Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Ценностный и адаптивный профиль молодежи, занимающейся единоборствами

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-284-300

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрываются специфические особенности социально-психологического становления молодежи, конкретизированы свойственные данному возрастному периоду закономерности и психологические новообразования. Центральная исследовательская идея заключается в изучении изменений ценностных и адаптивных особенностей молодых людей, которые занимаются спортивными единоборствами и изучают гуманистические идеи, принципы ислама. Респондентами выступили 70 молодых людей, занимающихся самбо, джиу-джитсу около 1 года (от 16 до 25 лет) и около 3–5 лет (от 21 до 27 лет). Ценностный профиль исследовали с помощью методик Е. Б. Фанталовой «Свободный выбор ценностей», «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах»; адаптивный профиль – благодаря многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина. Статистически выявлены содержательно-структурные различия в ценностном профиле и уровне дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере в двух группах. Конкретизированы адаптивные характеристики, раскрыты особенности поведенческой регуляции, коммуникативной компетентности и моральной нормативности молодых людей.

Для цитирования:


Биктагирова А.Р., Саяхов Р.Л., Шурухина Г.А. Ценностный и адаптивный профиль молодежи, занимающейся единоборствами. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):284-300. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-284-300

For citation:


Biktagirova A.R., Sayakhov R.L., Shurukhina G.A. Values and adaptation profile of young people involved in combat sport. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):284-300. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-284-300

Введение

Гуманистические, или нравственные, ценности, усвоенные, приобретен­ные в ходе социализации личности, дают осмысленность жизни в целом; их исследование особенно актуально для нашей страны. Сознание молодежи наиболее подвержено изменениям, так как «...ценности молодежи не суще­ствуют сами по себе. Они органично переплетаются с теми проблемами, кото­рые волнуют всех» [1, с. 17]. Становление современной молодежи происходи­ло в условиях резкого слома многолетних устоев и ценностной аномии, пере­стройки практически всех значимых с точки зрения процесса социализации институтов. Произошла масштабная трансформация системы образования, а именно ее коммерциализация, изъятие из системы образования воспита­тельной функции, присоединение к Болонской системе, мощное влияние западного, американского образа жизни, различных субкультур. Семьи адаптировались, «выживали» в условиях нового капиталистического рынка. Все это способствовало кризису ценностно-смысловой сферы личности на постсоветском пространстве и как следствие привело к нивелированию значи­мости морально-нравственных норм, «размыванию» четких правил и прин­ципов в действиях и поступках человека.

В связи с вышесказанным ситуация представляется довольно серьезной, требующей изучения и поиска новых ценностных ориентиров, которые объе­диняли бы интересы разных людей вокруг общих вечных идей. В этом отно­шении культуры мировых религий, и исламской в частности, обладают мощ­ным потенциалом, способным обогатить психолого-педагогическую науку ценным материалом. Исламскими первоисточниками являются священный текст - Коран, а также своды особых преданий - хадисы (сунна). Именно из этих первоисточников черпают сведения по ключевым вопросам мировоззре­ния, практике поклонения, правовым вопросам, по вопросам нравственного и этического характера [2, с. 165]. О месте и соотношении Корана и хадисов (сунны) российский востоковед Д. В. Фролов говорит: «Коран для мусульман­ской общины есть источник всякого знания, а сунна - это разъяснение Корана» [2, с. 165; 3, с. 10]. Он приводит также слова известного мусульман­ского ученого имама Шафи‘и (ум. 820): «Все, что утверждает община, есть разъяснение сунны, а вся сунна - разъяснение Корана» [2, с. 165; 3, с. 11]. О важности изучения этих первоисточников известный западный востоковед Джон Бёртон пишет: «Вместе со Священным Кораном Сунна составляет осно­ву, на которой зиждется мусульманская политическая, правовая и доктри­нальная мысль» [2, с. 165; 4, с. 5]. Исследование исламских первоисточников на предмет регламентации ценностных категорий позволяет констатировать их общую направленность на сохранение жизни (в ее важнейших проявле­ниях: духовность, разум, семья, имущество), предотвращение деградации и саморазрушения общества посредством сохранения человеческого в челове­ке [5, с. 1062]. Важно, что воспитательный потенциал религиозных перво­источников может быть с одинаковой эффективностью задействован для всех категорий: для верующих их постулаты абсолютно авторитетны, а для людей, не ассоциирующих себя с религией, они являются незыблемыми общечелове­ческими ценностями. В таком контексте роль ценностей исламских перво­источников совпадает с ролью морали в широком ее понимании, определяе­мой как специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию [6, с. 647]. Обеспечить сохранение и продолжение жизни призваны такие моральные качества, как искренность, ответственность, прав­дивость, терпение, взаимоуважение и дружелюбие, скромность и отсутствие высокомерия, благодарность, чистота, щедрость, трудолюбие, стремление к знанию. Перечисленные категории и качества являются ценностными ори­ентирами, нормами, стремление к которым призвано обеспечить мораль­но-психологическое здоровье социума, ограждая его от девиаций.

