Перейти к:
Конфликтологический анализ страхов у российских мусульман
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868
Аннотация
В статье на основе анализа документов, вторичного анализа данных выявлены социальные страхи, испытываемые российскими мусульманами. Определены виды страха – одиночества, смерти, боли, отвержения, наказания, осуждения, последствий изменений, несоответствия образу истинного мусульманина, недостижения блаженства после перехода к следующей жизни, неудовлетворительного исполнения супружеской и родительской ролей, основанных на исламской этике.
Выделены факторы возникновения страха, основанные на нарушениях в структуре личности мусульманина, – низкая самооценка, негативный опыт отношений, социально-психологические особенности личности, отсутствие социальных навыков саморегуляции. Описаны институты и механизмы, реализующие деятельность по преодолению последствий страхов у мусульман, сделаны рекомендации помогающим специалистам, взаимодействующим с разными категориями мусульман.
Ключевые слова
Для цитирования:
Галихузина Р.Г., Шибанова Н.А. Конфликтологический анализ страхов у российских мусульман. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):850-868. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868
For citation:
Galikhuzina R.G., Shibanova N.A. Fears of Russian Muslims: Conflict Analysis. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):850-868. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868
Введение
Процессы институционализации «Психологии ислама» как отрасли научного знания и сферы практической деятельности, происходящие в последние годы в российских регионах, свидетельствуют о потребности в актуализации знаний о духовном здоровье мусульман, повышении информированности о технологиях поддержания психологической устойчивости и адаптационных механизмах личности мусульманина.
Проблема страха у мусульман в отечественной литературе раскрыта психологами, социологами, востоковедами. Об интересе к темам переживаний, ощущений мусульманином чувства страха свидетельствуют публикации в научных изданиях, СМИ, наличие специалистов и создаваемая ими инфраструктура, оказываемые услуги по снижению проявлений психологических расстройств, вызванных страхами.
О чувстве страха упоминает великий русский писатель Л.Н. Толстой, указывая, что за поиском Бога стоит не рассуждение, а «чувство страха, сиротливости, одиночества среди всего чужого и надежды на чью-то помощь» [1, с.57]. Изучение темы страхов у мусульман в отечественной психологии находится на стадии становления, наиболее освещенной является проблема мифических страхов [2].
Отдельно следует выделить работы религиоведов, исламоведов, востоковедов, которые раскрывают теологические, философские, политические аспекты страхов у мусульман. Так, А. В. Солдатов раскрыл тему страха смерти в исламе в контексте организации погребального обряда, при котором достигается управление процессами, происходящими с человеческой душой во время и после смерти [3, с.55]. Р. Ш. Сафин подчеркивает осознанное отношение мусульман к своей смерти, низкий уровень страха смерти, возможности использования священных для мусульман текстов при работе с экзистенциальным страхом смерти. Он отмечает, что чрезмерная набожность может быть вызвана страхом перед Судным днем и возможным последующим наказанием в аду [4, с.580,581].
В.В. Наумкин указывает, что страх и недоверие являются фактором, препятствующим организации конструктивного диалога между мусульманским сообществом и принимающей стороной [5]. Тему страха в США и Западной Европе как одной из трех эмоций управляющих мировыми процессами рассмотрел в своей работе Д. Моизи, отмечая, что исламским странам в геополитике характерна эмоция униженности, обделенности, ряду стран Азии - надежда, веры в лучшее будущее [6, с. 80-121].
Зарубежные авторы уделяют большое внимание социальным, психологическим, религиозным страхам. Теологический ракурс религиозно обусловленных страхов раскрыт в классических трудах теологов, религиозных философов, психологов. Р. Отто писал о религиозном опыте и связанном с ним переживании таинственного и устрашающего божественного присутствия, отмечая, что человек может испытывать чувство страха перед высшей властью объекта [7, с 272]. П. Тиллих отмечал, что святое усмиряет страх человека перед утратой близких и вымиранием, в то же время этот страх не поддается психотерапевтическому воздействию [8, с. 20].
У. Джеймс представил философско-психологический взгляд на религиозный страх, который является трепетом, связанным с идеей божественной кары. Психолог отмечает, что у ряда людей отсутствует страх перед чистилищем и адом, сама вера в богов названа страхом. Евангелический протестантизм назван Джеймсом религией страха, ощущение постоянного присутствия Бога, по мнению исследователя, лишает верующего страха за будущее [9, с. 23, 24, 59, 78, 216.].
