Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск

"Minbar. Islamic Studies" – международный рецензируемый научный журнал, основанный в 2008 году, посвящён изучению важных аспектов ислама и исламского мира. Журнал создаёт пространство для публикации и обсуждения результатов оригинальных исследований в области истории, психологии и теологии, посвящённых всем аспектам ислама – от возникновения мировой религии до современности.

Журнал "Minbar. Islamic Studies" уделяет особое внимание исламу в России и современным вопросам исламской мысли, тем самым содействуя развитию отечественной мусульманской богословской школы и в целом исламского образования в Российской Федерации, а также участвуя в выполнении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» и мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама.

Приветствуются работы, которые отличает теоретическая строгость и соединение особенностей исламского дискурса с приращением новых знаний и критикой в гуманитарных и общественных науках.

Публикуемые в журнале материалы проходят процедуру рецензирования и экспертного отбора.

Журнал с 12.02.2019 г. входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, сформированный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основании рекомендаций Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России и утвержденный распоряжением Минобрнауки России от 12 февраля 2019 г. № 21-р по следующим группам научных специальностей/научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, по которым присуждаются ученые степени:

Психологические науки:
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)

Исторические науки:
5.6.1. Отечественная история (исторические науки),
5.6.2. Всеобщая история (исторические науки),
5.6.4. Этнология, антропология и этнография (исторические науки),
5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования (исторические науки),
5.6.7. История международных отношений и внешней политики (исторические науки),

Теология:
5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) (теология)
5.11.2. Историческая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) (теология)
5.11.3. Практическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) (теология)

Текущий выпуск

Том 16, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 

263-272 140
Аннотация

В статье рассматривается значение списка Корана ʻУсмана (Мусхаф ʻУсман) в истории Золотой Орды. На основе сведений средневековых арабских источников доказывается, что один из списков Корана ʻУсмана был подарен золотоордынскому правителю Берке мамлюкским султаном Египта Бейбарсом как знак дружбы и почтения в связи с тем, что Берке-хан стал мусульманином и распространял традиции мусульманства на территории Золотой Орды. История этого списка Корана загадочна, к ней обращались многие ученые и религиозные деятели, среди которых и татарский историк-просветитель Шигабутдин Марджани. В статье предполагается рассмотреть взаимосвязь между сведениями средневековых арабских летописцев и утверждениями Ш. Марджани о подлинности списка Корана, находящегося сегодня на территории Узбекистана. 

273-290 133
Аннотация

В статье изложено представление одного из первых татарских историков Хусаина Амирхана (1814–1893) об исторической генеалогии мусульман Волго-Уралья и мусульманской традиции региона в целом. Автор построил значительную часть текста в виде диалога с Х. Муслими, создавшим текст с аналогичным названием в конце XVIII – начале XIX в. Акценты в образе исторической памяти автора подчиняются системе ценностей, в которой сформировался автор как личность, как алим и как историк. Восприятие прошлого и исторической генеалогии своего народа отражает первую попытку системного анализа вне методов модернового знания.

Х. Амирхан называет своих современников «мусульманами», слово «татар» появляется в разделах о происхождении булгар и в рассказе об истории Казани после присоединения к России. Бытование ислама и его история становится основным контекстом «историй» региона, автор абсорбирует и адаптирует локальные истории в рамках общей истории мусульман Волго-Уралья, что нашло отражение в использовании шаджере и историй отдельных населенных пунктов.

Х. Амирхан приводит тексты, которые являлись частью местной традиции историописания, при этом активно вступает с текстами в полемику. Следуя логике письменных и, возможно, устных источников, автор максимально лояльно и этично излагает непротиворечивый и в целом хронологически последовательный нарратив о прошлом мусульманского населения Волго-Уралья и региона в целом. Созданный паттерн восприятия прошлого с определенными допущениями существует до настоящего времени.