Таким образом, одним из направлений на пути позитивных преобразова­ний могут выступить гуманистические ценности ислама с учетом современных социальных, экономических, политических реалий общества, способные кон­солидировать поколения на основе созидательных традиционных нравствен­ных ценностей.

С позиций психологической науки ценностно-смысловая сфера рассма­тривается как одна из доминирующих в детерминации становления и разви­тия личности. Исследователи С. Московичи, Д. Жолле подчеркивают, что ценности являются ключевым компонентом масштабных структур социаль­ных представлений о смысловых основах жизни как личности, так и социума в целом. Так, С. Московичи отмечает, что ценности, разделяемые людьми и формирующиеся в процессе социального взаимодействия, демонстрируют разнообразие соотношений индивидуального и общественного, представлен­ность которых в сознании личности делает возможным изучение высших ценностно-мировоззренческих структур, определяющих процессы адаптации и развития личности [7]. Конструкт «индивидуализм - коллективизм» ярко иллюстрирует многомерность ценностно-смысловой сферы и совместимость ценностей индивида с тенденцией к коллективистской ориентации («мы»), что проявляется в готовности и стремлении к сотрудничеству, партнерству, благотворительности, лояльности и доверии к окружающим, важности семей­ных ценностей, ценностей традиции, веры (Г. Хофстеде, Г. Триандис, Р. Инглхарт, В. Бейкер, М. Кеммельмейер, Е. Ямбор, Я. Летнер, Н.   М. Лебедева, Н. Г. Лапин, Н. В. Латова и др.) [8, с. 564]. Так, исследование О.   С. Павловой и Ф. О. Семёновой ценностных ориентаций мусульманской молодежи Северо-Западного Кавказа показало высокий уровень коллекти­визма. С точки зрения ислама коллективизм поощряется и приветствуется, в частности поддержание родственных связей, выполнение коллективных религиозных ритуалов [9, с. 370]. Индивидуализм в исламском сознании, по мнению А. В. Смирнова, отражается в целом ряде проявлений: целеполагании, ответственности только за свои поступки, спасение личности - также индивидуальное, а не коллективное [10, c. 38]. На процесс формирования ценностей влияет адаптивность личности, которая понимается как «индиви­дуально-личностное свойство человека, в результате которого формирует­ся самосознание, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекват­ные связи с окружающими» [11, c. 116].

Таким образом, ценности, усвоенные, приобретенные в ходе социализа­ции, адаптации личности, дают осмысленность жизни в целом. Ценностное сознание представляет собой основу миропонимания каждого индивида и опре­деляет его отношение к окружающему миру [12].

Далее раскроем понятие «молодежь» и ее основные психологические характеристики. Молодежь - это социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет. По определению В. Т. Лисовского (1968), это «поко­ление людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зре­лом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культур­ные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных историче­ских условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [13, с. 48]. И. С. Кон писал: «Молодежь как социально-демографиче­ская группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим соци­ально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жиз­ненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от обществен­ного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [14, с. 85].

