Перейти к:
О развитии терминологической базы современных теологических исследований в сфере практического применения исламских экономических моделей в России
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Шагимарданов А.Р. О развитии терминологической базы современных теологических исследований в сфере практического применения исламских экономических моделей в России. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):401-415. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415
For citation:
Shagimardanov A.R. On the development of the terminological base of modern theological researches in the fi eld of practical application of Islamic economic models in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):401-415. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415
Введение
Востребованность теологических исследований проблем современной экономики и права сегодня становится все более очевидной. Объективными причинами, лежащими в основе такой востребованности, являются глобальная информатизация и «этизация» экономических процессов при одновременном усилении религиозного сознания в обществе. Однако без должного внимания остаются вопросы формирования базового понятийного аппарата исламской экономики. Имеющаяся терминологическая неопределенность вносит дезориентацию как академических исследований, так и коммерческой практики. Во многом интуитивно стремясь к ведению дел в гармонии с собственным религиозным мировоззрением, предприниматели-мусульмане часто затрудняются в четком определении смыслов, особенностей и направленности принадлежащего им бизнеса.
На фоне возрастания роли доверия как ключевого фактора конкурентоспособности растет значение социальной ответственности бизнеса. Наметившийся «религиозный ренессанс» создает предпосылки консолидации мусульман в сообществах предпринимателей. Это, в свою очередь, формирует социальный запрос на создание теоретических и практических моделей бизнес-практик, ориентированных на этические стандарты исламского права (шариата).
Одним из центральных вопросов современных исследований является проблема выработки согласованного мнения ученых о природе и специфике исламской экономики как части мировой экономической культуры. Необходимо получить ясное доктринальное и одновременно доступное для обывателя понимание сущности и особенностей исламского бизнеса.
В условиях нашей страны важна популяризация знаний о законодательных условиях и возможностях исламского предпринимательства в правовом поле Российской Федерации. Объединив усилия на междисциплинарной основе, необходимо развенчать сложившийся в обществе стереотип о невозможности предпринимательства по шариату без внесения изменений в действующее российское законодательство.
Обозначенные потребности предопределили цель настоящей работы и стремление автора предложить научному сообществу научно-обоснованное видение понятия «исламский бизнес», отражающее его сущность и предназначение.
О понятиях «исламская экономика» и «исламский бизнес»
Категория «Исламская экономика» является относительно новой как для мировой экономической теории, так и для современного мусульманского сообщества.
Вместе с тем Коран и Сунна дают наставления на пути развития торговли и предпринимательства. Так, например, говорится: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству».
Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится увещевание от его Господа, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно» (2:275)1; «О мой народ! Наполняйте меру и весы по справедливости, не придерживайте имущество людей и не творите на земле зла, распространяя нечестие» (11:85); Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению) (17:35).
Коран осуждает чрезмерное стремление к богатству (сура 104), осуждает ростовщический процент (сура 102; 3:130; 2: 275-278), определяет отношения собственности (2:188, 51:58), контрактных обязательств (2:282-283) и многое другое.
Экономические идеи изначально не были чужды исламскому праву и достаточно обстоятельно исследовались в классических трудах. Возникновение исламской экономической мысли связывают в том числе с именами таких известнейших ученых-богословов, как Абу Юсуф (ум. 798), Ибн Хазм (ум. 1064), ал-Газали (ум. 1111), Ибн Халдун (ум. 1406). Эти ученые не были экономистами, а потому экономика рассматривалась с позиции и богословия, и права. Так, например, в теории ал-Газали экономическая деятельность рассматривалась как угодная Богу, как часть исполнения религиозного долга [2].
Существенный вклад в развитие теории и практики исламской экономики внесли татарские мыслители. Труды Г. Файзханова, М. Акъегетзаде, М. Муртазина, Г. Буруди, А. Курсави, М. Бигиева сформировали уникальный багаж религиозно-экономических знаний, основанных на постулатах ислама, которые применимы в условиях светского государства и общества христианского большинства. Проведенный российским исламоведом И.А. Зариповым обзор публикаций по исламской экономике татарских богословов конца XIX - начала XX в. подтверждает, что исламская экономическая мысль является частью традиционной культуры татар России. Это также свидетельствует о том, что применение исламских принципов в предпринимательстве во многом способствовало расцвету татар как передового мусульманского народа [3; 4].
Основополагающие принципы исламской экономики достаточно подробно были изложены также в работах современных отечественных исследователей: Р.И. Беккина [2; 6], Х.Х. Алишоева [5], А.Ю. Журавлева [7], Г.Ф. Нуруллиной [8], М.Э. Калимуллиной [9].
