Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

Конфликтологический анализ страхов у российских мусульман

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье на основе анализа  документов,  вторичного  анализа  данных выявлены социальные страхи, испытываемые российскими  мусульманами. Определены  виды страха – одиночества,  смерти,  боли, отвержения, наказания, осуждения,  последствий  изменений, несоответствия образу истинного мусульманина, недостижения блаженства после перехода к следующей жизни,  неудовлетворительного исполнения супружеской и родительской ролей, основанных на исламской  этике.

Выделены  факторы  возникновения страха, основанные на нарушениях в структуре личности  мусульманина, – низкая  самооценка, негативный опыт отношений, социально-психологические особенности  личности,  отсутствие социальных навыков  саморегуляции. Описаны институты и механизмы, реализующие  деятельность по преодолению последствий  страхов  у мусульман,  сделаны  рекомендации помогающим  специалистам, взаимодействующим с разными  категориями мусульман.

Для цитирования:


Галихузина Р.Г., Шибанова Н.А. Конфликтологический анализ страхов у российских мусульман. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):850-868. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868

For citation:


Galikhuzina R.G., Shibanova N.A. Fears of Russian Muslims: Conflict Analysis. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):850-868. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868

Введение

Процессы институционализации «Психологии ислама» как отрасли на­учного знания и сферы практической деятельности, происходящие в послед­ние годы в российских регионах, свидетельствуют о потребности в актуализа­ции знаний о духовном здоровье мусульман, повышении информированности о технологиях поддержания психологической устойчивости и адаптационных механизмах личности мусульманина.

Проблема страха у мусульман в отечественной литературе раскрыта психологами, социологами, востоковедами. Об интересе к темам пережива­ний, ощущений мусульманином чувства страха свидетельствуют публикации в научных изданиях, СМИ, наличие специалистов и создаваемая ими инфраструктура, оказываемые услуги по снижению проявлений психологических расстройств, вызванных страхами.

О чувстве страха упоминает великий русский писатель Л.Н. Толстой, указывая, что за поиском Бога стоит не рассуждение, а «чувство страха, си­ротливости, одиночества среди всего чужого и надежды на чью-то помощь» [1, с.57]. Изучение темы страхов у мусульман в отечественной психологии находится на стадии становления, наиболее освещенной является проблема мифических страхов [2].

Отдельно следует выделить работы религиоведов, исламоведов, вос­токоведов, которые раскрывают теологические, философские, политические аспекты страхов у мусульман. Так, А. В. Солдатов раскрыл тему страха смерти в исламе в контексте организации погребального обряда, при котором дости­гается управление процессами, происходящими с человеческой душой во вре­мя и после смерти [3, с.55]. Р. Ш. Сафин подчеркивает осознанное отношение мусульман к своей смерти, низкий уровень страха смерти, возможности ис­пользования священных для мусульман текстов при работе с экзистенциаль­ным страхом смерти. Он отмечает, что чрезмерная набожность может быть вызвана страхом перед Судным днем и возможным последующим наказанием в аду [4, с.580,581].

В.В. Наумкин указывает, что страх и недоверие являются фактором, препятствующим организации конструктивного диалога между мусульман­ским сообществом и принимающей стороной [5]. Тему страха в США и Запад­ной Европе как одной из трех эмоций управляющих мировыми процессами рассмотрел в своей работе Д. Моизи, отмечая, что исламским странам в ге­ополитике характерна эмоция униженности, обделенности, ряду стран Азии - надежда, веры в лучшее будущее [6, с. 80-121].

Зарубежные авторы уделяют большое внимание социальным, психо­логическим, религиозным страхам. Теологический ракурс религиозно об­условленных страхов раскрыт в классических трудах теологов, религиозных философов, психологов. Р. Отто писал о религиозном опыте и связанном с ним переживании таинственного и устрашающего божественного присутст­вия, отмечая, что человек может испытывать чувство страха перед высшей властью объекта [7, с 272]. П. Тиллих отмечал, что святое усмиряет страх че­ловека перед утратой близких и вымиранием, в то же время этот страх не под­дается психотерапевтическому воздействию [8, с. 20].