Социально-психологические закономерности молодого возраста:

Во-первых, смена позиций в иерархии семейных взаимоотношений: от детской зависимости к отношениям, базирующимся на взаимном уважении и равноправии.

Во-вторых, самопознание, самораскрытие собственного внутреннего мира как значимое психологическое приобретение молодости. Стремление узнать самого себя, многогранность отношений с окружающими и миром, поиск смыс­ла жизни.

В-третьих, чувствительность к «внутренним» психологическим проблемам и противоречиям, что порождает внутренний конфликт, неудовлетворенность и уязвимость.

В-четвертых, молодежь придает своей внешности большое значение, их эталонные критерии зачастую завышены и нереалистичны. Но чем старше они становятся, тем лояльнее относятся к особенностям внешности. Происходит смена акцента с внешности на успешную деятельность и на отно­шения с окружающими.

Психологические новообразования молодости:

Выбор спутника жизни и создание семьи. Многие серьезно задумываются о создании семьи, рождении первого ребенка.

Основная цель в этот период - профессиональная. Молодые люди обуча­ются в колледжах, вузах, получая специальность. Профессиональная самореа­лизация позволяет многим достигнуть высокого уровня мастерства. Благодаря этому формируется чувство компетентности, которое играет важную роль в развитии личности в молодости.

Следовательно, центральные возрастные новообразования этого периода: семейные отношения и чувство профессиональной компетентности, стремле­ние к самовыражению, активному поиску собственного жизненного стиля, осознанию личных нравственных, духовных ценностей [15, с. 32]. Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком, заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой - понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направ­ленность жизни.

Цель исследования - изучить ценностные и адаптивные особенности моло­дых людей, которые занимаются спортивными единоборствами и знакомятся с основными идеями, принципами ислама.

Объект исследования - ценности, адаптивность молодежи.

Предмет исследования - ценностный, адаптивный профиль молодых людей, которые занимаются спортивными единоборствами и знакомятся с основными идеями, принципами ислама.

Гипотеза - содержательно-структурное своеобразие ценностного, лич­ностного адаптивного профиля зависит от сроков занятий единоборствами, получаемой информации о ценностно-смысловых аспектах, заложенных в пер­воисточниках ислама.

Методика исследования

Эмпирическая база исследования: спортивные бойцовские клубы Республики Башкортостан: «Тархан», г. Уфа, «Алдар», г. Уфа, «Старая крепость», г. Сибай. Респонденты - 70 молодых людей в возрасте от 16 до 27 лет.

Семь тренеров (от 25 до 32 лет) являются практикующими мусульманами, они постоянно повышают уровень своих знаний об исламе, участвуют в мусуль­манских форумах, конференциях, семинарах. Двое завершили обучение в кол­ледже «Галия» по специальности «Имам-хатыб местной мусульманской рели­гиозной организации». Один из тренеров - студент заочного отделения Российского Исламского университета при ЦДУМ России.

Тренерский состав проводит работу в двух направлениях.

Во-первых, непосредственно тренировка, обучение боевым искусствам, таким как самбо, джиу-джитсу.

Во-вторых, проведение личных и групповых бесед на тему гуманистиче­ских ценностей, с выдержками из Корана и хадисов. В общении с участниками спортивных секций тренеры акцентируют внимание на вопросах формирова­ния межэтнической, межконфессиональной толерантности, знакомят с основ­ными ценностями традиционного ислама, а также проводят разъяснения по противодействию религиозному и национальному экстремизму в молодежной среде, обсуждают темы патриотизма, значимости и ценности семьи, уважения и почитания старшего поколения.

Отметим, что участники спортивных клубов - представители разных наци­ональностей (русские, украинцы, чуваши, татары, башкиры, армяне и азер­байджанцы). На момент сбора данных из всей выборки трое стали практикую­щими мусульманами.

