Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

О развитии терминологической базы современных теологических исследований в сфере практического применения исламских экономических моделей в России

https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415

Полный текст:

Аннотация

В настоящей работе на основе анализа актуального научного материала, законодательства Российской Федерации, проведенного эмпирического исследования – социологического опроса предпринимателей-мусульман – автором предложено собственное определение понятия «исламский бизнес», под которым подразумевается социально-ответственное предпринимательство, основанное на соблюдении норм исламского права (шариата). При этом социальная ответственность является целевой направленностью такого бизнеса. В заключении автор ориентирует исследователей на интенсификацию теологических исследований новых экономических явлений в контексте соблюдения этических стандартов шариата.

Для цитирования:


Шагимарданов А.Р. О развитии терминологической базы современных теологических исследований в сфере практического применения исламских экономических моделей в России. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):401-415. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415

For citation:


Shagimardanov A.R. On the development of the terminological base of modern theological researches in the fi eld of practical application of Islamic economic models in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):401-415. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415

Введение

Востребованность теологических исследований проблем современной экономики и права сегодня становится все более очевидной. Объективными причинами, лежащими в основе такой востребованности, являются глобаль­ная информатизация и «этизация» экономических процессов при одновре­менном усилении религиозного сознания в обществе. Однако без должного внимания остаются вопросы формирования базового понятийного аппарата исламской экономики. Имеющаяся терминологическая неопределенность вносит дезориентацию как академических исследований, так и коммерческой практики. Во многом интуитивно стремясь к ведению дел в гармонии с собственным религиозным мировоззрением, предприниматели-мусульмане часто затрудняются в четком определении смыслов, особенностей и направленно­сти принадлежащего им бизнеса.

На фоне возрастания роли доверия как ключевого фактора конкурен­тоспособности растет значение социальной ответственности бизнеса. На­метившийся «религиозный ренессанс» создает предпосылки консолидации мусульман в сообществах предпринимателей. Это, в свою очередь, форми­рует социальный запрос на создание теоретических и практических моделей бизнес-практик, ориентированных на этические стандарты исламского права (шариата).

Одним из центральных вопросов современных исследований является проблема выработки согласованного мнения ученых о природе и специфике исламской экономики как части мировой экономической культуры. Необхо­димо получить ясное доктринальное и одновременно доступное для обывате­ля понимание сущности и особенностей исламского бизнеса.

В условиях нашей страны важна популяризация знаний о законодатель­ных условиях и возможностях исламского предпринимательства в правовом поле Российской Федерации. Объединив усилия на междисциплинарной ос­нове, необходимо развенчать сложившийся в обществе стереотип о невоз­можности предпринимательства по шариату без внесения изменений в дей­ствующее российское законодательство.

Обозначенные потребности предопределили цель настоящей работы и стремление автора предложить научному сообществу научно-обоснованное видение понятия «исламский бизнес», отражающее его сущность и предназ­начение.

О понятиях «исламская экономика» и «исламский бизнес»

Категория «Исламская экономика» является относительно новой как для мировой экономической теории, так и для современного мусульманского сообщества.

Вместе с тем Коран и Сунна дают наставления на пути развития торгов­ли и предпринимательства. Так, например, говорится: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству».

Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится увещевание от его Господа, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275)1; «О мой народ! Наполняйте меру и весы по справедливости, не придерживайте имущество людей и не творите на земле зла, распростра­няя нечестие» (11:85); Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению) (17:35).

Коран осуждает чрезмерное стремление к богатству (сура 104), осужда­ет ростовщический процент (сура 102; 3:130; 2: 275-278), определяет отно­шения собственности (2:188, 51:58), контрактных обязательств (2:282-283) и многое другое.