С. Кьеркегор указывает, что страх лежит в основе греха, им выделены «страх боязни», «мучительный страх», «страх, лишенный рациональных объяснений» [10]. Мыслитель стремится определить место страха в жизненном пути библейских героев, страх и трепет является отличительным симптомом «божественного безумия», рассматривает нужду и страх в парадоксе веры [11, с. 12, 90]. Страхи толпы, принятия решений, болезней и взаимоотношений раскрыты Л. Бурбо. Исследовательница отмечает, что в жизни человека преобладают страх потери или страх смерти; верования могут стать источником страха, но страх потери противоречит истинной вере [12].
Когнитивно-поведенческий компонент страха раскрыты Абу Зайдом аль-Балхи через описание природы успокоительного страха. Ученый указывал, что страхи в большинстве случаев не имеют реальных оснований, и выделял такие виды страха, как страх смерти, страх потери, страх перед надвигающейся опасностью, страх, вызванный ожиданиями будущего, который он называл одним из самых сильных, наряду с печалью, психологическими симптомами [13, с.33, 76]. Психолог 9 века описал техники работы со страхом через актуализацию гордости, самоуважения, гнева.
В работах М. Бадри представлен анализ использования классической, систематической, десенсибилизирующей терапии при работе с фобиями и страхами у пациентов [14, с.76, 81]. Исламские ученые анализировали коранические основы страха и надежды, указывая, что страх вложен в сердца людей, сильный страх приводит к безнадёжности и отчаянию, а, в свою очередь, бесстрашие - к самоуверенности и амбициозности, «нельзя от страха перед Аллахом доходить до полного отчаяния» [15, с.116]. Э. М. Канер, Э.Ф. Канер рассмотрели преданность к Всевышнему не как проявление любви, а как проявление страха перед правосудием [16].
Зарубежными исследователями выделены другие сферы, в которых мусульман сопровождает страх либо тревога: это производственные отношения [17], страх за социализацию детей-мусульман в западном обществе, которое, по мнению родителей, негативно влияет на благополучие детей в земной и последующей жизни [18], патологический страх среди мусульманок перед началом интимной жизни [19].
Существуют работы, посвященные страху мусульман как реакции на политические события, происходящие в мире. Так, мусульманское сообщество США испытало страх и беспокойство о будущем перед преступлениями на почве ненависти, угрозами безопасности, потерей сообщества и изоляции после теракта 11 сентября 2001 года [20].
Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе подчеркнута идея, что вера сопровождается страхом, он обеспечивает защиту жизни и здоровья верующего, оказывает влияние на принимаемые решения, в то же время страх представлен как элемент, который не всегда позволяет достичь целей и результатов деятельности.
Анализ коранического содержания страхов позволяет описать их разновидности. В Коране их встречается около 10, они обозначают разновидности страха: «таква» в значении «боязнь», «хашйат» - благоговейный страх, «хауф» - страх, в котором отсутствует почтительность, термин так же означает абсолютный страх [21, с.95] и другие термины.