У. Джеймс представил философско-психологический взгляд на религи­озный страх, который является трепетом, связанным с идеей божественной кары. Психолог отмечает, что у ряда людей отсутствует страх перед чистили­щем и адом, сама вера в богов названа страхом. Евангелический протестан­тизм назван Джеймсом религией страха, ощущение постоянного присутствия Бога, по мнению исследователя, лишает верующего страха за будущее [9, с. 23, 24, 59, 78, 216.].

С. Кьеркегор указывает, что страх лежит в основе греха, им выделены «страх боязни», «мучительный страх», «страх, лишенный рациональных объ­яснений» [10]. Мыслитель стремится определить место страха в жизненном пути библейских героев, страх и трепет является отличительным симптомом «божественного безумия», рассматривает нужду и страх в парадоксе веры [11, с. 12, 90]. Страхи толпы, принятия решений, болезней и взаимоотношений раскрыты Л. Бурбо. Исследовательница отмечает, что в жизни человека пре­обладают страх потери или страх смерти; верования могут стать источником страха, но страх потери противоречит истинной вере [12].

Когнитивно-поведенческий компонент страха раскрыты Абу Зайдом аль-Балхи через описание природы успокоительного страха. Ученый ука­зывал, что страхи в большинстве случаев не имеют реальных оснований, и выделял такие виды страха, как страх смерти, страх потери, страх перед на­двигающейся опасностью, страх, вызванный ожиданиями будущего, который он называл одним из самых сильных, наряду с печалью, психологическими симптомами [13, с.33, 76]. Психолог 9 века описал техники работы со страхом через актуализацию гордости, самоуважения, гнева.

В работах М. Бадри представлен анализ использования классической, систематической, десенсибилизирующей терапии при работе с фобиями и страхами у пациентов [14, с.76, 81]. Исламские ученые анализировали кора­нические основы страха и надежды, указывая, что страх вложен в сердца лю­дей, сильный страх приводит к безнадёжности и отчаянию, а, в свою очередь, бесстрашие - к самоуверенности и амбициозности, «нельзя от страха перед Аллахом доходить до полного отчаяния» [15, с.116]. Э. М. Канер, Э.Ф. Канер рассмотрели преданность к Всевышнему не как проявление любви, а как про­явление страха перед правосудием [16].

Зарубежными исследователями выделены другие сферы, в которых му­сульман сопровождает страх либо тревога: это производственные отношения [17], страх за социализацию детей-мусульман в западном обществе, которое, по мнению родителей, негативно влияет на благополучие детей в земной и последующей жизни [18], патологический страх среди мусульманок перед на­чалом интимной жизни [19].

Существуют работы, посвященные страху мусульман как реакции на по­литические события, происходящие в мире. Так, мусульманское сообщество США испытало страх и беспокойство о будущем перед преступлениями на по­чве ненависти, угрозами безопасности, потерей сообщества и изоляции после теракта 11 сентября 2001 года [20].

Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе подчеркну­та идея, что вера сопровождается страхом, он обеспечивает защиту жизни и здоровья верующего, оказывает влияние на принимаемые решения, в то же время страх представлен как элемент, который не всегда позволяет достичь целей и результатов деятельности.

Анализ коранического содержания страхов позволяет описать их раз­новидности. В Коране их встречается около 10, они обозначают разновидно­сти страха: «таква» в значении «боязнь», «хашйат» - благоговейный страх, «хауф» - страх, в котором отсутствует почтительность, термин так же означа­ет абсолютный страх [21, с.95] и другие термины.