Экономические идеи изначально не были чужды исламскому праву и до­статочно обстоятельно исследовались в классических трудах. Возникновение исламской экономической мысли связывают в том числе с именами таких из­вестнейших ученых-богословов, как Абу Юсуф (ум. 798), Ибн Хазм (ум. 1064), ал-Газали (ум. 1111), Ибн Халдун (ум. 1406). Эти ученые не были экономи­стами, а потому экономика рассматривалась с позиции и богословия, и права. Так, например, в теории ал-Газали экономическая деятельность рассматрива­лась как угодная Богу, как часть исполнения религиозного долга [2].

Существенный вклад в развитие теории и практики исламской эконо­мики внесли татарские мыслители. Труды Г. Файзханова, М. Акъегетзаде, М. Муртазина, Г. Буруди, А. Курсави, М. Бигиева сформировали уникальный багаж религиозно-экономических знаний, основанных на постулатах ислама, которые применимы в условиях светского государства и общества христиан­ского большинства. Проведенный российским исламоведом И.А. Зариповым обзор публикаций по исламской экономике татарских богословов конца XIX - начала XX в. подтверждает, что исламская экономическая мысль является ча­стью традиционной культуры татар России. Это также свидетельствует о том, что применение исламских принципов в предпринимательстве во многом спо­собствовало расцвету татар как передового мусульманского народа [3; 4].

Основополагающие принципы исламской экономики достаточно под­робно были изложены также в работах современных отечественных исследователей: Р.И. Беккина [2; 6], Х.Х. Алишоева [5], А.Ю. Журавлева [7], Г.Ф. Ну­руллиной [8], М.Э. Калимуллиной [9].

Как указывается в этих исследованиях [6], впервые термин «исламская экономика» появился в книге мусульманского ученого из Индии Саййида Маназира Мухаммада ал-Гилани «Исламская экономика». Гилани писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Практи­чески одновременно с Гилани аналогичные идеи были высказаны в трудах «Экономика ислама» Махмуда Ахмада, «Ислам и экономические установле­ния» Мухаммада ал-Газали.

Однако лишь через 15 лет после издания «Исламской экономики» в мире начали возникать первые исламские финансовые институты - банки. Сам же термин «исламская экономика» утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х годов.

Современные специалисты различно определяют понятие «Исламская экономика». Так, известный исламский экономист Умер Чапра [9] определя­ет ее как отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с пятью ислам­скими ценностями - без нарушения индивидуальных свобод, без возникнове­ния продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз и ущерба для социальной солидарности, без мо­рального разложения общества.

В числе ключевых особенностей исламской экономики можно выде­лить [10]:

  • обусловленность соответствия коммерческих целей и методов их до­стижения нормам шариата, что накладывает на бизнес ряд этических ограни­чений, в том числе по видам деятельности и особенностям деловой практики;
  • обеспечиваемая механизмом иррационального, религиозно-нравст­венного регулирования добросовестность участников рыночных отношений, которая основана на унифицированном понимании мусульманами этических стандартов деловой практики. Унификация в данном случае изначально га­рантирована единством и неизменностью первоисточника - Кораном;
  • сочетание незыблемости принципиальных ценностей и высокая адап­тивность механизма этико-правового регулирования к реальным социаль­ным потребностям в условиях как мусульманского, так и немусульманского обществ, религиозных и секулярных государств;
  • построение экономических моделей на использовании реальных ак­тивов, отказ от ростовщичества, деривативов и других производных активов;
  • повышенное значение принципов социальной справедливости и от­ветственности при построении экономических механизмов.

Объем понятия «исламская экономика» охватывает собой все аспекты экономической деятельности, ориентированной на соблюдение этических стандартов исламского права. Неотъемлемой частью такой деятельности яв­ляется исламский бизнес, как особый подход к организации и осуществлению предпринимательства.

Согласно передовым отечественным исследованиям [9], под ислам­ским бизнесом понимается совокупность всех видов предпринимательской деятельности, основанных на этико-правовых принципах ислама, осуществ­ляемых населением и бизнесом, независимо от их религиозных воззрений, с намерением соблюдать эти принципы. Религиозно-этическая ориентация такого бизнеса комплексно проявляется в пяти аспектах ведения деятельности: этико-правовой, социальной, финансовой, организационной, технологи­ческой.

