Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Проблема социальной ответственности в исламе

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-117-125

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье рассматривается социальная ответственность в контексте ислама, акцентируется внимание на ее ключевых аспектах и специфике в сфере религиозных отношений. Выделяются пять постулатов, которые регулируют моральную систему и определяют основу социальной ответственности в исламе: единство, равновесие, свобода воли, обязательства и добродетель. В статье выявляется система достижения социальной и экономической справедливости в исламе посредством выплаты с доходов и имущества религиозного налога (закят), создания благотворительных фондов (вакф), раздачи милостыни (садака), беспроцентных займов (аль-кард аль-хасан) и т.п. Запрет на интерес (риба) определяется как важная основа системы социальной ответственности и устойчивого развития в исламе.
Методология статьи заключается в анализе первоисточников исламской доктрины, а также выявлении основных аспектов и специфики социальной ответственности в контексте ислама. В статье также используется сравнительный подход, подчеркивающий различия и сходства между концепцией социальной ответственности в исламе и ее аналогами в других культурах и религиях. 

Для цитирования:


Мевлютов А.Ш., Гамзатов А.А. Проблема социальной ответственности в исламе. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):117-125. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-117-125

For citation:


Mevlyutov A.Sh., Gamzatov A.A. The problem of social responsibility in Islam. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-117-125

Введение

Социальная ответственность – это ответственность, которую человек испытывает и осознает перед обществом, согласно которой он ведет себя с другими людьми, общественными организациями и государством. Социальная ответственность – это то, на чем строятся взаимовыгодные отношения человека и общества.

Социальная ответственность – сложная, собирательная нравственно-правовая, философская и этико-психологическая категория, изучаемая многими науками под разными углами зрения. Различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную и другие виды ответственности [1].

Наиболее универсальным является следующее определение: социальная ответственность – это сфера, являющаяся неотъемлемой частью экономической, социальной, экологической, этической и правовой сфер и соответствующая современным потребностям общества. Разветвленная система социальной ответственности всех его участников является одним из основополагающих условий формирования гражданского общества.

Рассматривая в данной статье социальную ответственность только в рамках функционирования отдельной религии, в ее содержании необходимо выделить те аспекты, которые дают возможность более четко обозначить основные моменты ее проявления и специфику в сфере конфессиональных отношений.

Методологические и догматические основы социальной ответственности

Методологические основы осмысления сущности социальной ответственности вполне естественно вытекают из самих первоисточников исламского вероучения. В целом в исламе этическое учение, определяющее основу социальной ответственности, базируется на пяти постулатах, регулирующих нравственную систему: единство (соотносимое с концепцией таухида или исключительности (единственности) Бога), равновесие (пересекается с концепцией справедливости – ‘адль), свобода воли (в определенной степени человеку дана свобода воли в управлении своей жизнью в качестве наместника Бога на Земле), обязанности (ответственность перед Богом за свои действия) и добродетельность.

Исламские богословы в качестве инструмента практического воплощения этих постулатов выделяют систему достижения социально-экономической справедливости в исламе через выплаты с дохода и имущества религиозного налога (закят), создание благотворительных фондов (вакф), подаяние и благотворительность (садака), беспроцентный заем (аль-кард аль-хасан) и др. Запрет взимания и выплаты процентов (рибы), лежащий в основе исламских банков, является еще одной важной основой этой системы.

Таким образом, можно сказать, что концепция социальной ответственности и устойчивого развития соотносится с принципами социально-экономической справедливости ислама, заложенными в Коране и Сунне.

В классическом исламе смысл социальной ответственности раскрывается через понятие «ахлиййат аль-ада» («пригодность», «правомочность»), которое по сути дела не что иное, как условие возложения на личность ответственности.

Исходя из этого, социальная ответственность подразделяется на три категории: аль-мас’улиййа ад-диниййа (религиозная ответственность) – соблюдение личностью религиозных норм, готовность нести наказание за их нарушение и получать вознаграждение при должном исполнении; аль-мас’улиййа аль-ахлякыййа (нравственная ответственность) – связанная с внутренним миром, нравственностью и совестью человека; аль-мас’улиййа аль-иджтима‘иййа (социальная ответственность) – ответственность, призывающая следовать принципам, устоям, правилам, требованиям, предъявленным обществом [2, с. 131].