Один из самых часто употребляемых терминов, обозначающих страх в Коране, является термин «хауф». Приведем примеры его использования:

Страх как средство коммуникации с Всевышним: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом (хауфан - трепещут от страха перед своим Господом) и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (32:16);,

تئجافي يئوبجم عن المشاجع تدعون ربهم حؤقا وطمعا ومحنا رزقناهم ينمقون

Страх как испытание: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом (аль-хауфи), голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых»(2:155);

ولطونكم يفتي هن الحوف ؤالخي ؤنقم من الآئؤافي ؤالآشي ؤالنحزاج وثغر العثايييث

Избавление от страха за последовательное исполнение божественных предписаний: «Низвергнитесь отсюда все!». Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха (хауфун) и не будут опечалены» (Коран, Сура «Бакара» (2: 38);

قئئا اخبطوا شي جميعا قاما يأتيهم هثي قذى فئن ئخ فذاي فلا حوف غلئهم ؤثدم هم يخزؤن

Отсутствие страха как результат осознанного поклонения: «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и вы­плачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха (ха- уфун) и не будут опечалены» (2:277);

إذ الإين آمنوا ؤغبلوا اكثابخاج ؤأقائوا اكثلآة ؤآثؤا الهاة لفم أبزخم منذ ربهم ؤلآ غؤن علبجم ؤلآ هم ثغردوذ

Источником страха является дьявол: «Это всего лишь дьявол пугает вас своими помощниками. Не бойтесь (юхауифу) их, а бойтесь (туфауухум) Меня, если вы являетесь верующими» (3:175);

إتحا ذلكب القيطاذ بمؤن أؤياءن قثتم ثخافوقم ؤخافوذ إنمحم قؤبيين

Таким образом, в целом позитивная коннотация страха выражается в качестве показателя истинно верующего сердца мусульманина, страх пред­ставлен в качестве здоровой реакции сознания верующего, возникающей при упоминании имени Аллаха, а Творец обладает способностью устранять чув­ство страха. Коммуникативная ситуация, в которой присутствует тема страха, связана с носителем/объектом страха - это рядовой мусульманин, действую­щее лицо, упоминаемое в Коране, Сунне, богословских трудах. Образ страха тяготеет к балансу, что выражается в незначительном количестве негатив­ных, устрашающих сюжетов: Судный день, шайтан, образ ада, а также отсут­ствие ярко выраженного тревожного визуального фона, публикации прямо или косвенно посвященные теме страхов.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление содержания социальных стра­хов у российских мусульман, а также определение места религии в системе формирования страхов. Задачами исследования являются описание страхов у российских мусульман, их видов, определение их причин, а также выявление форм работы специалистов, взаимодействующих с мусульманами, по преодо­лению страхов.

Материалы и методы исследования

Анализ страхов мусульман дается на основе изучения публикаций, раз­мещенных на официальном сайте Духовного управления мусульман Республики Татарстан (http://dumTt.Tu/Tu/) за 2013 - 2019 гг. Это позволит опре­делить источники страхов, выработать их классификацию, выявить способы их преодоления. Проведенный анализ 403 публикаций, посвященных теме страхов, и одного сообщения о проблеме одержимости дали возможность выявить источник, субъект, объект, событие, предмет, коммуникативную ситуацию, которые вызвали страх у верующего, что способствовало воспро­изводству образа страха, сконструированного официальным мусульманским духовенством.

Второй блок материалов - публикации на портале Ислам Сегодня (Islamtoday) (https://islam-today.ru/), содержащие слово «страх» и его про­изводные. Всего проанализировано более 1000 сообщений, опубликованных с января 2012 года по август 2019. Сообщения портала «Ислам Сегодня» ана­лизировались по следующим критериям: кто испытывает страх, испытывает страх по отношению к чему или кому, к чему приводит страх, кто является (если есть) реальным или потенциальном помощником по преодолению стра­ха, в чем заключается процедура преодоления страха.Третий блок - данные, полученные из экспертных интервью практикующих психологов-мусульман. Всего в июне 2019 года было проведено 5 интервью, в рамках которых психо­логам, работающим в Казани (Республика Татарстан) были заданы вопросы о том, каким страхам чаще всего подвержены их клиенты-мусульмане, в чем источник страхов и каковы их последствия, а также с чей помощью и какими средствами клиенты преодолевают страхи и фобии.

