Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Конференция «Ислам на Урале» выходит на качественно новый уровень

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-4-895-906

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье дается обзор Второй межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Ислам на Урале: история, современность, вызовы», прошедшей 14 ноября 2018 г. в Екатеринбурге. Раскрываются актуальные угрозы мусульманскому сообществу Поволжья, Урала и Сибири, анализируется деятельность исламистских экстремистских и террористических организаций и эффективные способы идеологического противодействия исламистской пропаганде, освещаются различные направления сотрудничества органов государственной власти и мусульманских религиозных организаций в области сохранения культурного наследия и духовно-просветительской работы среди различных категорий населения, а также дается обзор последних работ в области изучения истории и современного состояния мусульманских общин и исламской инфраструктуры Поволжья, Урала и Сибири.

Для цитирования:


Старостин А.Н., Кашаф К.Ш. Конференция «Ислам на Урале» выходит на качественно новый уровень. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):895-906. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-4-895-906

For citation:


Starostin A.N., Kashaf K.Sh. Conference “Islam in the Urals” reaches qualitatively new level. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):895-906. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-4-895-906

Введение

14 ноября 2018 г. в Екатеринбурге в Окружном доме офицеров прошла Вторая межрегиональная научно-практическая конференция «Ислам на Урале: история, современность, вызовы». На одной площадке собрались более 200 религиозных деятелей, представителей органов государственной власти и научного сообщества для обсуждения прошлого и настоящего российского ислама из городов Российской Федерации: Москвы, Казани, Уфы, Перми, Челябинска, Нового Уренгоя, Тюмени, Кемерово, а также из Республики Узбекистан.

Организаторами научного форума при поддержке Департамента внутренней политики Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области выступили Региональное духовное управление мусульман Свердловской области, Уральская ассоциация «Центр этноконфессиональ- ных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», Представительство Международной ассоциации исламского бизнеса в Свердловской области, кафедра теологии Уральского государственного горного университета, Свердловская региональная общественная организация содействия духовному развитию татарской и башкирской культуры «Ярдам».

С приветственными словами к участникам конференции обратились заместитель Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Б. А. Кириллов, первый заместитель Руководителя Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, директор Департамента по местному самоуправлению Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области В. Р. Дубичев, помощник руководителя Федерального агентства по делам национальностей О. С. Серёгин, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Т. С. Таджуддин, секретарь Епархиального совета Екатеринбургской епархии, настоятель храма во имя Державной иконы Божьей Матери г. Екатеринбурга игумен Вениамин (Райников), председатель правления Русского академического фонда Р. И. Путин, первый заместитель председателя правления Русского академического фонда А. О. Алексеев. С приветственным словом по поручению председателя Общественной палаты Свердловской области А. Ю. Левина к участникам обратился руководитель рабочей группы Общественной палаты Свердловской области по развитию духовной культуры и гармонизации межнациональных и межэтнических взаимоотношений С. А. Павленко.

Также в адрес оргкомитета конференции поступили приветственные адреса от временно исполняющего обязанности командующего войсками Центрального военного округа генерал-лейтенанта Е. А. Устинова, директора Института востоковедения Российской академии наук В. П. Андросова, директора Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета Р. Р. Хайрутдинова.

После оглашения приветствий руководство Центрального духовного управления мусульман России вручило награды и благодарственные письма активистам мусульманских общин Свердловской области.

Пленарное заседание «Потенциал уммы в противодействии современности угрозам»

На пленарном заседании модератором выступил доцент кафедры теологии УГГУ, эксперт Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» А. Н. Старостин.

Председатель Научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре государств - участников СНГ М. А. Кочубей сообщила о трансформации угроз на постсоветском пространстве в связи с деятельностью псевдоисламских экстремистских и террористических организаций. «Когда мы говорим о результатах нашего вмешательства в конфликт в Сирии, надо понимать, что одним из них является уничтожение ядра боевиков. Проблема в том, что осколки ИГ сейчас рассыпаются. Ни для кого не секрет, что поддерживающие некоторые террористические организации структуры... перебрасывают их в Пакистан, северный Афганистан и концентрируют их в Ваханском коридоре», - отметила Кочубей. Для бывших советских республик в Средней Азии и КНР это, по мнению эксперта, грозит открытым вооруженным столкновением. «Не случайно наши китайские товарищи по согласованию с властями Афганистана строят военную базу в Ваханском коридоре», - подчеркнула она. В Средней Азии государства СНГ проводят тренировки по ведению военно-полицейских операций. Впрочем, для России и ряда стран СНГ основная угроза, скорее, будет состоять не в прямом вооруженном конфликте, а в нарастании террористической активности. М.А. Кочубей акцентировала внимание на том, что существует проблема «спящих ячеек» ИГ, «возвращенцев» и забросок, и что не все «спящие ячейки» ИГ формируются из числа боевиков, возвращающихся на родину из зоны боевых действий. «Их можно отследить при паспортном контроле. Эти ячейки состоят еще и из „новой хиджры“». Она предполагает, что люди завербованы по местам проживания и ничем себя до поры до времени не проявляют. «Они работают экспедиторами и водителями маршруток. Их выявление крайне затруднено», - пояснила Кочубей.