Сформированы группы по длительности занятиями самбо, джиу-джитсу: до 1 года, до 3-5 лет. Описание участников исследования предусматривало учет таких характеристик, как пол, возраст, длительность занятий (табл. 1).

 

Таблица 1. Характеристика групп участников исследования

Table 1. Description of the target groups

Подгруппы

Длительность занятий

Возраст, лет

Пол

Размах

Среднее

муж

жен

1 подгруппа

до 1 года

16-25

18,8

32

3

2 подгруппа

до 3-5 лет

21-27

24,6

33

2

Сбор данных осуществлялся в режиме онлайн, методики были сформи­рованы онлайн-конструктором тестов https://onlinetestpad.com/ru. В каче­стве организационного метода исследования был определен метод попереч­ных срезов.

Исследовательский инструментарий подобран в соответствии с поставлен­ными задачами:

  1. Методика «Свободный выбор ценностей», авт. Е. Б. Фанталова [16].
  2. Методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в раз­личных жизненных сферах», авт. Е. Б. Фанталова, позволяет диагностиро­вать ценностный профиль, а также степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, уровень внутренней конфликтности, блокаду основ­ных потребностей, уровень самореализации, интегрированности, гармонии [17, с. 32-37].
  3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, позволяет выявить личностный адаптивный потенциал, при­чины дезадаптивности, детерминирующие склонность к различным девиациям [18, с. 127-132].

Таким образом, весь комплекс исследования затрагивает различные кате­гории личностных особенностей (аксиологические, регулятивно-адаптивные) и дает возможность провести анализ содержательно-структурных характери­стик ценностного и адаптационного профилей молодежи.

Результаты исследования

Методика «Свободный выбор ценностей», автор Е. Б. Фанталова

В ходе теоретико-методологического анализа исламских первоисточни­ков систематизированы гуманистические идеи Корана и хадисов, на основа­нии которых определены ценности, наиболее значимые в исламе: нравствен­ность, гуманизация взаимоотношений, духовность, разум, семья, имущество, предотвращение деградации и саморазрушения, искренность, ответствен­ность, правдивость, терпение, взаимоуважение и дружелюбие, скромность и отсутствие высокомерия, благодарность, чистота, щедрость, трудолюбие, стремление к знаниям, ответственность. Например, терпение упоминается в Коране более 100 раз, что красноречиво свидетельствует о важности данной категории: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голо­дом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2: 155-157). В хадисах запечатлено: «Насколько удивительным является положение верующего: во всем для него благо! И таково - только для верующего. Когда его постигает радость - он проявляет благодарность, которая оборачивается благом для него, а когда его постигает беда - он проявляет терпение, которое также оборачивается для него благом»1.

Анализ научных психологических источников, характеризующих возраст­ной период «молодость», позволил обозначить психологические новообразо­вания, ценностные установки. А именно: выбор спутника жизни и создание семьи, профессиональное самоопределение и самореализация, профессиональ­ная компетентность, формирование индивидуального жизненного стиля, обре­тение и реализация индивидуальных смыслов жизни.

Полученные результаты предопределили необходимость корректировки шкал, входящих в исследовательский инструмент «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» [17]. Для реше­ния данной задачи была создала экспертная группа из 16 молодых людей, которые ознакомились с ценностями исламских первоисточников, возраст­ной психологией и методикой «Свободный выбор ценностей», затем опреде­лили актуальные ценности для себя лично и в целом для молодежи. Были получены результаты: такие ценности, как «красота природы и искусства» и «творчество» не вошли в группу значимых для молодых людей и были заме­нены на приоритетные «целеустремленность и смелость», «коммуникативные ценности, общение».

Таким образом, были внесены поправки в перечень опросника «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах», что не противоречит позиции Е. Б. Фанталовой в применении данной методики [17, с. 52].

Методика «Уровень соотношения “ценности" и “доступности" в различных жизненных сферах», автор Е. Б. Фанталова

Шкалы «ценность» и «доступность» включают общечеловеческие ценно­сти: деятельная жизнь; здоровье; интересная работа; целеустремленность и смелость; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; уверенность в себе; познание; свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; коммуникативные цен­ности, общение.