Результаты анализа публикаций, размещенных на официальном сайте Духовного управления мусульман Республики Татарстан؛

Первый образ страха, представленный в публикациях, связан с фигурой Всевышнего, когда страх у верующего возникает при упоминании имени Ал­лаха и позиционируется как признак сердца верующего.

Второй образ страха вызван ожиданием наступления Судного Дня и воз­никает в связи с ответственностью мусульманина перед Всевышним за собст­венные деяния. Страх представлен как компонент поклонения Аллаху и при­сутствует при совершении пятикратного намаза («поистине настойчивость в его совершенном выполнении, проявляя страх и трепет перед Аллахом»).

Третий образ страха связан с психоэмоциональным состоянием верую­щих («кто боится людей, тот не боится Меня»)фигур из Корана, («сынов Израиля охватил страх и ужас»), в труде Абу Ляйс Самарканди «Танбихуль- гафилин» («Пробуждение беспечных») главный герой ар-Раби‘ ибн Хусейр испытывает страх в связи с убийством нафса - «то есть отрицательную сто­рону своего нутра, которая постоянно подталкивает человека к греховному и запретному».

В качестве эталона здорового выражения страха в публикациях пред­ставлена фигура Пророка Мухаммада и испытываемый им уровень и ин­тенсивность страха. Подчёркивается тенденция отсутствия страха у совре­менного поколения мусульман перед явлениями, которые вызывали страх у Мухаммада («есть многое, пред чем Пророк и его сподвижники рыдали, но в нас это не вызывает даже волнения, не говоря о страхе»).

Субъектом, блокирующим чувство страха, является Аллах, который «устранил его страх и печаль». В качестве субъекта, способного вызвать страх бедности, экономический страх, назван шайтан, который «пугает бедностью, вселяя в сердца страх возможного недостатка денег». В публикации выделена категория мусульман, дающих закят и не испытывающих в этой связи чувст­ва страха («Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечале­ны [Коран, Сура «Бакара» (Корова)»^ Источником страха для современного общества, включая мусульман, названы террористические атаки (например, ИГИЛ - террористическая организация, запрещенная в РФ). В ряде публика­ций присутствует тема социальных страхов - страх поражения, ответственно­сти за свою жизнь.

Подводя итоги, отметим, что страхи мусульман в публикациях на сайте ДУМ РТ условно можно классифицировать по следующим видам:

канонический (идеальный, нормативный) - связан с Пророком;

ритуальный (личностный) - необходимый компонент поклонения Все­вышнему;

социально-политический (внерелигиозный) - связан с качествами лич­ности мусульман, социальными нормами или с деструктивной активностью псевдорелигиозных группировок.

Результаты анализа материалов с портала «Ислам Сегодня»

Анализ материалов с портала «Ислам Сегодня» позволил выделить три основных типа сообщений, посвященных теме страха: сообщения, содержа­щие информацию об индивидуальных носителях страха; сообщения, содер­жащие информацию о коллективном носителе страха; сообщения, содержа­щие информацию о героическом носителе страха.

Герои Корана (Пророк Мухаммед, пророк Муса, ангел Джабраил и др.) испытывают страх по воле Аллаха, часто перед Адом и его мучениями. Это позитивный страх с точки зрения религии, он помогает мусульманам через пример мужества и принятия достичь довольства Всевышнего.

Носителями «коллективного» страха выступают или мусульмане, или не-мусульмане. Страх на немусульман насылает Аллах. Этот страх вновь вы­полняет позитивные функции, по мнению ислама, он помогал мусульманам достичь победы над неверными. Важно отметить, что этот страх относится к «историческим» страхам: примеры его воплощения, примеры его последст­вий - это истории, содержащиеся в Коране и других религиозных источниках (например, битва у рва, Поход на Аль-Мурайси др.).