Об участии этнических узбеков в деятельности террористических организаций на территории Сирии и Ирака рассказал директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no», г. Ташкент Б. И. Эргашев. Согласно его информации, на стороне ИГ воевало около 9 тыс. выходцев с постсоветского пространства, из которых порядка 1,5 тыс. человек это - этнические узбеки, выходцы из собственно Узбекистана, Южной Киргизии, северных провинций Афганистана, СУАР. В том числе около 600 человек - бойцы так называемого «Джамаата имама Бухари» - отряда, сформированного из этнических узбеков Акмалем Джурабаевым, известным также под именами Хожи Юсуф и Шейх Салахуддин (убит в 2015 г.).

«Основная их часть, 400 боевиков, по нашей информации, прибыла из Пакистана и Афганистана. Это те, кто был связан с Исламским движением Узбекистана и Союзом исламского джихада и больше 20 лет противостоял советской власти Узбекистана. Второй источник пополнения отрядов - еще 300-400 человек трудовых мигрантов, возвратившихся из России. 200 тыс. из них находятся в очень затрудненном положении, и именно они являются питательной средой для террористов. Большая их часть попадает в ИГ через Турцию. Третий источник, 60 человек (из них 40 человек с семьями), ушли напрямую из Узбекистана через Турцию, - раскрыл Эргашев данные о том, как и из кого формировались эти отряды.

Как минимум половина из них, по словам докладчика, сейчас вышла из зоны боевых действий и, действительно, сконцентрировалась на северо-западе Афганистана. «В Ираке и Сирии они получили серьезную боевую подготовку, в том числе опыт ведения боев в городских условиях. Если раньше они были местечковые террористические организации, которые видели свою миссию в основном в борьбе с существующими светскими режимами в своих странах, то теперь они получили опыт участия в террористическом интернационале. Это идеологически мобилизованная и опасная сила, которая может быть использована для дестабилизации ситуации в странах Центральной Азии. Хотя вполне возможно дальнейшее движение на север», - добавил Эргашев, дав понять, что угроза для России может быть куда серьезнее той, что очертила Кочубей. Развивая эту мысль, глава центра «Ma’no» (Ташкент, Узбекистан) сообщил, что представители ИГ замечены уже «в странах, где их никогда не было», включая Швецию. Кроме того, он зафиксировал смену тактики поведения боевиков - переход от открытого вооруженного противостояния к тактике нападений «волками-одиночками» из числа участников «спящих ячеек».

«Журнал „Румийя“ (издание ИГ) уже пропагандирует тактику справедливого террора. В нем есть разделы о роли женщины в джихаде. Содержится информация о нетрадиционных способах совершения терактов: поджогах, отравлениях, в том числе с использованием газа и различных препаратов, использовании автотранспортных средств - truckatak, холодного оружия - любых ножей и топоров. Стало явным стимулирование одиночек на то, чтобы они выходили на улицы и нападали беспорядочно на рядовых граждан», - отметил в докладе заместитель директора Центра исламоведческих исследований Академии наук Татарстана И. А. Мухаметзарипов.

«Если в 2015 г. 53% пропаганды ИГ было направлено на распространение утопии о некоем идеальном государстве и 39% - на романтизацию вооруженного джихада, то в 2017 г. только 14% от объема пропаганды касается мирной жизни, а 80% направлено на пропаганду вооруженного джихада», - продолжил он. Некоторые практики радикальные исламисты перенимают у неонацистов. Прежде всего, обработку воспитанников спортивных секций, занимающихся боевыми искусствами и маскировку террористических актов под игру. «Такую практику уже использовали правые радикалы. Современное поколение увлекается многопользовательскими играми, и это все падает на благодатную почву», - отметил докладчик.