Респондентам двух групп было предложено заполнить графы на бланке с двумя матрицами «ценность» и «доступность». По мнению автора методики, «индекс расхождения “Ц - Д” (R) - это показатель рассогласования, дезинте­грации в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также - об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегриро­ванности, гармонии» [17].

 

Таблица 2. Результаты средних значений показателей ценности, их доступности группы № 1

Table 2. Sub-group 1. The accessibility values

Баллы Ц и Д

№ понятий ценности

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ц

5,5

7,2

3

6,5

8,2

10

7

5,8

2,1

0,8

3,9

6

66

Д

1,4

6,5

5,3

2,7

1,6

2

10

9,2

6,9

5,6

4,8

10

66

Ц -Д (R)

3,1

0,7

-2,3

3,8

6,6

8

-3,0

-4,6

-4,8

-4,8

-0,8

-4

46,5

Таким образом, у молодых людей от 16 до 25 лет, занимающихся едино­борствами меньше одного года, доминируют пять ценностей: материально обеспеченная жизнь (10,0); духовная и физическая близость с любимым человеком (8,2); здоровье (7,2); наличие хороших и верных друзей (7,0); целеустремленность и смелость (6,5). Ценности - аутсайдеры: свобода как независимость в поступках и действиях (0,8); познание (2,1) и интересная работа (3,0).

Суммарный показатель «ценность - доступность» (R 46,5) свидетельствует о среднем уровне дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Молодые люди испытывают неудовлетворенность, неосознанно блокируя основные жиз­ненные потребности. Внутренний конфликт обостряется и усугубляется у моло­дых людей в связи с дисгармоничностью показателей ценности «любовь», а именно высокий уровень значимости и низкий уровень доступности, в реаль­ной жизни испытывают недостаток в духовной и физической близости с люби­мым человеком (R 6,6). Также результаты позволяют констатировать дисба­ланс соотношения значимости ценности и ее доступности в материальном, финансовом обеспечении - молодежь испытывает материальные затруднения и сложности в удовлетворении своих потребностей. Интересно, что при этом не актуальна и не значима «интересная работа». Можно говорить в данном случае о наличии тенденции к социальному «паразитированию», или о том, что работа в их понимании не влияет на материальную обеспеченность.

Выявлен фактор, детерминирующий дисгармоничность личности, - «вну­тренний вакуум». По мнению Е. Б. Фанталовой, этот термин чаще употребляет­ся в значении «экзистенциальный вакуум», что подразумевает обесценивание жизни и потерю ее смысла, ощущение внутренней пустоты, порождающей чув­ство зависимости от окружающего мира, появление внутренней тревоги в связи с потерей прежних жизненных ориентиров при ощущении неограниченной внешней свободы [16, с. 33]. Молодые люди считают, что они могут быть уве­ренными в себе (R -4,6), свободными и независимыми в поступках и действиях (R -4,8), в повышении уровня своего образования, кругозора, общей культуры (R -4,8), но доступные объекты не представляют интереса, сопровождаются ощущением «внутреннего балласта», «избыточности присутствия», ненужно­сти, никчемности [16].

 

Таблица 3. Результаты средних значений показателей ценности, их доступности группы № 2

Table 3. Sub-group 2. The accessibility values

Баллы Ц и Д

№ понятий ценности

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

Ц

6,5

3,2

7,0

5,9

8,2

8,1

5,8

4,2

3,0

1,2

7,9

5

66

Д

2,4

5,5

5,1

2,9

5,4

4,8

7,1

6,1

5,8

5,8

6,0

9,1

66

Ц -Д (R)

4,1

-2,3

-1,9

3,0

2,8

3,3

-1,3

-1,9

-2,8

-4,6

-1,9

-4,1

34,0

Таким образом, для спортсменов, занимающиеся единоборствами на про­тяжении 3-5 лет, выявлены пять доминирующих ценностей: физическая, духовная близость с любимым человеком (8,2); материальная обеспеченность (8,1); семейная жизнь (7,9); интересная работа (7,0); деятельная жизнь (6,5). Наименее ценны и актуальны свобода как независимость в поступках и дей­ствиях (1,2); познание (3,0); здоровье (3,2).