Наиболее распространённый коллективный страх среди мусульман не имеет гендерной окраски, т.е. он свойственен и мужчинам, и женщинам. Это страх перед Аллахом (около 50% всех сообщений сайта посвящено именно этому страху). Это страх имеет «обязательный» характер для истинных ве­рующих и позитивную функцию с точки зрения религии - позволяет достичь довольства Всевышнего, стать истинным мусульманином, избежать греха и победить многие другие страхи (о чем сказано ниже). «Программы» по пре­одолению данного страха не предполагается, т.к. мусульмане его должны испытывать. Этот страх вне времени, он был в прошлом, есть в настоящем, предполагается в будущем.

Еще один «вневременной» страх - страх перед адом, он идентичен пре­дыдущему и по функциям, и по программе преодоления.

Относительно «вневременной» страх - страх бедности, источником ко­торого является деятельность шайтана, а избавление от него видится через веру.

Современная жизнь внесла свои коррективы в мировосприятие мусуль­ман. Актуален стал страх перед будущим, вызванный сложной жизнью и оби­лием информации. Последствия данного страха негативные - тревожность, негативные отношения с окружающими. Выход из ситуации возлагается на самого носителя через дуа, веру и позитивный жизненный настрой. Позитивный жизненный настрой - собирательный термин, предполагающий про­щение, отношение к людям с пониманием, спокойствие, терпение, общение, разделение событий на объективные и субъективные. Отметим, что представ­ленные в этом разделе источники страха, способы и агенты преодоления - точка зрения авторов материалов портала «Ислам сегодня».

Еще один вид страха - страх осуждения со стороны людей. В данном случае выход из ситуации возлагается на самих носителей страха через сле­дование предписаниям, вежливость и актуализацию страха перед Аллахом.

Фобии, социофобии, панические атаки, неуверенность в себе свойст­венны многим российским мусульманам. Причины данных явлений лежат в прошлом негативном опыте и ведут к негативным последствиям: ухудшению физического и психологического здоровья, ухудшению отношений в семье и за ее пределами. Выйти из данного состояния индивид может сам через пози­тивный жизненный настрой, дуа, аяты или с помощью терапии психолога или психотерапевта.

Индивидуальные страхи имеют яркий гендерный окрас - они больше свойственны женщинам. Среди мужских страхов встретился только страх за правильность совершения намаза, выход из которого остаётся за самим муж­чиной через соблюдение предписаний и вновь актуализации страха перед Аллахом. В то же время женские страхи очень разнообразны. Можно выделить следующие наиболее распространённые страхи:

Страх наказания Аллаха ввиду ослушания родителей. Последствия не освещаются, но выход за счет носителя страха - через покаяние, аяты и ха­дисы.

Страх отношений, в том числе зависимых. Источник данных страхов - негативный опыт, включая детский, ведущий к негативным последствиям: потенциальный суицид, депрессия, деструктивные конфликты в семье. Выход из ситуации возможен или с помощью специалиста (психолога, психиатра), конкретная программа не описывается, есть лишь общие фразы, или силами самого носителя через аяты, дуа, позитивный жизненный настрой.

Страх быть брошенной, страх предательства, страх одиночества. Источ­ник - негативный (в том числе, детский) опыт, отсутствие связи с родителя­ми. Последствия - ранний брак и деструктивные конфликты в семье и за ее пределами, психосоматические заболевания, депрессия и реальное одиноче­ство. Выход - за счёт носителя (чтением аятов, дуа, позитивный жизненный настрой, прощение, сближение, религиозное образование, терпение, усер­дие), реже, но упоминается помощь семьи и психолога.