Одним из важнейших институтов, призванных противодействовать этим угрозам, является система российского исламского образования, на развитие которого сегодня направлены усилия государства и мусульманского сообщества, что стало темой выступления помощника руководителя Федерального агентства по делам национальностей О. С. Серёгина и проректора по учебной работе Российского исламского университета ЦДУМ России Р. Х. Калимуллина. Главный специалист Управления по межнациональным отношениям Департамента внутренней политики Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области П. Е. Суслонов рассказал о мусульманских защитниках России, их исторической миссии и современной роли мусульман в обеспечении национальной безопасности страны.

 

Рис. 1. Пленарное заседание конференции «Ислам на Урале». Фото В. Ш. Миндубаева

Fig. 1. Plenary session of the “Islam in the Urals" conference. Photo by Vasil Sh. Mindubaev

 

Продолжилась работа конференции в двух секциях по темам «Актуальные вопросы государственно-исламских отношений» (модераторы - главный муфтий Уральского федерального округа, муфтий Челябинской и Курганской областей Р. А. Раев, заместитель директора Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан И. А. Мухаметзарипов) и «История, культура, образование и институты уммы» (модератор - главный научный сотрудник Экспертного научного центра противодействия идеологии терроризма и экстремизма Тюменского государственного университета А. П. Ярков).

Секция «Актуальные вопросы государственно-конфессиональных отношений»

Своим опытом выстраивания эффективных отношений с муниципальными образованиями Челябинской области в своем докладе «Основные направления взаимодействия РДУМ Челябинской области с органами государственной власти и органами местного самоуправления» поделился главный муфтий Уральского федерального округа, муфтий Челябинской и Курганской областей Р. А. Раев. С каждым муниципалитетом на территории региона РДУМ Челябинской области заключил соглашение о сотрудничестве, благодаря чему имамы являются участниками всех социально значимых событий муниципальной жизни, что благоприятно сказывается на состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений на локальном уровне и по области в целом.

Председатель РДУМ Свердловской области в составе ЦДУМ России, преподаватель кафедры теологии Уральского государственного горного университета Р. Р. Гиндуллин сообщил о некоторых аспектах духовно-нравственного просвещения и социального служения РДУМ Свердловской области. Он отметил, что проводится множество просветительских и благотворительных мероприятий, оказывается помощь обездоленным, сиротам, пожилым людям, лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Большое внимание уделяется просветительской работе. Так, на площадке Уральского государственного горного университета совместно с кафедрой теологии были проведены областной конкурс «Исламские интеллектуалы Среднего Урала» и круглый стол «Проблемы теологии: вопросы социального служения», в котором приняли участие православные и исламские теологи. Вместе с командой благотворительного фонда «Баракат» прошел первый областной детский конкурс знатоков Корана, в ходе которого юные мусульмане со всей области демонстрировали свое знание Священной книги. Аналогичный межрегиональный конкурс состоялся позднее для взрослых на площадке мечети им. имама Абу-Ханифы. Также доброй традицией стало проведение ежегодной «Школы имамов Свердловской области», которая осуществляется при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области.

Своим опытом выстраивания эффективных государственно-конфессиональных отношений и межконфессионального диалога с Русской православной церковью поделился председатель Регионального духовного управления мусульман Ямало-Ненецкого автономного округа в составе ЦДУМ России, муфтий ЯНАО Х. Т. Хафизов. Так, подписанное год назад соглашение о сотрудничестве с Салехардской епархией РПЦ благотворно сказалось на взаимодействии местных православных и мусульманских общин в деле социального служения.

Доклад о духовном окормлении военнослужащих российской армии, исповедующих ислам, прочитал А. Г. Баимов (Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук), а проблему тюремного служения и духовной реабилитации лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности, в местах лишения свободы осветил заместитель председателя ЦРО «Духовное управление мусульман Кемеровской области», имам-ха- тыб соборной мечети Мунира г. Кемерово Р. Р. Муниров. Взаимодействие военных и тюремного начальства с имамами год от года становится все более эффективным, отметили оба докладчика.

Одним из важнейших направлений государственно-исламской политики сегодня является противодействие идеологии экстремизма и терроризма. Этой теме было посвящено несколько докладов. Директор Муниципального казенного учреждения «Центр народного единства» г. Челябинска С. С. Бредихин рассказал о механизмах вербовочной и пропагандистской деятельности экстремистских организаций в условиях развития новых медиа. Его коллега, директор АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-политических технологий и образовательных программ» из г. Челябинска Е. В. Щетинина поделилась своими наблюдениями о том, какую риторику и аргументы используют вербовщики исламистских организаций, заманивая в свои сети лиц, не имеющих даже начального религиозного образования. А магистрант кафедры организации работы с молодежью ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина» А. З. Ахмерова осветила эффективные психолого-педагогиче- ские технологии профилактики экстремизма в молодежной среде.