Результат суммарного показателя «ценность - доступность» (R 34.0) свидетельствует о незначительной дезинтеграции в мотивационно-личност­ной сфере спортсменов. Установлен предиктор внутреннего конфликта - молодые люди хотят жить активно и продуктивно (R 4,1), но при этом осоз­нают, что не реализуются в полной мере в профессиональной, личной дея­тельности и недостаточно целеустремленны и смелы в своих действиях. Все это провоцирует ощущение внутренней напряженности и разлада с самим собой.

Обнаружены два фактора, детерминирующие экзистенциальный вакуум: во-первых, доступность свободы и независимости в действиях, но в жизни молодые люди руководствуются мнениями других или, возможно, пока не готовы взять ответственность на себя в полной мере (R -4,6). Во-вторых, моло­дые люди отмечают «захламленность» сферы коммуникации, тратя время на «пустое» общение, онлайн-коммуницирование (R -4,1).

Для верификации различий в двух группах нами применен непараметриче­ский U-критерий Манна - Уитни. Различия по ценностям в разных группах достоверны (р = 0,017258 < 0,05); по их доступности также статистически обна­ружены различия (р = 0,013443 < 0,05).

Итак, в группах молодых людей, занимающихся спортом менее 1 года и 3-5 лет, обнаружены различия в содержательно-структурной представлен­ности ценностей, их доступности и особенности формирования дезинтегра­ции мотивационно-личностной сферы. Стоит отметить общий тренд, свой­ственный всем респондентам исследования: приоритет отдается референтным для их возраста ценностям - любовь и физическая близость, возможность создания счастливой семейной жизни, материальный достаток и определен­ный статус в значимой для них группе. Также выделены ценности-аутсайде­ры, которые связаны с независимостью в поступках и действиях, освоением новых знаний.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»

Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и соци­ального развития.

Многоуровневый личностный опросник (далее - МЛО) имеет четыре структурных уровня. В контексте нашего исследования представляют интерес следующие шкалы.

Второй уровень предназначен для выявления дезадаптационных наруше­ний (астенических (АС) и психотических состояний (ПС)).

Третий уровень: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потен­циал (КП) и моральная нормативность (МН).

Четвертый уровень: личностный адаптационный потенциал (ЛАП) [18].

В рамках нашего исследования опросник МЛО дал нам возможность оце­нить психологическое содержание поведения:

Адаптивные способности, поведенческая регуляция как способность адап­тации к изменяющимся условиям окружающего мира;

Сферы ценностей и убеждений (шкала - моральная нормативность) [18].

Полученные сырые баллы двух групп были переведены в стены.

 

Таблица 4. Стены 2, 3 и 4 уровня теста МЛО (средние значения)

Table 4. The 2, 3 and 4 levels of the MLO test

шкалы 3 уровня

шкалы 4 уровня

шкалы 2 уровня

ПР

КП

МП

ЛАП

АС

ПС

ДАН

1 группа

4,93

4,68

5,72

4,82

7,75

4,41

6,56

2 группа

6,32

5,56

7,24

6,38

9,06

5,63

7,52

В группе спортсменов от 16 до 25 лет выявлены особенности адаптивных возможностей:

  • средний уровень поведенческой регуляции свидетельствует о возмож­ных нервно-психических срывах и незначительных нарушениях реального восприятия действительности;
  • коммуникативные барьеры препятствуют установлению контактов с окружающими, возможны проявления агрессивности и конфликтности;
  • адекватно оценивают свое место и роль в коллективе, возможны редкие случаи нарушения общепринятых норм поведения;
  • проявляют умеренную толерантность к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности;
  • способны к продолжительному физическому и умственному напря­жению;
  • при нагрузках наблюдается некоторая утомляемость, ухудшение настроения, тревожность, снижение мотивации к профессиональной деятель­ности;
  • дезадаптационные нарушения в пределах допустимой нормы.

