Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Проблемы методологии изучения религиозной традиции в контексте постсоветской реисламизации

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-145-156

Аннотация

Аннотация: в статье рассматриваются социологические аспекты ислама в постсоветской России и одном из её регионов – Татарстане. Автор обращает внимание на ряд влиятельных факторов, без учёта которых невозможно адекватное исследование процессов постсоветской реисламизации. К наиболее значимым следует отнести: региональную дифференциацию мусульманских сообществ; влияние советской модернизации и государственной идеологии атеизма на состояние исламской теологии и трансмиссию религиозных норм и практик; влияние глобализационных трендов и глокализации на идентификацию и практики мусульман. Совмещение в одном социокультурном пространстве местной религиозной традиции и образцов исламской глобализации в тесном соседстве с секулярным сообществом формирует ситуацию конкуренции идентификационных проектов, нормативных и идеологических конфликтов, как среди духовных лидеров, так и внутри самой уммы. Новые вызовы постсекулярного мира требуют пересмотра методологии изучения мусульманских сообществ, переосмысления понятия «традиция» в контекстах локальной истории татар в условиях многоконфессионального российского общества и глобальной исламской традиции. Показан исследовательский потенциал конструктивистских подходов в социологии и теорий идентичности в изучении ислама и мусульманских общин.

Об авторе

Л. В. Сагитова
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Россия
кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.


Список литературы

1. Узланер Д. Картография постсекулярного. Отечественные записки. 2013;(1):175–192. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2013/1/kartografiyapostsekulyarnogo [Дата обращения: 25 февраля 2018 г.].

2. Магомедов А. Феноменология пограничного ислама: локальная «исламская альтернатива» в пределах каспийско-предкавказских мусульманских коммуникаций. Казанский федералист. 2006;(4). Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n20/8/ [Дата обращения: 16 февраля 2018 г.].

3. Филиппова Е. И. Религиозность и секулярность в эпоху постмодерна и попытки ее осмысления: термины, концепты и гипотезы. В: Радвани Ж., Филиппова Е. И. (ред.) Религии и радикализм в постсекулярном мире. Российскофранцузский диалог. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. МиклухоМаклая РАН, Горячая линия – Телеком; 2017:4–17.

4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-ц, Кучково поле; 2001. 288 с.

5. Эрвье-Леже Д. В поисках определённости: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015;(1):254–268.

6. Кормина Ж. В., Панченко А. А., Штырков С. А. Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; 2015. 280 с.

7. Купер Ф., Брубейкер Р. За пределами «идентичности». Ab Imperio. 2002;(3):61–117.

8. Гатагова Л. С. Кристаллизация этнической идентичности в процессе массовых этнофобий в Российской империи (вторая половина XIX в.). В: Степанянц М. Г. (ред.) Религия и идентичность в России. М.: Восточная литература; 2003:82–98.

9. Гофман А. Б. От какого наследства мы не отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже XX–XXI веков. В: Гофман А. Б. (ред.) Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. М.: РОСПЭН; 2008:9–63.

10. Гофман А. Б. Традиции. В: Левит С. Я. (ред.) Культурология. ХХ век. СПб.: Университетская книга; 1998;2:265–266.

11. Исхаков Д. М. Джадидизм. В: Мухаметшин Р. М. (ред.) Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Казань: Мастер-лайн; 2002:128–136.

12. Малашенко А. В., Набиев Р. А., Хабутдинов А. Ю. Джадидизм. В: Набиев Р. А. (ред.) Ислам на европейском Востоке. Казань: Магариф; 2004:78–80.

13. Мухаметшин Р. М. Джадидизм. Идеология обновления. В: Усманов М., Хакимов Р. (ред.) История татар с древнейших времен. Казань: Рухият; 2013;6:720–724.

14. Кашаф Ш. Р. Вызовы национальной идентичности: мусульманский ответ, российский случай. Власть. 2015;(4):107–115.

15. Кашаф Ш. Р. Модернизация исламского образования как фактор религиозной и национальной безопасности России. Ислам в современном мире. 2015;11(4):47–62. DOI: 10.20536/2074-1529-2015-11-4-47-62.

16. Мухаметшин Р. М. Система мусульманского образования в современной Центральной России в контексте внутриконфессиональных процессов. В: Ислам и государство в России. Материалы международной научно-практической конференции, г. Уфа, 11 сентября 2013 г. Уфа; 2013:17–21.

17. Якупов В. Соотношение религии и общества в духовном образовании. В: Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции, г. Казань, 13 октября 2004 г. Казань: Институт истории Академии наук Республики Татарстан; 2005:14–15.

18. Сагитова Л. В. Реисламизация в постсоветском Татарстане и новые культурные границы В: Радвани Ж., Филиппова Е. И. (ред.) Религии и радикализм в постсекулярном мире. Российско-французский диалог. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Горячая линия – Телеком; 2017:91–114.

19. Путин В. В. Выступление на заседании совета по межнациональным отношениям. Вестник Российской нации. 2012;24–25(4–5):12–16. Режим доступа: http://rosnation.ru/?page_id=1080 [Дата обращения: 22 февраля 2018 г.].

20. Путин В. В. Россия: национальный вопрос. Вестник Российской нации. 2012;22–23(2-3):13–23. Режим доступа: http://rosnation.ru/?page_id=537 [Дата обращения: 22 февраля 2018 г.].

21. Тишков В. А. Федеральная власть и законодательный ресурс этнокультурного развития. Вестник Российской нации. 2011;15(4–5):15–23.


Рецензия

Для цитирования:


Сагитова Л.В. Проблемы методологии изучения религиозной традиции в контексте постсоветской реисламизации. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):145-156. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-145-156

For citation:


Sagitova L.V. Problems of the Methodology for Studying the Religious Tradition in the Context of post-Soviet reIslamization. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):145-156. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-1-145-156

Просмотров: 689


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)