Интересный доклад о возникновении ложного исторического мифа о характере религиозной войны между Византийской империей и Арабским халифатом представили ученые из ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина» А. С. Мохов и К. Р. Капсалыкова. Они подчеркнули, что злоупотребление понятием «священная война» в исторической литературе и публицистике между православной Византией и мусульманским Арабским халифатом способно оказать отрицательное влияние на современный уровень межконфессиональных отношений.

В завершение работы секции РАН Ш. Р. Кашаф (Ин-т востоковедения РАН) презентовал научные журналы «Minbar. Islamic studies» и «Orientalistica» в качестве новых площадок, где востоковеды, исламоведы и другие специалисты могут представить свои научные работы и эффективно вести диалог в решении актуальных проблем государственно-конфессиональных отношений.

Секция «История, культура, образование и институты уммы»

Доклады были посвящены в основном двум темам: 1) деятельности различных исламских институтов и элементов исламской инфраструктуры и 2) культуре народов, традиционно исповедующих ислам в Урало-Сибирском регионе и других уголках страны.

В первой группе докладов заместитель заведующего кафедрой исламской теологии ЧУВО «Российский исламский институт» из г. Казани М. Р. Муратов подробно остановился на развитии индустрии халяль в современных реалиях, обратив внимание на то, что за последние годы этот термин стал привычным для нашей страны, а продукция халяль находит все больше поклонников не только из числа мусульман, но и среди представителей других религий.

Имам-мухтасиб Тюменской области Центрального духовного управления мусульман России, председатель фонда «Сабыр» из г. Тюмени И. И. Зиганшин сделал сообщение о деятельности Координационного совета религиозных организаций мусульман Тюменской области в сфере благотворительности и просвещения населения.

Опытом своей работы поделился председатель Регионального духовного управления мусульман Пермского края в составе ЦДУМ России имам-ахунд Пермского края А. А. Аблаев, рассказав об организации крупного межрегионального форума «Мусульманский мир», который уже восемь лет подряд проходит в Перми, о деятельности в области социокультурной адаптации мигрантов из стран Центральной Азии, благотворительной и просветительской работе.

Руководитель благотворительного фонда «Баракат» из г. Екатеринбурга З. К. Валеева (Уральский горный ун-т) проинформировала собравшихся о том, как фонд решает социальные проблемы обездоленных.

В ходе работы секции была презентована деятельность экспертного клуба «Урал-Евразия» как диалоговой и экспертной площадки, способствующей сближению народов Урала и государств Центральной Азии, что стало темой выступления исполнительного директора клуба К. В. Погорельского.

Во второй группе докладов, посвященных культуре народов, традиционно исповедующих ислам, говорили о татарах, народах Северного Кавказа и Закавказья.

Представитель Экспертного научного центра противодействия идеологии терроризма и экстремизма ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» А. П. Ярков рассказал о сылвенских татарах - группе сибирских татар, проживающих на границе Тюменской и Свердловской областей, их традициях и проблемах национальной идентичности. О. А. Перминова (Уральский федеральный ун-т) представила интересный доклад, основанный на материалах полевых исследований, посвященный организации и проведению религиозных праздников общественными организациями татар и башкир Свердловской области.

Магистрант кафедры археологии и этнологии ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина» А. Р. Нурмагомедова проанализировала институты азербайджанской диаспоры в Свердловской области и рассказала о том, какие усилия предпринимают азербайджанцы Среднего Урала к сохранению своей культуры и традиций.

Т. М. Гасанбеков (Уральский гос. горный ун-т) исследовал особенности функционирования суфийских обществ на Северо-Восточном Кавказе в 1990-2010 гг., их становление и отличия друг от друга. А заместитель директора ГБУКСО «Свердловская областная межнациональная библиотека» г. Екатеринбурга Е. С. Колосов рассказал о взаимодействии библиотеки с национально-культурными объединениями народов, традиционно исповедующих ислам (татар, башкир, народов Кавказа и Центральной Азии) по сохранению их языка и культурного наследия. Это выражается в организации праздников, вечеров культуры, конкурсов, направленных на популяризацию литературы и культуры данных народов.

Основные решения и рекомендации

Таким образом, в ходе Второй межрегиональной научно-практической конференции с международным участием в г. Екатеринбурге поднимались вопросы исламского образования, государственно-конфессиональных отношений, институтов истории и культуры мусульманской уммы, противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Предложения по повышению эффективности взаимодействия исламского сообщества и органов власти по всему спектру рассматриваемых вопросов нашли свое отражение в резолюции конференции.

