ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. Источники по отечественной и зарубежной истории
В июле-августе1859 г. в результате успешной наступательной операции Кавказских войск имам Шамиль с небольшим отрядом приверженцев был вынужден укрыться на труднодоступной горе Гуниб, где вскоре, к 10 августа, был блокирован. 18 июля, с прибытием главнокомандующего кн. А. И. Барятинского, приступили к мирным переговорам с имамом Шамилем. Переговоры длились четыре дня. За это время, помимо ультиматума кн. Барятинского, на Гуниб были отправлены несколько писем с призывами к миру. Автором одного из посланий к имаму Шамилю, как выяснилось, был шейх Саййид Джамалуддин ал-Хусайни ал-Газикумуки ад-Дагистани. Указанный документ впервые вводится в научный оборот. Письмо приводится в оригинале (на арабском языке) и в переводе на русский язык.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. История взаимоотношений государства и религиозных конфессий
В статье на примере Удмуртии делается попытка анализа состояния мусульманских общин в контексте социальных, культурных и религиозных процессов, идущих в регионе. Актуальность исследования очевидна, поскольку так называемый «исламский фактор» часто проявляется в СМИ и не всегда со знаком «плюс». Так у обывателя формируется неверный образ «мусульманина-террориста», а стереотипное мышление готово принять за «ваххабита-смертника» любого, кто посещает мечеть или носит мусульманские одеяния. Между тем только в Удмуртии сегодня действует 20 местных мусульманских организаций. В результате проведенного исследования отмечается, что в условиях взаимодействия институт мусульманских общин Удмуртии и разнообразные национально-культурные объединения могут сыграть важную социокультурную роль в интеграции вновь прибывающих к новым условиям жизни, расширяя и укрепляя их культурные связи. Тем самым будет решаться задача по преодолению характерной для диаспор замкнутости и информационной закрытости. Кроме того, местные мусульманские общины и НКО народов, традиционно считающих себя мусульманскими, обладают серьезным потенциалом по сохранению исторически сложившегося в регионе опыта мирного сосуществования в условиях этнического и религиозного многообразия, противодействию распространению идей ксенофобии и экстремизма. Это возможно через диалог с государственными и муниципальными органами власти, с образовательными организациями. Технологии и приемы противодействия радикалам могут быть эффективны не только через проповеди для правоверных, но и через просветительские акции с привлечением активистов НКО, педагогической и родительской общественности.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. История российской арабистики в персоналиях
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ. Ислам в странах Азии и Африки
Социальный протест на Востоке, в частности в Пакистане, является сегодня одной из самых актуальных и востребованных тем. Ввиду понятного интереса к причинам острого социального недовольства, охватившего многие государства мира, в первую очередь Ближнего и Среднего Востока, а также к процессам радикализации там протестных настроений, распространению террористических методов борьбы с властью и ее ответных репрессий, расползанию, подобно раковой опухоли, зон брожения и небезопасности. Пакистан является крупнейшим по населению государством мира (6-е место, примерно 200 млн жителей), находящимся на стыке Южной, Западной и Центральной Азии. Исторически он принадлежит Южной Азии, Индостану, а культурно и цивилизационно связан с исламским миром, как арабским, так и тюрко-иранским. Международно-политическое его значение определяется рядом факторов, среди которых вражда с соседней Индией, обладание ядерным оружием, глубокая и органичная связь с обстановкой в Афганистане, участие государства в «войне с глобальным терроризмом» и распространение на его территории крупных очагов экстремистского исламизма. В достаточно обширной отечественной и еще более значительной мировой историографии по проблемам Пакистана сюжету о формах социального протеста и динамике их изменений уделено, как ни странно, недостаточно внимания. Между тем, роль и место этого социального явления велики, а определение предмета исследования, на первый взгляд, не представляется затруднительным. Если посмотреть на почти уже 70-летнюю историю существования государства Пакистан, то легко увидеть резко различающиеся этапы в характере, формах и движущих силах массового протеста, перемены во внутренних и внешних причинах, воздействовавших на него. Предварительно можно выделить два крупных периода, на которые распадается история массовых протестов населения. Первый включает начальные десятилетия, более четверти века существования страны с момента образования в1947 г. до середины–конца 1970-х гг. В эти годы социальный протест носил, как представляется, в основном классовый характер, и выражался в выступлениях рабочего класса и крестьянства, а также студенчества и средних городских слоев. Они протекали как в стихийной, так и в организованной форме и нередко были связаны с левыми и секуляристскими политическими группами и партиями, интеллектуальными кругами либерально-демократического или лево-коммунистического толка. Второй период, не закончившийся до сих пор, ознаменовался жестким подавлением государством оппозиционных рабочих, крестьянских и профсоюзных движений, усилением правого религиозного радикализма, захватом им антиправительственной «площадки». Можно в качестве гипотезы предположить, что массовый протест в Пакистане от социально-классовых форм эволюционировал в сторону социально-религиозных.