Один из самых часто употребляемых терминов, обозначающих страх в Коране, является термин «хауф». Приведем примеры его использования:
Страх как средство коммуникации с Всевышним: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом (хауфан - трепещут от страха перед своим Господом) и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (32:16);,
تئجافي يئوبجم عن المشاجع تدعون ربهم حؤقا وطمعا ومحنا رزقناهم ينمقون
Страх как испытание: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом (аль-хауфи), голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых»(2:155);
ولطونكم يفتي هن الحوف ؤالخي ؤنقم من الآئؤافي ؤالآشي ؤالنحزاج وثغر العثايييث
Избавление от страха за последовательное исполнение божественных предписаний: «Низвергнитесь отсюда все!». Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха (хауфун) и не будут опечалены» (Коран, Сура «Бакара» (2: 38);
قئئا اخبطوا شي جميعا قاما يأتيهم هثي قذى فئن ئخ فذاي فلا حوف غلئهم ؤثدم هم يخزؤن
Отсутствие страха как результат осознанного поклонения: «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха (ха- уфун) и не будут опечалены» (2:277);
إذ الإين آمنوا ؤغبلوا اكثابخاج ؤأقائوا اكثلآة ؤآثؤا الهاة لفم أبزخم منذ ربهم ؤلآ غؤن علبجم ؤلآ هم ثغردوذ
Источником страха является дьявол: «Это всего лишь дьявол пугает вас своими помощниками. Не бойтесь (юхауифу) их, а бойтесь (туфауухум) Меня, если вы являетесь верующими» (3:175);
إتحا ذلكب القيطاذ بمؤن أؤياءن قثتم ثخافوقم ؤخافوذ إنمحم قؤبيين
Таким образом, в целом позитивная коннотация страха выражается в качестве показателя истинно верующего сердца мусульманина, страх представлен в качестве здоровой реакции сознания верующего, возникающей при упоминании имени Аллаха, а Творец обладает способностью устранять чувство страха. Коммуникативная ситуация, в которой присутствует тема страха, связана с носителем/объектом страха - это рядовой мусульманин, действующее лицо, упоминаемое в Коране, Сунне, богословских трудах. Образ страха тяготеет к балансу, что выражается в незначительном количестве негативных, устрашающих сюжетов: Судный день, шайтан, образ ада, а также отсутствие ярко выраженного тревожного визуального фона, публикации прямо или косвенно посвященные теме страхов.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление содержания социальных страхов у российских мусульман, а также определение места религии в системе формирования страхов. Задачами исследования являются описание страхов у российских мусульман, их видов, определение их причин, а также выявление форм работы специалистов, взаимодействующих с мусульманами, по преодолению страхов.
Материалы и методы исследования
Анализ страхов мусульман дается на основе изучения публикаций, размещенных на официальном сайте Духовного управления мусульман Республики Татарстан (http://dumTt.Tu/Tu/) за 2013 - 2019 гг. Это позволит определить источники страхов, выработать их классификацию, выявить способы их преодоления. Проведенный анализ 403 публикаций, посвященных теме страхов, и одного сообщения о проблеме одержимости дали возможность выявить источник, субъект, объект, событие, предмет, коммуникативную ситуацию, которые вызвали страх у верующего, что способствовало воспроизводству образа страха, сконструированного официальным мусульманским духовенством.
Второй блок материалов - публикации на портале Ислам Сегодня (Islamtoday) (https://islam-today.ru/), содержащие слово «страх» и его производные. Всего проанализировано более 1000 сообщений, опубликованных с января 2012 года по август 2019. Сообщения портала «Ислам Сегодня» анализировались по следующим критериям: кто испытывает страх, испытывает страх по отношению к чему или кому, к чему приводит страх, кто является (если есть) реальным или потенциальном помощником по преодолению страха, в чем заключается процедура преодоления страха.Третий блок - данные, полученные из экспертных интервью практикующих психологов-мусульман. Всего в июне 2019 года было проведено 5 интервью, в рамках которых психологам, работающим в Казани (Республика Татарстан) были заданы вопросы о том, каким страхам чаще всего подвержены их клиенты-мусульмане, в чем источник страхов и каковы их последствия, а также с чей помощью и какими средствами клиенты преодолевают страхи и фобии.
Результаты анализа публикаций, размещенных на официальном сайте Духовного управления мусульман Республики Татарстан؛
Первый образ страха, представленный в публикациях, связан с фигурой Всевышнего, когда страх у верующего возникает при упоминании имени Аллаха и позиционируется как признак сердца верующего.
Второй образ страха вызван ожиданием наступления Судного Дня и возникает в связи с ответственностью мусульманина перед Всевышним за собственные деяния. Страх представлен как компонент поклонения Аллаху и присутствует при совершении пятикратного намаза («поистине настойчивость в его совершенном выполнении, проявляя страх и трепет перед Аллахом»).
Третий образ страха связан с психоэмоциональным состоянием верующих («кто боится людей, тот не боится Меня»)фигур из Корана, («сынов Израиля охватил страх и ужас»), в труде Абу Ляйс Самарканди «Танбихуль- гафилин» («Пробуждение беспечных») главный герой ар-Раби‘ ибн Хусейр испытывает страх в связи с убийством нафса - «то есть отрицательную сторону своего нутра, которая постоянно подталкивает человека к греховному и запретному».