На существование первого вида ответственности указывает коранический аят, в котором сказано: «Неужели вы думали, что Мы создали вас просто так [без какой-либо мудрости] и что вы к Нам не вернетесь [сгинув в земле без следа]» [3, 23:115]. «Неужели человек полагает, что его оставят в покое [и не будет Суда и воздаяния]» [3, 75:36].

На второй вид ответственности указывает хадис из сборника ат-Тирмизи, который гласит: «Не сойдет в Судный день с места человек, пока не будет спрошен о четырех: о жизни, как ее справил, о молодости, как ее потратил, об имуществе, как его заработал и куда потратил, и как поступил со своими знаниями» [4, c. 481].

На третий вид указывает изречение пророка Мухаммада, который говорит: «Аллах, больше всего любит того раба, кто больше всего приносит пользу обществу. Радость, вселяемая тобой в сердце верующего, избавление его от какойто заботы, удовлетворение нужды и возмещение его долга, удаление факторов, заставляющих его голодать и страдать, считаются наиболее ценными деяниями перед Аллахом, более ценными, чем находиться в мечети, выстаивая поклонение целый месяц.

Для меня самое любимое деяние – удовлетворять просьбу человека и стремление выполнить его потребность. У того, кто скроет свое недовольство человеком и злость к нему, Аллах скроет недостатки. Кто скроет свой гнев, имея возможность отомстить, тот будет доволен в Судный день Аллахом. Тому, кто содействует исполнению нужды своего брата-мусульманина, Аллах укрепит ноги на мосту Сырат, в то время как ноги людей будут дрожать и подкашиваться» [5, с. 51].

Одно из ключевых положений, раскрывающих сущность социальной ответственности в исламе, изложено в следующем изречении пророка Мухаммада: «Каждый из вас – пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель – пастырь, и он несёт ответственность за свою паству. И мужчина (отец, муж, брат, сын, дед и вся родня мужского пола по отцовской линии) – пастырь для членов семьи своей, и он несёт ответственность за свою паству. И женщина – пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству. И слуга – пастырь для имущества господина своего, и он несёт ответственность за свою паству. Каждый из вас – пастырь, и каждый несёт ответственность за свою паству» [4, с. 500].

Социальная ответственность на личностном и институциональном уровнях

Ответственность отдельного верующего можно рассмотреть в трех проявлениях:

  • ответственность перед Всевышним. По исламу Бог есть создатель, обладатель и источник всего мироздания. Он доверил человеку использовать ресурсы, поэтому человек ответственен перед Ним за то, как эти ресурсы используются. В Коране прямо говорится, что Бог создал землю для людей, и это не может не накладывать на них большую ответственность: «И землю Он установил для творений» [3, 55:10];
  • моральная ответственность, которая тоже относится к основным видам социальной ответственности. Она проявляется перед самим собой, перед другими людьми и перед обществом в целом. Моральная ответственность в исламе, в первую очередь, выстраивается вокруг обязанностей мусульманина перед Всевышним, пророком Мухаммадом и Кораном [2, с. 131];
  • ответственность и свобода. Понятие «ответственность» теснейшим образом связано с трактовкой другого понятия – свобода. Термин «ответственность» зачастую порождает ощущение ограничения свободы. Так ли это? Свобода в исламе не означает свободы от моральных обязательств или ответственности. Она неотделима от справедливости, уважения к человеческому достоинству и праведности. По исламу человек должен быть свободен интеллектуально, духовно и физически. Ислам дарует религиозную свободу всем людям: «Нет принуждения в [принятии] религии [Ислам] …» [3, 2:256].

В исламе настоящая свобода – это когда человек действует в установленных религией и государством рамках, не причиняя вреда ни другим, ни самому себе. Свобода человека священна и неприкосновенна до тех пор, пока она не конфликтует с интересами общества или пока индивидуумы не нарушают права других. Ислам не отрицает наличие индивидуального интереса, однако в исламе признается верховенство «интересов уммы и общества над интересами индивида или отдельных групп в том случае, когда они противоречат друг другу. По мусульманскому праву, общественное благополучие важнее благополучия индивидуального» [6].