ТЕОЛОГИЯ. Религиозно-философская мысль классического ислама
Статья призвана служить введением к переводу трактата «О методах обоснования принципов вероучения» Ибн-Рушда (Аверроэса, от латин. Averroes, 1126–1198), последнего крупного классика мусульманской философии – фальсафы. Здесь освещается место данного трактата в философско-теологическом наследии мыслителя, ее значение как своего рода фальсафского «кредо», в котором дается альтернативное каламу рациональное обоснование мусульманской догматики, фондированное Кораном. Отмечаются базисные теоретико-методологические установки аверроэсовской критики ашаризма, прежде всего концепция о пяти модусах аргументации (аподиктических, диалектических, софистических, риторических и поэтических) и концепция аллегорической экзегетики, оригинальную версию которой разработал сам Ибн-Рушд.
Трактат по мусульманскому кредо (‘акыда) видного арабо-мусульманского философа Ибн-Рушда (Аверроэс, от латин. Averroes, 1126–1198) представляет особый теологический и историко-философский интерес как написанный философом, но на языке не философии, а теологии, – факт, не имеющий прецедента в культуре классического ислама. Свое понимание главных положений исламской веры автор выдвигает в полемике с представителями калама, особенно ашаритского. В нынешней публикации дан перевод первого раздела трактата, посвященного обоснованию бытия Бога. Критическому разбору здесь подвергаются каламские аргументы «от возникновения» (далиль аль-худус) и «от возможности/контингентности» (далиль аль-джаваз/аль-имкан), взамен выделяются коранические доказательства «от промысла» (далиль аль-‘инайа) и «от творения» (далиль аль-ихтира‘). На русском языке полный перевод трактата публикуется впервые.
ТЕОЛОГИЯ. Кораническая экзегетика мусульман Поволжья и Приуралья
В статье рассматривается один из основных опубликованных трудов Габдуллы Буби (1871–1922) «Истина, или Правильный путь». В ней говорится о причине написания трактата и его проблематике, дается оценка этого произведения. Автор рассматривает ключевые для коранической экзегетики понятия «насих» и «мансух», категорию «истина», вопросы распределения средств закята, завещания одной трети наследства на национальные нужды, отношения к накоплению материальных благ, представлены вопросы, которые отражаются в серии очерков Г. Буби «Истина».
ТЕОЛОГИЯ. Традиционное источниковедение и историография в исламе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Социальная психология
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Психология личности
Настоящая статья посвящена психологическому анализу последствий осетино-ингушского конфликта1992 г. В исследовании приняли участие 32 человека – родственники без вести пропавших в ходе конфликта. Для оценки интенсивности выраженности смысловой направленности использовался опросник посттравматического роста Р. Тадеши, Л. Колхауна (в адаптации М. Ш. Магомед-Эминова). Для проведения глубинного интервью был использован авторский опросник, включающий 50 закрытых и открытых вопросов, предполагающих получение двух видов информации: объективной (дата рождения, состояние здоровья, образование, профессия и т.д.) и субъективной (удовлетворенность жизнью, взаимоотношения с миром, поиск смысла жизни, ценность собственной жизни, отношение к религии, извлечение опыта из позитивных и негативных событий жизни, участие в работе Комитета по содействию поиску без вести пропавших и т.д.). На основе глубинных интервью с родственниками без вести пропавших во время событий осени1992 г. в Пригородном районе и г. Владикавказе рассматриваются духовные изменения личности, которые являются важной составляющей посттравматического роста, выявленные у родственников без вести пропавших. Анализ полученных результатов показал, что у большинства респондентов (59 %) обнаружился высокий уровень посттравматического роста; они продемонстрировали и высокую степень посттравматической мудрости. Одновременно было обнаружено, что обретение и реализация смысла жизни всегда связаны с внешним миром, с творческой активностью человека, субъектными параметрами и его успешными достижениями. Анализ интервью показал, что вера и духовность явились основой посттравматического роста, помогая сохранить психологическую устойчивость в трудной жизненной ситуации.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 2712-7990 (Online)