Как указывается в этих исследованиях [6], впервые термин «исламская экономика» появился в книге мусульманского ученого из Индии Саййида Маназира Мухаммада ал-Гилани «Исламская экономика». Гилани писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Практически одновременно с Гилани аналогичные идеи были высказаны в трудах «Экономика ислама» Махмуда Ахмада, «Ислам и экономические установления» Мухаммада ал-Газали.
Однако лишь через 15 лет после издания «Исламской экономики» в мире начали возникать первые исламские финансовые институты - банки. Сам же термин «исламская экономика» утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х годов.
Современные специалисты различно определяют понятие «Исламская экономика». Так, известный исламский экономист Умер Чапра [9] определяет ее как отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями - без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз и ущерба для социальной солидарности, без морального разложения общества.
В числе ключевых особенностей исламской экономики можно выделить [10]:
- обусловленность соответствия коммерческих целей и методов их достижения нормам шариата, что накладывает на бизнес ряд этических ограничений, в том числе по видам деятельности и особенностям деловой практики;
- обеспечиваемая механизмом иррационального, религиозно-нравственного регулирования добросовестность участников рыночных отношений, которая основана на унифицированном понимании мусульманами этических стандартов деловой практики. Унификация в данном случае изначально гарантирована единством и неизменностью первоисточника - Кораном;
- сочетание незыблемости принципиальных ценностей и высокая адаптивность механизма этико-правового регулирования к реальным социальным потребностям в условиях как мусульманского, так и немусульманского обществ, религиозных и секулярных государств;
- построение экономических моделей на использовании реальных активов, отказ от ростовщичества, деривативов и других производных активов;
- повышенное значение принципов социальной справедливости и ответственности при построении экономических механизмов.
Объем понятия «исламская экономика» охватывает собой все аспекты экономической деятельности, ориентированной на соблюдение этических стандартов исламского права. Неотъемлемой частью такой деятельности является исламский бизнес, как особый подход к организации и осуществлению предпринимательства.
Согласно передовым отечественным исследованиям [9], под исламским бизнесом понимается совокупность всех видов предпринимательской деятельности, основанных на этико-правовых принципах ислама, осуществляемых населением и бизнесом, независимо от их религиозных воззрений, с намерением соблюдать эти принципы. Религиозно-этическая ориентация такого бизнеса комплексно проявляется в пяти аспектах ведения деятельности: этико-правовой, социальной, финансовой, организационной, технологической.
Многоаспектное восприятие исламского бизнеса как комплексной модели предпринимательства вместе с тем не должно быть лишено направленности на его целевые установки и базовые ценности. В числе таких установок, по мнению автора, должны доминировать стремление к довольству Аллаха и достижение целей социального благополучия и гармонии. При этом предпринимательская сущность рассматриваемой деятельности, ее ориентир на получение прибыли, безусловно, сохраняет свое базовое значение.
Глубокая религиозная мотивация предпринимателей-мусульман была подтверждена социологическим опросом, проведенным автором при подготовке настоящей статьи.
В качестве референтной группы случайным образом было отобрано 70 человек из числа членов Ассоциации предпринимателей мусульман РФ. Общее количество членов этой крупнейшей в России ассоциации мусульман превышает 2000 человек. Таким образом, в число респондентов изначально определены предприниматели, активно позиционирующие себя в качестве мусульман, стремящихся вести дела в соответствии с исламским правом.
Опрос проводился в два этапа: в сентябре 2019 года и в марте 2020 года. Первая анкета опроса2 состояла из 24 вопросов, ориентированных на определение степени религиозности предпринимателей, направленность их мотивации в бизнесе и соблюдение законности. Вторая анкета3, включающая 20 вопросов, позволила определить уровень осознанности предпринимателей, оценку их роли в обществе, значение социальной ответственности, а также оценить их видение потенциала и перспективы развития бизнес-объединений мусульман. По результатам исследования более 55,4% респондентов в качестве стратегических приоритетов бизнеса однозначно определяют «довольство Всевышнего Аллаха». 39,8% опрошенных результаты своих бизнес-достижений объясняют преимущественно «милостью Всевышнего». Лишь 4,8% не рассматривают бизнес как часть поклонения.
В таком ракурсе определение понятия исламского бизнеса может быть изложено в следующем виде: «Исламский бизнес - основанное на стремлении к довольству Аллаха и соблюдении норм шариата социально-ответственное предпринимательство».
