Preview

Minbar. Islamic Studies

Расширенный поиск
Том 13, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.31162/2618-9569-2020-13-1

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

13-37 472
Аннотация
Статья посвящена истории зарождения и развития иранского масонства и участию в масонских структурах представителей шиитского духовенства. Поскольку само масонство исторически в Европе являлось проводником либеральных идей, то, казалось бы, религиозные деятели Ирана, стоящие на позициях традиционализма, должны были быть предельно враждебно настроены к этому течению. Однако иранский опыт показал, что это не так и большая группа шиитских улемов, включая и наиболее авторитетных, в разное время входила в местные масонские ложи. Особенно активно духовенство было в эпоху Конституционной революции 1905-1911 гг., когда использовало масонские ложи и квазимасонские структуры для борьбы с абсолютистской монархией. В этих структурах многие его представители занимали руководящие позиции и влияли на ход конкретных исторических событий и принимаемые решения. Во второй половине ХХ века участие религиозных деятелей в масонских ложах Ирана стало ослабевать. Также автор анализирует слухи о принадлежности аятоллы Хомейни к масонству с целью определения степени их достоверности.
38-62 166
Аннотация
Статья посвящена малоизученной проблеме – этническому облику мусульман острова Сахалин по материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Остров являлся местом каторги, где отбывали наказание преступники со всей Российской империи, что обусловило пестрый этноконфессиональный состав его населения, существенно отличавшийся от других регионов российского Дальнего Востока. Количество мусульман на острове было значительным и превышало число единоверцев в других дальневосточных регионах. На основе анализа данных переписи реконструируется их гендерная, возрастная и социальная структура.
63-74 161
Аннотация
В настоящей работе на основе татароязычных дореволюционных источников анализируется жизнь и богословское наследие одного из самых ярких и плодовитых представителей татарского кадимизма начала ХХ в. – Мухаммад-Садыка Иманкулый (1870-1932). Особое внимание уделяется его главной работе «Тәсһил әл-бәйән фи тәфсир әл-Куръән» (Облегчение разъяснения комментирования Корана), которая представляет собой образец татароязычной экзегетической литературы, отражающей основное мнение ханафито-матуридитской традиции.
75-100 124
Аннотация
В статье на материале газетных публикаций анализируется эволюция коллективной идентичности татар-мусульман. Представленные формы социальных антагонизмов газет «Казан мухбире», «Юлдыз» и «Тарджиман» отражают динамику групповых и общинных связей первого времени существования идеологии модернизации («джадидизма»). Печатные СМИ были отражением бытующих в обществе идей. Идея «джадидизма» принадлежит редактору «Тарджиман» Исмаилу Гаспринскому. Однако за несколько бурных десятилетий сформировались общественные силы, которые заставили его единомышленников «с Волги» по-новому, более глубоко и ситуативно, рассмотреть конкретное «социальное лицо» обновленческого подхода. Представленная вниманию общественности публикация является одной из первых попыток изучить преемственность идеологии и практики реформаторства, свободного от прямого внешнего воздействия, но зависимого от языкового, рутинного, общественно-политического, образовательного и других наблюдаемых сфер жизни.

ТЕОЛОГИЯ

103-116 479
Аннотация

Известный татарский историк и богослов Шихабуддин Марджани (1818-1889), имам и преподаватель религиозных дисциплин в Казани, оставил после себя более 30 научных и назидательных письменных трудов. Некоторые из них были напечатаны в Казани, Стамбуле и Каире. Тематика трактатов Марджани затрагивает исламское вероучение, право, этику, коранические науки, историю ислама и мусульманских народов.

Наиболее важным вкладом в исламские науки являются его книги по исламскому схоластическому богословию и суннитской догматике. Из наследия Шихабуддина Марджани по исламским наукам мы обнаружили семь трудов, посвященных вышеуказанной тематике: «ал-Хикма аль-балига», «аль-‘Азб аль-Фурат», «аль-Масаль аль-а‘ля», «Хакк аль-байан», «ат-Тарика аль-мусля», «Хакк аль-‘акыда» и «Шарх мукаддимат ар-рисаля аш-шамсиййа».

В статье делается обзор данных трудов: дается краткая характеристика, говорится об их печатных изданиях, проливается свет на их проблематику, указывается на недоступность некоторых из них для исследования. Особое внимание уделяется труду «альХикма аль-балига» («Зрелая мудрость»), который является комментарием к известному в суннитском мире тексту «аль-‘Акыда ан-насафиййа».

В исследовании использованы описательный и исторический научные методы с элементами теологического анализа. Непосредственно исследовались доступные оригинальные источники на арабском языке, также были использованы труды современников татарского ученого.