291-301 78
Аннотация

В статье дается краткое описание неопубликованного рукописного сочинения Мухаммад-Амина аль-Булгари (ум. 1833), посвященного вопросу обязательности совершения ночной молитвы в короткие летние ночи, когда не исчезает вечерняя заря вплоть до наступления утренней. Сочинение олицетворяет собой заочный спор автора с оппонентом, представлявшим лагерь считавших, что обязательность ночной молитвы в упомянутые дни года спадает ввиду отсутствия причины ее обязательности, чем является исчезновение сумерек. Выдвинутое оппонентом условие автор опровергает тем, что подлинной причиной обязательности совершения молитвы является получение человеком благ от Всевышнего Аллаха, тогда как физические признаки служат не более чем ориентиром для ее исполнения. Согласовывая хадис об имамстве Джабраʼиля, в котором разъясняются времена пяти молитв, и хадис Джаджжаля, в котором говорится о необходимости определять условное время молитвы в течение дня, который продлится год, автор заключает, что в первом подразумевается не физический признак (исчезновение зари), а соответствующий отрезок времени.  

302-317 61
Аннотация

Актуальность исследования заключается в значительности роли религиозного фактора в политической деятельности основных противоборствующих сил периода Гражданской войны в Кабарде и Балкарии (1918–1920 гг.). Целью работы является анализ использования в субрегионе религиозного фактора как пробольшевистскими, так и антибольшевистскими силами для решения своих политических задач. Исследование выполнено на основе анализа как опубликованных, так и впервые вводимых в научный оборот документов, воспоминаний современников рассматриваемых событий, основных научных публикаций. В работе применялись следующие методы: анализ, синтез, микроисторический анализ, историческая психология. Историзм является сквозным принципом исследования. Настоящая работа позволяет сделать вывод о том, что религиозный фактор, в силу его особой значимости для народов рассматриваемого субрегиона, широко использовался всеми политическими акторами периода Гражданской войны. При этом политический успех большевиков был во многом обусловлен заключением своего рода стратегического альянса с политически активной частью местного духовенства, которое, в свою очередь, выполнило роль проводника большевизма в народную среду. Последнее было особенно важно ввиду необходимости этнизировать революцию, без чего реально укрепить свою власть в регионе большевикам было бы крайне сложно.  

318-336 94
Аннотация

Основная цель статьи – осуществить целостную реконструкцию культурно-исторической и религиозно-философской основ учения Ф. Гюлена, выявить место и роль этого учения в идейном наследии Республики Беларусь. Цель подчинена логическим доводам историко-философских интерпретаций. Показано понимание смысла и назначения интеллигенции. Четко проведен философско-гносеологический анализ учения Гюлена. Авторами исследованы структуры правдоподобности его рассуждений, раскрыты основные содержательные характеристики политических выводов, показаны их место и роль в современных транзитивных обществах. В статье обозначены ключевые для понимания вариабильности социально-философских воззрений Гюлена концептуальные основания мыслей, указан их неоднозначный «экстремистский» потенциал. Отслежено, в какой мере его наследие вступает в резонанс с современной философской культурой. Полученные выводы могут способствовать углублению представлений о сущности самопознания.

337-358 81
Аннотация

Цель статьи – анализ особенностей восприятия образов Исламского государствадонезия (1949–1962), формируемых в современной индонезийской мемориальной культуре в результате проведения исторической политики. Предполагается, что идеологические  противоречия и методологические трудности локализации истории ислама в культуре памяти Индонезии отягощены коллективными травмами взаимного насилия и недоверия между светскими националистами и их исламскими оппонентами. Новизна исследования состоит в анализе попыток индонезийского общества сформировать компромиссный канон культуры исторической памяти, в рамках которой возникают и развиваются образы Исламского государства, ранее бывшего объектом негативной мифологизации, что вело к его маргинализации в коллективной исторической памяти. Проанализированы 1) особенности формирования образовламского государства в политике памяти, 2) перспективы и противоречия интеграции истории Исламского государства в историческое воображение мемориальной культуры Индонезии, 3) попытки ревизии истории Исламского государства в контексте развития мемориальной культуры современного индонезийского общества. Результаты исследования позволяют предположить, что общество Индонезии активно использует механизмы исторической политики для формирования нового образа истории Исламского государства, стремясь построить компромиссную версию мемориальной культуры, которая включала бы как светские, так и религиозные версии исторической памяти.