Многоаспектное восприятие исламского бизнеса как комплексной мо­дели предпринимательства вместе с тем не должно быть лишено направлен­ности на его целевые установки и базовые ценности. В числе таких установок, по мнению автора, должны доминировать стремление к довольству Аллаха и достижение целей социального благополучия и гармонии. При этом предпри­нимательская сущность рассматриваемой деятельности, ее ориентир на полу­чение прибыли, безусловно, сохраняет свое базовое значение.

Глубокая религиозная мотивация предпринимателей-мусульман была подтверждена социологическим опросом, проведенным автором при подго­товке настоящей статьи.

В качестве референтной группы случайным образом было отобрано 70 человек из числа членов Ассоциации предпринимателей мусульман РФ. Общее количество членов этой крупнейшей в России ассоциации мусульман превышает 2000 человек. Таким образом, в число респондентов изначально определены предприниматели, активно позиционирующие себя в качестве мусульман, стремящихся вести дела в соответствии с исламским правом.

Опрос проводился в два этапа: в сентябре 2019 года и в марте 2020 года. Первая анкета опроса2 состояла из 24 вопросов, ориентированных на опреде­ление степени религиозности предпринимателей, направленность их мотива­ции в бизнесе и соблюдение законности. Вторая анкета3, включающая 20 во­просов, позволила определить уровень осознанности предпринимателей, оценку их роли в обществе, значение социальной ответственности, а также оценить их видение потенциала и перспективы развития бизнес-объединений мусульман. По результатам исследования более 55,4% респондентов в качест­ве стратегических приоритетов бизнеса однозначно определяют «довольство Всевышнего Аллаха». 39,8% опрошенных результаты своих бизнес-достиже­ний объясняют преимущественно «милостью Всевышнего». Лишь 4,8% не рассматривают бизнес как часть поклонения.

В таком ракурсе определение понятия исламского бизнеса может быть изложено в следующем виде: «Исламский бизнес - основанное на стремлении к довольству Аллаха и соблюдении норм шариата социально-ответственное предпринимательство».

Исламский бизнес как социально-ответственное предпринимательство

Под социально-ответственным сегодня принято понимать любое по­ведение (деятельность), ориентированное на удовлетворение потребностей общества, повышение качества жизни людей. Компании, работающие по принципам социальной ответственности, стратегически нацеливаются не на достижение сиюминутной выгоды, а на долгосрочное устойчивое развитие бизнеса в единой социальной экосистеме [12]. Иными словами, под социаль­ной ответственностью бизнеса понимается экономическая деятельность, ориентированная не только на получение прибыли (дохода), но и на достижение экономического и социального эффекта от этой деятельности [13].

Социально-ответственный бизнес всегда ориентирован на устойчивое развитие как корпоративной (внутренней) среды, так и внешней (обществен­ной) сферы. Стратегическая стабильность бизнеса создается в контексте идей общественного служения, гармоничного сочетания бизнес-целей и ориенти­ров социального благополучия.

В понятие корпоративной социальной ответственности традиционно включают [14]:

  • ответственность во взаимоотношениях с партнерами;
  • ответственность в отношении потребителей;
  • ответственную политику в отношении работников;
  • экологическую ответственность;
  • ответственность компании перед обществом в целом.

Ранее упомянутый инициированный автором социологический опрос предпринимателей наглядно демонстрирует социальную ориентацию му­сульманского предпринимательства.

В своей повседневной деятельности наши бизнесмены, помимо законо­дательства, руководствуются этическими стандартами ислама. При этом в чи­сле наиболее часто повторяющихся ценностей и принципов ими указываются следующие:

  1. Соблюдение запретов шариата (ростовщичество (риба), запретное имущество, азарт (майсир) и т.п.);
  2. Честность (в том числе в ценообразовании), порядочность и справед­ливость в отношениях с партнерами;
  3. Соблюдение принятых на себя обязательств.