Страх бессмысленности жизни, страх сойти с ума. Возможные причины - отсутствие уверенности, негативный детский опыт. Последствия не освеща­ются. Выход - за счёт носителя (аяты, дуа, хадисы, предлагается религиозное образование и общение с сестрами по вере).

Страх лишнего веса. Причины - современные стандарты красоты, не­умение принять себя. Последствия: ухудшение физического и психического здоровья, ухудшение отношений в семье. Выход - за счёт носителя, ведения здорового образа жизни.

Страх носить хиджаб. Этот страх обусловлен риском потерять работу, непониманием окружающих, в том числе членов семьи, приводит к внутрен­нему беспокойству и даже внутриличностному и межличностному конфлик­там. Предполагается самостоятельный выход за счет мотивированности, повышения квалификации, следования предписаниям веры, страха перед Ал­лахом, позитивного жизненного настроя, дуа и хадисов.

Страх смерти, страх смерти близких. Причина - эмоциональный пере­груз. Последствия - заболевания. Выход - самостоятельный (дуа, аяы, хади­сы, коммуникация, доверие).

Страх вхождения в семью мужа, страх не полюбить мужа, особенно если брак заключали родители против воли невесты. Последствия - психологиче­ское одиночество. Выход - самостоятельный через позитивный жизненный настрой и общение.

Таким образом, анализ сообщений на портале «Ислам Сегодня» пока­зывает неоднозначное отношение к проблеме страхов мусульман и к самому явлению «страх». Сложно прогнозировать результаты обращения к данному источнику мусульманина или мусульманки, если они испытывают проблему страха. Сложность прогноза обусловлена тремя моментами. Во-первых, до­статочной ограниченностью и поверхностным описанием вариантов деятель­ности в сложившейся ситуации: углубление в религию (наиболее распростра­ненный рецепт, удивительно, но советы обратиться за помощью к хазрату, муфтию, казыю чрезвычайно редки), опора на свои силы (распространенная рекомендация, но не содержащая описания подробных техник и процедур или точных источников, к которым можно было бы обратиться за подробно­стями), обращение к специалистам (психологам, психиатрам). Не менее удив­ляет и то, что не освещается роль уммы как источника страхов и как агента по выходу из состояния страха. Во-вторых, создаётся впечатление, что страх, за исключением страха перед Аллахом и адом, является негативным, достаточ­но мелким явлением, не требующим особого внимания. В результате распоз­нать, признать данную проблему, обратиться за помощью становится не так просто. В-третьих, наличие явного гендерного перекоса. Создается картина, где боятся только женщины, мужчинам не ведом страх. Отражает ли эта кар­тина реальность? Конечно, нет. Мужчинам свойственен страх как естествен­ная реакция организма на ситуацию опасности. Однако образ бесстрашного мужчины доминирует, что усложняет признание данной проблемы мужчи­нами, порождает неврозы, агрессию и другие негативные последствия подав­ленного, непроработанного страха.

Результаты анализа экспертных интервью

Переходя к результатам экспертных интервью психологов, оказыва­ющих психологическую помощь мусульманам, отметим, что страхи больше свойственны женщинам. Общим страхом, выделенным психологами, веду­щими духовно ориентированное консультирование, является неправильное выполнение установлений Всевышнего (в том числе наущение), вследствие чего у клиентов возникает страх, что Аллах не примет их деяния, и связанная с этим угроза пребывания в аду. Женские страхи связаны с двумя значимы­ми фигурами - ребенок и супруг. Страхи замужних мусульманок возникают относительно темы детско-родительских отношений, в частности воспитания праведного потомства, сохранения осознанного интереса к исламу у детей. Второй по частоте упоминаний страх - это страх, связанный с полигамны­ми отношениями в семье: брак распадется, после того как супруг взял второю жену, либо же супруг заключит брак со второй женой, а также страх стать непривлекательной для мужа. Мужские запросы - страх зависимостей (игро­вая, алко), фобии. Страх потери, неудачи, жизни/смерти, потери детей, страх наказанием Адом, страх не успеть что-либо сделать. Мусульманки, не состо­ящие в браке, испытывают страх того, что будущий супруг будет являться но­сителем крайних, фундаменталистских взглядов.

