Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 7, № 1 (2014)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2014-7-1

Этнос, нация и религия: научные парадигмы и реальность российских регионов

5-11 15
Аннотация

В работе исследованы наиболее значимые события в этнодемографическом развитии населения Республики Татарстан в XX веке. На основе изученного материала предложена методика инерционности демо-этнических систем, в первую очередь, предназначенная для прогнозирования населения. В работе определены современные тенденции в этнодемографическом развитии населения Республики Татарстан.

 

12-17 25
Аннотация
Сегодняшнее состояние нравственности в обществе стимулирует интерес современных педагогов к проблеме духовно-нравственного воспитания. В работе анализируются различные взгляды на природу духовности, нравственности, духовно-нравственного воспитания. Делается попытка выявить влияние религии на формирование основ духовно- нравственного воспитания.

Исламская экономика и финансы: образовательные тренды

18-24 39
Аннотация
В статье дается общий анализ развития исламской финансовой системы в мире. Важность этого связана с тем, что развитые страны мира уже преобразовали свои законодательства, обеспечив возможность принятия инвестиций из стран исламского мира. В условиях, когда предприятиям российской экономики закрыт доступ к инвестициям западных стран, в России также могут быть созданы законодательные основы функционирования исламских финансовых институтов.
25-34 27
Аннотация
В статье описаны основные аспекты изучения исламских финансов как экономического явления, и кризиса традиционной финансовой системы, построенной на механизмах, несовместимых с устойчивым развитием финансов: спекуляции, механизм ссудного процента, производные финансовые инструменты, оторванные от реального сектора. Исламские финансы, как альтернатива традиционной модели, это обслуживание реальных потоков, с использованием структурированных финансовых инструментов.
35-40 18
Аннотация
В данной статье исследуется реализация принципа экономической вза-им-ности: на рынке; в производственных отношениях; в торговле и транспорте; кредитовании и финансировании; в компаниях и в обществе.
41-59 15
Аннотация
В данной статье раскрыта специфика регулирования исламских финансовых рынков: исламского рынка капитала и денежного рынка. Также в статье дается обзор деятельности международных организаций, осуществляющих регулирование данного процессов, дается описание инструментов исламского финансового рынка.

Татарский язык в контексте изучения исламских дисциплин

60-67 18
Аннотация
В данной статье рассматриваются формы работы кружка по татарскому языку в российском исламском институте. Описываются приемы работы, тематика кружковых занятий с учетом специфики получаемой студентами специальности «Теология». Также в статье рассматривается использование дифференцированного подхода на занятиях с учетом разного уровня владения татарским языком.
68-73 21
Аннотация
В статье рассматривается роль произведений устного народного творчества, а именно пословиц, в процессе обучения татарскому языку и формировании этнокультурной компетентности у студентов. Использование пословиц на занятиях, с одной стороны, имеет нравственно-воспитательный характер, с другой - позволяет усвоить лексико-семантические, грамматические и стилистические особенности татарского языка.
74-87 20
Аннотация
В статье осуществлен комплексный подход к сопоставительному исследованию категории сравнения в русском и татарском языках, который включает в себя анализ формально-грамматических и семантических признаков, а также создание более полной картины разноуровневых средств репрезентации данной категории в изучаемых языках. Обращенность авторов к анализу категории компаративности и ее репрезентации в русском и татарском языках, непосредственно контактирующих на территории РТ, которая стимулируется не только лингвистической, но и общекультурной значимостью, представляется весьма актуальной.
88-94 19
Аннотация
В статье анализируются взгляды классика татарской литературы Г.Баширова на вопросы развития татарского литературного языка. В работе рассматриваются также статьи писателя, посвященные специфике языка художественных текстов, проблемам антропонимии, стилистики, лексикологии татарского языка, лингвистической структуре литературных произведений.
95-98 18
Аннотация
Урмышлы урта мәктәбе Татарстан республикасында гына түгел Башкортстан һәм Мордовия республикаларында да танылган мәктәпләрнең берсе. Бай тарихлы, мәдәният үзәге булып торган әлеге мәктәп Лениногорск районының үрнәк мәктәпләреннән санала. Мәгариф һәм фән министрлыгы республикадагы милли мәктәпләргә игътибарны аеруча арттырса иде. Милли мәктәпләргә төрле проектлар һәм эксперементаль мәйданчыклар булдыру авыл җирлеге өчен үзенә күрә отышлы адым. Татар теле һәм татар әдәбиятының киләчәге бүгенге көндә авыл җирлеге белән тыгыз бәйләнгән. Милли мәктәпләребезне сакласак, ана телебезне дә саклап калачакбыз.
99-105 20
Аннотация
В статье рассматриваются морально-этические ценности в контексте татарских и турецких паремий. Идентичность жизненных принципов, ментальности многих народов породило явление идентичности пословиц татар и турок. Материал, изложенный в данной статье может использоваться в процессе обучения татарскому языку и культуре.
106-112 30
Аннотация
Первая половина XX века - важнейший этап в истории России, эпоха больших общественно-экономических перемен, время перестройки народного хозяйства. Период 1900-1950 годов - весьма ответвенный и богатый испытаниям период и для татарского народа. С политической точки зрения, это - время революций, коллективизации, культа личности, годы Великой Отечественной войны... Изменения, происходящие в лексике литературного языка открыто отражают все эти события. А лексические изменения тех далеких времен зафиксированы в словарях татарского языка.
113-121 34
Аннотация
Ведущая роль в осуществлении задач, связанных с социально- коммуникативной подготовкой школьника к жизни, с развитием речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей принадлежит учебнику как основному средству обучения. В данной статье раскрывается содержание, особенности учебников, представляющие серию учебно-методических комплектов по татарскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения (для изучающих татарский язык как родной).
122-131 91
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации и проведения единого республиканского тестирования в Республике Татарстан по татарскому языку учащихся основной общеобразовательной школы с русским языком обучения. В работе отражено содержание единого республиканского тестирования по татарскому языку, дан анализ заданий, используемых для выявления уровня сформированности у учащихся навыков аудирования, чтения, письма, а также лексико-грамматических навыков.
132-136 12
Аннотация
В данной статье описаны особенности использования национально-культурного компонента в преподавании татарского языка. Так как в современной лингвометодике отмечается необходимость включения данного компонента в преподавании языка как одного из важнейших путей передачи национальной культуры и формирования личности. Национальная культура несет в себе большой социально-педагогический потенциал в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Методические аспекты преподавания арабского языка