В качестве эталона здорового выражения страха в публикациях представлена фигура Пророка Мухаммада и испытываемый им уровень и интенсивность страха. Подчёркивается тенденция отсутствия страха у современного поколения мусульман перед явлениями, которые вызывали страх у Мухаммада («есть многое, пред чем Пророк и его сподвижники рыдали, но в нас это не вызывает даже волнения, не говоря о страхе»).
Субъектом, блокирующим чувство страха, является Аллах, который «устранил его страх и печаль». В качестве субъекта, способного вызвать страх бедности, экономический страх, назван шайтан, который «пугает бедностью, вселяя в сердца страх возможного недостатка денег». В публикации выделена категория мусульман, дающих закят и не испытывающих в этой связи чувства страха («Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены [Коран, Сура «Бакара» (Корова)»^ Источником страха для современного общества, включая мусульман, названы террористические атаки (например, ИГИЛ - террористическая организация, запрещенная в РФ). В ряде публикаций присутствует тема социальных страхов - страх поражения, ответственности за свою жизнь.
Подводя итоги, отметим, что страхи мусульман в публикациях на сайте ДУМ РТ условно можно классифицировать по следующим видам:
канонический (идеальный, нормативный) - связан с Пророком;
ритуальный (личностный) - необходимый компонент поклонения Всевышнему;
социально-политический (внерелигиозный) - связан с качествами личности мусульман, социальными нормами или с деструктивной активностью псевдорелигиозных группировок.
Результаты анализа материалов с портала «Ислам Сегодня»
Анализ материалов с портала «Ислам Сегодня» позволил выделить три основных типа сообщений, посвященных теме страха: сообщения, содержащие информацию об индивидуальных носителях страха; сообщения, содержащие информацию о коллективном носителе страха; сообщения, содержащие информацию о героическом носителе страха.
Герои Корана (Пророк Мухаммед, пророк Муса, ангел Джабраил и др.) испытывают страх по воле Аллаха, часто перед Адом и его мучениями. Это позитивный страх с точки зрения религии, он помогает мусульманам через пример мужества и принятия достичь довольства Всевышнего.
Носителями «коллективного» страха выступают или мусульмане, или не-мусульмане. Страх на немусульман насылает Аллах. Этот страх вновь выполняет позитивные функции, по мнению ислама, он помогал мусульманам достичь победы над неверными. Важно отметить, что этот страх относится к «историческим» страхам: примеры его воплощения, примеры его последствий - это истории, содержащиеся в Коране и других религиозных источниках (например, битва у рва, Поход на Аль-Мурайси др.).
Наиболее распространённый коллективный страх среди мусульман не имеет гендерной окраски, т.е. он свойственен и мужчинам, и женщинам. Это страх перед Аллахом (около 50% всех сообщений сайта посвящено именно этому страху). Это страх имеет «обязательный» характер для истинных верующих и позитивную функцию с точки зрения религии - позволяет достичь довольства Всевышнего, стать истинным мусульманином, избежать греха и победить многие другие страхи (о чем сказано ниже). «Программы» по преодолению данного страха не предполагается, т.к. мусульмане его должны испытывать. Этот страх вне времени, он был в прошлом, есть в настоящем, предполагается в будущем.
Еще один «вневременной» страх - страх перед адом, он идентичен предыдущему и по функциям, и по программе преодоления.
Относительно «вневременной» страх - страх бедности, источником которого является деятельность шайтана, а избавление от него видится через веру.
Современная жизнь внесла свои коррективы в мировосприятие мусульман. Актуален стал страх перед будущим, вызванный сложной жизнью и обилием информации. Последствия данного страха негативные - тревожность, негативные отношения с окружающими. Выход из ситуации возлагается на самого носителя через дуа, веру и позитивный жизненный настрой. Позитивный жизненный настрой - собирательный термин, предполагающий прощение, отношение к людям с пониманием, спокойствие, терпение, общение, разделение событий на объективные и субъективные. Отметим, что представленные в этом разделе источники страха, способы и агенты преодоления - точка зрения авторов материалов портала «Ислам сегодня».
Еще один вид страха - страх осуждения со стороны людей. В данном случае выход из ситуации возлагается на самих носителей страха через следование предписаниям, вежливость и актуализацию страха перед Аллахом.
