Problems of Interreligious Dialogue between Islam and Orthodoxy in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2022;15(2):394-406. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2022-15-2-394-406