Исламский бизнес как социально-ответственное предпринимательство
Под социально-ответственным сегодня принято понимать любое поведение (деятельность), ориентированное на удовлетворение потребностей общества, повышение качества жизни людей. Компании, работающие по принципам социальной ответственности, стратегически нацеливаются не на достижение сиюминутной выгоды, а на долгосрочное устойчивое развитие бизнеса в единой социальной экосистеме [12]. Иными словами, под социальной ответственностью бизнеса понимается экономическая деятельность, ориентированная не только на получение прибыли (дохода), но и на достижение экономического и социального эффекта от этой деятельности [13].
Социально-ответственный бизнес всегда ориентирован на устойчивое развитие как корпоративной (внутренней) среды, так и внешней (общественной) сферы. Стратегическая стабильность бизнеса создается в контексте идей общественного служения, гармоничного сочетания бизнес-целей и ориентиров социального благополучия.
В понятие корпоративной социальной ответственности традиционно включают [14]:
- ответственность во взаимоотношениях с партнерами;
- ответственность в отношении потребителей;
- ответственную политику в отношении работников;
- экологическую ответственность;
- ответственность компании перед обществом в целом.
Ранее упомянутый инициированный автором социологический опрос предпринимателей наглядно демонстрирует социальную ориентацию мусульманского предпринимательства.
В своей повседневной деятельности наши бизнесмены, помимо законодательства, руководствуются этическими стандартами ислама. При этом в числе наиболее часто повторяющихся ценностей и принципов ими указываются следующие:
- Соблюдение запретов шариата (ростовщичество (риба), запретное имущество, азарт (майсир) и т.п.);
- Честность (в том числе в ценообразовании), порядочность и справедливость в отношениях с партнерами;
- Соблюдение принятых на себя обязательств.
Заслуживает отдельного внимания следующий ответ одного из респондентов, во многом отражающий системное представление о сущности успешного предпринимательства мусульман: «Бизнес по исламу - это соблюдение шариата, где прописано, что можно и что нельзя. Я размышлял над тем, как раньше принимали люди ислам, когда видели, как мусульмане ведут торговлю, и пришёл к выводу, что людей в тот момент привлекала не сама честная торговля, а вся система в целом: надёжные поставщики, не завышающие цены, естественно, товар, соответствующий заявленному качеству. Торговцы-мусульмане расходовали часть своей прибыли ради общества, а не ради наживы, поддерживали в первую очередь своих торговцев. И тогда обычные люди, когда видели эту надёжную систему, принимали решение быть среди них».

Определяя сущность социально-ответственного бизнеса, опрашиваемые указывают, что такой бизнес:
- Не должен причинять вред окружающим и окружению. Должен оказывать помощь нуждающимся. Нести пользу обществу и решать социальные проблемы;
- Удовлетворять потребности клиентов. Быть клиентоориентированным;
- Предполагать аккуратное исполнение обязанности по уплате закята, участие в социальных проектах и в благотворительности;
- Заботиться о персонале. Обеспечивать высокий уровень социальных гарантий;
В качестве основного и ключевого фактора развития своего дела 68% опрошенных предпринимателей-мусульман определяют доверие. При этом 31% рассматривает доверие наряду с другими важными элементами бизнеса. Практически никто не считает, что доверие не имеет значимого влияния на бизнес.
Вышесказанное не умаляет ценности определения предпринимательской деятельности, которое сформулировано в ст. 2 ГК РФ4. Согласно закону, под предпринимательством необходимо понимать самостоятельную, основанную на риске систематическую деятельность, направленную на получение прибыли. То есть получение прибыли является основной целью предпринимательства с позиции закона.
Однако сущностное понимание целей и форм предпринимательства в России, его социально-ответственную ориентацию усилили новейшие изменения в законодательстве России, которые институционализировали принцип добросовестности участников гражданских отношений.
Гражданский кодекс РФ закрепил принцип добросовестности - при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Действия сторон оцениваются как добросовестные или недобросовестные, исходя из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой. Злоупотребление правом при совершении сделки нарушает установленный запрет, поэтому такая сделка признается недействительной на основании ст. 1, 10, 168 ГК РФ5.
Таким образом, законодательство России сегодня не только предполагает, но и предписывает каждому предпринимателю добросовестное поведение в бизнесе.
Указанное ориентирует бизнес-практику мусульман на социально-ответственное поведение и соблюдение сунны пророка Мухаммеда об универсальном критерии оценки степени добросовестности поведения. В сводах хадисов сообщается, что слуга посланника Аллаха Абу Хамза Анас ибн Малик передал, как Пророк сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари, 13 [15]; Муслим, 45 [16]).