Фобии, социофобии, панические атаки, неуверенность в себе свойственны многим российским мусульманам. Причины данных явлений лежат в прошлом негативном опыте и ведут к негативным последствиям: ухудшению физического и психологического здоровья, ухудшению отношений в семье и за ее пределами. Выйти из данного состояния индивид может сам через позитивный жизненный настрой, дуа, аяты или с помощью терапии психолога или психотерапевта.
Индивидуальные страхи имеют яркий гендерный окрас - они больше свойственны женщинам. Среди мужских страхов встретился только страх за правильность совершения намаза, выход из которого остаётся за самим мужчиной через соблюдение предписаний и вновь актуализации страха перед Аллахом. В то же время женские страхи очень разнообразны. Можно выделить следующие наиболее распространённые страхи:
Страх наказания Аллаха ввиду ослушания родителей. Последствия не освещаются, но выход за счет носителя страха - через покаяние, аяты и хадисы.
Страх отношений, в том числе зависимых. Источник данных страхов - негативный опыт, включая детский, ведущий к негативным последствиям: потенциальный суицид, депрессия, деструктивные конфликты в семье. Выход из ситуации возможен или с помощью специалиста (психолога, психиатра), конкретная программа не описывается, есть лишь общие фразы, или силами самого носителя через аяты, дуа, позитивный жизненный настрой.
Страх быть брошенной, страх предательства, страх одиночества. Источник - негативный (в том числе, детский) опыт, отсутствие связи с родителями. Последствия - ранний брак и деструктивные конфликты в семье и за ее пределами, психосоматические заболевания, депрессия и реальное одиночество. Выход - за счёт носителя (чтением аятов, дуа, позитивный жизненный настрой, прощение, сближение, религиозное образование, терпение, усердие), реже, но упоминается помощь семьи и психолога.
Страх бессмысленности жизни, страх сойти с ума. Возможные причины - отсутствие уверенности, негативный детский опыт. Последствия не освещаются. Выход - за счёт носителя (аяты, дуа, хадисы, предлагается религиозное образование и общение с сестрами по вере).
Страх лишнего веса. Причины - современные стандарты красоты, неумение принять себя. Последствия: ухудшение физического и психического здоровья, ухудшение отношений в семье. Выход - за счёт носителя, ведения здорового образа жизни.
Страх носить хиджаб. Этот страх обусловлен риском потерять работу, непониманием окружающих, в том числе членов семьи, приводит к внутреннему беспокойству и даже внутриличностному и межличностному конфликтам. Предполагается самостоятельный выход за счет мотивированности, повышения квалификации, следования предписаниям веры, страха перед Аллахом, позитивного жизненного настроя, дуа и хадисов.
Страх смерти, страх смерти близких. Причина - эмоциональный перегруз. Последствия - заболевания. Выход - самостоятельный (дуа, аяы, хадисы, коммуникация, доверие).
Страх вхождения в семью мужа, страх не полюбить мужа, особенно если брак заключали родители против воли невесты. Последствия - психологическое одиночество. Выход - самостоятельный через позитивный жизненный настрой и общение.
Таким образом, анализ сообщений на портале «Ислам Сегодня» показывает неоднозначное отношение к проблеме страхов мусульман и к самому явлению «страх». Сложно прогнозировать результаты обращения к данному источнику мусульманина или мусульманки, если они испытывают проблему страха. Сложность прогноза обусловлена тремя моментами. Во-первых, достаточной ограниченностью и поверхностным описанием вариантов деятельности в сложившейся ситуации: углубление в религию (наиболее распространенный рецепт, удивительно, но советы обратиться за помощью к хазрату, муфтию, казыю чрезвычайно редки), опора на свои силы (распространенная рекомендация, но не содержащая описания подробных техник и процедур или точных источников, к которым можно было бы обратиться за подробностями), обращение к специалистам (психологам, психиатрам). Не менее удивляет и то, что не освещается роль уммы как источника страхов и как агента по выходу из состояния страха. Во-вторых, создаётся впечатление, что страх, за исключением страха перед Аллахом и адом, является негативным, достаточно мелким явлением, не требующим особого внимания. В результате распознать, признать данную проблему, обратиться за помощью становится не так просто. В-третьих, наличие явного гендерного перекоса. Создается картина, где боятся только женщины, мужчинам не ведом страх. Отражает ли эта картина реальность? Конечно, нет. Мужчинам свойственен страх как естественная реакция организма на ситуацию опасности. Однако образ бесстрашного мужчины доминирует, что усложняет признание данной проблемы мужчинами, порождает неврозы, агрессию и другие негативные последствия подавленного, непроработанного страха.