Последствия страхов, по мнению специалистов, выражаются в песси­мизме, психосоматике, депрессии, нереализованности, обсессивно-компуль- сивном расстройстве, неврозах, панических атаках. Помощь в преодолении страхов у мусульман, по оценкам практикующих психологов, оказывают пси­хологи, психиатры, имамы, авторитетные проповедники, наставники. Само­помощь заключается в поклонении, чтении Корана, развитии таваккуль (опо­ры и упования на Всевышнего), физической активности.

Выводы

Проблема страхов у российских мусульман, природа их происхождения, внутренние, внешние проявления страхов, тема богобоязненности, использу­емые практики преодоления страхов, отношение к ним мусульманского духо­венства, выявление общественного запроса на решение личностных проблем, в основе которых лежит страх, требует дальнейших теоретических и эмпири­ческих исследований, отражающих региональную, культурно-историческую специфику.

Влияние страхов на уровень и остроту конфликтности привлекает вни­мание многих исследователей. Известно, что страх сопровождает конфликт, страх может стать источником конфликта и тот же страх поражения может уберечь от деструктивного конфликта - известный зиммелевский парадокс, подробно рассматриваемый Л. Козером [22, р. 133]. Таким образом, страх по- лифункционален в конфликте, но в любом случае играет значительную роль.

В материалах портала «Ислам Сегодня» подчеркивается позитивная роль страха перед Аллахом и перед адом. Эти страхи способствуют снятию вну- триличностных и межличностных конфликтов, способны купировать другие страхи. Однако практика свидетельствует, что такой подход не является пана­цеей, случаи самоубийства, агрессии свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к проблеме страхов.

Индивидуальные страхи трактуются чаще как негативное явление, как правило, упускается из вида естественность происхождения данной эмоции, неконтролируемость ее появления, своеобразное снятие ответственности с человека за то, что он или она испытывают эту эмоцию, что не предполага­ет снятие ответственности за поведение. Данное упущение способствует де­структивным внутриличностным и межличностным конфликтам.

Таким образом, проблема страхов нуждается в более открытом, всесто­роннем обсуждении и освещении на исламском информационном поле. Не­обходима поддержка деятельности специалистов, сопровождающих людей в состоянии страха и конфликта.

Список литературы

1. Толстой А.Н. Исповедь. Глава XII. С. 57 http://homlib.com/read/tolstoy-ln-1/ispoved-3/93457 [Дата обращения: 23.08.2019].

2. Гримсолтанова Р. Э. Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей ислама: дисс. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 2014; .Гримсолтанова Р. Э., Абакумова И. В., Мирошниченко А. В. Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей ислама. Российский психологический журнал; 2014; (4):16–26.; Гримсолтанова Р. Э., Батыгов З. О. Страх одержимости на постконфликтной территории: миф или религия. Северо-Кавказский психологический вестник; 2015; 13(1):16–22; Психологические особенности переживания мифических страхов у молодежи традиционной исламской конфессии. Российский психологический журнал; 2016 13(4):34-50. Грошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: диссертация канд. психол. наук. - Рос. гос. соц. ун-т. М: 2004.

3. Солдатов А. В. Преодоление страха смерти в разных религиозных традициях. Отечественные записки;2013.(5): С.46-58.

4. Сафин Р. Ш. Философские и психологические аспекты отношения к смерти в исламе: осознание неотвратимости и преодоление страха. Minbar. Islamic Studies; 2019;12(2):571–584.

5. Наумкин В. В. Диалог между культурами как средство преодоления страха. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы; 2012; (3). С. 11-15.

6. Моизи Д. Геополитика эмоций. Как культуры страха, унижения и надежды трансформируют мир. М.: Московская школа политических исследований; 2010.

7. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб: Издательство С.-Петербургского Университета; 2008.

8. Тиллих П. Динамика веры. DOI: http://www.catholic.uz/app/webroot/library/230/119/

9. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Исследование человеческой природы. М: Академический проект; 2017.

10. Кьеркегер С. Страх и трепет. М.: Академический проспект; 2018.

11. Кьеркегер С. Понятие страха. М.: Академический проспект; 2017.

12. Бурбо Л. Страхи и верования. М.: София, 2005; Каротерз М. От страха - к вере: как научиться вере, побеждающей любой страх. М.: CER/PXO; 2013; Пегай Д. С. 30 дней на укрощение страха: как объявить войну тревогам, страхам и фобиям и научиться покоиться на Божьем обетовании. Санкт-Петербург: ЛКС: Виссон; 2016.

13. Аль-Балхи. Пища для тел и души (Масалих Аль-абдан ва аль-анфус). когнитивно-поведенческая терапии врача девятого века. Международный Институт Исламской мысли. Херндон; 2019.

14. Бадри М. Теория и практика исламской психологии / под ред. О.С. Павловой, В.С. Полосина. М.: АНО НПЦ ««Аль Васатыя – умеренность», 2018.; Его же. Новая техника для систематической десенсибилизации повсеместного беспокойства и фобических реакций (Anewtechniqueforthesystemat icdesensitizationofpervasiveanxietyandphobicreactions). Психологический журнал; 1965: 201-208.

15. Из Сада Духовности. Таинство любви. М: Мир знаний; 2016: 115-130.

16. Caner E.M, Caner E.F. Unveiling Islam: An insider’s look at Muslim life and beliefs. 2009; books.google.com

17. Radzi HM, Ramly LZ, Sipon S. The Influence of God Consciousness and Religiosity in Coping with Anxiety at Workplace among Malaysian Muslim Professionals. International Journal of Social Science and Humanity, 2014 (4): 316-319.

18. David R. Hodge. Working with Muslim Youths: Understanding the Values and Beliefs of Islamic Discourse. Children & Schools; 2002; 1 (24): 6-17

19. Doukia S., Ben S. Zineb, Nacef F., Halbreich U. Women’s mental health in the Muslim world: Cultural, religious, and social issues. Journal of Affective Disorders 2007; (102) (1–3): 177-189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2006.09.027

20. Wahiba Abu-Rasal, Abu-Bader, Soleman. The Impact of the September 11, 2001, Attacks on the Well-Being of Arab Americans in New York City. Journal of Muslim Mental Health Volume. 2008; (3): 217-239. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/15564900802487634; Rippy, AE & Newman, E. Perceived Religious Discrimination and its Relationship to Anxiety and Paranoia Among Muslim Americans. Journal of Muslim Mental Health. 2006; 1:5-20 DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15564900600654351

21. Сейед Камал Факих Имани. Свет священного Корана. Разъяснения и толкования, Том 9. СПб.: Петербургское Востоковедение; 2012: 95.

22. Coser L. The functions of social conflict. 1956.


Об авторах

Р. Г. Галихузина
Казанский (приволжский) федеральный университет
Россия

Галихузина Резеда Гильмутдиновна - кандидат    исторических    наук,   доцент кафедры    конфликтологии.

Казань.



Н. А. Шибанова
Казанский (приволжский) федеральный университет
Россия

Шибанова Наталья Александровна - кандидат философских наук, доцент кафедры конфликтологии.

Казань.



Рецензия

Для цитирования:


Галихузина Р.Г., Шибанова Н.А. Конфликтологический анализ страхов у российских мусульман. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):850-868. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868

For citation:


Galikhuzina R.G., Shibanova N.A. Fears of Russian Muslims: Conflict Analysis. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(3):850-868. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-850-868

Просмотров: 1151


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)
ISSN 2712-7990 (Online)