135-148 681
Аннотация
В статье осуществлен краткий анализ современных исследований, на основании чего представлена теоретическая интерпретация понятий душевности и духовности в междисциплинарном ключе. Проанализированы феномены милосердия и сострадания, терпения и смирения с позиции душевности и духовности, рассмотрены связки милосердие-терпение и сострадание-смирение в контексте внешнего и внутреннего. Осуществлено осмысление феноменов эмпатии и рефлексии в контексте душевности/духовности, внешнего/внутреннего, на основе чего выявлено диалектическое единство понятий душевности и духовности, приводящее к пониманию диалектического единства внешней и внутренней стороны души человека.
117-134 246
Аннотация
Статья знакомит с содержанием одной из малоизвестных прижизненно опубликованных работ выдающегося татарского религиозного мыслителя Мусы Джаруллаха Бигиева (1875-1949), которая посвящена, в частности, исследованию и раскрытию смысла коранического понятия «йаджудж-маджудж». Вводимые в научный оборот факты из биографии ученого дают представление о предыстории появления рассматриваемой работы. В основу своего междисциплинарного исследования М. Бигиев положил глубокий источниковедческий, сравнительно-лингвистический и культурно-исторический анализ с привлечением религиозных книг иудаизма, христианства и ислама. Автор проводит мысль о недопустимости привнесения в мусульманскую экзегетику доисламских представлений о понятии «йаджудж-маджудж» и ряде других понятий, которые принято считать общим наследием авраамических религий; подчеркивает крайнюю важность свободомыслия; привлекает внимание к роли тюрков в мировой истории в ее прошлом, настоящем и будущем, высказывает ряд интересных умозаключений о скрытом смысле коранического сюжета о «йаджудже-маджудже».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

151-195 364
Аннотация
Согласно теории А.В. Смирнова, в основе «процессуальной логики» арабо-мусульманской культуры находится своего рода смысловой инвариант – религиозно-мировоззренческое отношение Бога и Мира. Смысловой инвариант имеет черты фрактала (Б. Мандельброт), такие как самоподобие, итеративность, рекурсивность, масштабная инвариантность. В статье представлены результаты психологического исследования механизма смыслообразования на примере анализа устойчивой культурной практики в исламе – ритуальной молитвы «намаз». Методология исследования построена с опорой на психологические и лингвистические теории, которые связывают механизмы смыслообразования с устойчивыми паттернами движения человека. На основе соотнесения «внешнего» (двигательного) и «внутреннего» (смыслового) аспектов намаза показано, что пространственные ориентации «верх-низ», «правое-левое», «впереди-сзади» в ритуале приобретают смысл иерархических отношений, отражающих религиозно-мировоззренческое отношение Мира и Бога. Использование фрактальной теории в психологическом исследовании религиозного сознания помогает приблизиться к объяснению единства арабо-мусульманской культуры на основе общего механизма смыслообразования.
196-216 576
Аннотация
В статье на примере конкретного кейса отношений взрослой дочери с отцом дается анализ мультикультурного подхода в психологическом консультировании, при котором учитывается этническая и религиозная специфика клиента. Показана положительная динамика психологической работы, базирующейся на ингушской культуре и ценностях ислама. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что мультикультурная компетентность психолога обеспечивает консультанту, с одной стороны, высокий уровень доверия клиента, а с другой – профессиональный подход, базирующийся на использовании в консультировании этнорелигиозных ресурсов.
217-248 268
Аннотация
Статья посвящена острой психологической проблеме – склонности личности к вовлечению в террористическую деятельность. На материалах прикладного психологического исследования и специальной литературы анализируются различные аспекты процесса формирования терросреды и вхождения в нее личности. Сделаны выводы о том, какие люди находятся в группе риска быть завербованными в террористическую организацию. Проанализированы психологические корни терроризма и террористического поведения. Показана роль нарциссической установки в формировании экстремистского поведения и вовлечении в терросреду. Террористическое поведение объяснено с точки зрения теорий конфликта культур, стигмации и теории субкультур. Отмечается важный этап формирования любой террористической группы и всей терросреды в целом – формирование и создание образа врага. Представлены различные стадии вовлечения в террористические группы, выделены основные черты вовлеченных личностей. Сделан вывод о том, что при вступлении в террористическую группу и последующем вхождении в терросреду личность теряет индивидуальность, происходит сужение интересов до целей, задач и учения группы, формируется готовность к самопожертвованию с разрывом всех прежних социальных связей, противоречащих мировоззрению терросреды. Даны рекомендации по социально-психологическому противодействию вовлечению личности в терросреду.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-9569 (Print)