Итак, у первой группы респондентов нормальный уровень адаптации, для них свойственны выжидательные стратегии - приспособление субъекта к внеш­ней среде без существенных внутриличностных изменений.

Характеристики адаптивных возможностей группы спортсменов от 21 до 27 лет:

  • молодые люди достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуа­ции, быстро вырабатывают стратегию поведения и социализации, гибки в социуме, быстро привыкают к другим условиям деятельности и к новому коллективу;
  • обладают высокой эмоциональной устойчивостью, не конфликтны;
  • функциональное состояние лиц этой группы в период адаптации остает­ся в пределах нормы, работоспособность сохраняется;
  • адекватная оценка своей роли в коллективе, высокий уровень социали­зации, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения;
  • дезадаптационные нарушения не выявлены.

У респондентов второй группы - высокий уровень адаптации, который характеризуется оптимальным сочетанием адаптивных стратегий, направлен­ных на взаимное изменение личности и окружающей среды.

Применение критерия Манна - Уитни способствовало выявлению досто­верных различий по всем показателям адаптивности, в которых p < 0,05, кроме коммуникативного потенциала. Молодые люди в обеих группах активны в общении, эмоционально откликаются на состояние партнеров по коммуника­ции, но не всегда проявляют инициативу.

Таким образом, выявлены различия адаптивных возможностей в группах молодых людей с разным «спортивным» стажем. В группе № 1 нормальный уровень адаптации, но возможны нервно-психические срывы, тревожность и утомляемость при повышенных физических и умственных нагрузках. В группе № 2 наблюдаются высокий уровень адаптационного потенциала, легкость и пластичность процесса адаптации, своевременная и адекватная ориентация в ситуации, формирование собственной стратегии поведения и социализации.

Выводы

Итак, проведенное эмпирическое исследование позволило констатировать следующее.

  1. Результаты ранжирования ценностей, отраженных в исламских перво­источниках, возрастной психологии и методике «Свободный выбор ценностей» вызвали необходимость внести корректировки в перечень шкал ценностного профиля методики «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в раз­личных жизненных сферах». Такие ценности, как «красота природы и искус­ства» и «творчество», не стали приоритетными для молодых людей, а предпо­чтение было отдано «целеустремленности и смелости», «коммуникативным ценностям, общению».
  2. В ценностном профиле молодых людей от 16 до 25 лет, занимающихся единоборствами меньше одного года, обнаружены высокие значения следую­щих ценностей: высокий уровень материальной жизни; любовь и физическая близость; здоровье; верные друзья; целеустремленность и смелость. Ценности- аутсайдеры: свобода в поступках и действиях; обучение и получение новых знаний, интересная работа.
  3. Средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере спортсменов.

В ценностном профиле молодых людей от 21 до 27 лет, занимающихся единоборствами меньше одного года, доминируют пять ценностей: духовная и физическая близость с любимым человеком; материальная обеспеченность; семейная жизнь; интересная работа; деятельная жизнь. Наименее ценны и актуальны независимость и свобода в поступках; познание; здоровье. Выявлена незначительная дезинтеграция в мотивационно-личностной сфере спортсменов.

Стоит отметить общий тренд, свойственный всем респондентам исследова­ния: приоритет отдается референтным для их возраста ценностям - любовь и физическая близость, возможность создания счастливой семейной жизни, материальный достаток и определенный статус в значимой для них группе. Также выделены ценности-аутсайдеры, которые связаны с независимостью в поступках и действиях, освоением новых знаний.

У первой группы респондентов нормальный уровень адаптации, для них свойственны выжидательные стратегии - приспособление к внешней среде без существенных внутриличностных изменений. Возможны агрессивные поступки, молодые люди проявляют склонность к конфликтному и девиант­ному поведению.