Результаты анализа экспертных интервью
Переходя к результатам экспертных интервью психологов, оказывающих психологическую помощь мусульманам, отметим, что страхи больше свойственны женщинам. Общим страхом, выделенным психологами, ведущими духовно ориентированное консультирование, является неправильное выполнение установлений Всевышнего (в том числе наущение), вследствие чего у клиентов возникает страх, что Аллах не примет их деяния, и связанная с этим угроза пребывания в аду. Женские страхи связаны с двумя значимыми фигурами - ребенок и супруг. Страхи замужних мусульманок возникают относительно темы детско-родительских отношений, в частности воспитания праведного потомства, сохранения осознанного интереса к исламу у детей. Второй по частоте упоминаний страх - это страх, связанный с полигамными отношениями в семье: брак распадется, после того как супруг взял второю жену, либо же супруг заключит брак со второй женой, а также страх стать непривлекательной для мужа. Мужские запросы - страх зависимостей (игровая, алко), фобии. Страх потери, неудачи, жизни/смерти, потери детей, страх наказанием Адом, страх не успеть что-либо сделать. Мусульманки, не состоящие в браке, испытывают страх того, что будущий супруг будет являться носителем крайних, фундаменталистских взглядов.
Последствия страхов, по мнению специалистов, выражаются в пессимизме, психосоматике, депрессии, нереализованности, обсессивно-компуль- сивном расстройстве, неврозах, панических атаках. Помощь в преодолении страхов у мусульман, по оценкам практикующих психологов, оказывают психологи, психиатры, имамы, авторитетные проповедники, наставники. Самопомощь заключается в поклонении, чтении Корана, развитии таваккуль (опоры и упования на Всевышнего), физической активности.
Выводы
Проблема страхов у российских мусульман, природа их происхождения, внутренние, внешние проявления страхов, тема богобоязненности, используемые практики преодоления страхов, отношение к ним мусульманского духовенства, выявление общественного запроса на решение личностных проблем, в основе которых лежит страх, требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований, отражающих региональную, культурно-историческую специфику.
Влияние страхов на уровень и остроту конфликтности привлекает внимание многих исследователей. Известно, что страх сопровождает конфликт, страх может стать источником конфликта и тот же страх поражения может уберечь от деструктивного конфликта - известный зиммелевский парадокс, подробно рассматриваемый Л. Козером [22, р. 133]. Таким образом, страх по- лифункционален в конфликте, но в любом случае играет значительную роль.
В материалах портала «Ислам Сегодня» подчеркивается позитивная роль страха перед Аллахом и перед адом. Эти страхи способствуют снятию вну- триличностных и межличностных конфликтов, способны купировать другие страхи. Однако практика свидетельствует, что такой подход не является панацеей, случаи самоубийства, агрессии свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к проблеме страхов.
Индивидуальные страхи трактуются чаще как негативное явление, как правило, упускается из вида естественность происхождения данной эмоции, неконтролируемость ее появления, своеобразное снятие ответственности с человека за то, что он или она испытывают эту эмоцию, что не предполагает снятие ответственности за поведение. Данное упущение способствует деструктивным внутриличностным и межличностным конфликтам.
Таким образом, проблема страхов нуждается в более открытом, всестороннем обсуждении и освещении на исламском информационном поле. Необходима поддержка деятельности специалистов, сопровождающих людей в состоянии страха и конфликта.
Список литературы
1. Толстой А.Н. Исповедь. Глава XII. С. 57 http://homlib.com/read/tolstoy-ln-1/ispoved-3/93457 [Дата обращения: 23.08.2019].
2. Гримсолтанова Р. Э. Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей ислама: дисс. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2014; .Гримсолтанова Р. Э., Абакумова И. В., Мирошниченко А. В. Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей ислама. Российский психологический журнал; 2014; (4):16–26.; Гримсолтанова Р. Э., Батыгов З. О. Страх одержимости на постконфликтной территории: миф или религия. Северо-Кавказский психологический вестник; 2015; 13(1):16–22; Психологические особенности переживания мифических страхов у молодежи традиционной исламской конфессии. Российский психологический журнал; 2016 13(4):34-50. Грошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: диссертация канд. психол. наук. - Рос. гос. соц. ун-т. М: 2004.