Заслуживает отдельного внимания следующий ответ одного из респон­дентов, во многом отражающий системное представление о сущности успеш­ного предпринимательства мусульман: «Бизнес по исламу - это соблюдение шариата, где прописано, что можно и что нельзя. Я размышлял над тем, как раньше принимали люди ислам, когда видели, как мусульмане ведут торгов­лю, и пришёл к выводу, что людей в тот момент привлекала не сама честная торговля, а вся система в целом: надёжные поставщики, не завышающие цены, естественно, товар, соответствующий заявленному качеству. Торговцы-му­сульмане расходовали часть своей прибыли ради общества, а не ради наживы, поддерживали в первую очередь своих торговцев. И тогда обычные люди, когда видели эту надёжную систему, принимали решение быть среди них».

Определяя сущность социально-ответственного бизнеса, опрашивае­мые указывают, что такой бизнес:

  • Не должен причинять вред окружающим и окружению. Должен ока­зывать помощь нуждающимся. Нести пользу обществу и решать со­циальные проблемы;
  • Удовлетворять потребности клиентов. Быть клиентоориентирован­ным;
  • Предполагать аккуратное исполнение обязанности по уплате закята, участие в социальных проектах и в благотворительности;
  • Заботиться о персонале. Обеспечивать высокий уровень социаль­ных гарантий;

В качестве основного и ключевого фактора развития своего дела 68% опрошенных предпринимателей-мусульман определяют доверие. При этом 31% рассматривает доверие наряду с другими важными элементами бизнеса. Практически никто не считает, что доверие не имеет значимого влияния на бизнес.

Вышесказанное не умаляет ценности определения предприниматель­ской деятельности, которое сформулировано в ст. 2 ГК РФ4. Согласно закону, под предпринимательством необходимо понимать самостоятельную, осно­ванную на риске систематическую деятельность, направленную на получение прибыли. То есть получение прибыли является основной целью предприни­мательства с позиции закона.

Однако сущностное понимание целей и форм предпринимательства в России, его социально-ответственную ориентацию усилили новейшие изме­нения в законодательстве России, которые институционализировали прин­цип добросовестности участников гражданских отношений.

Гражданский кодекс РФ закрепил принцип добросовестности - при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений долж­ны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Действия сторон оце­ниваются как добросовестные или недобросовестные, исходя из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего пра­ва и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предпо­лагаются, пока не доказано иное. Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовест­ное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий тако­го поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой. Злоупотребление правом при совершении сделки нарушает установ­ленный запрет, поэтому такая сделка признается недействительной на осно­вании ст. 1, 10, 168 ГК РФ5.

Таким образом, законодательство России сегодня не только предпола­гает, но и предписывает каждому предпринимателю добросовестное поведе­ние в бизнесе.

Указанное ориентирует бизнес-практику мусульман на социально-от­ветственное поведение и соблюдение сунны пророка Мухаммеда об универ­сальном критерии оценки степени добросовестности поведения. В сводах ха­дисов сообщается, что слуга посланника Аллаха Абу Хамза Анас ибн Малик передал, как Пророк сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари, 13 [15]; Му­слим, 45 [16]).

Заключение

Практическая часть нашего исследования демонстрирует, что относи­тельное молодое, но успешно развивающееся сообщество предпринимателей мусульман России в основе своей имеет консолидацию верующих бизнесме­нов, ориентированных на соблюдение этических стандартов шариата.

Предприниматели-мусульмане демонстрируют приверженность прин­ципам ислама, готовность посвящать свой труд достижению социально-по­лезных целей. Имеются четкие установки на созидательный характер и по­лезный эффект от объединения усилий в данном направлении.

При этом их система ценностей четко коррелирует с правовыми прин­ципами и смыслами, которые проводит в жизнь законодательство России. Так, имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в нашей стране регулируются с опорой на такие основополагающие идеи, как принципы справедливости и добросовестности.