ТЕОЛОГИЯ 

361-377 132
Аннотация

Данная статья представляет собой исследование термина ‘ибада (поклонение) через призму суннитской догматики, точнее исследование критерия или мерила, с помощью которого можно определить, является или нет некое деяние или душевное устремление человека поклонением с точки зрения богословия, чтобы правильно оценивать его действия в контексте единобожия и многобожия. Обзор источников и литературы по данной теме указывает, что суннитские богословы со времен ас-саляф ас-салих и до наших дней знали об этом критерии, который заключается в убеждении о божественности того, в отношении кого проявляется покорность или смиренность. К сожалению, средневековый богослов Ибн-Таймиййа, чье наследие стало фундаментом для последователей салафизма (ваххабизма), проигнорировал этот критерий в определении поклонения. Это в свою очередь привело к тому, что массы мусульман были обвинены в неверии (куфр) и многобожии (ширк). Их определенные действия оценивались как поклонение кому-то, помимо Аллаха. В настоящее время подобные обвинения в отношении мусульман со стороны приверженцев ваххабитского учения продолжаются. Однако и среди них появились те, кто критически относится к наследию своих авторитетов и признает ошибочность отсутствия указанного критерия в их трудах.

378-385 103
Аннотация

В статье рассматривается биография и научная деятельность одного из ученых шафиитского мазхаба имама Ибн-Хаджара аль-Хайтами (1503–1566), внесшего большой вклад в исследование и редактирование трудов богословов шафиитской правовой школы. В частности, в статье анализируется одно из самых объемных и значимых сочинений Ибн-Хаджара аль-Хайтами – комментарий (шарх) «аль-И‘аб шарх аль-‘Убаб» (Исследование-комментарий к книге “Пучина”) к труду Сафи-ад-дина аль-Музаджжада (1443–1523) «аль-‘Убаб аль-мухит би-му‘зам нусус аш-Шафи‘и ва аль-асхаб» (Пучина, охватывающая большинство текстов Аш-Шафи‘и и его последователей). В статье отражены отличительные признаки методологии автора, такие как лингвистический анализ, подробный анализ и критика аргументов, определение более предпочтительного мнения в мазхабе. Тем самым показана важность богословско-текстологического анализа и издания книги «аль-И‘аб шарх аль-‘Убаб».

г. Болгар

386-401 111
Аннотация

В статье предпринята попытка определения актуальных для современности вопросов, таких как специфика формирования теологического знания, его смыслового поля. Новое время запустило процесс переосмысления критериев разумности и обоснованности. Рядом татарских богословов были заложены отвечающие научным требованиям подходы и методы, пригодные для обсуждения понимания теологии, разработаны концепции теории познания, направленные на осмысленное изучение Корана и Сунны, пересмотр роли схоластической теологии в создании картины мира. Схоластическая теология не могла выработать новые принципы взаимодействия Бога с миром, что приводило к искаженному использованию источников истин. В Коране и Сунне татарские богословы видели широкие возможности для познания действительности. Внедрение в программу обучения естественно-гуманитарных дисциплин было нацелено на выработку научных методов и подходов к изучению священных текстов, предполагало развитие критического подхода к исследованию особенностей Корана, интерпретацию отдельных положений религиозных догматов на основании научной рефлексии. Через решение концептуальных вопросов исламской теологии татарские богословы выработали методы преодоления ряда мировоззренческих проблем мусульманского сообщества.

402-413 106
Аннотация

Хадисы являются вторым основным источником ислама после Священного Корана. Изучение хадисов, которые служат комментарием Священного Корана, очень важно для каждого мусульманина. В этой связи многие ученые ислама, в том числе татарские богословы, внесли большой вклад в изучение, сохранение и распространение хадисов пророка Мухаммада. В статье рассматриваются сборники хадисов, которые были составлены известными татарскими богословами XIX – нач. XX в. Зарифом Амирханом, ‘Алимджаном Баруди, Ризаэддином Фахреддином. Цель статьи – показать источники и содержание указанных сборников хадисов, которые использовались в качестве учебных пособий в татарских медресе. Изучение подобных трудов способствует пониманию значительной роли татарских богословов в деле распространения и развития наследия ислама в России.  