  1. Подчеркнуть значимость развития региональных исследований, направленных на изучение прошлого и настоящего мусульман различных субъектов Российской Федерации, популяризировать их духовное и материальное наследие (в виде издания книг, альбомов, организации выставок и др.) в качестве действенного инструмента преодоления негативных ассоциаций, сложившихся в СМИ об одной из традиционных конфессий России.
  1. Рекомендовать Духовным управлениям мусульман расширять взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями и научными учреждениями в области духовно-нравственного просвещения, профилактики идеологии экстремизма, терроризма и иных идеологий ненависти среди различных слоев населения.
  2. Особо отметить атмосферу межрелигиозного согласия, солидарности, гражданского единства, сложившуюся в Свердловской области и являющуюся прочной базой для развития человеческого капитала, культурных и гуманитарных инициатив, экономического и социального развития региона и Уральского федерального округа.
  3. Обратить внимание широкой общественности на гуманистический потенциал мусульманского духовенства, чей подвижнический труд, духовно-просветительская деятельность, социальное служение и призыв к милосердию вносят неоценимый вклад в стабильное и поступательное развитие многонационального и многоконфессионального российского общества. В связи с этим участники конференций рекомендуют чаще привлекать исламских духовных лидеров к работе с мигрантами, осужденными, военнослужащими и молодежью в области духовно-нравственного просвещения.
  4. Участники конференции отмечают, что конференция организована и проведена на высоком уровне и выражают признательность организаторам мероприятия за предоставленную возможность обсудить историю и современность мусульман Поволжья, Урала и Сибири, а также актуальные вопросы государственно-исламских отношений, вызовов современности и их преодоления.

По сравнению с первой конференцией, состоявшейся в декабре 2017 г., вторая конференция собрала вдвое большее число участников (более 200 человек), пятая часть из которых смогли выступить с трибуны научного форума или прислать свои доклады организаторам мероприятия. Конференция вызвала большой интерес у средств массовой информации, по ее итогам в федеральных и региональных СМИ вышло не менее 50 материалов.

 

Рис. 2. Верховный муфтий России шейх-уль-ислам Т. Таджуддин общается с участниками конференции.

Фото В. Ш. Миндубаева

Fig. 2. The Supreme Mufti of Russia Sheikh-al-lslam T. Tajuddin communicates with the participants ofthe Conference.

Photo by Vasil Sh. Mindubaev

 

Также вниманию гостей конференции были представлены творческие работы А. Н. Старостина - фотовыставка «Мечети Регионального духовного управления мусульман Свердловской области» и видеоролик «Ислам на Среднем Урале: история и современность».

Кроме того, в рамках работы конференции состоялась традиционная «Школа имамов Свердловской области». Особенностью школы в этом году стала разнообразная программа и представительный состав лекторов, которые знакомили слушателей не столько с исламскими дисциплинами, сколько с различными аспектами государственно-конфессиональных отношений и межре- лигиозного взаимодействия. В мероприятии приняли участие ведущие специалисты из главного управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области, Министерства общественной безопасности Свердловской области, представители органов власти региона, Екатеринбургской епархии, Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан и Российского исламского университета.

Данные курсы проводятся Региональным духовным управлением мусульман Свердловской области в составе Центрального духовного управления мусульман России при методической и организационной поддержке департамента внутренней политики губернатора Свердловской области и правительства Свердловской области, Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» и кафедры теологии Уральского государственного горного университета.

По итогам конференции выйдет сборник научных статей. На осень 2019 г. запланировано проведение третьей конференции, которая, как надеются организаторы, будет иметь статус международной.

Об авторах

А. Н. Старостин
Уральский государственный горный университет; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Старостин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета; доцент кафедры археологии и этнологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, вице-президент Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма»

г. Екатеринбург



К. Ш. Кашаф
Институт востоковедения РАН; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Кашаф Карина Шамилевна, студентка бакалавриата кафедры Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; лаборант-исследователь Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Институт востоковедения РАН

г. Москва



Рецензия

Для цитирования:


Старостин А.Н., Кашаф К.Ш. Конференция «Ислам на Урале» выходит на качественно новый уровень. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):895-906. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-4-895-906

For citation:


Starostin A.N., Kashaf K.Sh. Conference “Islam in the Urals” reaches qualitatively new level. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):895-906. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-4-895-906

Просмотров: 36761


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)