Несмотря на то, что в научной литературе понятию «социальная ответственность» уделено достаточно внимания, до сих пор не существует подробного его определения в контексте религиозных организаций. Оно, действительно, требует отдельного уточнения, поскольку социальная ответственность религиозных организаций имеет свою специфику, обусловленную догматическими принципами и мировоззренческими установками членов этих организаций, а также особенностями законодательно установленных для них правовых отношений. «Социальная ответственность религиозных институтов предполагает добровольный вклад составляющих их организаций в развитие общества и решение проблем в социальной сфере, направленный на дополнение ответственности государства, а также дальнейшую интеграцию социальных императивов в процесс принятия решений, стратегию, деятельность, систему ценностей и культуру религиозной организации» [7, с. 133]. Таким образом, под социальной ответственностью религиозных институтов можно понимать «совокупность осуществляемых ими мероприятий, направленных на достижение социально значимых целей» [7, с. 133].

Несмотря на различные виды ответственности, ее многогранность и разветвленность, наиболее универсальным определением социальной ответственности является следующее: это неотъемлемая часть экономической, социальной, экологической, этической и правовой сфер, соответствующая современным потребностям общества. Как и все области политических, социально-экономических направлений, религия имеет свою концепцию социальной ответственности, которая проявляется в конфессиональных отношениях формирования гражданского общества.

Социальная ответственность как система является непременным условием деятельности человека, ее интегрированным показателем. Она поднимает эту деятельность на уровень общественно значимых требований. Наконец социальная ответственность является одним из главных аспектов в оценке поступка личности. Объективно отражая необходимые отношения между личностью и обществом, социальная ответственность свидетельствует о способности человека оценить свой поступок, свои действия в целом и с точки зрения их социальных последствий, интересов социальной группы и общества. В этой связи формы проявления социальной ответственности в конфессиональной среде представляют большой интерес, в первую очередь, для определения роли и места нравственно мотивированного верующего в сфере социально-экономических отношений.

Список литературы

1. Карпухин С.В. Социальная ответственность как философская проблема: дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2001. 342 c.

2. ‘Абд ар-Рахман ‘Аллюш Мадхали. Аль-Асалиб ан-набавиййа фи танмийат аль-мас’улиййа аль-иджтима‘иййа. Маджаллят джами‘ат Джазан. 2011;1:127–150.

3. Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань: Издательский дом «Хузур» − «Спокойствие»; 2020. 652 с.

4. Ат-Тирмизи. Сунан ат-Тирмизи. Бейрут: Рисаля ‘алямиййа; 2009. Т. 3. 615 с.

5. Абу-аш-Шайх аль-Асбахани. Ат-Таубих ва ат-танбих. Абу-аль-Ашбаль Хасан ибн Амин ибн аль-Мандух (ред.). Каир: Мактабат аль-Фуркан; 1408 х. 278 с.

6. Наумкин В.В. Исламская концепция устойчивого развития. Ислам в современном мире. 2008. №11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.idmedina.ru/books/islamic/?462. (дата обращения 10.11.2022).

7. Балабейкина О., Янковская А. Социальная ответственность религиозных организаций (На примере государственной христианской Церкви Англии). Мировая экономика и международные отношения. 2021;65(3):130–138.


Об авторах

А. Ш. Мевлютов
Дагестанский государственный университет
Россия

Мевлютов Амир Шахбанович, доктор исламских наук, аспирант 3 года обучения кафедры философии и социально-политических наук

г. Махачкала



А. А. Гамзатов
Дагестанский государственный университет
Россия

Гамзатов Ахмад Арсенович, аспирант 1 года обучения кафедры истории и теории религии и культуры

г. Махачкала



Рецензия

Для цитирования:


Мевлютов А.Ш., Гамзатов А.А. Проблема социальной ответственности в исламе. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):117-125. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-117-125

For citation:


Mevlyutov A.Sh., Gamzatov A.A. The problem of social responsibility in Islam. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(1):117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-1-117-125

Просмотров: 828


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)