414-431 91
Аннотация

Статья посвящена анализу фетв, принятых ДУМ РД в период с 4 декабря 2017 по 19 мая 2022 года. Вначале дается общий анализ и классификация фетв, изданных в указанный период. Обширная тематика семисот шестидесяти рассмотренных фетв затрагивает вопросы вероубеждения, поклонения, торговли, личного статуса, проблем общества, медицины и преступлений. В статье представлена статистика фетв за каждый год, в качестве примера приводятся три фетвы, в которых прослеживается метод современных дагестанских улемов в издании богословско-правовых заключений. Анализируя источники, на которые опирались сотрудники ДУМ РД при вынесении первых ста фетв, выявлено, что в большинстве случаев они ссылаются на книгу «Тухфат аль-мухтадж» и в меньшей степени на ряд других авторитетных у шафиитов сочинений.

432-446 77
Аннотация

Исламские финансовые услуги давно стали частью экономики России. Несмотря на незначительный удельный вес, отмечается рост числа компаний на рынке исламских финансовых услуг, вносятся важные институциональные корректировки, проявляющиеся в увеличении эффективности контроля субъектов рыночных отношений. Среди регионов России Республика Татарстан выделяется широкой линейкой предоставляемых услуг, что делает актуальным проводимый анализ. Цель данной статьи – исследовать текущие процессы, наблюдаемые на рынке исламских финансов Республики Татарстан, и определить резервы увеличения емкости рынка.

Методологической основой научной статьи является институциональный подход, позволяющий проанализировать влияние институтов на деятельность рынка исламских финансов Республики Татарстан.

В ходе анализа услуг, предоставляемых участниками исламского финансового рынка Республики Татарстан, установлено, что в региональном аспекте наблюдается широкая линейка услуг, а также разнообразный подход к реализации исламских контрактов на практике, однако в качестве резерва роста стоит выделить отсутствие розничных решений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

449-475 122
Аннотация

Целью исследования является построение теории человеческого потенциала на основе посланий Корана. Человеческий потенциал определяется как психологические способности, которыми обладают все люди и которые можно развивать на протяжении всей жизни. Дискурс этого исследования – исламская психология, объединяющая психологию и Коранические послания. Метод, используемый в данном исследовании, представляет собой методологию макасыд Джасира Ауды (2021 г.) и Али Абдулы Монейма (2018 г.). Результаты исследования указывают на наличие четырех основных человеческих возможностей, выступающих в качестве отправной точки любой психологической динамики, а именно: (1) ощущение, относящееся к пяти чувствам; (2) рассуждение, включающее динамику познания, интеллекта, рациональности и логического мышления; (3) эмпатию, охватывающую динамику эмоций, привязанности, сострадания, заботы и любви; (4) совесть, которая охватывает вопросы духовности, религиозности, универсальности и вечности. Эти четыре основных человеческих потенциала рассматриваются как движущая сила человеческой свободы или независимой воли. Обсуждается применение теории человеческого потенциала, выдвинутой в данном исследовании, в отношении психического здоровья и человеческого развития в целом, возможность ее использования в практике воспитания и образования, а также для объяснения социальных явлений, особенно в нашу информационную эпоху. Результаты исследования сравниваются с другими соответствующими психологическими конструктами.

476-498 143
Аннотация

Данная статья является составной частью серии публикаций, в которых на основе конкретных кейсов детско-родительских отношений показана положительная динамика психологической работы, опирающейся на ингушскую культуру и религиозные ценности. В ней на примере конкретного случая описывается культура оказания психологической помощи с учетом духовного наследия клиента. Результаты накопленного автором опыта показывают, что мультикультурная компетентность терапевта обеспечивает ему не только высокий уровень доверия со стороны клиента, но и профессиональный подход, базирующийся на использовании в терапевтической работе этнорелигиозных ресурсов. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.