137-145 33
Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые особенности и принципы преподавания арабского языка для тех, кто стремится правильно читать Священный Коран с пониманием его смысла, определяются формируемые компетенции, содержание обучения, роль и функции преподавателя иностранного языка.
146-149 21
Аннотация
В данной статье проанализированы орфографические ошибки, наиболее распространенные в арабском языке. Также приведены примеры ошибок, которые в современном языке уже стали восприниматься как правильные. Статья в основном базируется на трудах основных разработчиков орфографических правил в арабском языке.
150-153 20
Аннотация
В данной статье описаны основные трудности при обучении арабскому письму. Перечислены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели арабского языка при обучении орфографии арабского языка.
154-159 41
Аннотация
В статье проводится анализ сборника русских и арабских пословиц, поговорок и афоризмов «Родственные отношения» Т.А. Шайхуллина. Анализ включает в себя выявление особенностей словаря. Также в статье приводятся примеры паремий, имеющих схожее значение в русском и арабском языках.
160-168 24
Аннотация
В данной статье описаны современные технологии в обучении арабскому языку. Рассматривается актуальная проблема использования компьютерных технологий в обучении иностранному языку. Особое внимание уделяется инновационным методам обучения, в том числе с применением скайпа и блогов, интернет-сайтов.
169-178 26
Аннотация
В статье рассмотрены особенности менталитета арабского народа, которые проявляются в пословицах и поговорках. В статье приводятся определения арабских пословиц арабскими и отечественными филологами-исследователями, а также представлена классификация арабских пословиц и описаны наиболее авторитетные сборники.

Формирование кросс-культурной компетентности в поликонфессиональном обществе

179-189 23
Аннотация
В статье анализируются межъязыковые паремиологические соответствия в татарском и арабском языках. Выделяются следующие виды кросс-культурных параллелей: полные паремиологические эквиваленты, частичные паремиологические эквиваленты, паремиологические аналоги, безэквивалентные паремии.
190-194 20
Аннотация
В данной статье рассматривается значение понятия «толерантность», описываются возможности формирования толерантного сознания у студентов средствами английского языка. Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает взаимосвязанное решение коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач.
195-199 16
Аннотация
В языкознании фонологическая интерпретация графических знаков тюркских памятников, написанных арабским письмом, - одна из трудных задач исторической фонологии.
200-210 38
Аннотация
В данной статье описаны основные особенности формирования грамматических навыков студентов при обучении модальным глаголам английского языка, а также принципы, определяющие практическую направленность учебного пособия по грамматике, разработанного и успешно апробированного на кафедре контрастивной лингвистики ИФМК КФУ с целью преодоления возможных сложностей при изучении данных грамматических явлений и повышения эффективности процесса обучения.
211-215 28
Аннотация
В начале XXI в. одним из важных направлений в лингвистике считалось изучение взаимодействия разносистемных языков. В нашей статье рассматриваются реплики, как часть диалогического единства двух разносистемных языков, проводится системный анализ диалога, а также, рассматривается взаимосвязь реплик со специальными вопросами. Диалог в современной теории речевой деятельности представляет собой сотрудничество и взаимопонимание между партнерами в процессе совместной деятельности и считается формой социально - речевого общения. [1, с. 34] Так как диалогическая речь формируется под влиянием мотивов деятельности, она имеет определенные цели и задачи. В статье центральное место занимает рассмотрение закономерностей организации реплик со специальным вопросом в диалоге и их структурирование. В данной работе мы рассмотрим конкретные случаи использования специальных вопросов в диалогической речи героев в ее письменной репрезентации в произведении ирландской писательницы Сесилии Ахерн “P.S. I love you” (Cecelia Ahern) [3, с. 47].


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)