У респондентов второй группы - высокий уровень адаптации, который характеризуется оптимальным сочетанием адаптивных стратегий, направлен­ных на взаимное изменение самой личности и окружающей среды. Высокий адаптивный потенциал нивелирует девиации у спортсменов, занимающихся единоборствами 3-5 лет.

Таким образом, результаты позволяют констатировать содержатель­но-структурное своеобразие ценностного, адаптационного профиля, который зависит от сроков занятия единоборствами, получаемой информации о цен­ностно-смысловых аспектах, заложенных в первоисточниках ислама. Выявленные изменения в ценностях и адаптивности свидетельствуют о том, что ценностные ориентиры ислама и активный спортивный образ жизни спо­собствуют формированию морально-психологического здоровья молодых людей. Молодые люди работают, некоторые совмещают работу с учебой в кол­леджах и вузах; создали семьи и воспитывают детей; отказались от алкоголя и наркотиков. Трое стали практикующими мусульманами и планируют посвя­тить жизнь служению.

Об авторах

А. Р. Биктагирова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Биктагирова Алсу Рашитовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии, руководитель магистерской программы «Психология управления и кадровый менеджмент», заместитель декана факультета психологии по научно-инновационной деятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа



Р. Л. Саяхов
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Саяхов Руслан Линицевич, заместитель председателя Духовного управления мусульман РБ, аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа



Г. А. Шурухина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Шурухина Галина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа



Список литературы

1. Афиногенова Е. А. Жизненные приоритеты и ценности молодых. США. Экономика, политика, идеология. 1994;(1):17–24.

2. Саяхов Р. Л. Теоретико-методологические основы исследования педагогических условий формирования толерантности в исламских религиозных первоисточниках. Современные исследования социальных проблем. 2017;8(1-1):161–181. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-1-161-181.

3. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Вып. 5. Учение о неподражаемости и достоинствах Корана. М.: Муравей; 2006.

4. Бёртон Дж. Мусульманское предание: введение в хадисоведение. СПб.: ДИЛЯ; 2006.

5. Макааева Г. З. О некоторых особенностях этики ислама. Вестник Башкирского университета. 2008;13(4):1062–1064.

6. Грицанов А. А. (сост.) Новейший философский словарь. 2-е изд. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом; 2001.

7. Moscovici S. Social Representations: Explorations in Social Psychology. Cambridge: Polity Press; 2000.

8. Почтарева Е. Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизм развития. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017;(4):563–575. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-4-563-575.

9. Павлова О. С., Семенова Ф. О. Ценностные ориентации мусульманской молодежи. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):361–374. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-2-361-374.

10. Ростовцева М. В. Основные аспекты формирования адаптивности как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009;(11):115–125.

11. Смирнов А. В. Ислам и арабо-мусульманская культура. В: Смирнов А. В. (ред.). История арабо-мусульманской философии. М.: Академический проект; 2013. С. 5–51.

12. Суетина Н. М. Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008;(8):165–169.

13. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль; 1990.

14. Кон И. С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат; 1987.

15. Биктагирова А. Р. Личностные детерминанты созависимого поведения современной молодежи. Вестник ВЭГУ. 2015;(5):29–37.

16. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах-М; 2001. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/PhDp-2001/FDP-001.HTM#$p1 [Дата обращения: 09.01.2019]

17. Фанталова Е. Б. Методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах». Журнал практического психолога. 1996;(2):32–37.

18. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. В: Райгородский Д. Я. (ред.) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М; 2001. С. 549–558.


Для цитирования:


Биктагирова А.Р., Саяхов Р.Л., Шурухина Г.А. Ценностный и адаптивный профиль молодежи, занимающейся единоборствами. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):284-300. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-284-300

For citation:


Biktagirova A.R., Sayakhov R.L., Shurukhina G.A. Values and adaptation profile of young people involved in combat sport. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(1):284-300. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-1-284-300

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)