Гармонизации правосознания и религиозного мировоззрения этих предпринимателей способствует принципиальная непротиворечивость основ права России и шариата. Очевидно, что соблюдение права России в данном случае дополнительно и крайне эффективно мотивировано внутренним эти­ческим самоконтролем верующего. Для такого предпринимателя законопо- слушание и следование пути шариата во имя Аллаха становится неразрыв­ным целым.

Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования под­тверждает теоретически презюмированную характеристику исламского биз­неса как прежде всего социально-ответственного предпринимательства.

Проведенная работа также позволяет констатировать востребованность теологических научно-практических исследований в сфере практического применения исламских экономических моделей в правовом поле Российской Федерации. Являясь неотъемлемой частью исламской теологии, свод право­вых норм о человеческих взаимоотношениях (му’амалят) требует своего пер­манентного переосмысления в контексте динамично изменяющегося соци­ально-экономического ландшафта. При этом одной из первоочередных задач следует разрешить проблему формирования общепризнанного на междисци­плинарном уровне понятийного аппарата, включая базовые категории «Ис­ламская экономика» и «Исламский бизнес».

Список литературы

1. Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов. М.: Умма; 2018. 686 с.

2. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах. М.: Изд. дом «Шанс»; 2004. 15 с.

3. Зарипов И.А. Обзор публикаций по исламской экономике татарских богословов конца XIX – начала XX в. Минбар. Исламские исследования. 2011;4(1):33–44.

4. Зарипов И.А. Джадидистская экономика: татарские религиозные реформаторы начала XX в. о ростовщичестве и банках. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018;36(3):42–59.

5. Алишоев Х.Х. Концептуальные основы учений об исламской экономике. Дисс.... канд. эконом. наук. Душанбе, 2009. 171 с.

6. Беккин Р.И. Некоторые элементы исламской экономики. Проблемы современной экономики. 2002;1:89–92.

7. Журавлев А.Ю. Концептуальные начала исламской экономики. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. Под ред. Р.И. Беккина. М.: Ummah; 2004. С. 5–37.

8. Нуруллина Г.Ф. Исламская этика бизнеса. М.: Ummah; 2004. 111 с.

9. Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы: автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2011. 27 c.

10. Chapra M.U. What is Islamic Economics? Jeddah: IRTI, 2001. 33 p.

11. Ахтямов Н.С. Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы. Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2013;15(116):252–261.

12. Williams C.A., Aguilera R.V. Corporate Social Responsibility in a Comparative Perspective. The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. A. Crane, D. Matten et.al. (eds.) Oxford: Oxford University Press; 2008, pp. 452– 472.

13. Хачатурян К.С. Сущность и функции социально ответственного бизнеса. Вестник военного университета. 2011;1(25):108–111.

14. Лабаджян М.Г., Каспарова А.Ю. Понятие социальной ответственности бизнеса. Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2014;1:178– 182.

15. Аль Бухари. Сахих аль-Бухари: Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника». Сост. имам Абуль-’Аббас Ахмад бин ‘Абд-уль-Латыф аз-Зубайди; пер. с араб., примеч. и указ. А. Нирша. 5-е изд., испр. М.: Умма; 2007. 959 с.

16. Муслим ибн аль-Хаджжадж. «Сахих» имама Муслима: краткое изложение, составленное имамом аль-Мунзири. Пер. А. Нирша. М.: Ummah; 2011. 1215 с.


Об авторе

А. Р. Шагимарданов
Болгарская Исламская Академия
Болгария

Шагимарданов Айдар Равилевич, докторант

Президент Ассоциации предпринимателей мусульман РФ



Для цитирования:


Шагимарданов А.Р. О развитии терминологической базы современных теологических исследований в сфере практического применения исламских экономических моделей в России. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):401-415. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415

For citation:


Shagimardanov A.R. On the development of the terminological base of modern theological researches in the fi eld of practical application of Islamic economic models in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):401-415. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)