3. Солдатов А. В. Преодоление страха смерти в разных религиозных традициях. Отечественные записки;2013.(5): С.46-58.
4. Сафин Р. Ш. Философские и психологические аспекты отношения к смерти в исламе: осознание неотвратимости и преодоление страха. Minbar. Islamic Studies; 2019;12(2):571–584.
5. Наумкин В. В. Диалог между культурами как средство преодоления страха. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы; 2012; (3). С. 11-15.
6. Моизи Д. Геополитика эмоций. Как культуры страха, унижения и надежды трансформируют мир. М.: Московская школа политических исследований; 2010.
7. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб: Издательство С.-Петербургского Университета; 2008.
8. Тиллих П. Динамика веры. DOI: http://www.catholic.uz/app/webroot/library/230/119/
9. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Исследование человеческой природы. М: Академический проект; 2017.
10. Кьеркегер С. Страх и трепет. М.: Академический проспект; 2018.
11. Кьеркегер С. Понятие страха. М.: Академический проспект; 2017.
12. Бурбо Л. Страхи и верования. М.: София, 2005; Каротерз М. От страха - к вере: как научиться вере, побеждающей любой страх. М.: CER/PXO; 2013; Пегай Д. С. 30 дней на укрощение страха: как объявить войну тревогам, страхам и фобиям и научиться покоиться на Божьем обетовании. Санкт-Петербург: ЛКС: Виссон; 2016.
13. Аль-Балхи. Пища для тел и души (Масалих Аль-абдан ва аль-анфус). когнитивно-поведенческая терапии врача девятого века. Международный Институт Исламской мысли. Херндон; 2019.
14. Бадри М. Теория и практика исламской психологии / под ред. О.С. Павловой, В.С. Полосина. М.: АНО НПЦ ««Аль Васатыя – умеренность», 2018.; Его же. Новая техника для систематической десенсибилизации повсеместного беспокойства и фобических реакций (Anewtechniqueforthesystemat icdesensitizationofpervasiveanxietyandphobicreactions). Психологический журнал; 1965: 201-208.
15. Из Сада Духовности. Таинство любви. М: Мир знаний; 2016: 115-130.
16. Caner E.M, Caner E.F. Unveiling Islam: An insider’s look at Muslim life and beliefs. 2009; books.google.com
17. Radzi HM, Ramly LZ, Sipon S. The Influence of God Consciousness and Religiosity in Coping with Anxiety at Workplace among Malaysian Muslim Professionals. International Journal of Social Science and Humanity, 2014 (4): 316-319.
18. David R. Hodge. Working with Muslim Youths: Understanding the Values and Beliefs of Islamic Discourse. Children & Schools; 2002; 1 (24): 6-17
19. Doukia S., Ben S. Zineb, Nacef F., Halbreich U. Women’s mental health in the Muslim world: Cultural, religious, and social issues. Journal of Affective Disorders 2007; (102) (1–3): 177-189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2006.09.027
20. Wahiba Abu-Rasal, Abu-Bader, Soleman. The Impact of the September 11, 2001, Attacks on the Well-Being of Arab Americans in New York City. Journal of Muslim Mental Health Volume. 2008; (3): 217-239. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/15564900802487634; Rippy, AE & Newman, E. Perceived Religious Discrimination and its Relationship to Anxiety and Paranoia Among Muslim Americans. Journal of Muslim Mental Health. 2006; 1:5-20 DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15564900600654351
21. Сейед Камал Факих Имани. Свет священного Корана. Разъяснения и толкования, Том 9. СПб.: Петербургское Востоковедение; 2012: 95.
22. Coser L. The functions of social conflict. 1956.
Об авторах
Р. Г. ГалихузинаРоссия
Галихузина Резеда Гильмутдиновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры конфликтологии.
Казань.
Н. А. Шибанова
Россия
Шибанова Наталья Александровна - кандидат философских наук, доцент кафедры конфликтологии.
Казань.
Рецензия
Для цитирования:
Галихузина Р.Г., Шибанова Н.А. Конфликтологический анализ страхов у российских мусульман. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):850-868. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868
For citation:
Galikhuzina R.G., Shibanova N.A. Fears of Russian Muslims: Conflict Analysis. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):850-868. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868