Заключение
Практическая часть нашего исследования демонстрирует, что относительное молодое, но успешно развивающееся сообщество предпринимателей мусульман России в основе своей имеет консолидацию верующих бизнесменов, ориентированных на соблюдение этических стандартов шариата.
Предприниматели-мусульмане демонстрируют приверженность принципам ислама, готовность посвящать свой труд достижению социально-полезных целей. Имеются четкие установки на созидательный характер и полезный эффект от объединения усилий в данном направлении.
При этом их система ценностей четко коррелирует с правовыми принципами и смыслами, которые проводит в жизнь законодательство России. Так, имущественные и связанные с ними неимущественные отношения в нашей стране регулируются с опорой на такие основополагающие идеи, как принципы справедливости и добросовестности.
Гармонизации правосознания и религиозного мировоззрения этих предпринимателей способствует принципиальная непротиворечивость основ права России и шариата. Очевидно, что соблюдение права России в данном случае дополнительно и крайне эффективно мотивировано внутренним этическим самоконтролем верующего. Для такого предпринимателя законопо- слушание и следование пути шариата во имя Аллаха становится неразрывным целым.
Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования подтверждает теоретически презюмированную характеристику исламского бизнеса как прежде всего социально-ответственного предпринимательства.
Проведенная работа также позволяет констатировать востребованность теологических научно-практических исследований в сфере практического применения исламских экономических моделей в правовом поле Российской Федерации. Являясь неотъемлемой частью исламской теологии, свод правовых норм о человеческих взаимоотношениях (му’амалят) требует своего перманентного переосмысления в контексте динамично изменяющегося социально-экономического ландшафта. При этом одной из первоочередных задач следует разрешить проблему формирования общепризнанного на междисциплинарном уровне понятийного аппарата, включая базовые категории «Исламская экономика» и «Исламский бизнес».
Список литературы
1. Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов. М.: Умма; 2018. 686 с.
2. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах. М.: Изд. дом «Шанс»; 2004. 15 с.
3. Зарипов И.А. Обзор публикаций по исламской экономике татарских богословов конца XIX – начала XX в. Минбар. Исламские исследования. 2011;4(1):33–44.
4. Зарипов И.А. Джадидистская экономика: татарские религиозные реформаторы начала XX в. о ростовщичестве и банках. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018;36(3):42–59.
5. Алишоев Х.Х. Концептуальные основы учений об исламской экономике. Дисс.... канд. эконом. наук. Душанбе, 2009. 171 с.
6. Беккин Р.И. Некоторые элементы исламской экономики. Проблемы современной экономики. 2002;1:89–92.
7. Журавлев А.Ю. Концептуальные начала исламской экономики. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. Под ред. Р.И. Беккина. М.: Ummah; 2004. С. 5–37.
8. Нуруллина Г.Ф. Исламская этика бизнеса. М.: Ummah; 2004. 111 с.
9. Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы: автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2011. 27 c.
10. Chapra M.U. What is Islamic Economics? Jeddah: IRTI, 2001. 33 p.
11. Ахтямов Н.С. Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы. Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2013;15(116):252–261.
12. Williams C.A., Aguilera R.V. Corporate Social Responsibility in a Comparative Perspective. The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. A. Crane, D. Matten et.al. (eds.) Oxford: Oxford University Press; 2008, pp. 452– 472.
13. Хачатурян К.С. Сущность и функции социально ответственного бизнеса. Вестник военного университета. 2011;1(25):108–111.
14. Лабаджян М.Г., Каспарова А.Ю. Понятие социальной ответственности бизнеса. Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2014;1:178– 182.
15. Аль Бухари. Сахих аль-Бухари: Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника». Сост. имам Абуль-’Аббас Ахмад бин ‘Абд-уль-Латыф аз-Зубайди; пер. с араб., примеч. и указ. А. Нирша. 5-е изд., испр. М.: Умма; 2007. 959 с.
16. Муслим ибн аль-Хаджжадж. «Сахих» имама Муслима: краткое изложение, составленное имамом аль-Мунзири. Пер. А. Нирша. М.: Ummah; 2011. 1215 с.
Об авторе
А. Р. ШагимардановБолгария
Шагимарданов Айдар Равилевич, докторант
Президент Ассоциации предпринимателей мусульман РФ
Рецензия
Для цитирования:
Шагимарданов А.Р. О развитии терминологической базы современных теологических исследований в сфере практического применения исламских экономических моделей в России. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):401-415. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415
For citation:
Shagimardanov A.R. On the development of the terminological base of modern theological researches in the fi eld of practical application of Islamic economic models in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):401-415. (In Russ.) https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-2-401-415